Право в системе нормативного регулирования общественных отношений
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 20:31, курсовая работа
Описание работы
Сейчас, в условиях, когда уже выработана концепция правового государства, с присущими ему существенными признаками и особенностями. Построение правового государства является одной из важнейших перспективных задач, так как именно оно является, в современном понимании идеальной формой политической организации общества. Но вместе с тем никогда не существовало и не существует общепризнанного понимания правового государства.
Содержание работы
Введение. стр.3 1. Нормативное регулирование и виды социальных норм. стр.5 2. Соотношение права и других социальных норм: стр.14 2.1. Соотношение права и религии; стр.14 2.2. Соотношение права и обычаев; стр.17 2.3. Соотношение права и морали; стр.20 2.4.Соотношение права и корпоративных норм; стр.30 3. Право и социально-технические нормы. стр.32 Заключение. стр.36 Список литературы стр.38
«Право в системе нормативного
регулирования общественных отношений»
Выполнил: студент гр. Ю(б)зу
2в-32
Цымбал А.С.
№ зачетной книжки: 13041031416
Форма обучения - заочная ускоренная
Адрес места жительства: 680030
г. Хабаровск, ул. Ленина, д. 34
Научный руководитель:
Хабаровск - 2013
Содержание
Введение.
стр.3
1. Нормативное регулирование
и виды социальных норм.
стр.5
2. Соотношение права и
других социальных норм:
стр.14
2.1. Соотношение права и религии;
стр.14
2.2. Соотношение права и обычаев;
стр.17
2.3. Соотношение права и морали;
стр.20
2.4.Соотношение права и корпоративных
норм;
стр.30
3. Право и социально-технические
нормы.
стр.32
Заключение.
стр.36
Список литературы
стр.38
Сноски
стр.39
Введение
Сейчас, в условиях, когда уже
выработана концепция правового государства,
с присущими ему существенными признаками
и особенностями. Построение правового
государства является одной из важнейших
перспективных задач, так как именно оно
является, в современном понимании идеальной
формой политической организации общества.
Но вместе с тем никогда не существовало
и не существует общепризнанного понимания
правового государства. Объясняется это
действием самых различных факторов, таких
как: особенности исторического и культурного
развития, демократические, политические
и правовые традиции, своеобразие политической
и правовой систем, различия в правопонимании
и осмыслении права, как универсального
социального регулятора общественных
отношений и связей.[1] Вместе с тем идея
правового государства всегда понималась
на дуализме Государства и Права. Но одновременно
она опиралась на общефилософское представление
о праве как о высшей ценности, обладающей
своим собственным
Разновидностью теории правового
государства является концепция "господства
права". Примечательно, что теория "господства
права" и концепция правового государства
питались, в общем-то, из одного духовного
источника - философии Возрождения. Вместе
с тем романо-германская теория правового
государства имеет ярко выраженный рационалистический
аспект, поскольку упорядочение общественных
отношений мыслилось только посредством
позитивных законов. В русле этого право
интерпретировалось как своеобразная
дисциплинирующая система, и по сути немецкое
правовое государство есть не что иное,
как, воплощение определенного правопорядка.[3]
Но все же, чтобы объективно
определить в какой степени существующее
положение приближено к истине, следует
разобраться в том, какое место в современном
обществе занимает право (в его позитивном,
т.е. юридическом смысле).
В рамках данного вопроса следует
разобраться в том, какая же роль отведена
праву среди других социальных регуляторов,
как различные социальные нормы соотносятся
и взаимодействуют между собой, какие
существуют тенденции их развития и преобразования.
Проблема является актуальной
поскольку в процессе исторического развития
и эволюции общественных отношений, то
есть усложнения их элементной структуры,
а так же появления их новых разновидностей
неизбежно возникает вопрос о значимости
в тот или иной период времени применительно
к конкретным обстоятельствам тех или
иных социальных регуляторов. Вследствие
этого возникают вопросы о необходимости
совершенствования нормативной базы общества,
о приведении ее в соответствие с требованиями
новых условий жизни, а при историческом
отмирании тех или иных общественных отношений,
а так же при их изменении - об устранении
не соответствующих действительности
норм или их элементов, с целью предотвращения
возможности путаницы и противоречий.
Эту проблему в своих работах
затрагивали такие ученые как Алексеев
С.С., Кудрявцев В.Н., Лукашева Е.А., Нерисянец
В.С., Бабаев В.К., Плахов В.Д. и многие другие
деятели юридической науки.
1. Нормативное регулирование
и виды социальных норм.
В повседневной жизни каждого
человека нередко возникает вопрос, как
правильно поступить в той или иной ситуациях
на работе, в общественных местах, дома,
в семье, или, иначе говоря, как согласовать
свои поступки с интересами государства,
других людей. Ответ на вопрос о допустимом,
желаемом и должном поведении в подавляющем
большинстве случаев мы получаем из сложившихся
в обществе социальных норм, в которых
в общей форме аккумулируется опыт многих
поколений людей.
В современной общественной
науке обоснован взгляд на общество как
на целостный социальный организм. Отсюда
следует, что весьма важным качеством
общества является организованность,
упорядоченность образующих социальную
жизнь общественных отношений, а значит,
и объективная необходимость их социального
регулирования, которое характеризуется
рядом особенностей и закономерностей
развития, обусловленных требованиями
данной общественной системы.
Существование и развитие социального
регулирования, его место и функции в общественной
жизни характеризуется рядом закономерностей.
Во-первых, каждое исторически конкретное
общество объективно требует строго определенной
меры социального регулирования, иначе
неизбежны отрицательные последствия
для социальной системы - ее неорганизованность
или, наоборот, ее излишняя регламентация.
Эта мера , выражающая объем и интенсивность
социального регулирования, зависит от
требований данной социальной системы,
от этапа развития общества, уровня его
организованности. Такая мера тем значительней,
чем сложнее общественные отношения, чем
больше необходимость их согласованного
и скоординированного развития. Во-вторых,
в процессе развития регулирования в обществе
все более возрастает удельный вес социального;
не порывая с психобиологическими факторами
человеческого поведения и поначалу сливаясь
с ними, регулирование тем не менее все
более освобождается от стихийно-естественных
природных элементов и сторон, все более
связывается с потребностью выражения
и обеспечения объективных социальных
интересов в поведении людей, а в условиях
цивилизации во все большей степени - свободы
человека, автономной личности; соответственно
в регулировании наряду с повышением конкретности
и определенности возрастает нормативность
и в связи с этим абстрактность, всеобщность
- то, что так или иначе относится к общественному
сознанию. В-третьих, закономерной тенденцией
развития социального регулирования является
формирование относительно обособленных
регулятивных средств и механизмов. Определяющая
роль экономического базиса на всех этапах
развития общества остается решающим
фактором социального регулирования и
неизменно присутствует во всех его проявлениях
и разновидностях. В-четвертых, по мере
развития социальной жизни происходит
изменение качества регулирования , усложнение,
утончение, и совершенствование регулятивных
средств и механизмов, их нарастающая
дифференциация и интеграция; создается
в единстве со всей системой регулятивных
факторов своего рода инфраструктура
регулятивных механизмов - процесс, который
является как бы ответом социального регулирования
на потребности общественной системы,
ее экономики, политической власти,
идеологии, всего общественного развития,
на нужды социального прогресса, в том
числе на необходимость в условиях
цивилизации выражения и обеспечения
социальной свободы. Изменение качества
социального регулирования, в свою очередь,
выражается в ряде направлений, сторон
и характеристик развития и функционирования
его инфраструктуры.
Инфраструктура - это не просто
структура социального регулирования
в обществе, не просто его подразделенность
на виды, звенья, а сложившееся объективно
обусловленное построение этой структуры,
выраженное в устойчивой модели нормативно-организационных
форм регулирования, причем такой модели,
узловые звенья которой опираются на определенные,
тоже устойчивые организационные формы...
В соответствии с этим инфраструктура
социального регулирования предстает
главным образом в виде организационного
"базиса", или "скелета", особого
построения нормативно-организационных
форм, от которых непосредственно зависит
и развитие, и само функционирование этого
регулирования.
Следует строго разделять идеальную
и фактическую инфраструктуру социального
регулирования. Первая - это такая модель
основных организационно-нормативных
форм социальных регуляторов, которая
объективно обусловлена данным социальным
строем и является оптимальной для обеспечения
функционирования общественной системы
в соответствии с ее объективными законами.
Фактическая же инфраструктура представляет
собой реальное положение организационно
нормативных форм социальных регуляторов,
действующих в данном обществе и в данное
время, их реально существующую расстановку,
которая, выражая ее идеальную модель,
в то же время исторически находилась
и находится под влиянием целого ряда
разнообразных условий, обстоятельств,
причин, в том числе и таких, которые относятся
к субъективной стороне жизни общества,
к сложившимся традициям, науке, даже личностным
особенностям отдельных людей. В соответствии
с этим фактическая инфраструктура есть
особая, в наличии существующая реальность,
данность нормативно -организующих форм.
Инфраструктура социального регулирования
во многом зависит от его видов. Регулирование
в социальной жизни в принципе может быть
двух основных видов: индивидуальное и
нормативное.
Индивидуальное - упорядочение
поведения людей при помощи разовых, персональных
регулирующих акций, решений данного вопроса,
относящихся только к строго определенному
случаю, к конкретным лицам.
Нормативное - упорядочение
поведения людей при помощи общих правил,
т. е. известных моделей, образцов, эталонов
поведения, которые распостроняются на
все случаи данного рода и которым должны
подчиняться все лица, попавшие в нормативно
регламентированную ситуацию.
Индивидуальное - это простейшее
социальное регулирование. Оно имеет известные
достоинства: позволяет решать жизненные
проблемы с учетом данной ситуации, персональных
качеств лиц, характера возникших отношений.
Но очевидны и его значительные недостатки:
оно неэкономично, не вполне обеспечивает
строгую организованность, необходимую
одинаковость в повторяемых актах и процессах
производства , обмена, жизнедеятельности
людей, каждый раз проблему надо решать
заново, существуют довольно широкие возможности
для субъективистики, произвольных решений.
Появление нормативного регулирования
- первый и один из наиболее значительных
поворотных пунктов в становлении социального
регулирования, знаменующий крупные изменения,
качественный скачек в его развитии. При
помощи общих правил оказывается возможным
достигнуть единого, непрерывно действующего
и вместе с тем экономического порядка
в общественных отношениях, подчинить
поведение людей общим и одинаковым условиям,
продиктованным требованиями экономики,
власти, идеологии, всей социальной жизни.
Резко снижаются возможности для господства
случая и произвола. Тем самым с максимальной
полнотой достигается главная цель социального
регулирования - упорядочение всей социальной
жизни, прежде всего приобретение ею общественной
устойчивости и независимости от случая
и произвола.
Весьма существенно, что нормативное
регулирование затрагивает область общественного
сознания, связывается с ним, связывается
с ним, с существующей системой ценностей.
Ведь всякая норма в обществе - это масштаб,
критерий будущей оценки форм поведения,
суждение о ценностях, обращенное в будущее
и объективированное в том или ином виде.
Разумеется, нормативное регулирование
имеет и свои минусы, в особенности в случаях,
когда оно становится орудием политической
власти авторитарного типа, авторитарной
идеологии. Да и с точки зрения регулятивных
особенностей оно само по себе не обеспечивает
того, что достигается при индивидуальном,
разовом решении жизненных проблем: учета
конкретной, индивидуальной ситуации,
неповторимых особенностей данного случая.
Этим и объясняется потребность,
которая остро ощущается в ходе общественно-исторического
развития, - заполнить в необходимой мере
нормативное регулирование, в том числе,
правовое, индивидуальным. Однако это
не должно заслонять громадных социальных
преимуществ нормативного регулирования,
формирование которого имело переломное,
этапное значение в развитии регулятивных
механизмов, свойственных обществу как
социальной системе, кода и складывается
устойчивая инфраструктура регулирования.[4]
Если говорить о системе нормативного
регулирования как об автономном, объективно
существующем явлении, то ее можно определить
как всю совокупность норм, посредством
которых осуществляется регуляция поведения
людей в обществе, их отношений между собой
в рамках объединений, коллективов, между
собой в рамках объединений, коллективов,
а так же взаимоотношений с природой, регулируемых
посредством социально-технических норм.
Поведение, деятельность людей, отношения,
в которые они вступают, являются объектом
регулирования различных норм. Так права
и обязанности члена садоводческого общества
закреплены в уставе данного общества,
относящегося к так называемым корпоративным
нормам. Взаимоотношения между студентами
учебной группы подлежат моральной оценке.
Участникам свадебного торжества надлежит
вести себя соответственно существующим
народным обычаям и обрядам. Действия
человека, управляющего автомобилем, находятся
под "юрисдикцией" правовых норм.[5]
Однако, следует помнить, что
система нормативного регулирования не
совпадает полностью с юридической надстройкой.
Юридическая надстройка - это совокупность
всех правовых явлений, определяемых в
конечном итоге экономическим базисом
общества. Так же, расшифровывая приведенное
выше определение системы нормативного
регулирования, следует отметить, что
система социальных норм выступает лишь
частью системы нормативного регулирования,
так как в обществе действует два вида
норм: социально-технические и собственно
социальные. Это наиболее общее деление
всех действующих в обществе норм имеет
как бы первичное, исходное значение.