Право в системе социальных регуляторов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2015 в 22:25, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой является характеристика и определение места права в системе социального регулирования, выделение общего и особенного в социальных нормах.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1.Изучить различные понятия термина «социальная норма», охарактеризовать признаки, присущие социальным нормам и на основании отмеченных признаков, выработать понятие «социальная норма»;
2. Провести анализ классификаций социальных норм, при этом выработать классификационные критерии, присущие той или иной классификации;

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Социальные нормы, их особенности и классификация 4
Понятие социальных норм, их признаки и функции 4
Виды социальных норм 8
Общие черты социальных норм 12
Глава 2. Право в системе социальных регуляторов 14
2.1. Право как один из видов социальных норм 14
2.2. Право и мораль: взаимодействие и противоречие 16
2.2. Сходства и различия права и иных социальных норм 20
Заключение 22
Список литературы 24

Файлы: 1 файл

курсовая ТГП.docx

— 51.07 Кб (Скачать файл)

Разновидностью обычаев является деловой обычай. Он играет большую регулирующую роль в сфере предпринимательства, делового партнерства. Например, предприниматели редко обращаются в суд для взыскания пени, штрафа за недопоставку, несвоевременную поставку товаров, так как иначе можно потерять партнера.

Корпоративные нормы - это правила, регулирующие поведение людей в локальных сообществах. Локальные сообщества - это устойчивые, формализованные организации - семья, политическая партия, футбольный клуб, кооператив, профсоюз, так и неформализованные группы кратковременного характера, например коллектив охотников или игроков в карты. При этом любая совместная деятельность людей подразумевает наличие правил, ее регулирующих.

Корпоративные правила устанавливаются членами сообщества, выражают их коллективную волю, защищают их общие интересы. В некоторых сообществах такие нормы формализуются, то есть закрепляются документально в уставах, положениях, регламентах. Но корпоративные правила могут и не иметь документальной фиксации.

Отличительным признаком корпоративных правил является их локальный характер, то есть отсутствие общеобязательности. Они обязательны только для членов данного коллектива. К нарушителям применяются различные меры воздействия, самое серьезное из которых - исключение из коллектива. Чтобы быть членом сообщества, необходимо выполнять его корпоративные предписания. Нарушение последних приводит лицо к разрыву с сообществом. Разумеется, корпоративные правила действуют строго в рамках закона.

Религиозные нормы - это правила, регулирующие поведение верующих в повседневной жизни. Все религии провозглашают божественное происхождение природы и социальных институтов, включая религиозные каноны, государство и право. Традиционно религиозные нормы передаются людям как божественные откровения через избранных пророков (Иисус, Магомет) и, как правило, формализуются в освященных источниках (Библия, Коран и др.). Как проявление воли Высшего существа (Бога, Абсолютного Разума) религиозные нормы не требуют логического, рационального обоснования. Их основа - религиозная вера, убеждения людей.

Позитивные стимулы и санкции для нарушителей религиозных норм носят перспективный характер: речь идет об ответственности за свои действия непосредственно перед Богом. Характерным является понятие греха, а также рая для избранных и ада для грешников. Идея «страшного суда» - мощное психологическое средство, обеспечивающее добровольное исполнение религиозных норм. Религиозные нормы действуют с ранних этапов развития цивилизации. Религиозные системы оказали огромное влияние на развитие различных правовых систем. Библия, Коран, буддистские источники, языческие ритуалы и традиции - многие правовые нормы обязаны своим появлением именно этим религиозным источникам.

В отличие от права религиозные нормы не отличаются четкой определенностью. Здесь, как правило, используется притчевая форма изложения, требующая тщательного истолкования. Причем толкованием религиозных норм занимаются специально подготовленные церковные деятели, то есть особо посвященные лица.

Мораль представляет собой правила поведения, основанные на представлениях людей о добре и зле, достоинстве и чести, справедливости, долге и служащие мерилом и оценкой деятельности индивидов, организаций и других субъектов. Мораль тесно связана с нормами права: они практически действуют в одних и тех же сферах, поддерживают друг друга, их действие пересекается. Но в то же время они остаются самостоятельными нормативными регуляторами общественных отношений.

Мораль, как правило, несет оценочную нагрузку (плохо - хорошо), оценивает поступки людей, цели и мотивы этих поступков. Мораль - универсальный регулятор, распространяющийся практически на все действия людей. В отличие от правового регулирования нормы морали имеют менее формализованный характер, они не обеспечиваются государственным принуждением, а их санкцией является общественное осуждение. Моральный фактор всегда играл и будет играть важную роль в жизни общества. Нормы права, имеющие моральное обоснование, всегда более эффективны.

К социальным относятся также нормы международного права, которые закрепляются в межгосударственных договорах, соглашениях, пактах и т.д. Согласно п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора". Таким образом, в Конституции России провозглашен приоритет международного права перед внутригосударствен-ным.

 

 

    1. Общие признаки социальных норм

 

Социальный (общественный) характер. Социальные нормы регулируют отношения между людьми. Социальные нормы строятся по типу Субъект-Субъект.

Общий характер. Социальные нормы представляют собой не конкретные указания - когда, кому и что делать или не делать, а общие модели, образцы, стандарты человеческого поведения. Они не регулируют случайные или уникальные ситуации. Предмет регулирования социальных норм - стандартные, типичные, широко распространенные отношения. Нормативное регулирование предполагает формирование официальных моделей правомерного поведения - что можно, нужно или нельзя делать при наступлении определенных, заранее установленных обстоятельств.

Объективно-субъективный характер. Социальные нормы отражают экономический, политический, социально-культурный уровень развития общества. В них ярко проявляются особенности исторического развития общества, национальная специфика, общекультурные достижения. В социальных нормах одновременно сочетаются и субъективные, и объективные факторы. С одной стороны, они создаются людьми и носят сознательно-волевой характер, а с другой - обусловлены действием объективных закономерностей, не зависящих от человека.

Системный характер. Чтобы выполнять функции социального регулирования все нормы должны быть согласованы между собой, взаимодействовать, дополнять друг друга, не противоречить. Для социальных норм характерны два вида системных взаимодействий - внутренние - внутри отдельно взятой системы норм и внешние - между разными системами социальных норм, например между правом и моралью, правом и традициями. Регулирующее воздействие одной группы норм дополняется, конкретизируется другими социальными нормами. Так, право взаимодействует и с моралью, и с религией, и с традициями, и с иными видами социальных норм.

Подзаконный характер. Среди всех социальных норм право обладает безусловным приоритетом. И мораль, и традиции, и корпоративные правила должны соответствовать законодательству. В случае каких-либо противоречий действует именно правовая норма.

Обеспеченный характер. Норма ничто без соответствующего обеспечения. Каждое правило - моральное, религиозное, корпоративное или правовое - должно иметь специфические гарантии. Нарушение нормы влечет применение к нарушителю определенных санкций. Если за нарушения права применяются государственные санкции, то иные социальные нормы обеспечиваются санкциями негосударственного, общественного характера. [10]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Право в системе социальных регуляторов

 

Являясь  важнейшим  элементом  нормативного  регулирования  общественных  отношений,  право  занимает  особое  место  в  системе  социальных  норм.  Во-первых,  это  нормы  всегда  формально  определенные,  т.е.  изложенные  в  письменном  тексте  нормативно-правового  документа.  Во-вторых,  это  единственные  из  социальных  норм,  которые  устанавливаются, санкционируются  и  обеспечиваются  государством,  силой  государственного  воздействия.  В-третьих,  нарушение  норм  права  часто  влечет  за  собой  ограничение  свободы  индивида,  изоляцию  от  общества.

 

2.1. Право как  один из видов социальных норм

 

Определение права как нормативного регулятора вытекает из действительно существующей в жизни группы социальных причинно-следственных связей, содержанием которых и является как раз зависимость социального поведения людей от наличия и действия определенных правил, предписаний, установлений, норм. В этой зависимости действует и механизм обратной связи, когда на изменение, развитие, уточнение этих правил, если они оказываются недостаточными, неэффективными, непригодными, влияет фактическое поведение адресатов, то, что получается реально в состоянии общества, его отдельных сфер.

Здесь решающую роль играет социальная практика. Нормативное понимание права отражает не только зависимость социального поведения, в конечном счете, от некоторых социальных реальностей (правил поведения), но и обратную зависимость этих реальностей от социального поведения, т.е. отражает взаимозависимость, взаимообусловленность причинно-следственных связей, при которых следствие корректирует причину, ее формы, ее действие. Таким образом, здесь действительно налицо всегда имеется та самая обратная связь, которая характерна именно для регулятора в любой системе – социальной, биологической, технической и иной. Эта связь и право позволяет определять именно как нормативный регулятор. Механизмом правового регулирования как одного из видов социального регулирования становится при этом совокупность способов воздействия права на участников общественных отношений: дозволения, запреты, позитивное обязывание. Эти способы правового регулирования и формируют, в конечном счете, правовое состояние общества, поведение ею членов, их коллективных образований. Однако сводить нормативно-правовое регулирование исключительно к классовым интересам, к воле господствующего класса было бы принципиально неверным.

Понятие права как нормативного регулятора, которое охватывает указанную выше зависимость, является одной из самых узловых категорий юридической науки. Это, пользуясь терминологией Т. Куна, парадигма юридического научного мышления, т.е. господствующая основная концепция. И как каждая парадигма, юридическая парадигма – понятие нормативно-правового регулятора – представляет собой определенный итог длительного изучения соответствующей группы причинно-следственных связей.

Вместе с тем нормативное содержание права возникает исторически объективно, оно несет с собой большую гуманистическую нагрузку, отражая закономерности формирования целой системы нормативного регулирования. Разумеется, право при этом сохраняет и специфику, присущую только ему. Исторически нормативное содержание права формировалось и развивалось таким образом, что все теснее увязывались в единую норму различные структурные элементы: гипотеза (условие действия правила поведения), диспозиция (собственно правило поведения), санкция (мера ответственности за нарушение правила поведения).

В этом единстве заключается большой нравственный и гуманистический потенциал нормативно-правового регулятора, т.к., например, противоположное требование исполнять те или иные правила поведения безотносительно к объективным условиям, без учета наличия или отсутствия возможностей для этого, игнорирования логической структуры «если-то-иначе», которая характерна для адресата нормы, превращает этого адресата в слепого, бездушного исполнителя, объект для применения всевозможных, в том числе произвольных, несоразмерных мер принуждения. Это обстоятельство недостаточно учитывают те, кто выводит в своих концепциях гипотезу и санкцию за рамки нормы права, кто «размывает» нормативное содержание права «широким» пониманием права и т.п.

 

2.2. Право и мораль: взаимодействие и противоречие

 

Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с иными нормами, как элемент социального нормативного регулирования. В регулировании общественных отношения право взаимодействует с моралью. Поскольку и право и мораль являются видами социальных норм, они обладают некоторыми общими чертами, которые характерны для всех социальных норм, но с другой стороны имеют и принципиальные отличия.

История развития цивилизации свидетельствует, что право и мораль как составные части культуры общества органически связаны друг с другом. Правовая система государственно-организованного общества закрепляет жизненно важные для всего общества требования морали. Нравственную культуру населения страны, и исходит из того, что нравственная основа права является «важной составной величиной общей регулятивной потенции права, что право должно быть нравственным, законы должны быть справедливыми и гуманными».

 Единство между правом  и моралью прослеживается в  следующем: во-первых, в системе социальных  норм они выступают самыми  универсальными, распространяющимися  на все общество; во-вторых, они  имеют единый объект регулирования  – общественные отношения; в-третьих, формируются в обществе, то есть возникают в связи с волей и сознанием людей; в-четвертых, соответствуют типу культуры и характеру социальной организации. Однако, по названным критериям, при более детальном исследовании, можно выделить и ряд отличий:

-По способу происхождения  мораль возникает вместе с  обществом, а право вместе с  государством;

-В зависимости от способа  формирования. Правовые нормы возникают  в процессе юридической и законодательной  практики, функционирования соответствующих  институтов общества и государства: доминирующие в обществе идеи  права переводятся в форму  юридических правил. Таким образом, правовые нормы являются институциональными, четко отделенными от правосознания  и действующими в рамках социальных  институтов. Мораль же наоборот  возникает стихийно, формируясь  в духовной сфере жизни общества, следовательно, не институционализирована, не связана со структурной  организацией общества и не  отделима от общественного сознания. Как уже отмечалось выше, нормы  морали опираются на складывающиеся  в обществе представления категорий  «добро», «зло», «плохо», «порядочно», «справедливо» и т.д.

-По форме существования (или форме выражения). Правовые  нормы как институциональные  регуляторы закреплены в строго  определенных документальных формах, таких как нормативные акты, судебные  решения и т.д. Способы их фиксации  должны отвечать строго определенным  требований, установленным в централизованном  порядке. Это касается, например, характера  текста, его атрибутов. Также достаточно  четко очерчен круг субъектов, которые формируют юридические  тексты,  содержащие нормы права. В то время как моральные  нормы содержатся в общественном  сознании и существуют в виде  принципов, понятий, идей, оценок. Значит, не предъявляется никаких особых  требований к форме, тексту по  поводу морали;

Информация о работе Право в системе социальных регуляторов