Правомерное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 19:01, курсовая работа

Описание работы

Трудовое право - самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих трудовые отношения работников и работодателей, а также тесно связанные с ними иные отношения.
Характеризуя в целом трудовое право, следует не только учитывать роль труда в общественной жизни, но и значительную специфику этой правовой отрасли. Она вытекает, прежде всего, из особенностей объекта трудового регулирования. Таким объектом является труд.
Материальную основу любого общества составляет трудовая деятельность людей. Труд является независимым от любых общественных форм условием существования человека, и составляет его вечную естественную необходимость.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….3-5
Глава I. Развитие трудового права до октября 1917 года:
Развитие трудового права в Российской империи……….6-11
Трудовое право в период временного правительства…..12-14
Глава II. Особенности советского трудового права:
2.1. Правовое регулирование труда с октября 1917 года
до декабря 1918 года……………………......................................15-18
2.2. Трудовое право: 20 – 70-ые годы.…………………………18-25
Заключение …………………………………………………………26-28
Литература …………………………………………………………29

Файлы: 1 файл

Анжелика.docx

— 56.71 Кб (Скачать файл)

Второй советский Кодекс законов  о труде, одобренный IV сессией ВЦИК IX созыва, 30 октября 1922 г., завершил формирование советского типа трудового права. Использовав многие нормы и конструкции КЗоТа 1918г., новый КЗоТ РСФСР вместе с тем существенно отличался от своего предшественника как по структуре, так и по содержанию. Оставшись «мини-кодексом», «кодексом-конституцией», КЗоТ 1922 г. не только больше прежнего Кодекса по объему (192 статьи против 137), но и значительно шире по содержанию.

КЗоТ 1922 г. по сути дела окончательно конституировал основные институты  советского трудового права, дав  им нормативное содержание. В 17 разделах нового Кодекса можно видеть каркас таких институтов советского трудового права, как трудовой договор, коллективный договор, положение профсоюзов, дисциплина труда, заработная плата, гарантии и компенсации, нормы труда и сдельные расценки, рабочее время, время отдыха, техника безопасности и гигиена труда, охрана труда женщин и молодежи, материальная ответственность работников за ущерб, нанесенный имуществу предприятия, социальное страхование.

Главное отличие Кодекса 1922 г. от его  предшественника заключается в его концепции и функциональной направленности. Кодекс 1922 г. был создан для функционирования в условиях, принципиально отличных от военного коммунизма.

Советское государство признало необходимость  развития рынка, и легализовало в определенных пределах первооснову рыночной экономики: право частной собственности и свободу предпринимательства. Это делало необходимым существенное реформирование сложившегося трудового права.

В отличие от КЗоТа 1918 г., основная направленность и пафос которого были в полном отрицании рыночных отношений, всесилии и монополизме государства, тотальном принуждении, Кодекс 1922 г. включал частноправовые начала, правда, в четко обозначенных государством пределах. Ленинская концепция нэпа устанавливала жесткие границы действию рыночных сил, полностью отвергала идеи экономического либерализма и делала акцент на социальную ориентацию экономики путем активного использования государственных рычагов.

В КЗоТе 1922 г. была сделана попытка  сформировать трудовое право, призванное функционировать в условиях государственного социализма, признающего жестко регулируемую рыночную экономику, трудовое право с оптимальным, с точки зрения правящей партии, сочетанием публично-правовых и частноправовых начал, трудовое право, учитывающее реалии и специфику России того времени, ее прошлый опыт, как дореволюционный, так и послереволюционный.

КЗоТ 1922 г. остается первоосновой нашего трудового права, хотя в последующие годы многие его нормы, конструкции, принципиальные подходы претерпели существенные изменения в связи с отказом от нэпа и политическими катаклизмами последующих лет, которые привели, в частности, к реставрации многих элементов правового регулирования труда периода военного коммунизма.

В конце 1920-х годов после ожесточённой внутрипартийной борьбы в стране произошла смена курса. Новое политическое руководство во главе с И.В.Сталиным отказалось от ленинского плана строительства социализма через нэп и начало осуществление форсированного курса индустриализации и коллективизации страны сталинскими методами – «в кратчайшие сроки и любой ценой».

В апреле 1930 года было создано Управление исправительно-трудовых лагерей, получившее вскоре статус главка Народного комиссариата юстиции и вошедшее в историю  под названием ГУЛАГ.

КЗоТ 1922 года в новых условиях оказался явно непригодным и «тихо скончался», хотя формально не был отменён. К концу 1930-х годов КЗоТ стал мало похож на свой первоначальный вариант.

Эволюция правового регулирования  труда после нэпа и до начала Великой  Отечественной войны нашла отражение  в принятых в 30-е и в начале 40-х годов нормативных правилах. В их числе – введение прямого  государственного принуждения к  труду под страхом уголовной  ответственности.

В 1941 году были утверждены новые типовые правила внутреннего трудового распорядка со специальным разделом, посвящённым ответственности за нарушение трудовой дисциплины. В числе прочего было установлено, что к прогулу приравнивается явка на работу в нетрезвом состоянии.

В 1936 году была принята Конституция  СССР. В ней труд провозглашался обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина.

Великая Отечественная война оказала  серьёзное воздействие на развитие трудового законодательства. Чрезвычайные меры насильственного порядка, введённые  в начале 40-х годов,  были ещё  более усилены и дополнены  другими мерами, диктуемыми военной  обстановкой.

В годы восстановления и развития народного хозяйства СССР после  войны, до смерти И.В.Сталина, главные  изменения в трудовом законодательстве касались отмены чрезвычайных мер по использованию рабочей силы, принятых в военные годы.

Формально в качестве главного источника правового регулирования труда действовал Кодекс законов о труде (КЗоТ) 1922 года с многочисленными поправками и дополнениями. С 1938 по 1952 год кодекс не переиздавался. В 1952 году он был издан в качестве нумерованного издания, рассылавшегося по спискам. В аннотации к этому изданию указывалось, что КЗоТ предназначен для служебного пользования работников суда и прокуратуры.

 Следующим этапом громкогласного реформирования стало 15 июля 1970 г., когда Верховный Совет СССР одобрил Закон «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде» (далее Основы законодательства о труде, или Основы). Это был первый в советской истории общесоюзный закон о труде кодификационного характера, объединивший все основные нормы, регулировавшие труд рабочих и служащих. Основы законодательства о труде, вступившие в силу с 1 января 1971 г., сформировали фундамент для всей системы советского трудового законодательства, обеспечивали его единство в масштабах СССР и в значительной мере определили дальнейшее развитие трудового права, стали его эталоном.

Основы законодательства о труде внесли в действовавшее законодательство немало новых моментов, улучшавших положение работников, повышавших уровень правовых гарантий для трудящихся. Это относится ко многим институтам трудового права, например, к трудовому договору. В регулировании его можно отметить следующие новшества: запрещение необоснованного отказа в приеме на работу (ст. 9); ограничение прав администрации при временном переводе работников на другую работу в случае производственной необходимости или простоя и расширение гарантий сохранения заработной платы за переводимыми работниками (ст. 14); установление большей защиты работников при увольнении по инициативе администрации (отмена права увольнения работников в связи с привлечением к уголовной ответственности и пребыванием под стражей более 2 мес. (п. 7 ст. 15), а также в случае приостановки работ на срок более одного месяца по причинам производственного характера); увеличение с 2 до 4 мес. срока отсутствия работника вследствие временной нетрудоспособности, дающего администрации право уволить работника, с установлением нового, льготного для работников правила, согласно которому за рабочими и служащими, утратившими трудоспособность в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, место работы (должность) сохраняется до восстановления трудоспособности или установления инвалидности (п. 5 ст. 17); увеличение периода оплаты вынужденного прогула при увольнении без достаточных оснований с 20 дней до 3 месяцев (ст. 92); увеличение материальной ответственности должностных лиц, виновных в незаконном увольнении работников или незаконном переводе их на другую работу (ст. 93).

Новшества были внесены и в регламентацию условий и охраны труда: допущение работы неполное рабочее время с оплатой пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки (ст. 26); запрет замены ежегодного оплачиваемого отпуска денежной компенсацией (кроме случаев увольнения работника, не использовавшего отпуск (ст. 32); введение кратковременных отпусков без сохранения заработной платы (ст. 35); увеличение продолжительности ежегодных оплачиваемых отпусков с 12 до 15 рабочих дней (ст. 33); расширение охраны труда и гарантий занятости для беременных женщин и женщин-матерей (ст. 68, 73). Наконец, следует отметить предоставление профсоюзам в лице ВЦСПС права законодательной инициативы (ст. 69) и возрождение правовой инспекции труда (ст. 104). 5

Принятие Основ законодательства о труде было, бесспорно, шагом вперед в развитии нашего трудового законодательства. Многие из его норм полностью оправдали себя, действуют и сегодня и ни в коей мере не устарели.

Вместе с тем отдельные новшества, введенные Основами, как показал последующий опыт, оказались неудачными. К ним, например, относится отмена предупреждения работников при увольнении по инициативе администрации.

Основы законодательства о труде явились правовой базой для принятия в 1971–1973 гг. кодексов законов о труде в союзных республиках, которые не только воспроизвели Основы, но по многим вопросам дополнили, конкретизировали и детализировали их, включив в текст положения союзных законов о труде.

Новый КЗоТ РСФСР был принят на сессии Верховного Совета РСФСР 9 декабря 1971 г. и введен в действие с 1 апреля 1972 г. КЗоТ РСФСР 1971 г. воспроизвел основные положения Основ законодательства о труде, дополнив и конкретизировав Основы. Достаточно сказать, что число глав в Кодексе было увеличено с 15 до 18, а число статей - со 107 до 256. В числе дополнений нормы, относящиеся к работникам, работающим в районах Крайнего Севера, что отражает специфику РСФСР, отличавшую ее от других союзных республик СССР.

Особенно большие дополнения были внесены в главы о трудовом договоре, о рабочем времени и времени отдыха, о заработной плате, гарантиях и компенсациях, о льготах для работников, совмещающих работу с обучением, о трудовых спорах.

КЗоТ 1971 г., дополнив и конкретизировав Основы законодательства о труде, в течение трех десятилетий, с многочисленными поправками и дополнениями, действовал (и до сих пор действует) в России как основной законодательный акт по труду.

Он существенно модернизировал КЗоТ 1922 г., который давно уже превратился  в анахронизм. Принятие Основ и новых кодексов дало толчок к существенному обновлению советского трудового законодательства в целом. Уже в 70-е годы началось приведение различных актов по труду в соответствие с основополагающими актами кодификационного законодательства, прежде всего с Основами. Были приняты Положение о правах ФЗМК (1971 г.), Положение о порядке рассмотрения трудовых споров (1974 г.), Типовые правила внутреннего трудового распорядка (1972 г.), Положение о правовой инспекции труда (1976 г.), Постановление Президиума ВЦСПС и Госкомтруда о порядке заключения коллективных договоров (1971 г.), Положение о постоянно действующем производственном совещании (1973 г.).

Обновление законодательства в 70-е годы коснулось отдельных категорий работников. Появились новые акты об условиях труда временных и сезонных работников, положения об аттестации научных работников, учителей общеобразовательных школ, инженерно-педагогических работников профтехучилищ, руководящих инженерно-технических работников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

          Анализ трудового законодательства  Советского Союза свидетельствует о том, что оно имело свои особенности и подвергалось неоднократному реформированию. Это было связано, прежде всего, с историческими событиями, происходившими в стране в период становления советской власти.

По первой главе курсовой можно  сделать следующие выводы: трудовое право начало развиваться в эпоху  Российской империи и первое фабрично-трудовое законодательство сформировалось в России в весьма короткие сроки (с 1882-го года по1903 год). Затем в 1913 году был подготовлен  «Свод законов Российской империи». В редакции Свода были выделены из различных уставов и объединены в отдельный акт, законоположения, относившиеся к регулированию труда работников в промышленности, в том числе горнодобывающей, получивший название Устав о промышленном труде (УПТ).  Этот  Устав стал главным источником фабрично-трудового законодательства, и с этого момента юридическая наука и практика стали ссылаться не столько на Полное собрание законов и на тексты соответствующих актов, сколько на статьи Устава о промышленном труде, Это позволяет рассматривать его как прообраз будущих российских кодексов законов о труде.

 Разработку УПТ можно с полным основанием рассматривать как первый шаг на пути превращения трудового права в самостоятельную отрасль, имеющую собственный систематизированный источник правового регулирования, специфический и отличный от других отраслей юридический инструментарий. Можно считать, что УПТ подготовил почву для кодификации трудового права в России после октября 1917 г.

При написании второй главы были сделаны следующие выводы: КЗоТ, принятый в декабре 1918 года – первый относительно широкий и комплексный по содержанию акт советского трудового законодательства, положил начало череде последующих кодификаций этого  документа и заложил основу дальнейшего развития советского трудового права. Новая кодификация трудового законодательства произошла в 1922 году. Принятием КЗоТа 1922 года была сделана попытка сформировать трудовое право, призванное функционировать в условиях государственного социализма, признающую жёстко регулируемую рыночную экономику, трудовое право, учитывающее реалии и специфику России того времени. КЗоТ 1922 г. остается первоосновой нашего трудового права, хотя в последующие годы многие его нормы, конструкции, принципиальные подходы претерпели существенные изменения.

 После смерти Сталина (1953) и ХХ съезда КПСС (февраль 1956 года) начался новый этап в  истории нашей страны. Развитие  общественно- политических процессов  в эти годы носило противоречивый  характер. Трудовое законодательство  на данном этапе модернизировалось,  приобретало более демократический характер,  созвучный с общепризнанными принципами правового регулирования труда.               

Информация о работе Правомерное поведение