Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 17:39, контрольная работа
Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Однако понять роль и место государства в истории общества можно только рассматривая его в контексте других - более широких и емких явлений, одним из которых является, например, политическая система.
Введение 3
1. Общая характеристика политической системы общества 5
2. Место и роль государство в политической системе 11
Библиографический список 16
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ
Факультет юридический
специальность юриспруденция
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: Теория государства и права
на тему: Правоохранительные органы в механизме государства
Выполнил:
Студент гр.12131
Слюсарь Н.В.
Проверил:
Заведующий кафедрой,
профессор кафедры, к.ю.н.,
доцент
Красняков Н. И.
Новосибирск 2012
Содержание
Введение 3
1. Общая характеристика политической системы общества 5
2. Место и роль государство в политической системе 11
Библиографический список 16
Государство играет важную
роль в жизни любого современного общества.
Однако понять роль и место государства
в истории общества можно только рассматривая
его в контексте других - более широких
и емких явлений, одним из которых является, например,
Политическая власть характеризуется способностью влиять на направления деятельности людей, социальных групп, слоев, классов посредством эконмических, идеологических и организационно-правовых воздействий, а также с помощью авторитета, традиций, насилия. Это мощный фактор организации и регулирования совместной деятельности людей, средство упорядочения их взаимоотношений, способ обеспечения порядка и стабильности в обществе. Политическая власть обладает концентрированной силой, превращающей ее в действенный фактор социального бытия. Такой силой выступают различные институты государства. Этими институтами являются государственные органы власти с их материальными придатками в виде армии, карательных органов, тюрем, суда, а также правовые нормы.
В настоящее
время видится актуальным
Целью настоящей работы
является рассмотрение вопроса о взаимосвязи
политической системы и государства, месте
государства в политической системе общества
и его роли в ней, их взаимовлияния. Для
достижения поставленной цели в работе,
прежде всего, необходимо дать общую характеристику
самих понятий “государство” и “политическая
система”, определить их содержание, а
затем выявить соотношение и роль государства
в политической системе общества.
Задачами,
которые определяются целью работы, являются:
- раскрытие понятия политической системы
общества и его характеристика;
- определение места и роли государства
в политической системе общества;
Данная работа состоит из введения, двух разделов основной части, заключения и библиографии.
Понятие «политическая система» пришло в теорию государства и права из социологии. Известные мыслители периода античности Сократ, Платон, Аристотель уподобляли общество живому организму. В более поздний период этой точки зрения придерживался Гоббс. Все системы (биологическая, техническая, политическая) имеют общие свойства. Они состоят из совокупности многочисленных элементов, находящихся в системной связи и обладающих относительной самостоятельностью в пределах функций каждого из них.
Каждая система имеет свою структуру. Структура – способ упорядочения элементов; для нее характерна устойчивость. Если в качестве примера взять партию, то она имеет свою структуру (партийные организации, которые также имеют свою структуру, высшие партийные органы и т.д.), взаимосвязана с иными партиями, политическими движениями и государством. В основе политической системы общества лежат политические отношения в сфере ее функционирования и между ее составляющими. Как известно политика (от греч. слова «politika» — государственные или общественные дела, от «polis» — государство) — сфера деятельности, связанная с властными отношениями между социальными группами, слоями общества. Политика — сфера властных взаимоотношений в обществе. Можно сказать, что политика — отношения по поводу власти в обществе. Есть и иные понятия о политике1. Политика - искусство возможного в достижении цели в сфере взаимоотношений в обществе, общества и государства. Еще Демокрит подчеркивал, имея в виду именно политическую сторону, что искусство управлять государством — наивысшее из всех искусств.
С возникновением государства появляются общественные организации с ярко выраженной политической окраской. Возникают жреческие объединения, стремящиеся затормозить экспансию государства в политическом пространстве, более того, «приручить» его. Итак, политическая система имеет довольно древнюю историю. Она началась с возникновением государства. Благодаря трудам Плутарха мы узнаём, что в 431 г. до н.э. в Афинах противоборствовали партия стратега Нукия и партия народного вождя (демагога) Клеона; в 149 г. до н.э. во внутренней борьбе в Риме противостояли партия «Оптимистов» (партия знати) и «Популяров» (народная партия); в 43 г. до н.э. партию республиканцев возглавлял Цицерон — государственный деятель и поэт2. При внимательном анализе обнаруживается сходство проблем партий II—I вв. до н.э. и партий XXI в. Партии всегда отражали и отражают интересы определенного слоя общества или определенного класса. Например, Аристотель делил партии на горские, равнинные и прибрежные. Постоянно старалось сохранить свое влияние на государство духовенство (церковь, мечеть, духовные иерархи), а порой оно лелеяло надежду сделать государство своим инструментом, т.е. захватить государственную власть. Ярким примером тому служат современные Иран, Афганистан, Саудовская Аравия, Ватикан и др.
В современный период политические и неполитические общественные образования (партии, политические движения, религиозные и национальные общественные формирования, государство, управленческие структуры) находятся в тесной взаимосвязи. Государство, партии, духовенство, иные общественно-политические формирования и их главная структурная составляющая — человек способный строить гармоничные и взаимоотношения, отвечающие стратегическим интересам общества, только в пределах правового пространства, лишь следуя правилам, предписанным правовым законодательством3. Борьба за государственную власть допустима только при обеспечении строгого соблюдения принципов верховенства права, законности и приоритета, естественных прав человека.
На основе всего изложенного можно сказать, что политическая система — универсальная управленческая система государственно организованного общества, структурные звенья которой связаны политическими отношениями, в пределах которых регулируются производство и распределение социальных благ, создаются условия для успешной жизнедеятельности человеческого общества данной страны. Другими словами, политическая система общества — это система взаимосвязанных и взаимодействующих объединений (организаций) людей, базирующихся на разнообразных формах собственности, отражающих интересы и волю социальных классов, слоев, групп и наций, реализующих политическую власть или борющихся за ее осуществление в рамках нрава через государство4.
Компонентами политической системы являются:
а) совокупность политических объединений (государство, политические партии, общественно-политические организации и движения);
б) политические отношения, складывающиеся между структурными элементами системы;
в) политические нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь страны;
г) политическое сознание, отражающее идеологические и психологические характеристики системы;
д) политическая деятельность, охватывающая действия конкретных людей как представителей или членов политических объединений.
Используя различные методологические приемы (подходы), можно выявить ряд критериев, позволяющих обосновать и расшифровать приведенное определение политической системы.
С позиций генетического подхода важное критериальное значение имеет объективная обусловленность политических явлений экономическими и социальными факторами. Критерий экономической детерминации политики проявляется прежде всего в отношениях собственности и производства, и напротив, обратное влияние политики на экономику наиболее возможно в отношениях распределения и управления. Критерий социальной обусловленности политических явлений свидетельствует о том, что они являются результатом и средством общественного развития. Любое политическое явление неотделимо от людей. Люди как конкретные материальные и одухотворенные, обладающие разумом существа создают политические идеи, вырабатывают политические нормы, устанавливают между собой связи, т.е. творят политику именно люди, а не какие-то абстракции. Критерии социального интереса раскрывает взаимосвязь политической системы и ее элементов с определенными социальными группами, слоями, классами, нациями. Потребности и интересы этих групп, слоев и т. д. выступают решающими мотивационными факторами в формировании политических организаций.
Институционный подход позволяет обозначить устойчивые и реальные во времени и пространстве характеристики политических явлений. Суть этого подхода отражает организационный критерий, призванный показать, что отдельные индивиды сами по себе не могут выступать в виде элементов политической системы. Люди рождаются как социально-биологические, но не политические существа. Они представляют собой в этом плане тот "материал", из которого в соответствующих исторических условиях при наличии определенных социальных качеств формируются элементы и система в целом.
Системный подход к изучению политических явлений дает возможность представить их в виде целостной системы, способной оказывать влияние на ее структурные элементы и взаимодействовать вовне — с обществом, иными политическими системами, с окружающим миром. Системный критерий позволяет выделить такие качества политической системы и ее составляющих, как иерархическая структура, однородность элементов, институциональная совместимость, наличие разнообразных связей, обусловленность элементов целым, автономия их поведения. Главным критерием, характеризующим динамику и статику самой системы, является ее целостность, так как развитие системы есть процесс достижения целостности.
Субстациональный (существенный) подход помогает выявить первооснову всего политического, то, на чем базируются все политические явления (идеи, нормы, отношения, процессы, институты). Значение понятия "субстанция" в различных отраслях науки неодинаково. В химии — это элемент, в биологии — живой белок, в политической экономии — труд, в философии — материя. В политологии в качестве субстанции рассматривается политическая власть, а механизма ее осуществления — политическая система. Сущностный критерий (власть) является сквозным для политической системы на всех этапах ее существования независимо от экономических, географических, религиозных, национальных и иных факторов5.
Политическую власть можно охарактеризовать как систему волевых отношений классового общества, которые обусловлены интересами социальных слоев и классов, выраженными в деятельности политических организаций. Она имеет несколько уровней функционирования и реализации.
Во-первых, это власть конкретных политических объединений (политических партий, общественно-политических организаций и движений). Она реализуется через их организационные руководящие структуры. Данный — институциональный — уровень политической власти является наиболее зримым и реальным.
Во-вторых, можно обозначить коалиционный уровень власти, отражающий совокупность властных устремлений, или нескольких социально однородных политических организаций, или блока политических организаций, или блока партий и объединений, отражающих интересы различных социальных общностей. В подобном случае власть реализуется через временные или постоянные органы типа круглых столов, советов парламентских фракций.
В-третьих, представляется необходимым выделить общеполитический уровень власти. Здесь концентрируются результаты политического консенсуса, достигнутого в ходе соперничества и сотрудничества различных политических сил. Если такие результаты получают отражение в нормативно - правовых актах, то политическая власть совпадает с государственной властью и осуществляется государством. В иных случаях она реализуется через политические органы, как правило, разновременного характера.
Конкретно-исторический подход в зависимости от сфер жизнедеятельности общества позволяет выделить социально-экономические (виды и форма собственности на орудия и средства производства, характер труда, основные принципы хозяйствования), социально-структурные (наличие или отсутствие определенных классов, слоев), социально-культурные (уровень образованности населения, реальность всестороннего развития личности), политические (реальность самоуправления народа, классовая принадлежность политической власти), правовые (диапазон закрепленных в законе демократических прав, и свобод граждан, наличие гарантий их осуществления, легитимность политической власти, состояние законности и правопорядка) критерии.
Таким образом, полиструктурность реального мира, человеческого общества обусловливает многообразие соответствующих критериев, а понимание того, что политические явления в своей совокупности составляют систему, характеризующуюся постоянным движением, предопределяет их комплексное и диалектическое использование.
Содержание структуры политической системы позволяет утверждать, что государство является ее элементом, составной частью. Место и роль государства в политической системе определяются множественностью факторов, но прежде всего — важностью его роли в совершенствовании общества. Еще Аристотель отмечал: «...человек по природе своей есть существо политическое, а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств, живет вне государства, — либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек; его и Гомер поносит, говоря «без роду, без племени, вне законов, без очага; такой человек по своей природе только и жаждет войны...»6. История развития человеческой цивилизации подтверждает верность высказывания одного из величайших мыслителей древности.
Государство продолжает оставаться мощным
социальным инструментом в развитии
цивилизации, общества каждой страны и
его политической системы. Главное
— не допускать фетишизации
Информация о работе Правоохранительные органы в механизме государства