Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 17:39, контрольная работа
Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Однако понять роль и место государства в истории общества можно только рассматривая его в контексте других - более широких и емких явлений, одним из которых является, например, политическая система.
Введение 3
1. Общая характеристика политической системы общества 5
2. Место и роль государство в политической системе 11
Библиографический список 16
Место государства в политической системе усиливается наличием у него специального аппарата управления и правового принуждения, армии и других средств для защиты собственного суверенитета, тем самым и суверенитета народа, которым это государство создано и усилиями которого развивается и совершенствуется. В правовом, демократическом государстве суверенитет народа и суверенитет государства не должны вступать в противоречие. Они призваны согласованно взаимодействовать. Государственный аппарат, наделенный юридически властными полномочиями с правом применения государственного принуждения, имеет только государство. Обладание развитой сетью юридических средств (аппарат законодательной власти, органы юстиции, прокуратуры, МВД, налоговой инспекции, налоговой полиции и др.) также определяет особое место государства в политической системе общества. Государственный суверенитет выдвигает государство на ведущую роль среди других структурных блоков политической системы9. Ни одна другая организация политической системы таким суверенитетом не обладает. Только государство в соответствии со своими функциями самостоятельно решает от имени народа внутриполитические и внешнеполитические задачи. Никакое другое государство не имеет права вмешиваться в дела суверенного государства. В федеративном государстве субъекты федерации обладают собственным суверенитетом. Однако это не означает, во-первых, что ослабляется общегосударственный суверенитет и, во-вторых, что суверенитет субъекта федерации может быть беспредельным. Суверенитет субъекта федерации не должен противоречить суверенитету федеративного государства. Первый проявляет себя как часть второго. В то же время суверенитет федерации не является равенством совокупности суверенитетов всех субъектов. Суверенитет федеративного государства — его собственный неделимый признак, сущность которого соответствует целям, задачам и функциям федеративного государства. Как известно, цели, задачи и функции каждого субъекта федерации значительно меньше по объему и ограничены в действиях пределами собственных территорий. Они всегда вытекают из целей, задач и функций федеративного государства, и исключается возможность их противоречия последним. Нарушение этого требования приводит к дестабилизации, появлению сепаратистских увлечений, к «горячим» точкам и в конечном счете к необходимости «бороться с международным терроризмом».
Для государства характерно единство реализации законодательных, управленческих и контрольных функций на всей своей территории. Такое единство и такие функции не присуши негосударственным организациям. Если общественные политические организации свою организационно-управленческую деятельность осуществляют на основе корпоративных норм, то государство само функционирует и применяет нормы права, санкционированные и гарантированные им самим. Например, партии осуществляют деятельность на основе собственных программ и уставов. Конечно, не допускается, чтобы их деятельность в любой стране противоречила нормам конституции и закону о партиях. Отдельные авторы выделяют такие факторы, как монополия на правотворчество, хотя вернее, видимо, говорить об исключительных полномочиях на законотворчество, формирование главных направлений развития общества, материальные и финансовые факторы. В руках государства сосредоточены огромные материальные и финансовые ресурсы, поэтому государство является богатым и самым конкурентоспособным собственником в любой стране. Кроме того, у государства сосредоточиваются средства от сбора налогов.
В нескольких словах следует сказать о взаимоотношении местного самоуправления и государства. В соответствии со ст. 12 Конституции РФ местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно и его органы не входят в систему органов государственной власти. Партии и общественные политические организации играют доминирующую роль в формировании местного самоуправления, реализации им своих задач. Однако вся их деятельность осуществляется в соответствии с правовыми основами, подготовленными законодательной ветвью государственной власти. Для всех них обязательны судебные решения и ряд решений исполнительной власти. Само же местное самоуправление возникло и развивается на основе гл. 8 и ст. 12 Конституции РФ и Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Для них также обязательны решения правоохранительных органов, принятые в установленном законом порядке. Эти и другие факторы подтверждают тесную взаимосвязь местного самоуправления и государства, в которой последнее занимает лидирующее положение. Несомненно, что в силу этих взаимосвязей местное самоуправление вполне может быть признано элементом, составной частью политической системы современного общества. Хотя местное самоуправление — хрупкий компонент, но оно продолжает развиваться и уже прочно вписалось в политическую систему Российской Федерации10.
Из сказанного о роли и месте государства в политической системе общества можно сделать следующие выводы. Государство — особое звено политической системы, которому принадлежит ведущая роль в решении общественно полезных задач11. Творческим же звеном политической системы является личность. Тесное взаимодействие личности и государства усиливает значимость последнего. Политические силы обладают огромными возможностями, вплоть до изменения структуры политической системы общества, но они не способны решить вопросы государственного устройства, формы правления, конституционных изменений без политико-юридических решений самого государства. Все это предопределяет центральное место и ведущую роль государства в политической системе общества. Любая политическая деятельность, в конечном счете, так или иначе связана с государственной властью.
1 См.: Макуев,Р.Х. Теория государства и права [Текст]: Учебник/ Р.Х.Макуев. – М.: Юристь, 2006. – С.132
2 См.: Макуев,Р.Х. Теория государства и права [Текст]: Учебник/ Р.Х.Макуев. – М.: Юристь, 2006. – С.132
3 См.: Макуев,Р.Х. Теория государства и права [Текст]: Учебник/ Р.Х.Макуев. – М.: Юристь, 2006. – С.133
4 См.: Теория государства и права [Текст]: Учебник для вузов/под ред. проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. – М.: Издательство Норма, 2000. – С.72
5 См.: Теория государства и права [Текст]: Учебник для вузов/под ред. проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. – М.: Издательство Норма, 2000. – С.74
6 См.: Макуев,Р.Х. Теория государства и права [Текст]: Учебник/ Р.Х.Макуев. – М.: Юристь, 2006. – С.138
7 См.: Теория государства и права [Текст]: Учебник для вузов/под ред. проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. – М.: Издательство Норма, 2000. – С.80-81
8 См.: Макуев,Р.Х. Теория государства и права [Текст]: Учебник/ Р.Х.Макуев. – М.: Юристь, 2006. – С.138-139
9 Левкин,И.В. Современная российская государственность [Текст]/И.В. Левкин//ГиП.- 2003, №1. – С.6-8
10 См.: Берг, О.В. Разграничение государственной власти и местного самоуправления: организационные и территориальные аспекты [Текст]/ О.В. Берг//Журнал российского права, 2011. №4. – С.21-25
11 См.: Макуев,Р.Х. Теория государства и права [Текст]: Учебник/ Р.Х.Макуев. – М.: Юристь, 2006. – С.141
Информация о работе Правоохранительные органы в механизме государства