Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 18:06, курсовая работа
Предмет исследования: правоохранительные органы в механизме современного государства.
Целью исследования является изучение роли и места правоохранительных органов в механизме современного государства.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие, признаки и принципы деятельности механизма государства.
2. Рассмотреть понятие и признаки правоохранительных органов, как вид государственных органов.
3. Определить место и роль правоохранительных органов в механизме российского государства - современного государства.
Введение……………………………………………………………………...
1. Механизм государства – понятие, признаки и принципы деятельности………………………………………………………………….
1.1. Понятие и признаки механизма государства…………………………..
1.2. Принципы организации механизма государства………………………
2. Правоохранительные органы, как вид государственных органов - понятие и признаки…………………………………………………………..
3. Место и роль правоохранительных органов в механизме российского государства - современного государства…………………………………..
Заключение……………………………………………………………………
Список использованных правовых актов и литературы…………………..
1. Федеральные министерства (по атомной энергии, внутренних дел, государственного имущества, по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, по делам Содружества Независимых Государств, по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, по налогам и сборам, здравоохранения, иностранных дел, культуры, обороны, образования, по делам федерации и национальностей, путей сообщения, сельского хозяйства и продовольствия, топлива и энергетики, торговли, труда и социального развития, финансов, экономики, юстиции и др.
2. Государственные комитеты РФ (по делам Севера, по кинематографии, по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, таможенный, по молодежной политике и др.).
3. Федеральные комиссии России (Высшая аттестационная, по рынку ценных бумаг, энергетическая).
4. Федеральные службы России (безопасности, внешней разведки, воздушного транспорта, архивная, по валютному и экспортному контролю, пограничная и др.).
5. Российские агентства (по боеприпасам, по обычным вооружениям, по патентным и товарным знакам, по судостроению, по государственным резервам, статистическое и др.).
6. Федеральные надзоры России (горный и промышленный, по ядерной и радиационной безопасности).
7. Иные федеральные органы исполнительной власти.
Понятием системы
Кроме того, особую разновидность органов исполнительной власти представляют собой органы, учреждаемые в установленном законодательством Российской Федерации порядке для непосредственного обеспечения функционирования государственных органов, создаваемых Конституцией РФ и федеральными законами, конституциями и уставами субъектов РФ. К этой группе (подсистеме) органов государственного управления относятся: Администрация Президента РФ, включая Совет Безопасности, Совет обороны и другие органы; аппараты палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ; аппараты Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ; аппараты органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации1.
Судебная власть - одна из ветвей власти, она самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Согласно Конституции и Федеральному конституционному закону от 31 декабря 1996 №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ред. от 25.12.2012 №5-ФКЗ), правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.
Судебная система Российской Федерации охватывает три разновидности органов судебной власти: Конституционный Суд России; Верховный Суд России и поднадзорные ему нижестоящие суды общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд и поднадзорные ему нижестоящие арбитражные суды.
Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля. Он рассматривает дела, связанные с охраной Конституции Российской Федерации, и дает ее толкование.
Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Высший Арбитражный Суд РФ - высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Проводимая в стране судебная реформа призвана решить задачу создания сильного и авторитетного правосудия, отвечающего требованиям правового государства, способного обеспечить действенную защиту прав граждан.
Прокуратура Российской Федерации, как определено в Конституции РФ, составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, прокуратура РФ осуществляет разносторонний надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и иные функции, среди которых и уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ.
На прокуратуру возложена
Данная группа органов отдельно не выделена в Конституции РФ, структурно отнесена ею к исполнительной власти. Однако по своему функциональному назначению - непосредственно стоять на страже законности и правопорядка - эти органы являются правоохранительными.
Вооруженные Силы Российской Федерации - государственная военная организация, составляющая основу обороны страны. Вооруженные Силы государства предназначены для отражения возможной агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности ее территории, а также для выполнения задач в соответствии с ее международными договорами1.
Деятельность Вооруженных Сил РФ осуществляется на основании Конституции в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами в области обороны, а также соответствующими нормативно-правовыми актами Президента и Правительства Российской Федерации.
Федеральным законом от 31.05.1996 №61-ФЗ «Об обороне» (ред. от 02.07.2013) определено, что Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил государства, в тыл Вооруженных Сил и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил РФ.
Управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Министр обороны РФ через Министерство обороны РФ и Генеральный штаб Вооруженных Сил.
Наряду с созданными в целях обороны Вооруженными Силами, согласно Федеральному закону, к обороне привлекаются пограничные войска РФ, внутренние войска Министерства внутренних дел РФ, железнодорожные войска РФ, войска Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, войска гражданской обороны.
Для выполнения отдельных
задач в области обороны
Хотя органы Вооруженных Сил и другие органы, привлекаемые к выполнению задач обороны, структурно отнесены Конституцией РФ к исполнительным органам государственной власти, их функциональное назначение и специфика позволяют выделить их также в отдельную подсистему (группу) органов в структуре государственного механизма.
В ежегодных президентских
Заключение
В результате исследования можно сделать следующие выводы.
Механизм государства - есть система
государственных органов
Государственные учреждения - это
такие государственные
Государственные предприятия учреждаются
для осуществления
Аппарат государства - это система всех, наделенных властными полномочиями органов государства, созданных для решения стоящих перед ним задач и осуществления функций. В более узком смысле механизм государства нередко отождествляют с аппаратом государства, представляющего собой совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти. В свою очередь орган государства является первичным элементом государственного аппарата.
Каждый государственный орган представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления строго определенного вида государственной деятельности, наделенное соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства.
Ряд авторов выделяет три основные формы деятельности государственных органов: правотворческую, направленную на разработку и издание нормативно-правовых актов; право исполнительную, как форму властной деятельности органов государства по реализации норм права; правоохранительную - форму правовой деятельности государства, обеспечивающую соблюдение правовых норм.
Основными специфическими признаками, характеризующими понятие органов государства являются следующие: осуществляют от имени государства его задачи и функции посредством определенного вида деятельности в порученной области и обладают властными полномочиями, чем и отличаются от государственных учреждений и предприятий и имеют определенную компетенцию, т.е. закрепленную совокупность задач, функций, прав и обязанностей (правомочий) и характеризуются определенной структурой, то есть строением по видам отдельных служб и численному составу (штатам) и имеют территориальный масштаб деятельности и образуются в порядке, установленном законом.
Наделение государственных органов полномочиями государственно-властного характера является наиболее существенным признаком государственного органа. В совокупности с другими признаками он позволяет провести достаточно четкое различие между государственными органами, с одной стороны, и государственными организациями (предприятиями и учреждениями), а также негосударственными органами и организациями с другой стороны.
Основное свойство государственного
органа, качественно его
Список использованных правовых актов и литературы
1. Конституция Российской
2. Федеральный закон от 31.05.1996 №61-ФЗ «Об обороне» (ред. от 02.07.2013) // Справочная система Консультант Плюс.
3. Федеральный закон от 27 июля 2004
№79-ФЗ «О государственной
4. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ред. от 25.12.2012 №5-ФКЗ) // Справочная система Консультант Плюс.
5. ВенгеровА. Б. Теория государства и права: Часть 1. Теория государства. - М.: Юристъ, 2011.
6. Егинбарян Р.В. Теория
7. Коваленко А.И. Краткий словарь-справочник по теории государства и права. - М., 2012.
8. Корельский В. М., Перевалов В. Д. Теория государства и права. - М., 2009.
9. Лазарев В. В. Общая теория государства и права. - М., 2011.
10. Марченко М.Н. Теория
11. Назаренко Г.В. Теория
12. Синякин И.Н. Специализация
и унификация российского
13. Хропонюк В. Н. Теория государства и права. Учебное пособие для высших учебных заведений. – М., 2011.
14. Чердашев А.Ф. Специализация и структура норм права // Правоведение. №1. 2013.
15. Проблемы общей теории
16. Общая теория государства и права: Учебник / Под ред. В.В. Лазерева. - М.: Юристъ, 2012.
Информация о работе Правоохранительные органы в механизме современного государства