Правоохранительные органы в СССР 30-х гг.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 19:49, контрольная работа

Описание работы

Необходимо отметить, что рассмотрение данного периода истории органов внутренних дел России является достаточно актуальным, так как в рассматриваемый период происходит реформирование государственного строя советского государства, проведение Новой экономической политики и образование нового государства – СССР. Этот процесс сопровождается постоянными изменениями в системе ОВД. Также, характерной чертой данного периода является изменение нормативно-правовой основы организации и деятельности правоохранительных органов. Особое внимание заслуживает вопрос об изменениях и тенденциях развития ОВД в предвоенные годы.

Содержание работы

Введение
Прокуратура: создание и деятельность
Органы милиции
Наружная разведка в структуре государственной власти
Заключение

Файлы: 1 файл

История государства и права России .docx

— 44.89 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

САМАРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ


(СЮИ ФСИН РОССИИ)

 

ФАКУЛЬТЕТ ВНЕБЮДЖЕТНОЙ ПОДГОТОВКИ

(заочная форма обучения)


 

 

 

 

 

 

 
КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

по дисциплине

История отечественного государства  и права

На тему

 Правоохранительные органы в СССР 30-х гг.

 

 

Выполнил: слушатель     1 курса

Даниленко Игорь Юрьевич

Группа № 311

Зачетная книжка  №70

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самара 2012 г.

План

Введение

Прокуратура: создание и деятельность

Органы милиции

Наружная разведка в структуре  государственной власти

Заключение 

Введение

 

Необходимо отметить, что рассмотрение данного периода истории органов  внутренних дел России является достаточно актуальным, так как в рассматриваемый  период происходит реформирование государственного строя советского государства, проведение Новой экономической политики и  образование  нового государства  – СССР. Этот процесс сопровождается постоянными изменениями в системе  ОВД. Также, характерной чертой данного  периода является изменение нормативно-правовой основы организации и деятельности правоохранительных органов. Особое внимание заслуживает вопрос об изменениях и  тенденциях развития ОВД в предвоенные  годы.

 

 

Прокуратура: создание и деятельность

 

В 1933 г. Была создана Прокуратура  СССР. Основной задачей её было укрепление законности и охрана публичной принадлежности на всей местности Союза ССР. Надзор за законностью и правильностью  действий ОГПУ 
Прокурор Союза ССР обязан был осуществлять конкретно (реально этот пункт не действовал, органы госбезопасности были практически выведены из под надзора прокуратуры). Прокурор Союза ССР имел право законодательной инициативы и право опротестования постановлений Пленума Верховного Суда 
СССР в Президиум ЦИК.1 
В июле 1936 г. Был создан общесоюзный орган судебного управления - 
Наркомат юстиции СССР. Он следил за применением судами уголовного, гражданского и процессуального кодексов, обобщал судебную практику, разрабатывал конфигурации и дополнения к законам, вел работы по кодификации законодательства и судебной статистике, управлял изданием юридической литературы. НКЮ СССР давал судам общие указания, занимался всеми организационно-хозяйственными вопросами, осуществлял общее управление нотариатом и коллегией адвокатов, организовывал юридическую помощь популяции. 
В августе 1938 г. Был принят закон «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик». В течение 1938-1939 гг. Была перестроена вся судебная система СССР. Она соответствовала административному делению страны: народный трибунал (в районах), который разглядывал огромную часть уголовных и гражданских дел; областной, краевой, окружной трибунал, трибунал автономной области и Верховный трибунал автономной республики - избирались соответствующими Советами сроком на 5 лет. Они разглядывали уголовные и гражданские дела, отнесенные к их подсудности, а также кассационные жалобы и протесты на приговоры и решения нарсудов. 
Верховный трибунал союзной республики избирался ВС республики на 5 лет. Он разглядывал особо принципиальные дела, мог принять к производству хоть какое дело хоть какого суда на местности республики, разглядывал кассационные жалобы и протесты на приговоры и решения областных судов, мог пересматривать дела в порядке надзора. 
Общесоюзными являлись Верховный трибунал СССР и подчиненные ему особые суды. Верховный трибунал избирался ВС СССР на 5 лет. На него возлагался надзор за всеми судебными органами СССР и союзных республик. Он имел право отменить приговор либо решение хоть какого суда и давать разъяснения по вопросам судебной практики. 
особыми судами в рассматриваемый период являлись военные суды, линейные суды железнодорожного и аква транспорта. Они на тех же принципах, что и все остальные суды СССР. Вторая сессия Верховного Совета СССР избрала Верховный трибунал СССР. 
В 1934 г. Был образован общесоюзный Наркомат внутренних дел, в него было включено ОГПУ и входящее в него основное управление милиции (финансирование милиции уже в 1932 г. Было переведено с местного бюджета на союзный). ОГПУ было преобразовано в основное управление госбезопасности, которое скоро расширялось (в нем было в 3,5 раз больше служащих, чем в милиции). На него были возложены функции наружной разведки, контрразведки и госбезопасности, а также управление особыми отделами в армии. В 1935 г. В 
НКВД был образован новый вид мест заключения для особо опасных преступников 
- тюрьмы2
В 1936 г. Была образована ГАИ. Функции и структура милиции расширялись 
(паспортный режим и ОВИР, «детские комнаты» и ОБХСС, военный учет и МПВО). 
Численный состав: 87 тыс. Служащих в 1931 г., 177 Тыс. В 1932, 227 тыс. В 1941 г. 
На НКВД возлагалось обеспечение порядка и госбезопасности, охрана публичной принадлежности, запись актов гражданского состояния, пограничная охрана. В ведении НКВД были управление шоссейными и грунтовыми дорогами, картография, управление мер и весов, переселенческое и архивное дело. С созданием ГУЛАГа НКВД стал распорядителем большой трудовой армии из заключенных колоний и лагерей и из «спецпоселенцев» (до 30-х годов места заключения были в ведении республиканских НКВД). НКВД СССР превратился в наикрупнейшее хозяйственное и строительное ведомство (в 1937 г. Он осваивал 6% всех средств на капитальное стройку). Он также высылал заключенных на стройки и компании остальных ведомств. С 1938 г. В системе НКВД создаются даже закрытые НИИ и КБ, в которых работают заключенные ученые и конструкторы. 
Чрезмерное расширение функций и структуры НКВД делало его трудноуправляемым. В феврале 1941 г. Он был разделен на два наркомата: НКВД 
СССР и Наркомат госбезопасности СССР.

 

 

Органы милиции

 

После упразднения  в декабре 1930 г. НКВД РСФСР руководство милицией и уголовным розыском было возложено на создаваемые при СНК союзных и автономных республик управления милицией и уголовного розыска.

31 декабря  1930 г. ВЦИК и СНК приняли  постановление «О мероприятиях, вытекающих из ликвидации Наркомвнудела  РСФСР и наркомвнуделов автономных  республик», которым на созданное  при СНК РСФСР Главное управление  милиции и уголовного розыска было возложено руководство и управление органами милиции и уголовного розыска, осуществление охраны общественного порядка и безопасности и осуществление охраны личной безопасности граждан, их прав и имущества, осуществление охраны государственного и общественного имущества и специальной охраны имущества учреждений и предприятий, имеющих государственное значение, а также борьба с преступностью и производство расследований преступлений в пределах, указанных УПК РСФСР, руководство приведением в исполнение судебных приговоров, организация ссылки без принудительных работ, учет высылаемых и ссылаемых, оказание содействия государственным органам в проведении установленных законом повинностей и подготовка кадров милиции и уголовного розыска.

Согласно  этому постановлению, местные административные отделы (управления) реорганизовывались в управления милиции и уголовного розыска, действовавшие на правах отделов исполкомов соответствующих Советов.3

Одновременно  с постановлением от 15 декабря 1930 г. о ликвидации НКВД союзных и автономных республик ЦИК и СНК СССР приняли секретное постановление «О руководстве органами ОГПУ деятельностью милиции и уголовного розыска». На основании этого постановления ОГПУ СССР и его местные органы получили право не только назначения, перемещения и увольнения руководящих работников органов уголовного розыска и милиции, их инспектирования и контроля, но и использования в своих целях гласного состава и негласной сети милиции и угрозыска, их возможностей в области дактилоскопии и фотографии.

В конце 1931 г. подобные взаимоотношения милиции  и органов ОГПУ были «легализованы» путем создания в составе ОГПУ СССР Главной инспекции по милиции  и уголовному розыску. Таким образом, была обеспечена жесткая централизация руководства милицией. Произошло то, к чему ОГПУ стремилось еще в 20-е годы и что отвергалось как не соответствующее Конституции.

Столь существенные изменения в системе органов милиции позволили подвести под строительство милиции в масштабе всей страны единую правовую базу. 25 мая 1931 г. СНК СССР утвердил первое общесоюзное «Положение о рабоче-крестьянской милиции» (действовало до 1962 г.), устанавливавшее, что центральными органами являлись главные управления милиции союзных республик, созданные при совнаркомах, а местными — районные, городские, краевые и областные управления милиции, а также управления милиции автономных республик.

Положение обобщило опыт формирования советской  милиции с момента ее создания. Главная задача рабоче-крестьянской милиции, согласно Положению, состояла в том, чтобы «охранять революционный порядок и общественную безопасность»4.

«Рабоче-крестьянская милиция, — говорилось в Положении, — наблюдает за проведением в  жизнь законов и распоряжений центральных и местных органов  власти, регулирующих революционный порядок и общественную безопасность, ведет борьбу с преступностью и расследует дела о преступлениях, охраняет государственное и общественное имущество, а также личную безопасность граждан и их имущество».

4 октября  1931 г. Совнарком РСФСР утвердил  положение о Главном управлении  рабоче-крестьянской милиции при  СНК РСФСР. В этих правовых  актах открыто об организационной  связи милиции с ОГПУ не  упоминается. Но уже 27 декабря  1932 г. ЦИК и СНК СССР приняли  постановление «Об образовании Главного управления рабоче-крестьянской милиции при Объединенном Государственном Политическом управлении (ОГПУ) Союза ССР». Тем самым впервые был создан общесоюзный центральный орган отраслевого управления, на который возлагалось общее руководство милицией всей страны. Одновременно ЦИК и СНК СССР утвердили «Положение о Главном управлении рабоче-крестьянской милиции при ОГПУ СССР». В нем подробно регламентировались права и основные обязанности общесоюзного милицейского главка.

Дальнейшее  организационное развитие советской  милиции, совершенствование ее структуры, форм и методов деятельности было связано с упомянутым выше образованием на основе постановления ЦИК СССР от 10 июля 1934 г. союзно-республиканского Народного комиссариата внутренних дел СССР5.

23 июля 1935 г. СНК СССР постановил, что  «в целях решительной борьбы с аварийностью, неправильным использованием и хищническим отношением к автотранспорту» в системе Центрального управления шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта образуется Государственная автомобильная инспекция. В союзных и автономных республиках, краях и областях, Москве и Ленинграде был учрежден институт уполномоченных ГАИ, в районах — госавтоинспекторов. В марте 1936 г. Госавтоинспекция была передана в ведение Главного управления рабоче-крестьянской милиции.

В июле 1936 г. СНК СССР утвердил «Положение о  Государственной автомобильной  инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР». Согласно этому Положению сотрудники ГАИ наделялись всеми правами, установленными для работников милиции. Они могли налагать на нарушителей правил эксплуатации автотранспорта денежные штрафы, а также ставить перед квалификационной комиссией вопрос о лишении шоферов права вождения автотранспорта за систематическое грубое нарушение установленных правил управления автомобилями.

Многие  изменения в системе органов  милиции были связаны с принятием Конституции СССР 1936 г., установившей, что социалистическая собственность, являясь экономической основой советского строя, нуждается во всемерной охране.

Для решения  этой задачи были созданы специальные  подразделения милиции по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией (БХСС). В течение первого года существования на аппараты БХСС возлагалась борьба с мелким вредительством, которая в 1938 г. была передана в ГУГБ НКВД СССР6.

Быстрое развитие транспорта поставило перед  милицией новые задачи по охране правопорядка, борьбе с хищениями и другими преступлениями на транспортных коммуникациях. Это потребовало совершенствования организационных форм деятельности и определенных структурных изменений органов милиции. В 1937 г. были образованы отделы железнодорожной милиции. Несколько позже отделы (отделения) милиции были созданы в портах и на пристанях.

Самое серьезное  внимание органы милиции по-прежнему уделяли борьбе с детской безнадзорностью  и преступностью среди несовершеннолетних. 31 мая 1935 г. СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли  специальное постановление о  мерах по усилению борьбы с детской беспризорностью. В нем были вскрыты недостатки в этой работе, намечены меры по коренному ее улучшению. В основном они были ориентированы на профилактику детской беспризорности и безнадзорности, предупреждение и пресечение правонарушений среди подростков.

Поиск новых  организационных форм борьбы с преступностью приводил к созданию специализированных подразделений. В 30-е годы вслед за Москвой в крупных промышленных центрах стали формироваться команды (отряды) ночной охраны. В столице такая команда численностью в 150 человек была образована в 1931 г., она содержалась за счет отчислений от домовладений. Сотрудники осуществляли патрулирование по установленным маршрутам пешком или на автомобилях. С 1 апреля по 6 июля 1931 г. ими были задержаны за хулиганство 1993 человека, на месте совершения преступления — 574 правонарушителя7.

Новые существенные изменения произошли в предвоенный период в системе уголовного розыска. В конце 30-х годов отделы уголовного розыска областных управлений милиции насчитывали в среднем около 20 сотрудников и структурно состояли из трех отделений, создававшихся по территориальному принципу. Однако в июне 1940 г. работа аппаратов уголовного розыска вновь была перестроена по линейному принципу. Отдел УР стал включать четыре отделения (одно из них — по борьбе с детской преступностью), в его составе создавалась также и следственная группа.

Расширение  работы по расследованию преступлений заставило искать пути организационного обеспечения этого важного направления борьбы с преступностью. На местах пошли по пути разделения аппаратов уголовного розыска на части: оперативно-розыскную и следственную. Обобщив этот опыт, Наркомат внутренних дел СССР принял решение об организации в отделах уголовного розыска и отделах БХСС следственных групп. В соответствии с приказом НКВД СССР от 27 августа 1939 г. в отделах уголовного розыска управлений милиции республик, краев, областей и дорожных отделов милиции создавались следственные группы из наличного штата. Руководство ими возлагалось на заместителей начальников отделов уголовного розыска. В следственные группы включались наиболее подготовленные сотрудники.

Аналогичным образом строился и созданный  в апреле 1941 г. отдел по борьбе с  бандитизмом ГУРКМ НКВД СССР. Он состоял из пяти отделений: четыре —  по зонам СССР, пятое — следственное.

Со временем последовательно усложнялась и  структура самого Главного управления рабоче-крестьянской милиции. В 1941 г. ГУРКМ включало в себя отдел уголовного розыска, отдел БХСС, отдел наружной службы, политический отдел, отдел ГАИ, отдел железнодорожной милиции, паспортный стол, отдел местной противовоздушной обороны, научно-технический отдел, отдел по борьбе с бандитизмом (создан в апреле 1941 г.). 30 сентября 1941 г. он стал самостоятельным отделом НКВД СССР, а 3 декабря 1944 г. на его базе создано Главное управление.

В связи  с тем, что одновременно с коллективизацией сельского хозяйства был объявлен курс на «ликвидацию кулачества как класса», это также повлекло новые изменения в организации и деятельности органов милиции. Все крестьяне-кулаки разделялись при этом на три категории и в зависимости от того, к какой из них они были отнесены, выселялись либо в отдаленные регионы страны, либо в пределах области (края). В надежде избежать высылки многие крестьяне перебирались в города. 27 декабря 1932 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление «Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописке паспортов». Официальная цель введения паспортной системы в стране состояла в том, чтобы лучше организовать учет населения в городах, рабочих поселках и на новостройках, очистить их от лиц, не занятых общественно полезным трудом, ведущих антиобщественный образ жизни. Кроме того, целью паспортизации постановление объявляло «очистку этих населенных мест от укрывающихся кулацких, уголовных и иных антиобщественных элементов». Порядок выдачи паспортов определялся специальной инструкцией и постановлением СНК СССР от 28 апреля 1933 г. «О выдаче гражданам СССР паспортов на территории СССР». Не подлежавший опубликованию раздел инструкции гласил, что лица, которым отказано в выдаче паспортов или прописке, подлежат привлечению к ответственности во внесудебном порядке через «тройки» Полномочных представительств ОГПУ. Материалы на них оформлялись преимущественно работниками милиции8.

Информация о работе Правоохранительные органы в СССР 30-х гг.