Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 19:49, контрольная работа
Необходимо отметить, что рассмотрение данного периода истории органов внутренних дел России является достаточно актуальным, так как в рассматриваемый период происходит реформирование государственного строя советского государства, проведение Новой экономической политики и образование нового государства – СССР. Этот процесс сопровождается постоянными изменениями в системе ОВД. Также, характерной чертой данного периода является изменение нормативно-правовой основы организации и деятельности правоохранительных органов. Особое внимание заслуживает вопрос об изменениях и тенденциях развития ОВД в предвоенные годы.
Введение
Прокуратура: создание и деятельность
Органы милиции
Наружная разведка в структуре государственной власти
Заключение
В рассматриваемый период происходило развитие форм участия общественности в деятельности по поддержанию общественного порядка и борьбе с преступностью. Так, еще в ноябре 1928 г. в крупном промышленном центре Урала — Нижнем Тагиле при рабочих клубах возникли первые ячейки Общества содействия милиции (Осодмила). В задачу членов ячеек Осодмила входило дежурство в клубах, борьба с хулиганством, пьянством, самогоноварением.
Организационные принципы, задачи, формы деятельности Осодмила получили единую правовую регламентацию в постановлении СНК РСФСР от 25 мая 1930 г. «Об обществах содействия органам милиции и уголовного розыска». Этот нормативный акт определял Осодмил как добровольные организации местного (городского, поселкового, сельского) значения, состоящие при административно-правовых секциях Советов. На органы милиции возлагалось оперативное руководство и инструктирование членов Осодмила. В короткий срок эти общества получили большое распространение. В 1930 г. в РСФСР было уже 4 тыс. ячеек Осодмила, насчитывавших 45 тыс членов.
В целях дальнейшего укрепления взаимодействия милиции с общественностью в борьбе с преступностью, СНК РСФСР принял 29 апреля 1932 г. постановление, в котором предписывалось реорганизовать Осодмил в бригады содействия при органах рабоче-крестьянской милиции (бригадмил). Постановление подчеркивало, что в целях приближения трудящихся к практической работе милиции бригады содействия организуются и состоят непосредственно при соответствующих управлениях милиции.
Бригады содействия милиции, ставшие основной формой участия трудящихся в охране общественного порядка, оказывали большую помощь органам милиции в борьбе с преступностью. В 1937 г. в рядах бригадмила в целом по стране насчитывалось 350 тыс. человек.
Борьба органов внутренних дел в преступностью в предвоенные годы характеризовалась целым рядом показателей, определявшихся в основном упомянутыми переменами в их организации и деятельности9.
О масштабах мер внесудебных репрессий, применявшихся в административном порядке, свидетельствуют следующие цифры (без данных по Таджикской и Туркменской союзным республикам, Курской области и Кировскому краю): к 1 ноября 1935 г. по Союзу ССР изъято «социально-вредного элемента» 265 720 человек, из них рассмотрено тройками УНКВД — 84 903, заключено в ИТЛ — 65 274 человек. Приняты другие меры социальной защиты к 64 483, передано в суды НКЮ и другие органы — 97 920, освобождено 13 630 человек.
Подобные репрессивные меры позволили достичь снижения уровня преступности. 17 марта 1936 г. НКВД СССР издал специальный приказ по итогам работы за 1935 г., в котором говорилось, что по сравнению с 1934 г. в СССР число вооруженных грабежей снизилось на 45%, невооруженных грабежей — на 46, квалифицированных краж — на 32, конокрадства — на 66%, что объяснялось качественным улучшением оперативной работы милиции.
Однако
уже в 1938 г. наметились отрицательные
тенденции в структуре и
Главные теоретические воззрения управляющих
русского страны о строительстве социализма
в окружении капиталистических стран
и неизбежности войны повлияли на компанию
и направления оперативной деятельности
органов гос сохранности.
Высшее управление страны определяло
цели, задачки и направления деятельности
наружной разведки. После поражения революционных
выступлений в
Германии, Болгарии, Польше и остальных
странах, в подготовке которых наряду
с
Коминтерном участвовали ИНО ОГПУ и РУ
РККА, оно отказалось от тактики непосредственного
роли в попытках дестабилизировать внутриполитическое
положение в ряде европейских стран. В
феврале 1925 года на заседании политбюро
ЦК ВКП(б) было принято решение о том, что
«...Ни в одной стране не обязано быть наших
активных боевых групп, производящих боевые
акты и получающих от нас конкретно средства,
указания и руководство». Вся такового
рода работа перекладывалась на коммунистические
партии забугорных государств11.
В период массовых репрессий был найден
не наилучший метод пресечения разведывательной
работы иностранных стран с легальных
позиций. 10 Октября 1937 года с санкции политбюро
ЦК ВКП(б) принимается оперативный приказ
№ 00693. Исходя из установки, что все посольства
и представительства являются базами
иноразведок, сотрудникам КРО предлагалось
«немедленно арестовывать всех русских
людей, связанных с личным составом диппредставительств
и посещающих их служебные и домашние
помещения». Режим работы рекомендовался
таковой, чтоб обеспечить «беспрерывное
наблюдение» за всеми сотрудниками посольств
Германии, стране восходящего солнца,
Италии, Польши. Фактически в приказе ставилась
задачка полной изоляции представительств
указанных государств. Неудивительно,
что после этого в СССР был закрыт целый
ряд консульств.
нужно отметить, что центр тяжести в работе
по пресечению шпионской деятельности
иностранных спецслужб в течение 1939-1940
годов перемещается на местность Западной
Украины, Западной Белоруссии, республик
Прибалтики, вошедших в состав СССР. В
этих регионах число арестованных органами
госбезопасности растет с 40 до 62 процентов
от общего количества, хотя там проживало
чуток более 10 процентов населения СССР.
В экономической сфере жизни общества
органы госбезопасности активно использовались
государством как один из важнейших рычагов
хозяйственного стройки. Значимые конкретные
трудности сотворения массивного экономического
и оборонного потенциалов страны привели
к тому, что их возникновение обусловливалось
либо «вредительством» буржуазных профессионалов,
либо происками иностранных разведок.
Конкретно этими причинами на протяжении
1930-х годов на показательных действиях
объяснялись срывы производственных заданий,
невыполнение плановых характеристик
(«Шахтинское» дело, дело
Промпартии и др.). В целом на протяжении
исследуемого периода количество лиц,
арестованных органами гос сохранности
за вредительство и диверсию, составляло
от двух до пяти процентов от общего числа
арестованных, в период же массовых репрессий
эта цифра возросла до тринадцати.
Органы гос сохранности также выявляли
факты, свидетельствовавшие о разложении
управленческого аппарата и служащих
публичных организаций. Десятки тыщ рублей
были похищены в 1935 году руководителями
ЦК профсоюза работников Наркомтяжпрома.
Чиновники из
Комитета заготовок СНК за счет государственных
фондов смогли выстроить для личного использования
в Подмосковье целый дачный поселок, о
чем Г. Г. Ягода доложил В. М. Молотову.
Смена экономического курса в конце 1920-х
годов, усиление административных способов
управления экономикой сопровождались
прямым насилием, в особенности над крестьянами.
Органы госбезопасности стали составной
частью механизма внесудебной репрессии
как средства экономических преобразований
в деревне. После завершения политики
сплошной коллективизации высшее управление
страны продолжало напрямую употреблять
органы гос сохранности в хозяйственном
строительстве. До этого всего, принципиально
выделить их работу в деревне. В процессе
укрепления колхозов и совхозов были сделаны
чрезвычайные органы - политотделы МТС
и совхозов. По решению политбюро ЦК ВКП(б)
заместителями начальников политотделов
назначались сотрудники органов госбезопасности.
На них возлагалась задачка борьбы с контрреволюционными
проявлениями в деревне. Курс на организационно-
хозяйственное укрепление колхозов подкреплялся
мерами чрезвычайного характера. Органы
госбезопасности привлекались и к решению
трудности сохранения и распределения
собранного урожая зерновых. На основании
совместного приказа НКВД СССР и Комитета
заготовок при СНК СССР комендантами элеваторов
и заготпунктов «Заготзерно» назначались
сотрудники
НКВД. В совместном приказе этих ведомств
от 27 июля 1934 года указывалось:
«Коменданты элеваторов и заготпунктов
подчиняются краевым, областным управлениям
НКВД и работают на правах помощников
заведующих элеваторами и заготпунктами
и ведут специальную работу по охране
зерна, борьбе с хищениями и потерями зерна
и правят сторожевой и противопожарной
охраной». Службе гос сохранности отводилась
роль карательного органа в ходе переустройства
сельского хозяйства. В процессе проведения
хозяйственно-политических мероприятий
оперработники управлений НКВД, являясь
членами бюро обкомов и крайкомов ВКП(б),
по заданию партийных органов частенько
выступали в роли уполномоченных, к примеру,
в период посевных и уборочных кампаний.
русское управление употребляло спецслужбу
и для ликвидации всех форм противодействия
ходу движения за повышение производительности
труда. С конца 1935 года и в течение всего
1936 года органы госбезопасности, применяя
свои особые способы, вели активную работу
по развитию стахановского движения, о
чем начальник Секретно-политического
отдела Г. А.
Молчанов отчитывался в регулярных спецсообщениях
на имя И. В. Сталина и В.
М. Молотова, секретарей ЦК ВКП(б) и наркомов.
Арестам подвергались рабочие и служащие,
высказывавшие «контрреволюционные суждения»
о том, что стахановское движение свидетельствует
о «невиданной эксплуатации рабочего
класса», что в итоге его снижаются цены,
а в итоге все это ведет к понижению материального
уровня жизни рабочих.
Не менее принципиальной составной частью
деятельности органов госбезопасности
являлось укрепление морально-политического
единства русского общества.
Постоянно выявлялись и пресекались факты,
дестабилизировавшие обстановку в стране,
вызывавшие социальную напряженность
в обществе, массовое недовольство населения.
К примеру, нарком внутренних дел Казахстана
С.Ф.
Реденс оперативно докладывал В. М. Молотову
о фактах несвоевременной выдачи, задержки
на несколько дней, а время от времени
и месяцы заработной платы. Нарушения
в хлебозаготовительной политике, приводившие
в 1937 году к людоедству, самоубийствам
посреди колхозников в Сибири, незамедлительно
становились известными не лишь местным
русским и партийным органам, но и высокому
управлению страны.
но основное действие на морально-политическое
состояние общества органы госбезопасности
оказывали через пресечение всех попыток
подвергать сомнению, критиковать теоретические
установки правящей коммунистической
партии и практику стройки социализма.
Господство марксистско- ленинской идеологии
в обществе утверждалось методом угнетения
хоть какого инакомыслия. Партийная оппозиция,
которая являлась, по мнению ряда исследователей,
основным объектом преследований со стороны
органов госбезопасности, не представляла
настоящей опасности. Во второй половине
1930-х годов бывшие видные деятели правящей
ВКП(б) и фавориты разных оппозиционных
партий не создали ни одной настоящей
группировки и не выдвинули программу
действий, которая представляла бы собой
альтернативу проводимому курсу сталинских
преобразований в СССР. Фальсифицированные
процессы 1936-1938 годов, подготовленные
органами госбезопасности по личному
указанию Сталина, были ориентированы
в значимой мере на то, чтоб обосновать
происками противников трудности и провалы
в хозяйственном строительстве, маленький
рост уровня материального благосостояния
народа.
Борьба с ними выдвигалась в качестве
нужного элемента сплочения общества,
поддержания его единства в условиях капиталистического
окружения и возможного начала войны.
Бывшие фавориты были сломлены, верили,
что им сохранят жизнь и послушно делали
все указания следователей. К примеру,
в конце февраля 1938 года Н. И. Ежов при встрече
с Н. И. Бухариным накануне процесса заявил,
что тому нечего беспокоиться, так как
«его точно не расстреляют».
На протяжении всего предвоенного периода
органы гос сохранности делали установки
правящей партии. В собственной деятельности
они руководствовались теми принципиальными
положениями, которые принимались лишь
на заседаниях политбюро ЦК ВКП(б), в котором
решающая роль принадлежала И. В. Сталину12.
Нельзя, просто говорить о том, какие
ужасные дела творила правоохранительные
органы, что в ней работали лишь
люди жаждущие крови – это не
верная точка зрения, нельзя всё
окрасить в тёмные цвета, хотя тёмные
цвета и превалировали, нельзя при
всём притом забывать о деяниях русской
разведки, о яростном, героическом
сопротивлении пограничных
Сделав простые выводы из всего вышеизложенного,
можно придти к одной обычный схеме, что
органы гос сохранности, какими бы особыми
и секретными они не были, как составная
часть государственного аппарата обязаны
до этого всего служить не отдельным политическим
интересам и амбициям, а стоять на охране
подлинных интересов народа и Отечества13.
Литература
1 Кожевников М. В. История советского суда 1917 - 1947 гг. - М., 1993
2 Хлевнюк О. В. 1937-й: Сталин, НКВД и советское общество. М., 1992
3 Волкогонов Д. А. Сталинизм: сущность, генезис, эволюция // Вопросы истории. - 1990. - № 3
4 Курицын В. М. История государства и права России. 1929—1940 гг. - М., 1998
5 Зайончковский П. А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в. М., 1978
6 Детков М.Г. Содержание пенитенциарной политики Российского государства и ее реализация в системе исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в период 1917—1930 гг. Домодедово, 1992
7 Курицын В. М. История государства и права России. 1929—1940 гг. - М., 1998
8 Суслов В.М., Хоботов Р.Н. Развитие форм и методов предупреждения преступлений аппаратами уголовного розыска (1918-1934 гг.) // История органов внутренних дел России: Сборник научных трудов. Вып. 2. – М.: ВНИИ МВД России, 1999. – С. 31
9 Реабилитация: Политические процессы 30—50-х гг. М., 1991
10 Кожевников М. В. История советского суда 1917 - 1947 гг. - М., 1993
11 Павлова И. В. Современные западные историки о сталинской России 30-х гг. // Отечественная история. 1998. № 5
12 Кожевников М. В. История советского суда 1917 - 1947 гг. - М., 1993
13 Реабилитация: Политические процессы 30—50-х гг. М., 1991
Информация о работе Правоохранительные органы в СССР 30-х гг.