Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 09:16, курсовая работа
Цель данного исследования является изучение правовых отношений; попытка анализа и систематизации практических и теоретических взглядов на этот институт.
Задачами данного исследования являются: изучение законодательства, монографий, мнений учёных-юристов, практиков и теоретиков по вопросу правовых отношений в дисциплине теории права.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Правоотношение……………………………………………………..4
§1 Понятие правоотношения…………………………………………………....4
§2 Виды правоотношений……………………………………………………….5
§3 Признаки правоотношений....................................................................7
§4 Предпосылки возникновения правоотношений…………………………….9
Глава II.Состав правоотношения……………………………………………11
§1 Субъект правоотношения…………………………………………………....11
§2 Субъективное право и юридическая обязанность………………………….13
§3 Объект правоотношений……………………………………………………..15
Глава III. Юридический факт………………………………….…………….18
§1 Понятие юридического факта……………………………………………….18
§2 Признаки юридического факта……………………………………………...18
§3 Виды юридических фактов…………………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………...24
Библиография…………………………………………………………………..26
Правовое регулирование
— это целенаправленное
Нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое не юридическими средствами
Безусловно, в реальной жизни духовное, идеологическое, психологическое воздействие права взаимосвязано, сочетается со специально-юридическим правовым регулированием.
Очевидно, что общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом человека на выбор средств и способов достижения поставленных целей.
Разрешительный же
тип правового регулирования
вытекает из необходимости в
высокой и строгой
§2 Предмет правового регулирования
Право не должно, да и не может регулировать все общественные отношения, все социальные связи членов общества. Поэтому на каждом конкретно-историческом этапе общественного развития должна быть достаточно точно определена сфера правового регулирования.
В тех условиях, когда сфера правового регулирования заужена, когда не используются возможности права для упорядочения общественных отношений, в обществе возникает угроза произвола, хаоса, непредсказуемости в тех областях человеческих отношений, которые можно и нужно упорядочить с помощью права8. А когда сфера правового регулирования неоправданно расширена, особенно за счет централизованного государственно-властного воздействия, создаются условия для укрепления тоталитарных режимов, заурегулированности поведения людей, ведущего к социальной пассивности, безынициативности членов общества.
В сферу правового регулирования должны входить те отношения, которые имеют следующие признаки.
1.Отношения, в которых
находят отражение как
2. В этих отношениях реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения интересов другого.
3.Отношения эти строятся
на основе согласия выполнять
определенные правила,
4.Эти отношения требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой.
История правовой жизни общества показала, что в сферу правового регулирования входят три группы общественных отношений, отвечающих перечисленным признакам.
§3 Методы, способы и типы правового регулирования
Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различия в методах и способах юридического воздействия.
В зависимости от указанных различий в теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия9.
1. Метод децентрализованного
регулирования построен на
2. Метод централизованного,
императивного регулирования
Способы правового регулирования определяются характером предписания, зафиксированного в норме права, способами воздействия на поведение людей.
В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования:
Первый способ
— предоставление участнику
действий (например, собственнику дозволяется владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему вещью).
Второй способ — обязывание как предписание совершить какие-то действия (так, собственник жилого дома обязывается платить налоги).
Третий способ
— запрет, т. е. возложение обязанности
воздерживаться от
Второй и третий способы имеют определенное сходство — и от и другой предполагают возложение обязанностей, но если в одном случае обязанности носят позитивный, активный характер, то в другом — пассивный. Все три способа предопределены функциями права.
В качестве дополнительных способов правового воздействия можно назвать применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за совершенное правонарушение). Этот способ относится к дополнительным, во-первых, потому, что представляет собой вид обязанности (юридическая ответственность может рассматриваться, как обязанность претерпевать лишения, кару, наказание), а, во-вторых, этим способом обеспечивается надлежащее исполнение предоставленных прав, исполнение возложенных обязанностей, соблюдение установленных запретов.
К дополнительным способам относится предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность применения правового принуждения11.
Со способами правового регулирования (как основными, так и дополнительными) взаимодействуют неюридические способы влияния на сознание, волю, а значит, и поведение людей в обществе. Например, нормы права, правовые акты (нормативные индивидуальные), другие правовые явления обладают информационным воздействием. С их помощью до сведения людей доводится информация, которую они могут использовать в своих интересах. Они информируют людей о возможном и должном в общественной жизни, о последствиях юридически значимого поведения, позволяют предвидеть последствия своего поведения и поведения других людей в тех сферах жизни, которые охватываются правовым регулированием.
В юридической литературе и в практике существует две юридические формулы, на основе которых выделяются два типа правового регулирования.
Первая формула: дозволено все, кроме прямо запрещённого в законе. На этой формуле построен общедозволительный тип правового регулирования. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик, а объем дозволений не определен: все, что не запрещено. Например, право допускает для членов общества любые способы умножения материальных благ, кроме прямо запрещенных законом. Данный тип правового регулирования способствует (не препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении жизненных задач. Он характерен для отношений, регламентируемых отраслью гражданского права.
Вторая формула правового регулирования звучит иначе: запрещено все, кроме пряморазрешенного. Сказанное означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены. Этот тип правового регулирования принято называть разрешительным. Он присущ тем отраслям права, которые связаны, например, с государственным управлением (административное право). Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий; все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.
§4 Стадии правового регулирования
Правовое регулирование есть длящийся во времени процесс. Оно
предполагает активную деятельность людей,
их коллективов и в процессе создания
права, и в ходе его воплощения в жизнь.
Процесс воздействия права на поведение
людей и общественные отношения начинается
с момента осознания необходимости и возможности
регламентации с помощью права каких-то
жизненных ситуаций. В некоторых условиях
люди действуют по праву даже при отсутствии
или вопреки действующим юридическим
предписаниям. Например, в условиях "товарного"
голода, дефицитности тех или иных товаров
люди совершают сделки купли-продажи не
по закону, а по традиционным правилам,
предусматривающим право продавца и покупателя
самим определять цену товара. В условиях
тоталитарного политического режима люди,
несмотря на угрозу применения к ним карательных
юридических санкций, реализовали свое
естественное право на свободу мысли и
ее высказывание.
Регулятивное воздействие права наиболее зримо и эффективно начинается с издания законотворческими органами государства нормативных актов. Возведение в закон, придание строгих юридических форм нормам права — первая стадия правового регулирования, когда создается его нормативная основа. На этой стадии, введенные в правовую систему нормы, регламентируют, направляют поведение участников общественной жизни путем установления их правового статуса. Для субъекта права (индивида или организации) очерчивается круг возможных прав и обязанностей.
Правовой статус гражданина определяется, прежде всего, конституционным законодательством, а также другими нормативно-правовыми актами. Правовое положение организаций опосредуется нормативными актами, устанавливающими их компетенцию, т. е объем прав и обязанностей. Например, ст. 152 ГК РФ предоставляет гражданину или организации право требовать по суду опровержения порочащих их честь, достоинство или деловую репутацию сведений. В данной норме закреплена возможность любого члена общества обратиться за защитой своей чести, достоинства, репутации в суд.
На первой стадии осуществляется общее, неперсонифицированное, неиндивидуализированное воздействие права. Нормы права ориентируют участников правовой жизни на достижение поставленных ими целей, предупреждают о возможности наступления как позитивных, так и негативных последствий поведения людей в сфере правового регулирования. В нормах права как бы прогнозируются препятствия на пути удовлетворения правовых интересов членов общества и указываются возможные правовые средства их преодоления.
Кроме того, на первой стадии
реализуются информативные
На второй стадии правового регулирования происходят индивидуализация и конкретизация прав и обязанностей. После наступления обстоятельств, предусмотренных нормами, которые именуются юридическими фактами, возникают индивидуализированные отношения, у участников которых возникают конкретные права и обязанности. Здесь участники правовой жизни «наделяются» способами поведения, вытекающими из норм права и условий конкретной правовой ситуации, т. е осуществляется индивидуализация их прав и обязанностей.
На этой, второй, стадии
у конкретного человека или организации,
чьи честь, достоинство или репутация
были опорочены каким-то другим членом
общества, возникает согласно ст. 152
ГК РФ конкретное право обращения в суд, а у
судебного органа появляется обязанность
принять исковое заявление к рассмотрению.
Вторая стадия — стадия активной работы элемента правового регулирования, именуемого правоотношением.
Третья стадия правового регулирования характеризуется реализацией, воплощением в жизнь тех прав и обязанностей конкретных субъектов, которые у них имеются в той или иной правовой ситуации (в конкретном правоотношении).
Так, цель правовой защиты чести и достоинства, деловой репутации гражданина или организации будет достигнута, когда, например, порочащие сведения, опубликованные в средствах массовой информации, будут по решению суда опровергнуты, а потерпевшему возмещен моральный вред и другие убытки.
Стадия реализации прав и обязанностей может занимать длительный временной период, например, в длящихся правоотношениях (состояние в брачно-семейных, трудовых отношениях) на этой стадии осуществляется защита нарушенных прав и интересов субъектов, устраняются препятствия на пути их достижения, т. е. реализуется. Правообеспечительная, правоохранительная функции права.
В научной литературе стадии правового регулирования могут быть выделены и по иным основаниям. Начальная (организационная) стадия, в которую входят:
-определение
-установление правового статуса граждан
-определение компетенции органов власти
-установление правового
положения различных
Переходная, преобразующая (трансформационная) стадия:
Наступает после совершения субъектами права юридически значимых действий (бездействий), влекущих определённые юридические последствия. Это стадия юридического факта, после которого устанавливается конкретная правовая связь между субъектами права через их субъективные права и юридические обязанности (конкретное правоотношение).