Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 09:16, курсовая работа
Цель данного исследования является изучение правовых отношений; попытка анализа и систематизации практических и теоретических взглядов на этот институт.
Задачами данного исследования являются: изучение законодательства, монографий, мнений учёных-юристов, практиков и теоретиков по вопросу правовых отношений в дисциплине теории права.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Правоотношение……………………………………………………..4
§1 Понятие правоотношения…………………………………………………....4
§2 Виды правоотношений……………………………………………………….5
§3 Признаки правоотношений....................................................................7
§4 Предпосылки возникновения правоотношений…………………………….9
Глава II.Состав правоотношения……………………………………………11
§1 Субъект правоотношения…………………………………………………....11
§2 Субъективное право и юридическая обязанность………………………….13
§3 Объект правоотношений……………………………………………………..15
Глава III. Юридический факт………………………………….…………….18
§1 Понятие юридического факта……………………………………………….18
§2 Признаки юридического факта……………………………………………...18
§3 Виды юридических фактов…………………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………...24
Библиография…………………………………………………………………..26
Заключительная стадия
(результат правового
-реализованные гражданами субъективные права и обязанности;
-выполнение органами государства задачи;
-реализованная юридическая ответственность и т.д.
времени и в пространстве в отношении субъектов, которые непрерывно
включаются в сферу регулирования.
Следует отличать правовое регулирование и правовое воздействие.
Они имеют между собой теснейшую связь. Самым главным их отличием является несовпадение объёма действия.
Если правовое регулирование
во всех случаях должно быть связано
с процессом регламентации
этой регламентации.
Глава 3 Механизм правового регулирования
§1 Понятие механизма правового регулирования
Изучение механизма
правового регулирования занимает ученых длительное
время. Значительный интерес для разработки
этой проблемы имели труды С.С. Алексеева,
в частности его монографии «Механизм
правового регулирования в социалистическом
государстве» и «Теория права», где отмечалось,
что категория «механизм правового регулирования»
определена в теории государства и права
для показа момента движения, функционирования
правовой формы. Но со временем категория
«механизм правового регулирования» стала
употребляться и в другом назначении,
как «механизм правотворчества», «юридический
механизм управления» и т.д. По мнению12 Венгерова А.Б., в настоящее время понятие
«механизм правового регулирования» применяется
как способ функционирования и система
средств воздействия, как юридическая
надстройка в системном «работающем»
виде. Понятие «механизм правового регулирования»
производно от понятия правового регулирования.
Как видно, С.С. Алексеев определяет правовое
регулирование через правовое воздействие.
Однако не всякое правовое воздействие
составляет механизм правового регулирования.
Понятие механизма правового регулирования
уже понятия механизма правового воздействия.
В механизме правового регулирования
С.С. Алексеев13 выделяет структуру правового регулирования,
которая характеризуется, прежде всего,
методами и способами регулирования. Каждой
отрасли права присущ свой метод или сочетание
методов правового регулирования. В теории
правового регулирования принято выделять
два метода правового воздействия: 1) метод
децентрализованного регулирования, построенный на координации целей и интересов в общественном отношении и применяемый в сфере отраслей частноправового характера; 2) метод централизованного, императивного регулирования, базирующийся на отношениях субординации между участниками общественных отношений и используемый в публично – правовых
отраслях. Способы правового регулирования – пути юридического воздействия, выраженные в юридических нормах и других элементах правовой системы.
§2 Стадии и элементы механизма правового регулирования
Под эффективностью правового регулирования подразумевается соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью. Целями механизма правового регулирования являются следующие:
во – первых это
совершенствование
Следующей, не менее значительной, целью является совершенствование правоприменения, которая дополняет действенность механизма правового регулирования. За счет актов правоприменения, которые в нужный момент подключаются к нормативному регулированию, идет процесс наибольшего удовлетворения интересов. Функционирование нормативного регулирования и правоприменения вместе просто необходимо, так как взятые отдельно эти элементы начинают показывать уязвимые места: нормативное регулирование без усмотрения перевоплощается в формализм, а правоприменение без общих правил – в произвол. Именно поэтому механизм правового регулирования обязан взаимосвязывать различные правовые средства, представляющие разные виды правового регулирования, который дает управленческому процессу дополнительные возможности. Наилучшее сочетание различных управленческих методов в одном механизме придает ему гибкость и универсальность, снижает сбои и остановки в его функционировании.
Механизм правового регулирования (МПР) - это система всех юридических средств, обеспечивающих упорядоченность общественных отношений правом.
МПР показывает процесс перевода нормативности права в упорядоченность общественных отношений.
Элементы (структура) МПР:
а) нормы права;
б) юридические факты и акты применения права;
в) правоотношения;
г) акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей.
Стадии МПР, то есть этапы
перевода нормативности права в
упорядоченность общественных отношений
(соответствует структурным
Обязательные:
Стадия формирования и действия норм права;
Стадия возникновения субъективных прав и юридических обязанностей (правоотношений);
Стадия реализации субъективных прав и юридических обязанностей.
Факультативная:
Стадия применения права.
В теории права механизмом
правового регулирования
Понятие механизма правового
регулирования позволяет
К элементам, составным
частям механизма правового
юридические нормы
нормативно-правовые акты
акты официального толкования
юридические факты, правоотношения
акты реализации права
правоприменительные акты
правосознание
режим законности.
Каждый из этих элементов выполняет свои регулятивные функции, воздействует на поведение людей и общественные отношения своим способом.
Нормы права выступают как предписание и как образец, модель поведения в правовых отношениях. Они служат исходной, базой правового регулирования, в них указывается, что дозволено и что разрешено, каковы последствия соблюдения или нарушения зафиксированного в них предписания. Нормы права — это основа всего механизма правового регулирования. Все остальные его элементы предусмотрены нормами права, носят поднормативный характер.
Нормативно-правовой акт как документ, содержащий нормы права, воздействует на поведение людей путем установления правового режима регламентации того или иного вида общественных отношений. Например, Гражданский кодекс определяет режим регламентирования отношений по использованию материальных благ (имущества), по установлению правового положения участников гражданско-правовых отношений.
Акты официального толкования — документы, издаваемые специально уполномоченными на то органами (например, пленумом Верховного Суда РФ) и направленные на разъяснение смысла правовых норм.
Юридические факты — предусмотренные нормами права, жизненные ситуации, факты реальной жизни, влекущие юридические последствия: возникновение, изменение и прекращение правовых отношений.
Акты реализации права — это действия субъектов права, участников правовой жизни по воплощению в жизнь предписаний норм права. В таких действиях (в ряде случаев зацепленных в юридических документах, например договорах) реальноосуществляются выраженные в правах и обязанностях меры возможного или должного поведения.
Акты применения права суть индивидуализированные властные предписания, направленные на регламентацию общественных отношений. Это акты (как действия, так и документы) индивидуализированного правового регулирования. Наиболее ярким примером акта применения права является решение суда по конкретному юридическому делу.
В качестве своеобразных элементов механизма правового регулирования выступают правосознание и режим законности14. Своеобразие этих элементов заключается в их нематериальности.
Элементы механизма
правового регулирования
В реальной действительности специальные юридические средства и способы воздействия на поведение людей сочетаются в различных комбинациях с неюридическими.
Знание механизма правового
регулирования со всеми его элементами
позволяет грамотно осуществлять правореализационную юридическую деятельность.
Негативное влияние закона о земле на
общественные отношения нельзя назвать
правовым регулированием, ибо это не входило
в цели законодателя и не соответствует
целям права - упорядочить жизнь общества,
обеспечить справедливый, разумный характер
пользования такой ценностью, которой
является земля.
Государственно-правовое регулирование не может быть бесцельным, свободным от воли заинтересованных участников. Но цели образуются в сознании людей лишь в сопоставлении с ценностями и представляются как стремление к чему-либо важному. Воля же опирается на цели – цель имеет власть над волей.
Проблема механизма
правового регулирования очень
актуальна в современной
Заключение
Завершая работу “правовое регулирование, его стадии и механизм ”, можно сделать немаловажные выводы.
Право своим существованием
оказывает огромное влияние на
поведение людей. Представляя
собой культурную и