Правоотношение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 09:16, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования является изучение правовых отношений; попытка анализа и систематизации практических и теоретических взглядов на этот институт.
Задачами данного исследования являются: изучение законодательства, монографий, мнений учёных-юристов, практиков и теоретиков по вопросу правовых отношений в дисциплине теории права.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Правоотношение……………………………………………………..4
§1 Понятие правоотношения…………………………………………………....4
§2 Виды правоотношений……………………………………………………….5
§3 Признаки правоотношений....................................................................7
§4 Предпосылки возникновения правоотношений…………………………….9
Глава II.Состав правоотношения……………………………………………11
§1 Субъект правоотношения…………………………………………………....11
§2 Субъективное право и юридическая обязанность………………………….13
§3 Объект правоотношений……………………………………………………..15
Глава III. Юридический факт………………………………….…………….18
§1 Понятие юридического факта……………………………………………….18
§2 Признаки юридического факта……………………………………………...18
§3 Виды юридических фактов…………………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………...24
Библиография…………………………………………………………………..26

Файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

Заключительная стадия (результат правового регулирования) - это последствия, достигнутые в  процессе регулирования. Оно, как правило, закрепляется в актах реализации и проявляется как:

-реализованные гражданами субъективные права и обязанности;

-выполнение органами  государства задачи;

-реализованная юридическая  ответственность и т.д.

времени и в пространстве в отношении субъектов, которые  непрерывно

включаются в сферу  регулирования.

Следует отличать правовое регулирование и правовое воздействие.

Они имеют между собой  теснейшую связь. Самым главным  их отличием является несовпадение объёма действия.

Если правовое регулирование  во всех случаях должно быть связано  с процессом регламентации действий участников общественных отношений, с расстановкой их по юридическим местам, то правовое воздействие осуществляется и помимо

этой регламентации.

 

 

 

Глава 3 Механизм правового регулирования

§1 Понятие механизма правового регулирования

Изучение механизма  правового регулирования занимает ученых длительное время. Значительный интерес для разработки этой проблемы имели труды С.С. Алексеева, в частности его монографии «Механизм правового регулирования в социалистическом государстве» и «Теория права», где отмечалось, что категория «механизм правового регулирования» определена в теории государства и права для показа момента движения, функционирования правовой формы. Но со временем категория «механизм правового регулирования» стала употребляться и в другом назначении, как «механизм правотворчества», «юридический механизм управления» и т.д. По мнению12 Венгерова А.Б., в настоящее время понятие «механизм правового регулирования» применяется как способ функционирования и система средств воздействия, как юридическая надстройка в системном «работающем» виде. Понятие «механизм правового регулирования» производно от понятия правового регулирования. Как видно, С.С. Алексеев определяет правовое регулирование через правовое воздействие. Однако не всякое правовое воздействие составляет механизм правового регулирования. Понятие механизма правового регулирования уже понятия механизма правового воздействия.   
   В механизме правового регулирования С.С. Алексеев13 выделяет структуру правового регулирования, которая характеризуется, прежде всего, методами и способами регулирования. Каждой отрасли права присущ свой метод или сочетание методов правового регулирования. В теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия: 1) метод

децентрализованного регулирования, построенный на координации целей и интересов в общественном отношении и применяемый в сфере отраслей частноправового характера; 2) метод централизованного, императивного регулирования, базирующийся на отношениях субординации между участниками общественных отношений и используемый в публично – правовых

отраслях. Способы правового  регулирования – пути юридического воздействия, выраженные в юридических  нормах и других элементах правовой системы.

 

§2 Стадии и элементы механизма правового регулирования

Под эффективностью правового регулирования подразумевается соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью. Целями механизма правового регулирования являются следующие:

во – первых это  совершенствование правотворчества. В этом процессе в правовых нормах наиболее полно выражаются общественные интересы и закономерности, в рамках которых они будут функционировать. Необходимо создать такое положение, с помощью юридических и информационно-психологических средств, когда соблюдение закона станет выгоднее его нарушения. Также нужно повысить уровень вероятности в достижении ценности и значительно снизить уровень вероятности в установлении препятствий этому процессу.

Следующей, не менее значительной, целью является совершенствование  правоприменения, которая дополняет действенность механизма правового регулирования. За счет актов правоприменения, которые в нужный момент подключаются к нормативному регулированию, идет процесс наибольшего удовлетворения интересов. Функционирование нормативного регулирования и правоприменения вместе просто необходимо, так как взятые отдельно эти элементы начинают показывать уязвимые места: нормативное регулирование без усмотрения перевоплощается в формализм, а правоприменение без общих правил – в произвол. Именно поэтому механизм правового регулирования обязан взаимосвязывать различные правовые средства, представляющие разные виды правового регулирования, который дает управленческому процессу дополнительные возможности. Наилучшее сочетание различных управленческих методов в одном механизме придает ему гибкость и универсальность, снижает сбои и остановки в его функционировании.

Механизм правового  регулирования (МПР) - это система  всех юридических средств, обеспечивающих упорядоченность общественных отношений  правом.

МПР показывает процесс перевода нормативности права в упорядоченность общественных отношений.

Элементы (структура) МПР:

а) нормы права;

б) юридические факты  и акты применения права;

в) правоотношения;

г) акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей.

Стадии МПР, то есть этапы  перевода нормативности права в  упорядоченность общественных отношений (соответствует структурным элементам  МПР):

Обязательные:

Стадия формирования и действия норм права;

Стадия возникновения  субъективных прав и юридических обязанностей (правоотношений);

Стадия реализации субъективных прав и юридических обязанностей.

Факультативная:

Стадия применения права.

В теории права механизмом правового регулирования называют систему юридических средств, при  помощи которых осуществляется правовое регулирование.

Понятие механизма правового  регулирования позволяет собрать  и систематизировать юридические  средства правового воздействия  на общественные отношения, определить место и роль того или иного  юридического средства в правовой жизни  общества.

К элементам, составным  частям механизма правового регулирования  относятся:

юридические нормы

 нормативно-правовые  акты

 акты официального  толкования

юридические факты, правоотношения

 акты реализации  права

правоприменительные акты

правосознание

 режим законности.

Каждый из этих элементов  выполняет свои регулятивные функции, воздействует на поведение людей  и общественные отношения своим  способом.

Нормы права выступают  как предписание и как образец, модель поведения в правовых отношениях. Они служат исходной, базой правового регулирования, в них указывается, что дозволено и что разрешено, каковы последствия соблюдения или нарушения зафиксированного в них предписания. Нормы права — это основа всего механизма правового регулирования. Все остальные его элементы предусмотрены нормами права, носят поднормативный характер.

Нормативно-правовой акт  как документ, содержащий нормы права, воздействует на поведение людей  путем установления правового режима регламентации того или иного  вида общественных отношений. Например, Гражданский кодекс определяет режим регламентирования отношений по использованию материальных благ (имущества), по установлению правового положения участников гражданско-правовых отношений.

Акты официального толкования — документы, издаваемые специально уполномоченными на то органами (например, пленумом Верховного Суда РФ) и направленные на разъяснение смысла правовых норм.

Юридические факты —  предусмотренные нормами права, жизненные ситуации, факты реальной жизни, влекущие юридические последствия: возникновение, изменение и прекращение правовых отношений.

Акты реализации права  — это действия субъектов права, участников правовой жизни по воплощению в жизнь предписаний норм права. В таких действиях (в ряде случаев  зацепленных в юридических документах, например договорах) реальноосуществляются выраженные в правах и обязанностях меры возможного или должного поведения.

Акты применения права  суть индивидуализированные властные предписания, направленные на регламентацию  общественных отношений. Это акты (как действия, так и документы) индивидуализированного правового регулирования. Наиболее ярким примером акта применения права является решение суда по конкретному юридическому делу.

В качестве своеобразных элементов механизма правового  регулирования выступают правосознание и режим законности14. Своеобразие этих элементов заключается в их нематериальности.

Элементы механизма  правового регулирования воздействуют на общественные отношения не только специфически юридически. Например, нормы  права, акты законодательства, решения судов оказывают на поведение людей и на общественные отношения информационное, психологическое, идеологическое воздействие. Под их влиянием формируются психологические установки, мотивы поведения людей.

В реальной действительности специальные юридические средства и способы воздействия на поведение людей сочетаются в различных комбинациях с неюридическими.

Знание механизма правового  регулирования со всеми его элементами позволяет грамотно осуществлять правореализационную юридическую деятельность.  
Негативное влияние закона о земле на общественные отношения нельзя назвать правовым регулированием, ибо это не входило в цели законодателя и не соответствует целям права - упорядочить жизнь общества, обеспечить справедливый, разумный характер пользования такой ценностью, которой является земля.

Государственно-правовое регулирование не может быть бесцельным, свободным от воли заинтересованных участников. Но цели образуются в сознании людей  лишь в сопоставлении с  ценностями и представляются как стремление к чему-либо важному. Воля же опирается  на цели – цель имеет власть над волей.

Проблема механизма  правового регулирования очень  актуальна в современной правовой науке. 

 

Заключение

Завершая   работу “правовое  регулирование, его стадии и механизм ”, можно сделать немаловажные выводы.

 Право своим существованием  оказывает огромное влияние на  поведение людей. Представляя  собой культурную и информационную  ценность, право определяет направление  человеческой деятельности, вводя  ее в общие рамки цивилизованных общественных отношений. Наличие правового регулирования дает возможность посредством правовых норм и иных юридических средств воздействовать на общественные отношения в целях их упорядочения, развития и защиты. Механизм правового регулирования призван осуществлять с помощью правовых средств упорядоченность общественных отношений в соответствии с целями и задачами правового государства. Названный механизм просто необходим для поддержания законности и правопорядка как основы и непременного условия нормальной жизни цивилизованного общества. На современном этапе исследования механизма правового регулирования, когда накоплен в значительном объеме новый материал, назрела необходимость, как мы думаем, нового видения механизма правового регулирования – в виде «объемного» явления. Такого явления, которое имеет несколько срезов, уровней и в котором средства правового регулирования выстраиваются не только линейно (что характерно для главных звеньев), но и в нескольких плоскостях. С данной точки зрения механизм правового регулирования можно подразделить на такие компоненты: механизм правотворчества, механизм реализации норм права, механизм государственного принуждения, где охранительную направленность выполняет механизм процессуального регулирования. Хотелось бы также отметить, что вопрос о механизме правового регулирования является важным и довольно дискуссионным в правовой науке. Как мы смогли убедиться, каждый из известных правоведов имеет собственную точку зрения, отличную от других, что делает этот вопрос еще более интересным. Интересы человека – вот главный ориентир для развития и совершенствования элементов механизма правового регулирования, повышения их эффективности. Выступая своего рода юридической технологией удовлетворения данных интересов, механизм правового регулирования должен быть постоянно ценным по своему характеру, должен создавать режим благоприятствования, осуществлению законных стремлений личности, упорядочению её правового статуса. В любом обществе ставится задача обеспечить высокую эффективность механизма правового регулирования, включая совершенствование законодательства, улучшение эффективности и качества применения права, усиление правовой активности граждан, различных общественных организаций, подъем общей правовой культуры, совершенствование правового воспитания. Изучение механизма правового регулирования играет важную роль в понимании каждым юристом динамики воздействия на общественные отношения всех юридических средств в комплексе. Значение единства и взаимодействия в механизме правового регулирования весьма существенно для укрепления правовой основы государственной и общественной жизни.

Информация о работе Правоотношение