Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 10:57, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является: исследование правоотношений: их понятия и классификации.
Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:
- раскрыть понимание правового отношения как разновидности общественного отношения;
- изучить понятие правоотношения;
- рассмотреть классификации правоотношений на виды;
- сделать выводы по исследованию.
Введение………………………………………………………………..
Правовое отношение как разновидность общественного отношения…………………………………………………………...……
Определение правоотношения………………………………………….
Классификации правоотношений………………………………………
Заключение……………………………………………………………….
Список используемых источников……………………………………..
Характерным признаком обеспечительных правоотношений является их властный характер, т.е. они напрямую связаны с необходимостью применения власти. Относительно обеспечительных правоотношений эта власть приобретает государственный, юридический аспект, и поэтому они выступают как властеотношения. Властеотношения – это особый тип общественных отношений, который характеризуется наличием специального властного субъекта, который способен подчинить иных субъектов своей воле.
Властный характер
обеспечительных правоотношений
Второй обязательный субъект обеспечительных правоотношений – это то лицо, или орган, к которому применяются правовые санкции. Они обладают правами и несут обязанности. При этом соотношение прав и обязанностей у различных субъектов неодинаково. Оно зависит от вида применяемых санкций.
Вспомогательными субъектами обеспечительных правоотношений являются лица или организации, которые лишь оказывают помощь обязательным субъектам в развитии обеспечительного правового отношения (например, представители обвинения и защиты).
Как уже отмечалось, обеспечительные правоотношения регулируются санкциями норм права. Санкция – это структурная часть общей правовой нормы, указывающая на возможные меры воздействия на нарушителя данной нормы. Санкции подразделяются на поощрительные и охранительные.
Соответственно
различаются и виды обеспечительных правоотношений
Поощрительные правоотношения – это отношения, которые регулируются поощрительными санкциями правовых норм. Основанием их возникновения являются специально поощряемые правом действия, за которые предусматриваются меры морального или материального стимулирования.
Охранительные правоотношения связаны, соответственно, с реализацией охранительных санкций, предусматривающих меры государственного принуждения. К ним относятся штрафные, правовосстановительные, отменяющие, организационно - принудительные, и проч.
Штрафные правоотношения связаны с применением юридической кары, претерпевания дополнительных неблагоприятных последствий за совершенные правонарушения.
Правовосстановительные отношения выражаются в принудительном восстановлении нарушенных прав, в принуждении к исполнению невыполненных обязанностей.
Отменяющие правоотношения – это отношения, между субъектами по признанию несуществующим, лишенным юридической значимости правового акта неправомерного характера в форме действия или документа (например, признание недействительной гражданско-правовой сделки).
Организационно-принудительные
Обеспечительные правоотношения разграничиваются также на общерегулятивные и конкретные. В процессе своего развития обеспечительные правоотношения могут переходить от общерегулятивного состояния к конкретному. В частности, уголовные обеспечительные правоотношения возникают на общерегулятивном уровне сразу после совершения преступления, и лишь после вынесения приговора становятся конкретными. Таким образом, в ходе развития постепенно идет конкретизация содержания обеспечительных правоотношений.
Непосредственным основанием возникновения, изменения или прекращения обеспечительных правоотношений являются юридические факты или фактические составы. К ним относятся деяния, за которые в праве устанавливаются меры государственного обеспечения или правоприменительные акты.
Правоприменительные правоотношения являются органической частью правореализационного процесса. В определенных ситуациях они дополняют развертывание диспозиционных и обеспечительных правоотношений, носят производный, подчиненный «чужим» интересам характер. Правоприменительные правоотношения носят ярко выраженный политико-управленческий характер, т.к. одна сторона (государственный орган) правомочна вынести решение по конкретному делу, другая сторона обязана подчиниться ему. Оно необходимо для нормального функционирования права, вызвано к жизни специально юридическими потребностями. Такое правоотношение фактически складывается каждый раз, когда обслуживает правореализацию, и когда вмешательство государства требуется для контроля, поддержки, конкретизации действия правовых норм в индивидуальных ситуациях.
Управленческое правоприменительное отношение с санкции законодателя обрастает множеством дополнительных общественных отношений, носящих процедурный, а в наиболее сложных случаях правоприменения – процессуальный характер.
Строго говоря, эти общественные отношения в определенной мере носят тоже управленческий характер.
Однако, если правоприменительное правоотношение призвано специально юридическим образом помочь реализации правоотношений, диспозиционных и правообеспечительных, то процедурно-процессуальные правоотношения вызваны к жизни специально юридическими потребностями самого правоприменения как правоотношения третьего порядка. Они призваны создавать оптимальные условия для всестороннего, полного и объективного выяснения всех обстоятельств дела, строгого соблюдения прав и обязанностей участников юридической процедуры, принятия законного и обоснованного решения в рамках основного правоприменительного правоотношения.
Законодатель не должен произвольно устанавливать, с помощью каких действий, например, получать доказательства, поскольку природа, внутренняя «логика» правоприменения очерчивает возможные их рамки. Но он может в этих пределах решать, быть или не быть тому или иному отношению в процессе (процедуре), на какой его стадии, в какой форме, между какими именно субъектами и т.п.
Отношения, не урегулированные нормами права, на первый взгляд возникают, изменяются и прекращаются по воле случая. Но действительная жизнедеятельность строится по законам человеческой психики.
Правореализационные правоотношения представляют собой отношения в процессе реализации правовых норм. Они могут быть различны по своей природе. Это и отношения в ходе исполнения обязанностей, использования субъективных прав, соблюдения запретов, осуществления полномочий. В соответствии со сферами общественной жизни выделяются экономические, социальные, политические и духовные правоотношения.
Заключение
В ходе проведенного исследования можно резюмировать следующее:
Правовое отношение
разновидность общественного
Но и не всякие общественные отношения, которые имеются, будут являться правовыми, а только те, которые являются сферой интересов права, урегулированы им. Отсюда, чем более качественно законотворчество, тем меньше споров, конфликтов возникает между участниками, тем более эффективны результаты их взаимодействия, тем более упорядочена, спокойна жизнь общества в целом, тем меньше в ней остается места анархии, ущемлению интересов, создается ситуация, когда участники добровольно, сознательно идут на определенные ограничения ради общего блага.
Наиболее оправданным, думается, надо признать понимание под правоотношениями регулируемые правом общественные отношения, взятые в единстве их формы и фактического содержания.
Правоотношение – это общественное отношение, находящееся в сфере правого отношения, урегулированное нормами права, участники которого имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспечиваемые госудаврством.
Классифицировать правоотношения можно на следующих основания: в зависимости от предмета правового регулирования (от отраслевого признака) (конституционные, гражданско-правовые, административные, уголовно-правовые и иных отраслей права); в зависимости от характера (материально-правовые и процессуальные); от функциональной роли (общерегулятивные, регулятивные и охранительные); по характеру обязанности (активные, пассивные); по степени определенности субъектов (относительные, абсолютные); по взаимосвязи с государством (общие, конкретные); в зависимости от того, какой структурной частью правовой нормы – ее диспозицией или санкцией – регулируются соответствующие отношения (диспозиционные, обеспечительные); в зависимости от продолжительности действия (кратковременные, долговременные); по распределению прав и обязанностей между субъектами (односторонние, двусторонние и многосторонние правоотношения) возможны и другие классификации.
Завершая свою курсовую работу, считаю
еще раз подчеркнуть важность
данной темы, ведь овладение данной
темой очень важно для
На основании вышеизложенного, можно кратко определить правоотношения как урегулированные правом и находящиеся под охраной государства общественные отношения, участники которых выступают в качестве носителей взаимно делегирующих друг другу юридических прав и обязанностей.
Список используемых источников
1 Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении.- М: Юридическая литература, 1974.- С. 5
2 Варламова Н.В. Правоотношения: философский и юридический подходы // Правоведение.-1991.- 4.- С. 44
3 Варламова Н.В. Правоотношения: философский и юридический подходы // Правоведение.-1991.- 4.- С. 48
4 Кечекьян С.Ф. Правоотношения в социалистическом обществе.- М.: Изд-во АН СССР, 1958.- С. 5
5 Толстой Ю.К. К теории правоотношения.- Ленинград: Изд-во Ленинградского ун-та, 1959. - С. 19-20
6 Толстой Ю.К. К теории правоотношения.- Ленинград: Изд-во Ленинградского ун-та, 1959. - С. 20
7 Кечекьян С.Ф. Правоотношения в социалистическом обществе.- М.: Изд-во АН СССР, 1958.- С. 10
8 Толстой Ю.К. К теории правоотношения.- Ленинград: Изд-во Ленинградского ун-та, 1959. - С. 20
9 Явич Л.С. Общая теория права.- Ленинград: Изд-во Ленинградского ун-та, 1976.- С. 212
10 Там же.- С. 212
11 Общая теория права: курс лекций/ под общ. ред. В.К. Бабаева.- Нижний Новгород, 1993. – С. 405
12 Фаткуллин Н.Ф. Проблемы теории государства и права: учебное пособие.- Казань: КЮИ МВД России, 2003.- С. 274
13 Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении.- М: Юридическая литература, 1974.- С.7,9,210
14 Фаткуллин Н.Ф. Проблемы теории государства и права: учебное пособие.- Казань: КЮИ МВД России, 2003.- С. 276
15 Общая теория права: курс лекций/ под общ. ред. В.К. Бабаева.- Нижний Новгород, 1993. – С. 413
16 Гревцов Ю.И. Проблемы теории правового отношения.- Ленинград: Изд-во Ленинградского ун-та, 1976.- С. 67, 69-70
17 Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: учебник для юридических вузов и факультетов.- М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999.- С. 516-517