Правоотношения, субъектами которых могут являться органы государственной безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 22:50, курсовая работа

Описание работы

Правовые отношения являются неотъемлемой частью общественной жизни любого государства. Органы государственной безопасности России, в свою очередь, выступают в качестве полноправного участника таких отношений. Выбранная мной тема курсовой работы интересна мне и отличается высокой степенью актуальностью, так как органы федеральной службы безопасности стали неотъемлемой частью российского общества, несмотря на узкопрофильную направленность деятельности, по характеру и требованиям осуществляемой работы, плотно связаны со всеми сферами общественных отношений. Целью написания работы является анализ различных сфер правоотношений, субъектами которых могут быть органы безопасности России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… ….3
ГЛАВА 1. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ИХ ЗАДАЧИ…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 2. ПРАВООТНОШЕНИЯ……………………………………………….5
2.1 ПОНЯТИЕ ПРАВООТНОШЕНИЙ………………………………………….5
2.2. ПРИЗНАКИ ПРАВООТНОШЕНИЙ………………………………………..5
2.3 ВИДЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ……………………………………………….7
ГЛАВА 3. СУБЪЕКТЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ………………………………..8
3.1 ПОНЯТИЕ СУБЪЕКТОВ ПРАВООТНОШЕНИЙ, ИХ ВИДЫ…………....8
3.2 ПОНЯТИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА……………………………………...9
3.3 ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК СУБЪЕКТ ПРАВА…………………………………………………………………………….9
ГЛАВА 4. ПРАВООТНОШЕНИЯ СУБЪЕКТАМИ КОТОРЫХ МОГУТ ЯВЛЯТЬСЯ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ…………10
4.1 КОНСТИТУЦИОННО – ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ…………………..10
4.2 ГРАЖДАНСКО – ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ…………………………..11
4.3 АДМИНИСТРАТИВНО – ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ…………………12
4.4 УГОЛОВНО – ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ…………..12
4.5 УГОЛОВНО – ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ………………………………13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….14

Файлы: 1 файл

курсовая 2003.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«АКАДЕМИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ  СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ»

ИНСТИТУТ ПОДГОТОВКИ ОПЕРАТИВНОГО СОСТАВА


КАФЕДРА ОБЩЕПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

 

 

       Курсовая работа

          по теории государства и права  на тему:

 

 

Правоотношения, субъектами которых

могут являться органы государственной безопасности

 

 

 

   Выполнил: слушатель уч. группы  К-212

             Ряд. Юнусов А.И.

            Проверил:

   Преподаватель кафедры

             общеправовых дисциплин

   следственного факультета ИПОС

            майор Тарасова М.А.

 

 

 

 

         Москва 2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… ….3

ГЛАВА 1. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ИХ ЗАДАЧИ…………………………………………………………………………...3

ГЛАВА 2. ПРАВООТНОШЕНИЯ……………………………………………….5

2.1 ПОНЯТИЕ ПРАВООТНОШЕНИЙ………………………………………….5

2.2. ПРИЗНАКИ ПРАВООТНОШЕНИЙ………………………………………..5

2.3 ВИДЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ……………………………………………….7

ГЛАВА 3. СУБЪЕКТЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ………………………………..8

3.1 ПОНЯТИЕ СУБЪЕКТОВ ПРАВООТНОШЕНИЙ, ИХ ВИДЫ…………....8

3.2 ПОНЯТИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО  ЛИЦА……………………………………...9

3.3 ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  БЕЗОПАСНОСТИ КАК СУБЪЕКТ ПРАВА…………………………………………………………………………….9

ГЛАВА 4. ПРАВООТНОШЕНИЯ СУБЪЕКТАМИ КОТОРЫХ МОГУТ ЯВЛЯТЬСЯ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ…………10

4.1 КОНСТИТУЦИОННО – ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ…………………..10

4.2 ГРАЖДАНСКО – ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ…………………………..11

4.3 АДМИНИСТРАТИВНО – ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ…………………12

4.4 УГОЛОВНО – ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ…………..12

4.5 УГОЛОВНО – ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ………………………………13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….14

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

Правовые отношения являются неотъемлемой частью общественной жизни любого государства. Органы государственной безопасности России, в свою очередь, выступают в качестве полноправного участника таких отношений. Выбранная мной тема курсовой работы интересна мне и отличается высокой степенью актуальностью, так как органы федеральной службы безопасности стали неотъемлемой частью российского общества, несмотря на узкопрофильную направленность деятельности, по характеру и требованиям осуществляемой работы, плотно связаны со всеми сферами общественных отношений.

Целью написания  работы является анализ различных сфер правоотношений, субъектами которых могут быть органы безопасности России. 

Глава 1. Органы государственной безопасности и их задачи.

Органы государственной  безопасности 1 – важная часть правоохранительной системы государства, деятельность которых направлена на выявление, предупреждение и пресечение преступлений против существующего государственного (конституционного) строя, внешней и внутренней безопасности государства.

Так в задачи ФСБ РФ входит:

  1. организация выявления, предупреждения и пресечения разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;
  2. координация осуществляемых федеральными органами исполнительной власти контрразведывательных мероприятий и мер по обеспечению собственной безопасности;
  3. организация выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, осуществление досудебного производства по которым отнесено к ведению органов и войск;
  4. организация во взаимодействии с федеральными органами государственной власти борьбы с организованной преступностью, коррупцией, контрабандой, легализацией преступных доходов, незаконной миграцией, незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, наркотических средств и психотропных веществ, специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, а также противодействия экстремистской деятельности, в том числе деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных сообществ и групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью организацию вооруженного мятежа, насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, насильственный захват или насильственное удержание власти;
  5. обеспечение борьбы с террористической и диверсионной деятельностью;
  6. осуществление в пределах своих полномочий разведывательной деятельности;
  7. организация в пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации добывания и обработки разведывательной информации;
  8. обеспечение в пределах своих полномочий защиты сведений, составляющих государственную тайну, и противодействия иностранным организациям, осуществляющим техническую разведку;
  9. обеспечение производства по делам об административных правонарушениях, рассмотрение которых отнесено Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению органов и войск и т.д.

В ходе осуществления  своих  полномочий, функций, задач и прав, органы государственной безопасности вступают в различные правоотношения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Правоотношения

2.1 Понятие правоотношений

Правоотношения 2 – урегулированные нормами права часть общественных отношений,  участники которых обладают взаимными правами и обязанностями, которые обеспечиваются принудительной силой государства.

2.2 Признаки правоотношений

Основные признаки правоотношения:

  • Первый и исходный – необходимость норм права, регулирующих эти отношения.  Благодаря нормативно – правовому регулированию, а именно только в нормах права отношения моделируются как правовые.

Правовые нормы3 -  это государственный регулятор отношений между людьми, их объединениями, а поэтому все иные признаки отличающие правовые отношения от других видов общественных отношений, обязательно обнаруживают связь с государством.

  • Вторым признаком, отличающим правоотношения от иных общественных отношений, является их особый участник. В правоотношениях могут участвовать только те субъекты, которым государство разрешает быть участником правовых отношений. Субъекты, получившие от государства разрешение на участие в правоотношениях, называются субъектами права. Для участия в таких отношениях они наделяются специальным юридическим качеством  - правосубъективностью.

Правосубъективность4 - это установленное государством юридическое качество, наличие которого превращает индивида или организацию в субъект права, т.е. разрешение на участие в конкретных правовых отношениях.

Правосубъективность очень важный и действенный инструмент, с помощью которого можно воздействовать на правопорядок. Четкость определения компетенции, правовой стороны деятельности и взаимодействия с другими субъектами является необходимым условием функционирования любого государственного органа, начиная с высших органов власти и управления.

В отношении  государственных органов разграничивают общую и специальную правосубъективность, отражающую особенности их места в механизме государства, их деятельности.

Такие решения  могут приниматься не только вышестоящими органами государства, но и руководством в отношении структурных подразделений. Например, Директору ФСБ в соответствии с Федеральным Законом «О Федеральной Службе Безопасности Российской Федерации»5 предоставлено право устанавливать отдельные полномочия должностных лиц ФСБ.

Так же, элементами структуры правосубъективности являются правоспособность и дееспособность.

Правоспособность6 - это установленное государством возможность субъекта приобретать права и исполнять обязанности.

Дееспособность7 - это установленное государством возможность индивида или организации своими действиями приобретать права и исполнять обязанности, определяемые нормами права.

  • Третьим признаком является то, что они могут возникать, изменяться или прекращаться лишь на основе юридических фактов. Эти факты указаны в самих нормах права.
  • Четвертым признаком является правовой характер их содержания. Отношения являются правовыми потому, что они возникают между субъектами права на основе юридически значимых фактов, потому, что участники правоотношений обеспечивают интересы сугубо юридическим путем – они осуществляют в этих отношения субъективные права и субъективные юридические обязанности.
  • Пятый признак состоит в том, что правоотношения охраняются государством от нарушений, как при неправильном использовании субъективных прав, так и при неисполнении юридических обязанностей. Меры для защиты права, которые применяются в этих случаях государством, определены в санкциях правовых норм. Нарушения других видов социальных норм не имеет государственной охраны, не приводит к применению государственного принуждения.

2.3 Виды правоотношений

По разным критериям  правоотношения делятся на:

По функциям права:

  • регулятивные правоотношения — возникают в целях регулирования общественных отношений;
  • охранительные правоотношение — возникают, в целях обеспечения и защиты установленного правопорядка; способствуют реализации регулятивных правоотношений.

По степени  определенности:

  • абсолютно-определенные правоотношения, в которых управомоченному субъекту корреспондирует неопределенное количество обязанных субъектов;
  • относительно-определенные правоотношения, в которых все стороны отношения конкретно определены (истец - ответчик, супруг - супруга, подсудимый - суд и т.п.).

По отраслям права:

  • конституционно правовые отношения;
  • гражданско-правовые отношения;
  • уголовно правовые отношения;
  • уголовно-процессуальные отношения;
  • административно-правовые отношения и т.д.

По структуре  правоотношений:

  • простые правоотношения - отношения между двумя субъектами, связанные с реализацией предписания одной нормы права (отношения по поводу заключения мелкой бытовой сделки);
  • сложные правоотношения — отношения между несколькими субъектами, складывающиеся в процессе реализации комплекса юридических норм, объединенных единым целевым назначением (правоотношения в сфере правосудия).

 

 

По характеру  распределения прав и обязанностей:

  • односторонние (одна сторона правоотношения имеет только права, другая - только обязанности)
  • двусторонние (обе стороны имеют как права, так и обязанности).

Глава 3. Субъекты правоотношений

3.1 Понятие субъектов правоотношений, их виды

Субъекты правоотношений 8– это участники правовых отношений, имеющих субъективные права и юридические обязанности.

Традиционно все субъекты права подразделяют на два вида:

Индивиды:

К ним относятся граждане суверенного государства, иностранцы, лица без гражданства, лица с двойным гражданством.

Организации:

К организациям относятся  государственные и негосударственные  организации, государство в целом.

Как субъектов  права их можно подразделить на три  группы:

  • органы государства, выполняющие функции управления и обладающие властными полномочиями. Чаще всего они выступают субъектами административных, земельных, уголовно-правовых, процессуальных правоотношений. Правовое положение органов государства характеризуется компетенцией, т.е. совокупностью прав и обязанностей, предусмотренных соответствующими нормативными актами;
  • учреждения, занимающиеся социально-культурной деятельностью, не связанной с властными полномочиями. Такие учреждения (школы, больницы, вузы, библиотеки, театры, музеи и т.д.) состоят на бюджете государства, наделяются комплексом прав и обязанностей для выполнения своих функций;
  • предприятия, занимающиеся хозяйственной деятельностью, действующие на праве хозяйственного ведения (унитарные предприятия) или на праве оперативного управления (казенные предприятия). Государство несет субсидиарную ответственность по их обязательствам (п. 3 ст. 56 и п. 5 ст. 115 ГК РФ).

Так же, государственные организации выступают в гражданско-правовых отношениях в качестве юридических лиц, осуществляя функции, не связанные с властными полномочиями.

3.2 Понятие юридического лица

Юридическое лицо 9– организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по свои обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

 

3.3 Органы государственной безопасности как субъект права

ФСБ России является юридическим лицом, имеет действительное и условное наименования, эмблему, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, соответствующие печати, штампы, счета, в том числе валютные, в банках и других кредитных организациях.10  
В случаях, когда статусом юридического лица тот или иной орган государственной власти наделяется посредством специально принятого нормативного акта, регулирующего его деятельность, государственная регистрация может не производиться.

Информация о работе Правоотношения, субъектами которых могут являться органы государственной безопасности