Правоотношения, субъектами которых могут являться органы государственной безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 22:50, курсовая работа

Описание работы

Правовые отношения являются неотъемлемой частью общественной жизни любого государства. Органы государственной безопасности России, в свою очередь, выступают в качестве полноправного участника таких отношений. Выбранная мной тема курсовой работы интересна мне и отличается высокой степенью актуальностью, так как органы федеральной службы безопасности стали неотъемлемой частью российского общества, несмотря на узкопрофильную направленность деятельности, по характеру и требованиям осуществляемой работы, плотно связаны со всеми сферами общественных отношений. Целью написания работы является анализ различных сфер правоотношений, субъектами которых могут быть органы безопасности России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… ….3
ГЛАВА 1. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ИХ ЗАДАЧИ…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 2. ПРАВООТНОШЕНИЯ……………………………………………….5
2.1 ПОНЯТИЕ ПРАВООТНОШЕНИЙ………………………………………….5
2.2. ПРИЗНАКИ ПРАВООТНОШЕНИЙ………………………………………..5
2.3 ВИДЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ……………………………………………….7
ГЛАВА 3. СУБЪЕКТЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ………………………………..8
3.1 ПОНЯТИЕ СУБЪЕКТОВ ПРАВООТНОШЕНИЙ, ИХ ВИДЫ…………....8
3.2 ПОНЯТИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА……………………………………...9
3.3 ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК СУБЪЕКТ ПРАВА…………………………………………………………………………….9
ГЛАВА 4. ПРАВООТНОШЕНИЯ СУБЪЕКТАМИ КОТОРЫХ МОГУТ ЯВЛЯТЬСЯ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ…………10
4.1 КОНСТИТУЦИОННО – ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ…………………..10
4.2 ГРАЖДАНСКО – ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ…………………………..11
4.3 АДМИНИСТРАТИВНО – ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ…………………12
4.4 УГОЛОВНО – ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ…………..12
4.5 УГОЛОВНО – ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ………………………………13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….14

Файлы: 1 файл

курсовая 2003.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

Исходя из всего  этого, органы государственной безопасности, являясь юридическим лицом, могут вступать в соответствующие общественные правоотношения, т.е. являются полноценным субъектом права, у которого четко ограничена компетенция, определяющая их место в системе государственных органов и отношений с другими субъектами права.

В главе №3 Федерального Закона «Об органах Федеральной Службы Безопасности» достаточно ясно определены полномочия Федеральной Службы Безопасности: кроме обязанностей, широкого круга прав, условия применения оружия, специальных средств и физической силы, еще и возможность взаимодействия с федеральными органами государственной власти (Вооруженными силами, Государственной архивной службой России, судом, прокуратурой, органами внешней разведки РФ и другими), органами государственной власти субъектов Российской Федерации, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности.

К тому же, в  том же законе сказано, что органы Федеральной Службы Безопасности осуществляют взаимодействие не только с организациями, но и с физическими лицами.11

 

 

 

Глава 4. Правоотношения, субъектами которых могут являться органы государственной безопасности.

4.1 Конституционно-правовые отношения.

Конституционно-правовое отношение12  -  возникающая на основе норм конституционного права общественная связь между субъектами, выражающаяся в форме субъективных юридических прав и обязанностей и поддерживаемая принудительной силой государства.

По Федеральному Закону «О Федеральной Службе Безопасности Российской Федерации»

Одной из правовых основ деятельности органов ФСБ является Конституция РФ. Поэтому при осуществлении своих полномочий органы ФСБ руководствуются на такие принципы как:

  • законность;
  • уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
  • гуманизм;
  • единство системы органов федеральной службы безопасности и централизации управления ими.

Примером конституционно-правовым отношениям может послужить взаимодействие органов ФСБ РФ с гражданами, лицами без гражданства, с иностранными гражданами, государственными органами, предприятиями, учреждениями  и организациями, а так же их возможность обжаловать действия  органов ФСБ и должностных лиц в вышестоящий орган федеральной службы безопасности, прокуратуру или суд.

4.2 Гражданско-правовые отношения.

Гражданско-правовые отношения13 — отношения между гражданами и юридическими лицами, регулируемые гражданским законодательством, которое определяет:

  • правовое положение участников гражданского оборота;
  • основания возникновения и порядок осуществления права собственности и др. вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности);
  • имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.

Основной массив отношений, регулируемых ГЗ, составляют имущественные отношения, то есть такие, которые могут иметь денежную оценку. Это прежде всего рыночные отношения, связанные с возмездным обменом товаров и различного рода услуг, созданием и использованием интеллектуальной собственности.

Это определяет ФСБ как юридическое лицо, и  примером таким отношениям может  послужить взаимодействие Федеральной  Службы Безопасности с организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность. Так, ФСБ может закупить что-либо для осуществления своей деятельности.

4.3 Административно-правовые отношения.

Административно-правовое отношение14 представляет собой урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, стороны которого выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой нормой. 
Налицо выражение одной из существенных особенностей административно-правовых отношений, а именно то, что они представляют собой не любое общественное отношение, а управленческое, получившее юридическую, в нашем случае — административно - правовую окраску.

В своей основе ФСБ РФ является субъектом административно  – правовых отношений. Примером этому  может служить отношения, построенные на началах «власть — подчинение», которые связывают центральные органы ФСБ с органами территориальными.

4.4 Уголовно – процессуальные правоотношения.

Уголовно-процессуальные правоотношения15 - отношения, возникающие в связи с производством по уголовному делу между всеми участниками уголовного судопроизводства, регулируемые нормами уголовно-процессуального права, отличительной особенностью которых является обязательное наличие государственного органа (дознание, следствие, прокуратура, суд) как участника этих правоотношений.

Основные отношения  субъектом которых могут быть органы государственной безопасности являются уголовно – процессуальные правоотношения. Именно в ходе дознания и следствия они вступают в  эти отношения. Примером этому может быть ведение органом ФСБ уголовного дела по ст. 205 УК РФ «Террористический акт» с дальнейшей передачей этого дела суд и прокуратуру.

 

4.5 Уголовно – правовые правоотношения.

Уголовно –  правовые правоотношения возникают  тогда, когда задействована любая из правовых норм уголовного права.

Так, например, органы государственной безопасности вступает в данные правоотношения при  уголовно-правовом задержании лица имеют  право причинить определенный вред задерживаемому в тех пределах, что  установлены нормой, а также обязаны не переступать данные пределы, что тоже регулируется уголовным законодательством.16

 

 

 

 

Заключение.

Я полагаю, что доказал актуальность своей курсовой работы на тему «Правоотношения, субъектами которым могут являться органы государственной безопасности», а так же достиг ее цели: доказать, что органы государственной безопасности являются субъектами права и показать, что они могут быть участниками в таких правоотношениях, как:

  • Уголовно-правовые правоотношения
  • Уголовно-процессуальные правоотношения
  • Конституционно-правовые правоотношения
  • Административно правовые правоотношения
  • Гражданско-правовые правоотношения.

Разобрал основные вопросы, подлежащие разработке при  выполнении курсовой работы:

  • Понятие, признаки и виды правоотношений
  • Понятие субъектов права
  • Органы государственной безопасности как субъекты права
  • Виды правоотношений, субъектами которых могут являться органы государственной безопасности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. В.К. Бабаева, «Теория государства и права», второе издание, Москва 2007
    2. Э.Б. Атаманова, лекция «Правовые отношения», Москва 1996
    3. Р.О. Халфина, Общее учение о правоотношении, Москва 1974
    4. А.О. Якимов, Статус субъекта права // Государство и право, 2003. №4
    5. ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (ГК РФ) Часть 1 от 30.11.1994 N 51-ФЗ
    6. УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (УК РФ) от 13.06.1996 N 63-ФЗ
    7. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН 
      О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ БЕЗОПАСНОСТИ Принят Государственной Думой 22 февраля 1995 года (в ред. Федеральных законов от 30.12.1999 N 226-ФЗ, от 07.11.2000 N 135-ФЗ, от 07.05.2002 N 49-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 10.01.2003 N 4-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 07.03.2005 N 15-ФЗ, от 15.04.2006 N 50-ФЗ, от 27.07.2006 N 153-ФЗ, от 05.07.2007 N 124-ФЗ, от 24.07.2007 N 211-ФЗ, от 04.12.2007 N 328-ФЗ, от 25.12.2008 N 280-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 30.12.2001 N 194-ФЗ)

1 http://eyu.sci-lib.com/article0001433.html

2 Э.Б. Атаманова, лекция «Правовые отношения», Москва 1996

3 Э.Б. Атаманова, лекция «Правовые отношения», Москва 1996

4 Э.Б. Атаманова, лекция «Правовые отношения», Москва 1996

5 Ст.16 Федерального Закона «О Федеральной Службе Безопасности РФ»

6 Э.Б. Атаманова, лекция «Правовые отношения», Москва 1996

7 Э.Б. Атаманова, лекция «Правовые отношения», Москва 1996

8 В.К. Бабаева, «Теория государства и права», второе издание, Москва 2007

9 Гражданский кодекс Российской Федерации, статья 48

10 Ст.7 гл. 1 Положения «О Федеральной Службе Безопасности»

11 Ст.15 Федерального Закона «О Федеральной Службе Безопасности Российской Федерации»

12 http://www.vuzlib.net/beta3/html/1/15025/15032/

13http://ru.wikipedia.org/wiki/Гражданско-правовые отношения

14 http://law-students.net/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=340

15 http://www.allpravo.ru/library/doc1897p0/instrum4772/item4783.html

16 С.38, 42, 108, 114 Уголовного Кодекса РФ


Информация о работе Правоотношения, субъектами которых могут являться органы государственной безопасности