Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 12:14, курсовая работа
Правовое сознание оказывает активное воздействие на регулирование всего многообразия жизненных процессов в обществе и государстве, способствует консолидации граждан, всех социальных групп, поддержанию и укреплению целостности общества, порядка в нем. Здоровое правосознание общества, уважение граждан к закону являются основой крепости государства, эффективного функционирования политической и правовой систем. Правовые представления о справедливости прав и обязанностей человека, дозволений и запретов – все это воздействует на формирование мотивов и установок поведения человека в правовой сфере жизни общества, а через регулирование правового поведения личности проявляется активная роль права, правосознания.
Введение………………………………………………….………………….…….3
Глава 1. Правосознание………………………………………………………….…4
1.1 Понятие правосознания…………………………………………..……4
1.2 Структура и функции…………………………………………………..6
1.3 Виды………………………………………………….………………..11
1.4 Формирование.……………………………………………………......13
Глава 2. Правовая культура………………………………………………..…..15
2.1 Понятие правовой культуры…………………………………………15
2.2 Структура…………………………………………………………..….17
Глава 3. Правовой нигилизм…………………………………………………….19
3.1 Понятие правового нигилизма…………………………………….....19
3.2 Источники………………………………………………………..…….21
3.3 Формы……………………………………………………………….…22
3.4 Пути преодоления………………………………………………….….25
Заключение…………………………………………………………………..……28
Список использованной литературы…………………………………………..30
4. Идейно-воспитательная функция. Правосознание служит основой для воспитания внутренней потребности, привычки соблюдать нормы права, формирования такой черты характера человека, как законопослушание, привития уважения к закону как непреложной ценности, без которой не может существовать цивилизованное общество. Это база для формирования правовой установки личности, т.е. ее психологической готовности, предрасположенности к соблюдению норм закона, складывающейся под воздействием различных социальных и психологических факторов.
Для идейно-воспитательной функции характерна также широкая пропаганда общечеловеческих моральных ценностей — справедливости, гражданского общества, демократии, человечности идей о гуманном.4
Правосознание можно классифицировать и по субъектному составу. По этому основанию выделяются такие виды, как общественное, коллективное, групповое и индивидуальное.
Общественное правосознание — это совокупность накопленных на протяжении веков человеческой цивилизацией оценок, знаний, представлений о праве, сумма достижений юридической мысли и культуры. Создаваясь и развиваясь через правосознание отдельных индивидов, оно неизмеримо полнее, чем представления о праве каждого конкретного человека.
Коллективное правосознание отражает представления отдельных достаточно широких по составу социальных слоев населения, выделяемых по различным основаниям (классы, сословия, нации, религиозные конфессии, население того или иного региона, пенсионеры, молодежь, военнослужащие и т.д.). Оно, в принципе базируясь на основных идеях общественного правосознания, вместе с тем содержит ряд особенностей, отражающих специфические интересы соответствующих слоев, которые обеспечиваются или должны обеспечиваться в законодательстве государства.
Групповое правосознание выражает интересы и потребности того или иного социального коллектива, профессионального сообщества (воины-афганцы, лица, пострадавшие от Чернобыльской аварии, шахтерские коллективы, вынужденные переселенцы и др.). Оно, отражая в принципе общественное правосознание, имеет .свои особенности и в ряде случаев противопоставляется правовым идеям иных коллективов и групп (например, шахтеры и работники энергетического блока).
Индивидуальное правосознание — совокупность правовых взглядов и чувств каждого конкретного индивида. Будучи в принципе неспособным полно и глубоко охватить весь комплекс правовых явлений в обществе, оно выявляет лишь некоторые наиболее существенные его черты. При этом в силу разных способностей индивида, форм участия его в общественной жизни, несовпадающих условий жизни, труда, быта, различия в уровне правосознания отдельных личностей бывают довольно значительны. У одних оно может быть глубоким, максимально приближенным к общественному, у других — ограниченным, отстающим от общего уровня общественных, правовых взглядов. Такие различия всегда следует иметь в виду при организации правового воспитания, пропаганде законодательства.
1. По субъектам (носителям) правовое сознание подразделяется на:
2. По глубине отражения правовой
действительности обычно выделяют три
уровня правосознания: обыденное (эмпирическое);научное(
Обыденное правосознаниеявляется наименее глубоким: в нем преобладают психологические (эмоциональные) элементы. Правовые знания на этом уровне ограничены личным опытом и житейскими установками, имеют фрагментарный, бессистемный и зачастую поверхностный характер. «По мнению Е.А. Фроловой, несмотря на ситуационный характер своих оценок,всё же более устойчиво и традиционно в своих идеалах. Люди видят зло не в существовании тех или иных органов государства, комитетов, комиссий, должностных лиц и др., а в декларативности решения насущных проблем, нежелании государства преодолевать трудности.»5Отношение к праву, как правило, противоречиво и во многом зависит от переменчивых настроений и сиюминутных эмоций. Этот уровень свойственен основной массе членов общества и формируется на базе повседневной жизни граждан, под влиянием личного жизненного опыта и правового образования, доступного населению.
Профессиональное правосознание - это правовое сознание юристов, которое складывается в ходе специальной подготовки и в процессе осуществления практической юридической деятельности. Включает в себя программные юридические знания и предметно-деловое отношение к праву, которое проявляется в умении грамотно применять правовые нормы и качественно использовать правовые знания. Сущность и особенности правового сознания юристов конкретизируются в содержании правовой идеологии и правовой психологии, в системе присущих данной профессиональной группе правовых знаний, представлений, установок, ценностных ориентации и т.д.
Теоретическое (научное) правосознание, в отличие от обыденного, формируется на базе широких и глубоких правовых обобщений, знания закономерностей и специальных исследований социально-правовой действительности. Оно характерно для исследователей, научных работников, занимающихся вопросами правового регулирования общественных отношений. Отношение к праву и правовым явлениям у носителей теоретического (научного) правосознания обусловлено теоретическими воззрениями.
Именно научное правосознание должно быть непосредственным источником правотворчества, служить совершенствованию юридической практики, так как нет ничего более практичного, чем хорошая теория.
Вопрос о формировании правосознания представляется весьма сложным и неоднозначным и является прерогативой не только юридической, но и ряда других гуманитарных наук.
Сформировать правосознание личности означает необходимость создать такие условия, при которых у граждан появляется положительное отношение к праву, уважение к правотворческим, правоприменительным, да и вообще ко всем государственным органам и организациям.
Содействие в формировании правосознания должны оказывать психологи, педагоги, культурологи, правоведы, социологи, философы путем выработки тех мер, которые эффективно воздействуют на сознание индивида, на его отношение и оценку реальной действительности.
Одним из средств, косвенно воздействующих на формирование правосознания, является так называемое правовое воспитание, т.е. целенаправленная деятельность по передаче правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому.
Обычно говорят о правовом воспитании в широком и узком смысле. В первом случае речь идет о правовой социализации человека, когда он «воспитывается» окружающей обстановкой в целом, всей юридической практикой и поведением людей, должностных лиц - представителей государственного аппарата в правовой сфере. Что касается правового воспитания в узком смысле, то последнее отличается своей направленностью на повышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом.
Ценности и идеалы «вырастают» спонтанно, формируются самой жизнью, всеми окружающими обстоятельствами, и роль субъективного фактора, целенаправленной деятельности здесь хоть и важна, но не является ведущей, а тем более единственно необходимой и достаточной.
Очень важно ознакомление граждан с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищенности личности, а следовательно и уровень правовой культуры, выше, чем в России. Особенно важно обучать этому будущих юристов-профессионалов, чтобы основную цель своей деятельности они видели в защите прав и свобод человека от произвола общества и государства, то есть в защите слабого от сильного, что является одним из центральных постулатов общемировой, общечеловеческой морали, нравственности и культуры в целом.
Можно согласиться с Е.А. Фроловой, которая пишет в своей статье «Правосознание (Теоретико – философский аспект) что, одной из характеристик ,имеющих особое значение для правового сознания , является мотивация поведения людей. Мотивы, по которым человек соблюдает право, не только не безразличны, но заключают в себе самый корень правосознания. Учёт мотивов поведения индивида важен во всех сферах жизни человека, однако в сфере морали и правосознания этот аспект приобретает первостепенное значение. В области правового сознания речь идёт в основном о «правовом чувстве» , склонностях, настроениях, мнениях и иных проявлениях субъективности личности , которые позволяют видеть в праве творческую , активную, действующую индивидуальность, а не только физическое лицо, обладающее правосубъектностью6.
Глава 2. Правовая культура
2.1. Понятие правовой культуры
Культура общества — это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных людьми на протяжении веков, достигнутый человечеством уровень исторического развития, степень цивилизованности общества, интеллектуального, духовного развития, гуманистического мировоззрения. Это достижения материального производства, науки, искусства, идеологические и моральные ценности.
Правовая культура является непременной составной частью общечеловеческой культуры. Подлинно культурным обществом является то, где разработана и действует развернутая и непротиворечивая система законодательства, отражающая общечеловеческие духовные ценности, где права личности обеспечиваются и защищаются, господствует режим законности и законопослушания, где сохраняются юридические памятники как непреложные культурные ценности.
Правовая культура, отражая уровень правовой цивилизованности общества и включая в себя прогрессивные достижения зарубежных правовых систем, объединяет все, что создано человечеством в правовой сфере: право, юридическую науку, правосознание, практику законотворчества и судебной деятельности, юридическое мировоззрение, национальные корни, историческую память, юридические обычаи и традиции. Это обусловленное социальным, экономическим и духовным строем общества внутреннее состояние его правовой жизни.
Правовая культура предполагает достаточное знание должностными лицами и гражданами юридических норм, их правовую грамотность, умение пользоваться законами в практической жизни, высокую степень уважения, авторитета права, его оценки как необходимой социальной ценности для нормального функционирования цивилизованного сообщества людей, атмосферу законопослушания личности, устойчивые привычки, внутреннюю потребность к соблюдению закона и социально-правовой активности.
Целью правовой культуры является упорядочение поступков людей, обеспечение стабильности в обществе и ограждение личности от всякого произвола, от кого бы он ни исходил. Правовая культура – многогранное социальное явление . Несомненно одно: её ядром является право. Правовая культура охватывает всю правовую надстройку общества: позитивное право, правосознание, законность, законотворческую, правоприменительную и иную правовую деятельность, правовую науку, а также правоохранительную систему, словом, юридическую действительность и развитие всех её частей. О правовой культуре в целом, можно говорить как о примитивной (простой) , так и как о высокой (развитой). Правовая культура в своём развитии прошла длительный и извилистый путь. На её пути были античность , Средневековье, Возрождение, Просвещение, Новое время, современная цивилизация. 7
В правовую культуру включаются и высокий уровень правотворческой деятельности в стране, своевременный и качественный учет в законодательстве новых тенденций и потребностей развития общества, демократические основы подготовки и принятия новых нормативных решений, активное использование выработанных мировой практикой правил законодательной техники. Не менее важны также и эффективность правоприменительной работы управленческого и правоохранительного аппарата, авторитет судов и других органов, осуществляющих борьбу с преступностью, их способность вместе с общественностью преодолеть это социальное зло.
Уровень юридической культуры проявляется также в степени развития юридической науки в стране, эффективности правового образования. Забота об исторических юридических памятниках (в нашей стране это, например, Русская Правда, Уложение царя Алексея Михайловича, Свод законов царской России и др.), их охрана, сохранение, научное изучение также необходимые элементы правовой культуры.
Правовая культура складывается из ряда взаимосвязанных элементов:
Этот элемент выражается в степени освоения (выражения знания и понимания)
Информация о работе Правосознание, правовая культура и правовой нигилизм