Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 12:14, курсовая работа
Правовое сознание оказывает активное воздействие на регулирование всего многообразия жизненных процессов в обществе и государстве, способствует консолидации граждан, всех социальных групп, поддержанию и укреплению целостности общества, порядка в нем. Здоровое правосознание общества, уважение граждан к закону являются основой крепости государства, эффективного функционирования политической и правовой систем. Правовые представления о справедливости прав и обязанностей человека, дозволений и запретов – все это воздействует на формирование мотивов и установок поведения человека в правовой сфере жизни общества, а через регулирование правового поведения личности проявляется активная роль права, правосознания.
Введение………………………………………………….………………….…….3
Глава 1. Правосознание………………………………………………………….…4
1.1 Понятие правосознания…………………………………………..……4
1.2 Структура и функции…………………………………………………..6
1.3 Виды………………………………………………….………………..11
1.4 Формирование.……………………………………………………......13
Глава 2. Правовая культура………………………………………………..…..15
2.1 Понятие правовой культуры…………………………………………15
2.2 Структура…………………………………………………………..….17
Глава 3. Правовой нигилизм…………………………………………………….19
3.1 Понятие правового нигилизма…………………………………….....19
3.2 Источники………………………………………………………..…….21
3.3 Формы……………………………………………………………….…22
3.4 Пути преодоления………………………………………………….….25
Заключение…………………………………………………………………..……28
Список использованной литературы…………………………………………..30
3. Война законов, издание противоречивых, параллельных или даже взаимоисключающих правовых актов, которые как бы нейтрализуют друг друга, растрачивая бесполезно свою силу.Нередко подзаконные акты становятся «надзаконными». Принимаемые в большом количестве юридические нормы не стыкуются, плохо синхронизированы. В результате возникают острейшие коллизии, разрыхляется «правовое поле», на котором легко произрастает правовой нигилизм.
4. Подмена законности политической, идеологической или прагматической целесообразностью,выходы различных официальных должностных лиц и органов, общественных групп и сил на неправовое поле деятельности, стремление реализовать свои интересы вне рамок Конституции или в «разреженном правовом пространстве», т.е. начинают жить опять-таки не по законам, а «по понятиям».При этом целесообразность может выступать под разным «соусом» - В виде государственной, партийной, местной, региональной, практической, идеологической и даже личной. В любом случае закон отодвигается в сторону. Раз необходимо что-то сделать, а закон мешает, появляется тот или иной вид целесообразности. Законность нередко противопоставляется и так называемому здравому смыслу, от которого - один шаг до произвола и самоуправства, или просто «правовой самодеятельности».
Вместе с тем следует заметить, что идея законности и порядка при определенных обстоятельствах может быть использована заинтересованными лидерами и властными структурами как повод для применения силы и нарушения прав человека, равно как и необходимость борьбы с преступностью. Практика последнего времени подтверждает это. А как известно, нет ничего опаснее, чем узаконенное беззаконие. Это своего рода правовой конформизм, когда идеи права и законности приспосабливаются к ситуации, когда они используются не во благо, а во вред.
5. Конфронтация представительных и исполнительных структур власти на всех уровнях.Она возникла в процессе становления новой для России президентской вертикали управления при сохранении старой системы Советов. Эти две модели власти оказались несовместимы по своим целям, задачам, методам. Отсюда - трения, конфликты, противостояния, стремление доказать, какая власть важнее и нужнее.
6. Серьезным источником и формой выражения политико-юридического нигилизма являются нарушения прав человека, особенно таких, как право на жизнь, честь, достоинство, жилище, имущество, безопасность.Слабая правовая защищенность личности подрывает веру в закон, в способность государства обеспечить порядок и спокойствие в обществе, оградить людей от преступных посягательств. Бессилие же права не может породить позитивное отношение к нему, а вызывает лишь раздражение, недовольство, протест.
Таковы основные сферы распространения и вместе с тем наиболее типичные на сегодня формы выражения правового нигилизма.
В системе мер преодоления правового нигилизма, по мнению В.И. Гоймана-Червонюка, приоритетное значение в современных условиях приобретает научно обоснованная юридическая политика государства, которая в значительной степени предопределяет правовой настрой граждан и должностных лиц, формирование у них генеральной установки по отношению к праву.
Периодически проводимые на территории Российской Федерации опросы свидетельствуют о том, что число сторонников установления порядка «любой ценой» не уменьшается. Однако причины этого нельзя усматривать только в особенностях политического и правового сознания граждан. В значительной мере они связаны с анемией государственных структур, непоследовательностью власти в утверждении цивилизованных, официально установленных способов защиты прав и интересов граждан. К тому же кризисные явления в экономике, социально-политической области сами по себе резко понизили авторитет власти, подорвали ее стабильность и легитимность.
В этой связи чрезвычайно важно формировать у населения доверие к институтам и учреждениям государственной власти, без чего невозможноцивилизованными средствами обеспечить организованность и порядок в общественных отношениях. Существенным здесь является то, чтобы власть на любых ее уровнях соответствовала общественным ожиданиям с точки зрения компетентности, норм этического поведения.
Юридическая политика должна быть подчинена задаче утверждения в общественной жизни качественного правового закона, который отражал бы приоритеты и ценности личности, баланс интересов различных социальных групп; отвечал международно-правовым стандартам, передовым моральным воззрениям, прогрессивным национальным и историческим традициям: действовал эффективно и стабильно, а при его отмене или изменении не ухудшал фактического положения добросовестных участников правоотношений. Внедрение в общественную систему качественного правового закона укрепит у людей веру в то, что не они существуют для закона, а закон для них.
Освобождение граждан от жесткой юридической опеки и связанной с ней зависимости от государственных структур в осуществлении правовых возможностей, ориентация государственно-правовой системы на обеспечение интересов личности снимут препятствия на пути к использованию прав и свобод и на этой основе устранят противостояние между аппаратом и населением, повысят доверие к юридическим учреждениям.
Таким образом, юридическая политика должна быть последовательной и радикальной и, что очень важно, социально ориентированной. Только в этом случае она вызовет доверие и поддержку масс. Вследствие этого у населения объективно возрастет интерес к праву, произойдет переоценка роли и осознание его ценности в обществе. Тем самым будут созданы реальные предпосылки к замене отрицательного отношения к праву уважением к нему.
Применительно к нынешним условиям чрезвычайно важно формирование у населения и должностных лиц, в особенности, развитого чувства законности. Сейчас немалая часть граждан, должностных лиц и даже работников правоохранительных органов не исходят из понимания единой законности. Допускается «разная» законность, субъективный выбор акта и норм для исполнения, что противоречит идее верховенства закона.
Обращая внимание на меры, призванные обеспечить правовую раскрепощённость личности, расширить границы ее юридической свободы, создать условия для роста гражданских инициатив и тем самым устранить почву для проявления правового недовольства, следует в то же время поставить прочный заслон произволу, правовой распущенности, ввести в границы правопорядка деятельность граждан и их объединений. Создание условий для плюрализма мнений, углубление демократизма общественного строя не означают вступления общества на путь охлократии, утверждения в нем анархистских воззрений на свободу и ответственность. Демократический правовой строй особо нуждается в ответственном поведении государственных структур, должностных лиц, населения в целом. В связи с этим возрастает роль социально-правового контроля, призванного обеспечивать в обществе атмосферу подлинного уважения к закону, правам и интересам личности и общества, утверждать прочный режим законности и цивилизованный правопорядок.13
Заключение
Политика нашего государства в сфере правового регулирования, юридическая практика должна строиться так, чтобы в обществе, в сознании людей утверждалось отношение к праву как к ценности, без которой невозможно добиться социального порядка, основанного на справедливости, утверждения прав и свобод личности. Необходимо формировать отношение к праву как к средству гармонизации отношений в обществе, защиты прав человека, смягчение возможных конфликтов, как к механизму, устраняющему произвол и насилие. Поэтому очень важно изменить представления людей о праве только как о принудительном средстве.
Как подтверждает практика и результаты исследований, работа системы правоохранительных органов, уровень профессионального правосознания значительной части лиц, действующих в правоохранительной сфере еще не соответствует современным требованиям. В сфере работников правоохранительных органов также сохраняются правовой нигилизм, нацеленность на личное усмотрение при разрешении юридических дел, ориентация не на требования закона, а на позиции руководителей. Следовательно, повышение уровня правовой культуры лиц, работающих в этой системе, да и вообще должностных лиц является первостепенной задачей.
Существует и другая
крайность, которая заметна в
обществе, а именно переоценка
силы роли права. Она проявляется
в том, что некоторая часть
людей связывает решение
Повышение уровня правовой культуры предполагает, с одной стороны, преодоление правового нигилизма, с другой – преодоление правового идеализма. И то, и другое вызывает необходимость в осуществлении большой работы по повышению юридической грамотности всех слоев населения, а также по надлежащему кадровому обеспечению государственных учреждений, осуществляющих юридическую деятельность.
В своей работе я раскрыла такие понятия как правосознание , правовая культура и правовой нигилизм, рассмотрела структуру, функции, виды правосознания, а также его формирование. Объяснила структуру и значение правовой культуры,в формировании профессионального правосознания современного юриста, а также рассказала о таком социальном явлении как правовой нигилизм, рассмотрела его формы, источники, и какие бывают пути преодоления такого отрицательного отношения к праву.
Список использованной литературы:
1Фролова Е. А. Правосознание (Теоретико – философский аспект) / Е.А Фролова // Государство и право. – 2011. – №7. – С.14.
2 Абдурахманова И.В. Тоталитарное правосознание в России: факторы формирования и трудности преодоления / И.В. Абдурахманова // Государство и право. – 2008. – № 5. – С.15.
3Бошно С. В. Доктринальные и другие нетрадиционные формы права /С.В. Бошно // Журнал российского права. – 2003. – № 1. –С. 84.
4 Кузнецов Э.В. Кризис современного правосознания / Э.В. Кузнецов // Изв. Вузов. Правоведение. – 2001. – №3. – С.3-9.
5Фролова Е. А. Правосознание (Теоретико – философский аспект) / Е.А. Фролова // Государство и право. – 2011. – № 7. – С. 20.
6 Фролова Е. А. Правосознание (Теоретико – философский аспект) / Е.А.Фролова // Государство и право. – 2011. – №7. – С.20.
7 Завьялов Ю.С. Правовая культура и пути её изучения / Ю.С. Завьялов // Государство и право. – 2013. – №10. – С. 104.
8Сафонов В.Г. Правовой нигилизм и экономика России: современное состояние / В.Г Сафонов // Законодательство и экономика. – 2004. – № 5. – С.27.
9Матузов Н.И. Правовой идеализм как «родимое пятно» российского общественного сознания / Н.И. Матузов // Правовая культура. – 2008. – № 2. – С.40.
10Мазутов Н. И. / Теория государства и права. Н.И. Мазутов, А.В. Малько. М.: Триада. 2003. – С.342.
11 Туманов В.А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе / В.А. Туманов // Государство и право. – 1993. – № 8. – С.89.
12Малешин Д.Я. Причины правового нигилизма в России / Д.Я. Малешин // Закон. – 2009. – № 1. – С. 150.
13 Попов В.В. Некоторые формы проявления правового нигилизма и пути его преодоления / В.В. Попов // Юрист. – 2002. – № 1. – С.34.
Информация о работе Правосознание, правовая культура и правовой нигилизм