Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 00:15, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение характерных черт правотворческой деятельности, её особенностей и основных процессов, связанных с ней. В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
изучить общее понятие правотворчества, его виды и принципы;
рассмотреть стадии законотворческого процесса;
раскрыть особенности юридической техники и систематизации законодательства;
сделать выводы.
Введение 3
Глава 1. Правотворчество 5
§1. Понятие правотворчества 5
§2. Принципы правотворчества 6
§3. Виды правотворческой деятельности 8
Глава 2. Стадии законотворческого процесса 10
Глава 3. Юридическая техника 13
Глава 4. Систематизация законодательства 15
Заключение 19
Список использованной литературы и источников 21
Нормативно-правовые акты 21
Научная, учебная, справочно-информационная литература 21
Содержание
Среди многообразия правовых явлений, охватываемых понятием «правовая система», правотворчество занимает одно из центральных мест. От того, в какой мере действующие нормы права – от закона до инструкции – выражают потребности и интересы общества, эффективно воздействуют на поведение людей, зависит и достижение целей – непосредственных и отдаленных, на которые направлены нормы. Вот почему правотворческая деятельность всегда образует начальный этап процесса правового регулирования, к которому относятся также правореализация и правоприменение.
В буквальном смысле слова правотворчество – это процесс создания (творения) правовых норм, получающих закрепление в издаваемых управомоченными на то органами законах и подзаконных нормативных актах. Поэтому закономерно, что вопросы правотворчества постоянно находятся в поле зрения юристов-ученых и практиков, специалистов в области теории и социологии права, а также отдельных юридических дисциплин. Эта проблема постоянно волнует юристов во всем мире.
Реальность показывает, насколько широк круг вопросов, неурегулированных правом, без которых невозможно реализовать экономические и социальные программы, выдвигаемые жизнью. Речь идет не только об обновлении, улучшении законодательства, но и о формировании многих принципиально новых правовых институтов, отвечающих новым экономически условиям, критериям правового государства.
Всё выше сказанное обуславливает актуальность выбранной мною темы курсовой работы.
Целью данной курсовой работы является изучение характерных черт правотворческой деятельности, её особенностей и основных процессов, связанных с ней.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Правотворческая деятельность требует особых знаний и умений, связанных с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм. По результатам правотворческой работы ¾ законам и иным нормативным актам ¾ судят о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности.
Ведущее место среди источников современного российского права занимают нормативно-правовые акты — акты государственных органов, содержащие юридические нормы. Они являются результатом правотворчества. Правотворчество — составная часть более широкого процесса — правообразования.
Правообразование — относительно длительный по времени процесс формирования и оформления юридической нормы. Он начинается с анализа социальной ситуации, осознания необходимости ее правового урегулирования, общего представления о юридическом предписании, которое следует издать, и заканчивается разработкой и принятием юридической нормы. Последний этап правообразования и есть правотворчество.
На сегодняшний день термин «правотворчество» используется в двух аспектах: узком и широком. В узком смысле под правотворчеством понимается непосредственно сам процесс создания правовых норм компетентными органами. А в широком значении – это процесс от правотворческого замысла и до практической реализации юридической нормы.
Правотворчество есть форма государственной деятельности, направленная на создание правовых норм, а также на их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену. Это процесс создания и развития действующего права как единой и внутренне согласованной системы общеобязательных норм, регулирующих общественные отношения, специальная, имеющая официальное значение деятельность по установлению правового регулирования. Главное для правотворчества - выработка и утверждение новых правовых норм. В этом, в первую очередь, проявляется назначение данной формы государственной деятельности. Другие проявления правотворчества (отмена и изменение действующих норм, совершенствование их редакции) имеют подчиненное, вспомогательное значение для образования развернутой, четко выраженной и внутренне согласованной системы юридических норм.
По своему характеру правотворчество представляет собой активную государственную деятельность. Она была, есть и всегда будет важнейшим средством управления обществом и непосредственно связана с типом государства, его формой, механизмом и функциями.
Уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативно-правовых актов, — это показатель цивилизованности и демократии общества.
Принципы правотворчества — основополагающие государственно-правовые идеи, требования, выступающие ориентирами, методологической основой правотворческой деятельности. Правотворчество достигает своих целей, соответствует своему истинному предназначению лишь в том случае, когда оно базируется на апробированных практикой принципах. К числу таких принципов относятся: гуманизм; демократизм и гласность; законность; научный характер; профессионализм; актуальность и своевременность.
Демократизм и гласность. Издание нормативно-правовых актов предполагает учет общественного мнения, публичное и гласное обсуждение законопроектов, социологический анализ реализации действующих норм. Последнее позволяет оценить эффективность и качество правотворческого процесса. «Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выбор»1
«Решение, принятое на референдуме, действует на всей территории Российской Федерации.
Решение, принятое на референдуме, может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме, если в самом решении не указан иной порядок отмены или изменения такого решения.»2;
Правотворческая деятельность может подразделяться на виды по двум важнейшим основаниям:
По субъектам правотворчества выделяется:
По значимости:
Законотворческий процесс
- главная составная часть
Законодательная инициатива – право компетентных органов, общественных организаций и лиц ставить перед законодательной инстанцией вопрос об издании, изменении или отмене закона либо иного акта, поступление которого влечет за собой обязательное рассмотрение его парламентом. Это право выражается в форме предложений или готового законопроекта, которые высший законодательный орган обязан принять к производству. «Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.»4
Обсуждение законопроекта - важная стадия, которая начинается в Государственной Думе с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Данная стадия необходима для того, чтобы довести документ до высокого уровня качества: устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение.
Принятие закона, что достигается с помощью двух механизмов голосования (простым большинством и квалифицированным). Принятие закона - главная стадия, которая, в свою очередь, распадается на три подстадии:
а) принятие закона Государственной Думой. Федеральные законы принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, т.е. 50% + 1 голос;;
б) одобрение закона Советом Федерации. "Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации"5;"