Правотворческая деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 00:15, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение характерных черт правотворческой деятельности, её особенностей и основных процессов, связанных с ней. В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
изучить общее понятие правотворчества, его виды и принципы;
рассмотреть стадии законотворческого процесса;
раскрыть особенности юридической техники и систематизации законодательства;
сделать выводы.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Правотворчество 5
§1. Понятие правотворчества 5
§2. Принципы правотворчества 6
§3. Виды правотворческой деятельности 8
Глава 2. Стадии законотворческого процесса 10
Глава 3. Юридическая техника 13
Глава 4. Систематизация законодательства 15
Заключение 19
Список использованной литературы и источников 21
Нормативно-правовые акты 21
Научная, учебная, справочно-информационная литература 21

Файлы: 1 файл

правотворчество (курсовая) — копия.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

в) подписание закона Президентом  РФ. «Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

Президент Российской Федерации  в течение четырнадцати дней подписывает  федеральный закон и обнародует его.

Если Президент Российской Федерации  в течение четырнадцати дней с  момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная  Дума и Совет Федерации в установленном  Конституцией Российской Федерации  порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.»6

«Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.» 7;

«Федеральные конституционные  законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации.»8

«Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации" или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации"

Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом Российской Федерации. Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем.»9

 

Глава 3. Юридическая техника

Юридическая техника ¾ совокупность принципов, правил, методов, средств и приемов, используемых для качественного написания и оформления текстов нормативных, актов.

Элементы юридической  техники:

  1. Методы юридической техники — наиболее общие требования, предъявляемые юридической наукой и практикой к процессу создания законов и иных нормативных правовых актов. К их числу относятся, во-первых, методы-принципы, определяющие содержание правотворческой деятельности как таковой (объективность, гуманизм, научная обоснованность и т. д.), во-вторых, общенаучные методы познания (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, аналогия, моделирование и др.), в-третьих, частнонаучные методы, к которым относятся как методы юридической науки, так и методы тех наук, которые изучают предмет регулирования создаваемого нормативного акта.
  2. Правила юридической техники — конкретные требования, предъявляемые к процессу выработки правового акта, основанные на методах юридической техники. Поскольку в ходе разработки законопроекта или иного акта решаются вопросы точности и адекватности его текстуальной формы подлежащим урегулированию общественным отношениям, внутренней и внешней непротиворечивости правового акта, соответствия понятий, использованных в акте, объективным явлениям окружающей действительности, то правила юридической техники подразделяются на 3 большие группы:
  • языковые ¾ правила ясности, точности, нейтральности, экономичности юридических текстов, однозначности используемых в тексте терминов, совершенства синтаксических конструкций, устойчивости способов выражения норм и др.;
  • логические ¾ правила тождества интерпретации тождественных объектов, структурирования текста правового акта, пересекаемости правовых нормативов и т. д.);
  • гносеологические ¾ правила отражения социального явления адекватными лингвистическими средствами, точности определения предмета регулирования правового акта, познание контекста разрабатываемого акта.
  1. Приёмы юридической техники представляют собой операции разработчиков в отношении текста создаваемого правового акта, направленные на использование средств юридической техники в соответствии с её правилами.
  1. Средства юридической техники — это арсенал логико-языковых, формально-атрибутивных (реквизиты) и специально-юридических (конструкции, презумпции, фикции, отсылки, примечания и т. д.) средств, технико-юридический инструментарий, используемый для конструирования нормативного акта.

 

Глава 4. Систематизация законодательства

Систематизация законодательства ¾ деятельность по совершенствованию и приведению действующих нормативных актов в единую, упорядоченную и внутренне согласованную систему. Для современных государств характерно значительное число нормативных актов, принимаемых различными правотворческими органами. Законодательство все время находится в движении, развитии в силу динамизма социальных связей, возникновения новых потребностей общественной жизни, требующих правового регулирования. Постоянно меняющаяся правовая система, ее развитие и совершенствование, принятие новых нормативных актов, внесение в них изменений и отмена устаревших нормативных решений объективно обусловливают упорядочение всего комплекса действующих нормативных актов, их укрупнение, приведение в определенную научно обоснованную систему. издание разного рода сборников и собраний законодательства.

Систематизация законодательства необходима для развития законодательства. Анализ и обработка действующих  нормативных актов, группировка  правовых предписаний по определенной схеме, создание внутренне единой системы актов являются необходимыми условиями эффективности правотворческой деятельности, способствуют ликвидации пробелов и противоречий в действующем законодательстве. Систематизация законодательства обеспечивает удобства при реализации права, возможность оперативно находить и правильно толковать все нужные нормы. Систематизация законодательства ¾ необходимая предпосылка повышения уровня юридической культуры общества, обучения студентов.

В понятие "систематизация законодательства" включаются такие самостоятельные формы правовой деятельности, как:

  1. учет нормативных актов;
  2. инкорпорация;
  3. консолидация;
  4. кодификация.

Под учетом нормативных  актов понимается сбор государственными органами, предприятиями, фирмами и другими учреждениями и организациями действующих нормативных актов, их обработка и расположение по определенной системе, хранение, а также выдача справок для заинтересованных органов, учреждений, отдельных лиц по их запросам. Органы, учреждения и организации осуществляют учет как для удовлетворения своих собственных потребностей, так и для снабжения правовой информацией иных учреждений и отдельных лиц. В РФ обычно подлежат учету федеральные законы, указы Президента РФ и Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, постановления Конституционного суда. В зависимости от функций органов и учреждений, производящих учет в информационный массив могут быть включены и иные акты.

Инкорпорация — подготовка и издание различного рода собраний и сборников нормативных актов. Особенность — изменения в содержание не вносятся и содержание по существу не меняется. Обычно в сборниках действующие нормативные акты, тексты таких актов печатаются с учетом последних официальных изменений и дополнений. Кроме того в процессе инкорпорации из текстов, помещенных в сборник актов удаляются главы, статьи и т. д., признанные утратившими силу.

Виды инкорпорации:

  • официальная инкорпорация — осуществляется от имени и по поручению либо санкции правотворческого органа, который утверждает, либо иным способом официально одобряет подготовленное собрание законодательства. Такое собрание носит официальный характер. Оно приравнивается к официальным источникам опубликования помещенных в сборнике нормативных актов.
  • официозная инкорпорация — издание собрания, сборника законодательства по поручению правотворческого органа специально уполномоченными на то органами, причем правотворческий орган специально не утверждает и не одобряет такое собрание поэтому тексты помещенных в нем актов не приобретают официальный характер.

 

  • неофициальная инкорпорация — осуществляется ведомствами, организациями, государством либо частными отдельными лицами, но не имеющими специально предоставленных правотворческим органом полномочий издавать собрание законодательства и осуществляющая по собственной инициативе. Неофициальные сборники не являются источником права.

Консолидация — укрепление, вид систематизации нормативных правовых актов, который заключается в устранении их множественности путём создания крупных однородных блоков в структуре законодательства. Консолидация — это своеобразный вид правообразования, особенность которого заключается в том, что новый укрупнённый акт не меняет содержание правового регулирования, не вносит изменений и новелл в действующее законодательство.

В процессе подготовки консолидированного акта все нормы прежних актов располагаются в определённой логической последовательности, разрабатывается общая структура будущего акта. Осуществляется определённая редакционная правка, чисто внешняя обработка предписаний с тем расчётом, чтобы все они излагались единым стилем, использовалась унифицированная терминология. Устраняются противоречия, повторения, неоправданные длинноты, исправляется устаревшая терминология, нормы близкого содержания объединяются в одну статью (пункт).

Кодификация — упорядочивание какого-либо текста, перенумерация его частей, разделение на главы, подглавы, параграфы, а также для облегчения цитирования, ссылок при работе с данным текстом. Кодификация играет важную прогрессивную роль в истории различных древних и современных текстов. Кодификация постоянно используется людьми для составления дайджестов, книг, журналов и т.д.

Кодификация в юриспруденции  — это способ систематизации, который  состоит в существенной переработке, изменении и обновлении правовых норм определенной отрасли или подотрасли права и принятии нового кодификационного акта. К таким кодификационным актам относятся своды законов, кодексы, основы законодательства, уставы, регламенты, положения и т.д.

Кодификационный акт  отличается качественной новизной содержащихся в нем нормативно-правовых положений. Это новый акт как по форме, так и по своему нормативно-правовому  содержанию и характеру. Некоторые  кодификационные акты, например Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Семейный кодекс и т.д. носят общеотраслевой характер и включают в себя все основные нормы соответствующей отрасли права. Другие кодификационные акты объединяют нормы права определенной правовой подотрасли или института.

 

Заключение

Правотворчество относится  к числу юридических категорий, имеющих в равной мере научное  и практическое значение. Его надлежащая организация — необходимое условие  качества и эффективности результатов  правотворчества — законов и  подзаконных актов.

Менялись эпохи, на смену одним государствам приходили другие, но неизменной оставалась цель: обеспечение порядка, развитие различных процессов в обществе в рамках правовых норм. Стабильность общества - гарантия его процветания, соответственно, обеспечение этой стабильности - основная цель государства. Теперь Россия должна творчески воспринять значительную часть юридической техники и правового опыта, накопленного за тысячелетия в демократических странах мира.

Только принятие объективно обусловленных выражающих общественные потребности законов может служить основой эффективного законотворчества, основным показателем которого является реальное действие закона.

Процесс создания правовых норм начинается с возникновения  объективных общественных закономерностей, требующих правового регулирования, проходит через институты общества и государства, реализуется законодательной, исполнительной и судебной властями в присущих им формах. Но процесс создания правовых норм не может быть произвольным, субъективным, он базируется на принятых и закрепленных конституционно и нормативно правилах, которые государство обязано соблюдать.

Жизнеспособность законов  обеспечивается множеством компонентов. Их необходимо подвергнуть глубокому  анализу, чтобы определить наиболее уязвимые места в процессе подготовки и реализации законов; попытка проделать эту работу была сделана в данном дипломном исследовании. Подытожив все изложенное, хочу выделить ряд насущных проблем современного законотворчества.

Важнейшим рычагом вхождения  России в мировое сообщество является совершенствование ее законодательства, адаптация юридической инфраструктуры к основополагающим европейским и международным нормам и оправдавшим себя на практике правилам. Нам предстоит создать государство, основанное на авторитете и разделении разных ветвей власти, четком формулировании законов. Необходима единая государственная программа законотворчества, которая должна охватывать уровень федерального законотворчества, уровень субъектов Российской Федерации и уровень местного самоуправления.

Закон, если даже он воплощает  насущные интересы, не будет работать автоматически. Для его реализации требуется особый механизм, который  начинает действовать на организационном  этапе. Только так государство может  воздействовать на государственный  механизм и общество в целом с целью установления отношений, предписанных законом.

 

Список использованной литературы и источников

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ)
  2. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" (в ред. от 24.04.2008)
  3. Федеральный закон от 14.06.1994 № 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (в ред. от 25.12.2012)

Информация о работе Правотворческая деятельность