Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 11:49, курсовая работа
Тема данной курсовой работы как никогда актуальна именно сегодня, когда перед государством стоит задача укрепления его правовой основы. Некомпетентность, спешка законодателя, несоблюдение научных основ законопроектной работы могут негативно сказаться на всей правовой системе. Некомпетентность и легкомыслие, с которыми иные должностные лица берутся за сложное, тонкое и ответственное дело - законотворчество, оборачиваются в итоге не только несовершенством законодательства, но, нередко, и трагическими последствиями для общества, его формирований и отдельных членов.
Введение …………………………………………………………………... 3
1. Правотворчество: основные положения.
1.1. Понятие, принципы правотворчества ………………………………. 5
1.2. Виды правотворчества ………………………………………………. 9
2. Законотворчество.
2.1. Законотворчество: понятие, особенности ………………………… 12
2.2. Стадии законотворческого процесса в РФ ………………………... 14
Заключение ……………………………………………………………… 24
Практическое задание …………………………………………………... 27
Список литературы ……………………………………………………... 30
Содержание
Введение …………………………………………………………………... 3
1. Правотворчество: основные положения.
1.1. Понятие, принципы правотворчества ………………………………. 5
1.2. Виды правотворчества ………………………………………………. 9
2. Законотворчество.
2.1. Законотворчество: понятие, особенности ………………………… 12
2.2. Стадии законотворческого процесса в РФ ………………………... 14
Заключение ……………………………………………………………… 24
Практическое задание …………………………………………………... 27
Список литературы ……………………………………………………... 30
Введение
Что такое правотворчество и законотворчество? Как понимать термин законотворчество в рамках Российской Федерации в целом? Какие особенности присуще этому понятию?
Конституция1 Российской Федерации говорит нам о том, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Это говорит о том, что процесс законотворчества очень сложный механизм, который проходит в несколько этапов и ступеней.
Процесс создания правовых норм начинается с возникновения объективных общественных закономерностей, требующих правового регулирования, проходит через институты общества и государства, реализуется законодательной, исполнительной и судебной властями в присущих им формах. Но процесс создания правовых норм не может быть произвольным, субъективным, он базируется на принятых и закрепленных конституционно и нормативно правилах, которые государство обязано соблюдать. Оно связано собственной правовой системой, и эта зависимость закреплена в основном законе государства. Отступая от принципа законности либо создавая законы, неспособные прижиться в обществе, противоречащие друг другу и общественной системе в целом, государственная власть ослабляет свой авторитет, снижает степень общественного доверия.
Тема данной курсовой работы как никогда актуальна именно сегодня, когда перед государством стоит задача укрепления его правовой основы. Некомпетентность, спешка законодателя, несоблюдение научных основ законопроектной работы могут негативно сказаться на всей правовой системе. Некомпетентность и легкомыслие, с которыми иные должностные лица берутся за сложное, тонкое и ответственное дело - законотворчество, оборачиваются в итоге не только несовершенством законодательства, но, нередко, и трагическими последствиями для общества, его формирований и отдельных членов.
1. Правотворчество: основные положения.
1.1. Понятие, принципы правотворчества.
Правотворчество - процесс создания (творения) правовых норм, поэтому нередко можно встретить попытки исследовать термин «правотворчество» как лексическую единицу путем самостоятельного анализа его составных частей - понятий «право» и «творчество». Например, в философском понимании право - это система общеобязательных социальных норм, а также отношений, закрепляемых государством с помощью этих норм и охраняемых им; действие права распространяется на все важнейшие сферы общественной жизни.2 Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Творчество может рассматриваться в двух аспектах: психологическом и философском. Психология творчества исследует процесс, психологический «механизм» протекания акта творчества. Философский аспект касается вопроса о сущности творчества, который по-разному ставился в различные исторические эпохи.3
Правотворчество представляет собой ту сферу публичной деятельности государства, которая носит заведомо системный характер, предполагающий программирование, планирование и прогнозирование такой деятельности. Эти функции осуществляются в рамках правотворческой стратегии, следование которой является непременным условием эффективности государственной политики.4
Так же нельзя ни согласиться и с таким определением: «правотворчество - это деятельность, прежде всего государственных органов, осуществляемая в рамках установленных процессуальных процедур, по принятию, изменению и отмене юридических норм. Субъектами правотворчества выступают государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также народ при принятии законов на референдумах».5
Таким образом, правотворчество представляет собой активную государственную деятельность, основным продуктом которой являются юридические нормы, воплощающиеся, главным образом, в нормативных актах, что является основным средством управления обществом.
Безусловно, правотворчеству присущи определенные принципы, которые можно охарактеризовать как руководящие начала, требования к деятельности компетентных органов, осуществляющих принятие, отмену или замену нормативно-правовых актов. В литературе существует много информации относительно к принципам правотворчества, но наиболее логичным и понятным будет представить эти принципы в виде следующей схемы:6
Принцип законности - нормативный правовой акт может приниматься только субъектами, наделенными соответствующими полномочиями и в их пределах, при этом должна быть соблюдена процедура подготовки, обсуждения, принятия, опубликования, предусмотренная законодательством, а также принимаемый акт не должен противоречить конституции, законам, нормам международного права, действующим законодательным актам.
Принцип демократизма - означает, что основополагающие нормативные правовые акты должны приниматься путем референдума или через представителей, избранных народом, а также обсуждаться в средствах массовой информации. Данное начало предполагает возможность обращения граждан в правотворческие органы с предложениями, замечаниями и пожеланиями по совершенствованию права.
Принцип гласности состоит в том, что все принимаемые правотворческими органами акты подлежат обязательному опубликованию. Данный принцип закреплен в ст. 15 Конституции РФ: «Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения». Принцип гласности тесно связан с принципом демократизма.
Принцип научности требует использования научных данных (юридических, социологических, экономических и т.д.) при подготовке принимаемых актов и включает:
- разработку научно
- планирование приоритетности принимаемых актов;
- прогнозирование социальных
последствий действия новых
- учет достижений юридической науки как отечественной, так и мировой;
- учет научных рекомендаций.
Принцип профессионализма предполагает компетентность работников - авторов проекта (юристов, экономистов, политологов и др.), знающих достаточно глубоко социально-экономическую, политическую основу содержания документа, а также владеющих правилами юридической техники.
Принцип оперативности означает своевременное принятие и издание нормативных правовых актов, что повышает эффективность их использования. Данный принцип предполагает быструю ликвидацию пробелов в законодательстве, своевременную отмену или изменение устаревших нормативных правовых актов, приостановление действия актов в силу несоответствия конституции или законодательству и т.п.
Принцип системности предусматривает согласование готовящихся к принятию актов с действующим законодательством, во избежание коллизий, пробелов, дублирования, а также принимаемые акты не должны противоречить действующему законодательству.
Связь правотворчества и практики. Согласно данному принципу, для эффективности права необходимо знать его реализацию на практике, ибо только практика может дать оценку тому, как правовые нормы «работают». Принцип связи с практикой показывает, насколько эффективно право, помогает восполнять пробелы в законодательстве, разрешать юридические коллизии.
1.2. Виды правотворчества.
Классификация видов правотворчества производится в зависимости от субъектов правотворчества. Такое деление является наиболее существенным, так как именно оно в большей мере отвечает сущности и раскрывает специфику правотворческого процесса, заключающуюся в том, что нормы права создаются не только органами государственной власти, но и рядом других субъектов.
В соответствии с этой классификацией упоминают следующие виды правотворчества:
1) правотворчество
2) непосредственное
3) правотворчество общественных организаций;
4) совместное правотворчество государственных органов и общественных организаций.
Первый вид - правотворчество государственных органов - представляет собой деятельность государственных органов по изданию нормативных актов, осуществляемую в пределах своей компетенции.
Второй вид - непосредственное правотворчество народа в ходе референдума.
- данный вид правотворчества
представляет собой
Третий вид - правотворчество общественных организаций. Рассматривая этот вид правотворчества обычно «говорят о санкционированном и делегированном правотворчестве»7.
Под санкционированным
правотворчеством понимается «
Четвертый вид - совместное
правотворчество
С принятием в 2003 году Федерального закона закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» стало возможным говорить о том, что правовая система России пополнилась новым источником права, призванным регулировать общественные отношения на соответствующих территориях муниципальных образований. Акты органов местного самоуправления могут содержать конституционно-правовые нормы. Такие нормы имеются, например, в уставах муниципальных образований, поскольку они регулируют отношения, связанные с осуществлением публичной власти.
Конституция Российской Федерации отмечает, что органы местного самоуправления вправе издавать свои правовые акты. И если эти акты регулируют отношения в сфере конституционного права (например, расширяют права и свободы или усиливают их гарантии), то они должны признаваться его источником.
Этот вывод не противоречит
конституционному указанию на
то, что органы местного
В данном вопросе стоит подчеркнуть, что произошла замена правотворчества местных органов государственной власти на правотворчество местного самоуправления.
Таким образом, главным фактором возникновения правовых норм является правотворческая деятельность государства или его органов власти.
Общеобязательность норм, посредством которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений, не может и не должно рассматриваться как характеристика исключительно норм, установленных только органами государственной власти.
2. Законотворчество в Российской Федерации.
2.1. Законотворчество: понятие, особенности.
Законотворчество - это установленный в юридических нормах вид правотворческого процесса, регламентирующий порядок деятельности законодательного органа государства по выработке, принятию и изданию законов.8
Законотворчество можно рассматривать как своего рода социальное планирование. Создание и принятие законов и подзаконных актов, содержащих общеобязательные предписания к поведению людей, представляют собой моделирование такого варианта этого поведения, который в наибольшей степени (по мнению законодателей) соответствовал бы объективно существующим социальным интересам (и соответственно истинным наиболее важным интересам каждого индивида), обеспечивал бы оптимальный режим жизни и развития общества.9 Законотворчество является конструированием и перестройкой юридической практики, системы действующих в обществе нормативно-правовых регуляторов с целью изменить характер общественных отношений, направление общественной жизни и развития. Создавая нормативные правовые акты, участники законотворческого процесса прогнозируют дальнейшие тенденции социального прогресса и дают установки участникам общественных отношений о необходимых для его достижения действиях, а также устанавливают возможность применения принуждения в случае несовершения этих действий.