Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 22:05, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы изучить современный законотворчества в Российской Федерации. Для достижения цели работы поставлены задачи:
1) дать понятие правотворчества;
2) охарактеризовать основные принципы правотворчества;
3) проанализировать сущность процесса правотворчества;
4) охарактеризовать виды правотворчества.
Введение …………………………………………………………………… 3
Глава 1. Правотворчество: понятие, принципы 5
1.1 Понятие правотворчества 5
1.2 Принципы правотворчества 8
Глава 2. Правотворческий процесс 14
2.1 Стадии правотворческого процесса 14
2.2 Виды правотворчества 18
Заключение ………………………………………………………….… 24
Список литературы..…………………………………………………….. 26
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение …………………………………………………………………… |
3 | |
Глава 1. |
Правотворчество: понятие, принципы |
5 |
1.1 |
Понятие правотворчества |
5 |
1.2 |
Принципы правотворчества |
8 |
Глава 2. |
Правотворческий процесс |
14 |
2.1 |
Стадии правотворческого процесса |
14 |
2.2 |
Виды правотворчества |
18 |
Заключение ………………………………………………………….… |
24 | |
Список литературы..……………………………………………… |
26 |
Введение
Правотворчество — одно из важных направлений работы любого государства. Это специфическая, требующая особых, знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм. По результатам правотворческой работы — законам и иным нормативным актам — судят о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности. Человеческое общество всегда нуждалось в точных и совершенных правовых решениях, в такой деятельности органов государства, в результате которой создаются нормы права, правила поведения граждан и организаций. Подобных норм и правил очень не хватало советскому обществу, однако эта нехватка была вызвана не недостаточной разработанностью теории и практики правотворческой деятельности, а другими, далекими от науки причинами.
К правотворческой деятельности, наряду с принятием новых юридических норм, относятся также отмена и изменение устаревших нормативно-правовых предписаний. Правотворчество представляет собой деятельность активную, государственную по своему характеру. Она была, есть и всегда будет важнейшим средством управления обществом и непосредственно связана с типом государства, его формой, механизмом и функциями.
Уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативно-правовых актов, — это показатель цивилизованности и демократии общества. Посредством правотворчества нормы естественного права облекаются в форму нормативно-правовых актов и становятся положительным правом, т.е. правом, существующим в виде законодательства.
Повышение качества правовых решений, снижение до минимума числа неэффективных-нормативных актов — постоянная задача законодателя. Именно этим объясняется теоретическое и практическое значение изучения проблем, связанных с процессом создания норм права.
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы изучить современный законотворчества в Российской Федерации. Для достижения цели работы поставлены задачи:
1) дать понятие правотворчества;
2) охарактеризовать основные
3) проанализировать сущность
4) охарактеризовать виды правотворчества.
Методы исследования: системный, аналитический, классификационный, сравнительно-правовой, формально-юридический и другие.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Правотворчество: понятие, принципы
1.1. Понятие правотворчества
В учебной литературе по теории государства и права в отдельных главах рассматривается юридическая категория «правотворчество». Вместе с тем, научные взгляды авторов учебников и учебных пособий существенно разнятся, как в определении понятия «правотворчество», так и в раскрытии его содержания.
Однозначно утверждают, что правотворчество - это деятельность государства - Л.А. Морозова, государственных органов - А.Б. Венгеров, В.В. Оксамытный, А.В. Мелехин, В.И. Червонюк, Н.М. Чистяков, И.Н. Синякин.
Ряд ученых, в том числе В.В. Лазарев, С.В. Липень, О.А. Пучков, А.М. Лушников добавляют: «компетентных государственных органов», В.Н. Казаков, Т.Н. Радько - «управомоченных органов государства».
Таким образом, вышеназванные авторы признают всего единственный субъект правотворчества - государственный, либо компетентный (управомоченный) государственный орган. Последнее более верно с юридической точки зрения, т.к. не всякий государственный орган вправе заниматься правотворчеством (в частности, это не прерогатива суда)1.
б) другие авторы не столь однозначны, они полагают, что государственные органы играют преобладающую роль в правотворчестве, т.к. из анализа их формулировок (выражений «прежде всего», «главным образом») они допускают наличие и других субъектов правотворчества. К таким авторам относятся С.А. Комаров, А.В. Малько, В.В. Лазарев, А.Ю. Ларин;
в) ряд авторов четко перечисляют всех субъектов правотворчества. В частности, В.К. Бабаев выделяет: народ, государственные органы, должностные лица, А.Ф. Черданцев - народ, государственные органы, наделенные соответствующей компетенцией, органы местного самоуправления, Р.В. Енгибарян и Ю.К. Краснов - народ, государственные органы (федеральные и субъектов федерации), правотворческую деятельность некоторых учреждений и должностных лиц в рамках их компетенции2.
При этом наиболее полное перечисление субъектов правотворчества содержится в учебнике В.И. Червонюка3: государственные органы, народ, органы местного самоуправления, руководители организаций и предприятий.
Наиболее взвешенная и обобщающая формулировка содержится у тех авторов, которые полагают, что правотворчество - это деятельность субъектов, наделенных нормотворческой компетенцией, по созданию юридических норм4. Таким образом, автор, персонально не называя субъектов правотворчества, полагает, что их несколько, а не только, как считает большинство, государственные органы.
По второму направлению проводимого нами исследования, выявляется следующее.
Правотворчество рассматривают как деятельность государственных органов С.А. Комаров и А.В. Малько, В.К. Бабаев, В.В. Лазарев и С.В. Липень, О.А. Пучков, Н.М. Чистяков.
Другие авторы, в частности, А.В. Мелехин, С.А. Комаров, В.В. Лазарев считают, что это государственная деятельность, А.Ф. Черданцев - деятельность компетентных субъектов по изданию нормативных актов.
Правотворчество как процесс рассматривают М.М. Рассолов и М.Н. Марченко. Но если М.М. Рассолов определяет правотворчество как процесс создания норм права, который имеет свой состав, черты, факторы, процедуру, т.е. официально закрепленный строго последовательный порядок действия5, то, по мнению М.Н. Марченко, - это процедура возведения и оформления государственной воли в закон6.
Схожую с вышеназванной позицию занимают ряд ученых. Так, А.Б. Венгеров считает, что правотворчество - это организационно-оформленная, установленная процедурная деятельность государственных органов, В.И. Червонюк - специализированная форма государственной деятельности, И.Н. Синякин - особая форма государственной деятельности. Т.Н. Радько также рассматривает правотворчество как процесс, который протекает в установленных процедурах и основывается на определенных принципах.
Итак, все авторы едины в том, что это деятельность (в широком смысле) соответствующих компетентных субъектов правотворчества.
При этом ряд из них уточняет понятие «деятельность» как «процессуальную деятельность» (в узком смысле), т.е. связанную с правотворческой процедурой.
Вместе с тем, в понятие «правотворчество» ни один из авторов не включает то обстоятельство, что правотворческая деятельность осуществляется на основе определенных принципов и с использованием механизмов юридической техники.
На основе этого анализа, понятие "правотворчество" можно резюмировать следующим образом: законотворчество - это процедурные (процессуальные) деятельность субъектов наделен законотворческой компетенции для принятия, изменения и отмены правовых норм на основе правотворчества и использование методов и механизмов юридической техники7.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в научной литературе термин правотворчество используют как в отношении законодательных и подзаконных актов, так и в отношении актов, принимаемых муниципальными органами, руководителями негосударственных органов, юридическими лицами, в рамках локального правотворчества, а также заключения соглашений между государственными органами и негосударственными (общественными) организациями.
Необходимо различать правотворчества и нормотворчества. Для законы и нормативные акты по праву использование термина законотворчества, во втором случае - желательно использовать термин нормотворчества.
Следует отметить, что основная часть законотворческой правоведов рассматриваться как комплексная правовая концепция, в которую вошли видные: предметы, формы, виды и методы законотворчества. Некоторые авторы различают только законодателя, другой - типы правотворчества, а другие - субъектов и форм правотворчества, четвертый - Формы и виды правотворчества.
Однако до сих пор научное сообщество не сложилось единого подхода к разграничению указанных правовых категорий. В некоторых случаях, они рассматриваются как синонимы в другом - они разные.
1.2. Принципы правотворчества
Рассматривая проблему правотворчества в современном Российском государстве ученые, как правило, выделяют ее принципы. Вместе с тем, единство взглядов на данную проблему отсутствует. Каждый ученый называет свои принципы, зачастую весьма отличные от предложенных другими.
Необходимо отметить, что в энциклопедическом словаре под принципом понимают начало, основание для существующего, руководящее правило.
Наряду с принципами, которые признаются большинством ученых (законность, демократизм, научность) вычленяются и другие принципы, разделяемые лишь отдельными авторами.
Примером может служить научная позиция Т.Н. Радько, который наряду с принципами законности, демократизма, научности вычленяет и принцип гласности8. Подобный принцип называют В.В. Лазарев, С.В. Липень, С.А. Комаров, А.В. Малько.
Принцип профессионализма содержится в учебниках М.Н. Марченко, Л.П. Рассказова, К.А. Комарова, А.В. Малько. Принцип «связь с практикой» выделяют В.К. Бабаев, О.А. Пучков, В.В. Лосевский; принцип «гуманизма» М.Н. Марченко; «оперативность» - С.А. Комаров, А.В. Малько; «планирование», «планомерность» - С.А. Комаров, Л.П. Рассказов; «своевременность», «исполнительность» - Л.П. Рассказов; «интернационализм» - Н.Л. Гранат; «постоянного технического совершенствования принимаемых актов» - М.Н. Марченко; «справедливость» - В.В. Лазарев, С.В. Липень; «учет правового опыта» - В.Д. Перевалов и Е.И. Темнов; «народный характер правотворчества» - В.К. Бабаев.
Принцип законности в правотворчестве по мнению большинства ученых-юристов является краеугольным в системе данных принципов.
В его содержание включают нормативно урегулированную процедуру (процессуальную деятельность) по разработке, изменению и принятию, доведенная до адресата нормативно-правовых актов. При этом подчеркивается, что принимать определенного вида правовые акты должны лишь компетентные на это субъекты правотворчества: государственные и муниципальные органы, должностные лица, другие субъекты правотворчества. Другим элементом большинство ученых называют соответствие принимаемой нормы с действующим законодательством, его иерархией9.
Вместе с тем, ряд авторов расширяют содержание этого принципа, дополняя его рядом новых элементов. Так, Т.Н. Радько добавляет к этому легитимность принятия правого акта, С.А. Комаров формулирует цели законности, которые должны соответствовать идеалом правового общества, началам гуманизма, общепринятым нормам и принципам международного права, а М.Н. Марченко вообще определяет новый принцип - принцип законности и конституционности, под которым понимает «строгое и неуклонное следование конституции и законам в процессе правотворческой деятельности»10.
В последнем случае подобный подход заслуживает поддержки. Вместе с тем принципы конституционности и законности необходимо разделить, т.к. принцип конституционности (общий принцип правотворчества) определяет содержание принимаемых и изменяемых правовых актов. В то же время принцип законности нами в значительной мере рассматривается применительно к механизму, процедуре инициирования, рассмотрения, принятия и доведения до адресата правовых актов.
Принцип демократизма. Издание нормативно-правовых актов предполагает учет общественного мнения, публичное и гласное обсуждение законопроектов, социологический анализ реализации действующих норм. Последнее позволяет оценить эффективность и качество правотворческого процесса. Демократизм правотворчества предполагает активное участие партий, массовых движений, предпринимательских структур, объединений граждан в создании законодательства, их инициативу, свободное, широкое и деловое обсуждение предполагаемых законодательных решений.