Правотворчество: понятие, принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 22:05, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы изучить современный законотворчества в Российской Федерации. Для достижения цели работы поставлены задачи:
1) дать понятие правотворчества;
2) охарактеризовать основные принципы правотворчества;
3) проанализировать сущность процесса правотворчества;
4) охарактеризовать виды правотворчества.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………… 3
Глава 1. Правотворчество: понятие, принципы 5
1.1 Понятие правотворчества 5
1.2 Принципы правотворчества 8
Глава 2. Правотворческий процесс 14
2.1 Стадии правотворческого процесса 14
2.2 Виды правотворчества 18
Заключение ………………………………………………………….… 24
Список литературы..…………………………………………………….. 26

Файлы: 1 файл

курсовая правотворчество.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

 

2.2. Виды правотворчества

 

Способы правотворчества, как составной элемент правотворчества, отмечают только отдельные ученые: Т.Н. Радько, А.В. Мелехин, М.М. Рассолов, Н.Л. Гранат. При этом Т.Н. Радько и М.М. Рассолов выделяют как способы правотворчества, так и его виды, а А.В. Мелехин и Н.Л. Гранат - только способы правотворчества.

Примечательно, что названные ученые в понятие «способы правотворчества» вкладывают практически идентичное содержание:

- непосредственное правотворчество  народа;

- непосредственная правотворческая (правоустановительная) деятельность полномочных (компетентных) государственных органов;

- санкционирование государством  правил (обычаев), которые сложились в обществе или выработаны негосударственными органами.

Разновидностями правотворчества в полной мере можно считать законотворчество и подзаконное правотворчество.

Примечательно, что Т.Н. Радько к вышеперечисленному добавляет правотворческую деятельность муниципальных органов. Данный подход правомерен, так как не все нормативные правовые акты муниципалитетов можно отнести к делегированному от государства нормотворчеству.

Согласно вышеприведенными подходами к перечню способов правотворчества, одновременно полагаем, что в данный состав способов необходимо добавить заключение различного рода соглашений, содержащих нормы права.

В целом можно выделить три вида правотворчества:

1. Правотворчество компетентных  государственных органов. Представляет собой такую разветвленную деятельность всех органов государственной власти и управления, в результате которой формируется система законодательства. Юридическая сила нормативного акта, принятого тем или иным органом, соизмеряется его компетенцией в иерархической структуре механизма государства. Результатом правотворчества государственных органов могут быть законы и различного рода подзаконные акты (указы Президента, постановления Правительства, инструкции министерств и ведомств, постановления и распоряжения органов власти на местах).

2. Санкционированное правотворчество. Разрешенная государством правотворческая деятельность должностных лиц (руководителей предприятий, учреждений, министерств, ведомств и т.д.) и некоторых негосударственных органов и учреждений, результатом которой являются исключительно подзаконные нормативные акты или правовые предписания, изданные по вопросам, составляющим их компетенцию.

3. Референдум. Проводится  по наиболее важным вопросам  государственной и общественной жизни. С его помощью народ осуществляет свою власть непосредственно. Итоги референдума окончательны, не подлежат никакому утверждению.

На виды правотворчество делится по следующим критериям:

1. Субъект правотворчества - орган или общественное формирование, правомочия которого на принятие  соответствующего правового акта  определяются конституционным или иным законодательным статусом. Только такому субъекту принадлежит инициатива подготовки и принятия нормативно-правового акта, либо реагирования на правотворческую инициативу других правомочных субъектов - например, Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, Конституционного суда. Законодательная инициатива может принадлежать и общественным объединениям, группам или отдельным гражданам. Рассмотрение предложений последних в зависимости от установившейся между ними правовой субординации носит либо обязательный, либо рекомендательный характер.

2. Регламенты правотворчества  различных органов, регулирующих  процесс подготовки, обсуждения, принятия  и вступления в силу правовых  актов. В них точно определяются  стадии движения проекта акта, виды совершаемых с ним необходимых действий, конкретные субъекты, принимающие участие в каждой стадии, их права и обязанности и процедурный порядок взаимоотношений между ними. Регламенты законодательной власти федерального и регионального уровней по сложности и объему неодинаковы. Наибольшей сложностью отличаются регламенты палат парламентов, что связано с многочисленностью этапов, процедур законодательного процесса (механизма формирования законов).

3. Ориентированность правотворческого  процесса на строго определенные виды правовых актов, формирование которых является целью их деятельности, определяющих пределы дозволений их правоформирующих действий, обозначающих границы отличия формируемого акта от актов других органов. Важную роль в этом плане играют положения Конституции.

4. Относительное определение  темы, структуры, объема и содержания  будущего правового акта. Такой  подход позволяет избежать ненужного  смешения в повседневной практике различных видов нормативно-правовых актов.

На основании рассмотренных критериев, учитывая иерархию правовых актов, можно выделить пять обособленных видов правотворчества.

1. Законотворчество - это  законодательный процесс, связанный  с прохождением стадий и с действиями по подготовке, обсуждению и принятию законов. Закон не противоречащий конституции, нормативно - правовой акт высшей юридической силы, призванный регулировать важнейшие общественные отношения, принимаемый законодательным органом в установленном правом порядке.

2. Подзаконное правотворчество. К нему относится правотворческая деятельность президента, правительства и иных органов исполнительной власти. Ему присущи свои особенности. Во-первых, он сообразуется с предписаниями законов. Во-вторых, для него не характерна многоступенчатость законотворческого процесса. Подзаконное правотворчество более оперативно и отличается динамичностью. В-третьих, каждый орган сам определяет порядок подготовки, перечень обязательных процедур, согласования, рассмотрения, принятия, подписания правовых актов.

3. Прямое, непосредственное правотворчество. Данный вид правотворчества отличают следующие признаки: а) оно проводится по инициативе групп граждан, части населения; б) единство воли участников референдума является исключительным и прямым правообразующим источником конституционного закона или иного нормативно-правового акта; в) итоги референдума являются окончательными, не подлежат какому-либо утверждению и обладают наивысшей юридической силой; г) итоги референдума по проблемам правотворчества и государственного строительства являются обязательными; д) подготовка к проведению референдума по государственно-правовому строительству возлагается на государственные органы и избирательные комиссии.

4. Корпоративное нормотворчество. Осуществляется в соответствии  с законами об акционерных обществах (сельскохозяйственной и производственной кооперацией, жилищной кооперацией, садовым товариществом и т.д.).

5. Нормативные договоры. Их также следует отнести к  самостоятельному виду правотворчества. Таковыми являются внутрифедеральные, управленческие конституционного характера договоры и соглашения, самостоятельно заключенные между собой различными государственными органами.

В современных условиях проведения административной реформы в России большое значение имеют не только нормативные акты Президента, направленные на формирование новой системы и структуры федеральных органов исполнительной власти и практические действия по их реализации, но и теоретические наработки исследователей, являющихся научной основой реформирования механизма государства.

Принципиальное теоретическое значение имеет ответ на вопрос: какое место в системе юридической деятельности занимает ведомственное нормотворчество и каковы его перспективы? Такая постановка вопроса обусловлена прежде всего тем, что в юридической литературе проблема ведомственного нормотворчества не имеет монистического решения, поскольку некоторые ученые, активно пропагандируя идею "верховенства закона", предлагают полную ликвидацию всей подсистемы ведомственных нормативных документов. Тем не менее, большинство теоретиков понимают, какое значение имеют ведомственные нормативные акты в правовом регулировании общественной жизни.

Становление новой правовой системы без ведомственного нормотворчества невозможно, поскольку из законов, которые должны регулировать наиболее важные общественные отношения, нельзя делать подробные инструкции, регламентирующие отдельные детали поведения субъектов. В связи с этим актуальной проблемой теоретического и практического плана является разработка современной модели концепции ведомственного нормотворчества, которая не имела бы ничего общего с тоталитарным типом ведомственного нормотворчества.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что правотворчество является довольно сложным процессом. Оно имеет конкретные цели, основывается на весьма четко определенных принципах и подразделяется на виды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Процесс правотворчества - это социальный процесс, сочетающий в себе действие законов объективной действительности и субъективную волю законодателя. Автор постарался максимально полно изложить те принципы, на которых базируется правотворчество в современных демократических государствах, опираясь на которые, функционирует его механизм. Как можно более подробно было рассмотрено содержание понятия правотворчество в тех аспектах, которые были сформулированы в задачах данной работы.

Правотворчество - сложный процесс, который включает в себя действия по приведению правовых актов в жизнь общества, начиная с обнаружения проблемы, нуждающейся в урегулировании, заканчивая оглашением правового акта.

Во-вторых, правотворчество - неоднозначный процесс, поэтому он делится на несколько видов, которые выделяются в соответствии различными критериями.

В-третьих, в современном мире правотворчество должно основываться на демократических принципах, которые обеспечивали бы легитимный характер правотворчества, его корректность и гуманизм.

Уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативно-правовых актов, - это показатель цивилизованности и демократичности общества. Посредством правотворчества нормы естественного права облекаются в форму нормативно-правовых актов и становятся позитивным правом.

Правотворчество как средство приведения правовых актов в общество - вопрос, безусловно, очень актуальный, особенно на данном этапе развития нашего государства. Проблемы правотворчества как рассматриваются учеными-юристами, так и регулируются новыми правовыми актами, призванными упорядочить процедуру правотворчества и сделать процесс правотворчества как можно более эффективным и безошибочным. Стоит заметить, что такое явление, как правотворчество, требует непрерывного изучения в условиях развивающегося общества, и более того, оно требует большой степени регламентации и уточнения. Перспективы развития правотворческого механизма очень широкие и возможно, что через некоторое время, в результате сложных процессов и непрерывных работ ученых и политиков, правотворчество станет таким, каким его хотелось бы видеть гражданам страны: демократическим, законным, своевременным, точным, безошибочным, гуманистическим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 года: (с учетом поправок от 30.12.2008 №6-ФКЗ, №7 – ФКЗ) // ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2015.

Специальная литература

  1. Енгибарян, Р.В. Теория государства и права: Учебное пособие / Р.В.Енгибарян, Ю.К.Краснов. - М.: Норма, 2011. – 766 с.
  2. Марченко М.Н. Теория государства и права. - М.: Юристъ, 2011. - 495 с.
  3. Матузов Н.И., Малько А.В. «Теория государства и права» Учебник. - М.: Юристъ, 2010. - 294 с.
  4. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. - М., 2009. - 414 с.
  5. Нашиц А. Правотворчество. Теория и законодательная техника. - М. 2009. - 152 с.
  6. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник. - М.: Норма, 2009. - 762 с.
  7. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. Под ред. Лазарева В.В. - М., 2010. - 724 с.
  8. Общая теория права: Учебное пособие для юридических вузов. Изд. 2-е / Под ред. А.С. Пиголкина. - М.: Юристъ, 2011. - 343 с.
  9. Оксамытный В.В. Теория государства и права: учебник для студентов. - М.: Камерон, 2008. - 563 с.
  10. Основы государства и права: Учебное пособие /Под ред. академика О.Е. Кутафина. - М.: Юристъ, 2009. - 320 с.
  11. Радько, Т.Н. Теория государства и права: учебник / Т.Н.Радько. - М.: Проспект, 2009. – 548 с.
  12. Рассказов, Л.П. Теория государства и права: учебник / Л.П.Рассказов. - М.: РИОР, 2008. – 608 с.
  13. Рассолов, М.М. Теория государства и права: учебник / М.М.Рассолов. - М.: Юрайт, 2010. – 688 с.
  14. Смоленский М.Б. Теория государства и права: Учеб. пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 267 с.
  15. Сырых В.М. Теория государства и права. Учебник для вузов. - М.: Издательство «Былина», 2009. - 512 с.
  16. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М.: Издательская группа Норма-Инфра-М, 2011. - 570 с.
  17. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Матузова Н.И. - М.: Книжный мир, 2009. - 653 с.
  18. Теория государства и права: Схемы, комментарии / Уч. пос. - М.: Юриспруденция, 2010. - 246 с.
  19. Теория государства и права: Учебник для вузов / Отв. ред. д. ю. н., проф. Перевалов В.Д. - М.: НОРМА, 2009. - 752 с.
  20. Теория государства и права: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. А.И. Косарева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2012. - 207 с.
  21. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учеб. пособие для высших учебных заведений / Под ред. профессора В.Г. Стрекозова.2-е изд., доп., исправл. - М., 2009. - 634 с.
  22. Червонюк, В.И. Теория государства и права: учебник / В.И.Червонюк. - М.: ИНФРА-М, 2009. – 724 с.
  23. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М.: 2010. - 467 с.
  24. Шамаров, В.М. К вопросу о содержании понятия «правотворчество» в учебной юридической литературе / В.М.Шамаров // Вестник Екатерининского института. - 2012. - №2.

Информация о работе Правотворчество: понятие, принципы