Правотворчество: понятие, виды и признаки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 07:04, курсовая работа

Описание работы

В настоящей курсовой работе я преследую цель - исследование процесса правотворчества. Данная цель определила следующие задачи:
рассмотреть содержание понятия правотворчества;
исследовать содержание процесса правотворчества, его основные стадии в Российской Федерации;
рассмотреть различные виды правотворчества, их общие черты и специфику, субъекты правотворчества;
выявить проблемы, существующие в современном правотворчестве.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Правотворчество: понятие и принципы………………………………………………..5
Понятие правотворчества и его признаки…………………………………………………...5
Принципы правотворчества…………………………………………………………………..9
Виды правотворческой деятельности……………………………………………………......12
Глава 2. Законодательный процесс и его основные стадии…………………………………....18
Заключение………………………………………………………………………………………...22
Библиографический список………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по ТГП - Ткачёва Мария.doc

— 181.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

«Иркутский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «ИГУ»)

Юридический институт

 

Кафедра теории и истории государства и права

 

 

 

 

Тема: «Правотворчество: понятие, виды и признаки»

 

 

 

 

 

Курсовая работа

студентки _1_ курса, _3_ группы

заочного коммерческого отделения

Ткачёвой Марии Игоревны


 

Научный руководитель:

к.ю.н., доцент                                        Костюнина Ольга Владиславовна




 

 

 

 

 

 

Работа защищена

" _____ " ____________20__ г.

с оценкой ________________

_________________________

 (подпись научного руководителя)

 

 

 

 

 

Иркутск, 2014

 

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………………………………3

Глава 1. Правотворчество: понятие и принципы………………………………………………..5

    1. Понятие правотворчества и его признаки…………………………………………………...5
    2. Принципы правотворчества…………………………………………………………………..9
    3. Виды правотворческой деятельности……………………………………………………......12

Глава 2. Законодательный процесс и его основные стадии…………………………………....18

Заключение………………………………………………………………………………………...22

Библиографический список………………………………………………………...…………….23

Приложения....................................................................................................................................25

 

Введение

 

Задача моей работы состоит в том, чтобы не просто описать процесс происхождения закона, а показать научные основы этой деятельности: это вопросы необходимости правового регулирования общественных отношений, вопросы научного планирования законодательной работы и прогнозирования последствий принятия закона, а также вопросы языка.

Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что правотворчество является одним из важных направлений работы любого государства. В ходе исторического развития происходило развитие и изменение структуры общества, что неизбежно влекло за собой усложнение отношений внутри него. Обычаи и традиции, которые длительное время определяли жизнь общества, оказались недостаточно эффективными в этих изменившихся условиях. Новая форма организации общества, которой стало государство, потребовала регламентации общественных отношений с помощью правовых норм, обеспеченных силой государственного принуждения. Эта потребность привела к возникновению качественно нового вида деятельности - правотворчества. С изменениями в общественных отношениях совершенствовались и правовые нормы, возрастала их роль в регулировании жизни общества, формировались представления о естественном и позитивном праве, их соотношении.

Особое значение правотворчество приобретает в демократическом правовом государстве, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью, действует принцип верховенства права. Таким образом, уровень и культура правотворчества, качество принимаемых нормативно-правовых актов, - это критерий уровня развития демократии. С развитием опыта правотворческой деятельности совершенствуются юридическая техника - совокупность правил, приемов, средств подготовки, оформления, публикации и систематизации нормативных правовых актов, документов; нормативно-правовые акты оцениваются с точки зрения эффективности правоприменительной практики. По результатам правотворческой работы судят о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности.

Исторически правотворчество осуществляется различными субъектами: социальными группами, общественными объединениями и организациями, государством, его органами и должностными лицами. С развитием и укреплением государственности деятельность по созданию правовых норм все более концентрируется в руках соответствующих государственных органов и должностных лиц. Поэтому правотворчество в юридической науке чаще всего понимается как деятельность органов государства, направленная на создание правовых норм.

Интерес к процессу правотворчества обусловлен тем, что:

    • правовые нормы регламентируют в большей или меньшей степени всё разнообразие общественных отношений;
    • уровень правовой культуры общества оценивается с точки зрения совершенства правовых норм;
    • пробелы, существующие в праве, затрудняют решение актуальных для общества, личности, государства проблем;
    • для меня, как для будущего юриста, вопросы правотворчества представляют интерес, как в области создания, так и применения правовых норм.

В настоящей курсовой работе я преследую цель - исследование процесса правотворчества. Данная цель определила следующие задачи:

    • рассмотреть содержание понятия правотворчества;
    • исследовать содержание процесса правотворчества, его основные стадии в Российской Федерации;
    • рассмотреть различные виды правотворчества, их общие черты и специфику, субъекты правотворчества;
    • выявить проблемы, существующие в современном правотворчестве.

Объектом исследования являются общественные отношения.

 

Глава 1. Правотворчество: понятие и принципы

    1. Понятие правотворчества и его признаки

 

Среди многообразия правовых явлений, охватываемых понятием «правовая система» правотворчество занимает одно из центральных мест. От того, в какой мере действующие нормы права – от закона до инструкции – выражают потребности и интересы общества, эффективно воздействуют на поведение людей, зависит и достижение целей – непосредственных и отдаленных, на которые направлены нормы. Вот почему нормотворческая деятельность всегда образует начальный этап процесса правового регулирования, к которому относятся также правореализация и правоприменение.1

Нормативные акты создаются в определенном, установленном законом порядке. Их принятие происходит не стихийно, этому предшествует значительная подготовительная работа, которая, как правило, ведется в плановом порядке. Правотворчество представляет собой одну из важнейших сторон деятельности государства, форму его активности, имеющей своей непосредственной целью формирование правовых норм, их изменение, отмену или дополнение. В каждом государстве правотворчество обладает своими особенностями, но везде оно направлено на создание и совершенствование единой, внутренне согласованной и непротиворечивой системы правовых норм, регулирующих сложившиеся в обществе разнообразные отношения.

В буквальном смысле слова правотворчество – это процесс создания правовых норм, получающих закрепление в издаваемых управомоченными на то органами законах и подзаконных нормативных актах. Поэтому закономерно, что вопросы правотворчества постоянно находятся в поле зрения юристов-ученых и практиков, специалистов в области теории и социологии права, а также отдельных юридических дисциплин. Эта проблема постоянно волнует юристов не только России, но и других стран ближнего и дальнего зарубежья. Весьма объемна и разнообразна посвященная этим вопросам специальная литература.2

Определения правотворчества многочисленны. Однако их можно свести к двум основным позициям. По мнению одних авторов, правотворчество представляет собой юридически оформленную особую форму или вид деятельности по установлению и закреплению воли господствующего класса (всего народа) в нормативных правовых актах, а также по изменению и отмене правовых актов. Другая точка зрения трактует правотворчество более широко. Под правотворчеством понимается направленная на достижение целей развития общества организационно оформленная деятельность государства по выявлению потребности в нормативном правовом регулировании общественных отношений и созданию в соответствии с выявленными потребностями новых правовых норм, замене и отмене действующих. 3

Основное различие между приведенными определениями состоит в следующем. В первом случае понятие правотворчества связывается, прежде всего, с процедурно-процессуальной деятельностью различных государственных органов. В основу второго определения положена социально-юридическая трактовка правотворчества, которая охватывает весь процесс создания правовой нормы, начиная с зарождения идеи о ней в связи с выявлением потребности в правовой регламентации соответствующих общественных отношений и кончая ее принятием и введением в действие.

Правотворчество относится к числу юридических категорий, имеющих в равной мере научное и практическое значение. Его надлежащая организация – необходимое условие качества и эффективности результатов правотворчества – законов и подзаконных актов.

Оптимальная характеристика всякого объекта включает нужное соотношение его количественных и качественных показателей. В равной мере это справедливо и применительно к системе законодательства.

Качество нормативного правового акта – понятие, прежде всего юридическое. Однако, учитывая неразрывную связь законодательной стратегии с реализацией политических решений, которые должны базироваться в свою очередь на познании социально-экономических процессов, термин «качество нормативных правовых актов» необходимо трактовать также под углом зрения его политических и социальных характеристик. Таким образом, пути повышения качества законов и подзаконных актов находятся во всех трех плоскостях – социальной, политической и юридической.4

Всякий закон является средством регуляции и саморегуляции процессов, происходящих в обществе. Вот почему по мере возрастания масштабности анализируемых явлений – от качественных показателей нормативного предписания к качеству законов и подзаконных актов и в конечном счете всей системы законодательства – все более значимым для эффективности правовой регламентации становится учет в процессе правотворчества наряду с правовыми и политическими параметрами также социальных предпосылок качества нормативных правовых актов.

В идеале перед законодателем в процессе правотворчества всегда стоит задача максимально точного отражения в нормативных правовых предписаниях явлений общественной жизни и правильного реагирования на возникающие проблемные ситуации. Следовательно, социальная характеристика качества законов и подзаконных актов неизбежно охватывает два момента. Во-первых, степень адекватности отражения в нормативном правовом акте происходящих в обществе процессов. Во-вторых, точность проецирования этих процессов на будущее, прогнозирования возможных путей развития общества и неразрывно связанного с этим выбора оптимальных путей их видоизменения в желательном направлении при помощи права.

Смысл и значение правотворчества состоит в том, чтобы избрать такой вариант регулирования, юридической регламентации, который бы в наиболее полной мере отвечал интересам и целям народа и законодателя, способствовал бы прогрессу общества.

В целом оценка действующего законодательства едва ли может быть положительной по линии как качественных, так и количественных показателей. Прежде всего, постановка «на поток» законоподготовительных работ, когда из месяца в месяц количество принимаемых законов исчисляется десятками, не может не сказаться на их качестве, которое ныне в целом ниже того, что имело место в доперестроечный период. Явно недостаточно внимания уделяется обеспечению внутренней согласованности, беспробельности и научной обоснованности принимаемых нормативных правовых актов. Это относится как к законам в собственном смысле слова, так в еще большей степени к подзаконным актам, которые нередко расходятся даже с положениями Конституции РФ. Еще менее качественны законы и иные нормативные акты, принимаемые на уровне субъектов РФ. Заметно отстают темпы «расчистки» действующего законодательства и его приведения в соответствие с новыми законами.5

В перспективе все это чревато дальнейшим снижением эффективности нарастающей волны законов и подзаконных актов, тем более что их изобилие делает затруднительным усвоение содержащихся в них новелл не только для граждан и должностных лиц, но и для профессионалов-юристов. И это тогда, когда целый ряд подотраслей и институтов законодательства, по существу, еще не выстроен. В этих условиях неизмеримо возрастает роль юридической науки в деле оптимизации правотворчества и повышения качества его результата – федеральных и региональных законов и подзаконных актов.

Правотворчество имеет следующие признаки:

    • Сознательно-волевой характер - право создается людьми, обладающими волей и сознанием, имеющими свои взгляды, соответствующий культурный уровень, правосознание, жизненный опыт, а также задачи и потребности. На правотворчество влияют также интересы и воззрения социальных групп.6
    • Объективно-исторический характер - очевидно, что право формируется не законодателем произвольно и по собственному усмотрению, а в соответствии с историческим положением государства, потребностями всего общества на данном историческом этапе. Попытки волюнтаристски устанавливать нормы права, не согласуясь с настоящим положением общества, могут вести к крайне негативным последствиям: не только к просто не функционирующему праву, но также и к реальному вреду общественным отношениям. В качестве примера можно привести факт законодательного запрещения в СССР в период власти Хрущева производства и потребления спиртного, что вызвало вспышки недовольства общества, рост контрабанды и преступности в целом.7
    • Правотворчество - это преимущественно деятельность государства;
    • Имеет организационную направленность - системность;
    • Отображается в нормативных правовых актах ("продукте правотворчества");
    • Строго регламентируется правовыми нормами.

Информация о работе Правотворчество: понятие, виды и признаки