Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 07:04, курсовая работа
В настоящей курсовой работе я преследую цель - исследование процесса правотворчества. Данная цель определила следующие задачи:
рассмотреть содержание понятия правотворчества;
исследовать содержание процесса правотворчества, его основные стадии в Российской Федерации;
рассмотреть различные виды правотворчества, их общие черты и специфику, субъекты правотворчества;
выявить проблемы, существующие в современном правотворчестве.
Введение……………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Правотворчество: понятие и принципы………………………………………………..5
Понятие правотворчества и его признаки…………………………………………………...5
Принципы правотворчества…………………………………………………………………..9
Виды правотворческой деятельности……………………………………………………......12
Глава 2. Законодательный процесс и его основные стадии…………………………………....18
Заключение………………………………………………………………………………………...22
Библиографический список………………………
Таким образом, процесс правотворчества сочетает в себе черты объективного и субъективного характера.
Правотворческий процесс основывается на определенных принципах – основополагающих идеях, реализация которых обеспечивает его качество и эффективность. В правоподготовительной деятельности важно максимально использовать зарубежный и отечественный опыт, результаты социологических и иных исследований, разного рода справки, докладные записки и иные материалы. Следует избегать спешки в работе, принятия скороспелых, непродуманных решений.8
Соблюдение принципов правотворчества помогает законодателю избегать законотворческих ошибок, снижает вероятность создания неэффективных правовых норм, способствует росту правовой культуры населения и юридических лиц.
Основными принципами правотворчества в нашем государстве выступают следующие:
Критериями выделения видов правотворчества служат:
По субъектам (органам) правотворчество осуществляется в трех основных формах:
Теперь разберем каждый пункт в отдельности.
Принятие нормативных актов органами государства. В Российской Федерации именно в этой форме чаще всего осуществляется правотворчество. Правом принятия нормативных правовых актов обладают Федеральное Собрание и его обе палаты (Государственная Дума и Совет Федерации), Президент РФ, Правительство РФ, государственные комитеты, ведомства и министерства РФ.
На региональном
уровне правотворческими правомочиями
обладают законодательные (представительные)
органы республик, краев, областей, автономной
области, автономных округов, городов
Москвы и Санкт-Петербурга, а также органы
местного самоуправления – районные,
городское, районные в городах, поселковые
и сельские. Правотворческую деятельность
вправе также осуществлять президенты,
правительства, министерства, государственные
комитеты и ведомства субъектов РФ, главы
администраций соответствующих национально-государственных
и административно-
Издавая нормативные акты (обычно они имеют разные наименования – решения, постановления, распоряжения и т.д.) органы местного самоуправления обеспечивают самостоятельное решение гражданами всех вопросов местного значения через избираемые ими органами или непосредственно, исходя из интересов населения, на основе закрепленных за органами самоуправления материальных и финансовых ресурсов.
Делегированное правотворчество. Данный вид правотворчества предполагает издание органом исполнительной власти нормативных правовых актов по уполномочию органа законодательной власти. Акты делегированного законодательства фактически обладают силой закона. Делегирование законодательного права допускается только на определенный срок по определенному кругу вопросов, при условии, что это не запрещено конституцией страны. В результате такой правотворческой деятельности принимаются нормативные правовые акты по вопросам, входящим в компетенцию парламента. Такой специфический вид нормотворчества государственных органов применяется для оперативного решения определенных проблем.
Особым видом правотворческих полномочий обладают администрации объединений, предприятий, учреждений. Они вправе издавать локальные нормативные акты, которыми регулируются конкретные производственные и другие управленческие задачи. Локальные акты издаются руководителями организаций и имеют ограниченное действие: они обязательны только для данной организации, ее структурных подразделений и работников. Обычно акты локального характера издаются в форме уставов, положений, правил, приказов, распоряжений.
В советский период активно практиковалось издание совместных нормативных правовых актов государственными органами и общественными объединениями. Ныне на место совместных актов пришло заключение разного рода соглашений, содержащих нормативные предписания. Такого рода соглашения чаще всего заключаются для регулирования трудовых отношений. Наиболее характерный пример – коллективные договоры, которые могут быть заключены между работодателем и работниками для регулирования трудовых, социально-экономических и профессиональных отношений на предприятиях, в учреждениях, организациях. Коллективный договор заключается на предприятиях, в их структурных единицах, наделенных правами юридического лица, независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности и численности работников.13
Референдум как вид правотворчества. Народ осуществляет свою власть не только через органы государственной власти и органы местного самоуправления, но и непосредственно. Высшим непосредственным выражением власти народа, согласно ст.3 Конституции РФ, являются свободные выборы и референдум, в ходе которого устанавливаются правовые нормы.
Согласно законодательству Российской Федерации, принимать участие в референдуме могут лица дееспособные и достигшие 18-летнего возраста.
Референдум не может проводиться в условиях военного или чрезвычайного положения, в последний год полномочий Президента РФ, Государственной Думы, а также в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории РФ.
Для непосредственного правотворчества народа характерны следующие особенности:
Опыт проведения референдумов в нашей стране и за рубежом выявил не только их достоинства, но и недостатки. Главный из них – узкая запрограммированность возможных ответов. Участник референдума может либо согласиться с предложенным на его рассмотрение решением, ответив «да», либо отклонить его, сказав «нет». Гражданин не может в ходе референдума предложить иное представляющееся ему оптимальным решение либо обусловить свой ответ какими-либо оговорками. Между тем именно активности в выражении своих потребностей, интересов и оригинальных точек зрения на проблему ждет законодатель от населения в ходе всенародного обсуждения.
По содержанию издаваемые органами правотворчества нормативные правовые акты подразделяются, прежде всего, на законы и подзаконные акты. Закон – это нормативный правовой акт, принятый в особом порядке органами законодательной власти, регулирующий важнейшие общественные отношения и обладающий высшей юридической силой. Все остальные действующие в стране нормативные правовые акты являются подзаконными. Подзаконный нормативный правовой акт – это акт, изданный в соответствии с законом и ему не противоречащий.
Законы подразделяются на федеральные и законы субъектов РФ. В свою очередь среди федеральных законов особое место занимают федеральные конституционные законы и законы о поправках в Конституцию РФ. И те и другие принимаются в особом порядке. При этом федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам и, следовательно, подчинены последним. Конституцией РФ провозглашено, что федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ.
Все другие нормативные правовые акты должны приниматься в соответствии с законами и в рамках полномочий издавшего их органа. Указы Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Подзаконными являются, разумеется, и постановления Правительства РФ. Они должны соответствовать не только федеральным законам, но и указам Президента РФ.
Верховенство законов – одно из необходимых условий существования правового государства, каким Россия объявлена в ст. 1 Конституции 1993г.
Отдельным видом правотворчества хотелось бы выделить чрезвычайное правотворчество. Оно представляет собой принятие законов и других нормативно-правовых актов для регулирования общественных отношений, связанных с экстремальными, кризисными ситуациями в стране или регионе, т.е. в условиях режима чрезвычайного положения. Актам чрезвычайного характера присуще то, что они:
Говоря о законах и подзаконных нормативно-правовых актах, будет неправильно не сказать о таком виде правотворчества, как систематизация законодательства, т.е. приведение их в упорядоченную совокупность, систему. Необходимость в проведении такого рода работ обусловлена как множественностью актов, издающихся правотворческими органами, так и быстрыми изменениями, которым в современных условиях подвержена система законодательства.
Приемы, которые используются при упорядочении нормативно-правовых актов, называются способами систематизации.
В правовой теории обычно выделяют следующие способы систематизации законодательства:
Информация о работе Правотворчество: понятие, виды и признаки