Правотворчество: понятие, виды и признаки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 07:04, курсовая работа

Описание работы

В настоящей курсовой работе я преследую цель - исследование процесса правотворчества. Данная цель определила следующие задачи:
рассмотреть содержание понятия правотворчества;
исследовать содержание процесса правотворчества, его основные стадии в Российской Федерации;
рассмотреть различные виды правотворчества, их общие черты и специфику, субъекты правотворчества;
выявить проблемы, существующие в современном правотворчестве.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Правотворчество: понятие и принципы………………………………………………..5
Понятие правотворчества и его признаки…………………………………………………...5
Принципы правотворчества…………………………………………………………………..9
Виды правотворческой деятельности……………………………………………………......12
Глава 2. Законодательный процесс и его основные стадии…………………………………....18
Заключение………………………………………………………………………………………...22
Библиографический список………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по ТГП - Ткачёва Мария.doc

— 181.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, процесс правотворчества сочетает в себе черты объективного и субъективного характера.

 

    1. Принципы правотворчества

 

Правотворческий процесс основывается на определенных принципах – основополагающих идеях, реализация которых обеспечивает его качество и эффективность. В правоподготовительной деятельности важно максимально использовать зарубежный и отечественный опыт, результаты социологических и иных исследований, разного рода справки, докладные записки и иные материалы. Следует избегать спешки в работе, принятия скороспелых, непродуманных решений.8

Соблюдение принципов правотворчества помогает законодателю избегать законотворческих ошибок, снижает вероятность создания неэффективных правовых норм, способствует росту правовой культуры населения и юридических лиц.

Основными принципами правотворчества в нашем государстве выступают следующие:

    • Принцип научности. Данный принцип указывает на необходимость участия представителей различных наук при подготовке и принятии акта. Участие ученых-юристов играет огромную роль по ходу законотворческой работы, ведь они непосредственно участвуют в ней при разработке концепции законопроекта, в выявлении потребности регулирования сложившихся общественных отношений (например, с помощью социологических исследований), в определении способа и типа правового регулирования. Необходимо выявлять приоритетность принимаемых актов, прогнозировать последствия их применения.
    • Принцип законности - разработка и принятие нормативно-правовых актов должны осуществляться с соблюдением правовой процедуры и только теми субъектами, которые наделены соответствующими полномочиями, и в объеме, закрепленном за этими субъектами. Кроме того, необходимо соблюдать соответствие нового акта Конституции и законам страны, а также общепринятым принципам и нормам международного права. Акт не должен содержать противоречия с действующим законодательством.
    • Принцип демократизма - характеризует степень участия граждан в этом процессе, уровень развития процессуальных норм и институтов в обществе. Демократические механизмы позволяют эффективно выявлять истинные стремления и волю народа. Всенародное голосование (референдум) - один из способов придания нормативно-правовому акту высшей юридической силы (именно в ходе референдума 12 декабря 1993 года была принята Конституция РФ). Наряду с референдумом выражением демократизма правотворчества является гласность обсуждения законопроекта в правотворческом органе, его свободная критика, предложение альтернативных вариантов и т.д.
    • Принцип гласности - означает, что все принятые нормативно-правовые акты подлежат обязательному опубликованию, доведению до сведения населения. Граждане должны иметь возможность для ознакомления с нормативно-правовыми актами. Согласно ст. 3 Конституции РФ «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Отсюда следует, что отсутствие надлежащей гласности в работе федеральных и региональных законодательных органов способно поставить под сомнение легитимность принимаемых ими актов. Согласно ст.15 Конституции Российской Федерации: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».
    • Принцип постоянного технического совершенства принимаемых актов - имеет большое значение для повышения качества и эффективности правотворческого процесса. Суть данного принципа заключается в том, чтобы в процессе подготовки и принятия нормативно-правовых актов в максимальной степени использовать предложенные юридической наукой и апробированные правотворческой практикой наиболее эффективные методы и приемы разработки проектов, оптимального изложения их содержания технического оформления, отвечающего общепринятым в мире стандартам. В последнее время отечественный законодатель широко использует мировой правотворческий опыт.9
    • Принцип профессионализма - особо важен для правотворческой деятельности, поскольку она требует особых навыков, умения и таланта. Для принятия эффективных нормативно-правовых актов необходимы учет разнообразных факторов как объективного, так и субъективного свойства, владение правилами юридической техники.10
    • Принцип системности - предполагает, что вновь принимаемые акты должны «вписываться» в существующую систему законодательства, не противоречить действующим актам, не содержать пробелов, дублирования и использовать средства регулирования, присущие данной отрасли права.
    • Принцип гуманизма - выражается в направленности издаваемых нормативных актов на защиту прав и свобод граждан, на максимальное удовлетворение их материальных и духовных потребностей. Интересы и благо человека в объективном смысле лежат в основе правотворческой деятельности.
    • Принцип справедливости - понимание справедливости всегда было разным. Идеи гуманизма, равенства граждан перед законом и т.п. Закон должен ко всем относится на основе равенства.
    •  
    1. Виды правотворческой деятельности

 

Критериями выделения видов правотворчества служат:

    • субъекты правотворчества, т.е. орган или лицо, которые вправе принять тот или иной акт;
    • процедуры принятия правотворческих актов (законодательный процесс, индивидуальное или коллективное решение);
    • по содержанию издаваемых каждым органом правотворчества нормативных правовых актов.

По субъектам (органам) правотворчество осуществляется в трех основных формах:

    • принятие нормативных актов органами государств;
    • делегированное правотворчество;
    • заключение соглашений, содержащих нормы права (между государственными органами и общественными объединениями, между работниками и работодателями и т.д.);
    • принятие нормативных актов непосредственно народом путем референдума.

Теперь разберем каждый пункт в отдельности.

Принятие нормативных актов органами государства. В Российской Федерации именно в этой форме чаще всего осуществляется правотворчество. Правом принятия нормативных правовых актов обладают Федеральное Собрание и его обе палаты (Государственная Дума и Совет Федерации), Президент РФ, Правительство РФ, государственные комитеты, ведомства и министерства РФ.

На региональном уровне правотворческими правомочиями обладают законодательные (представительные) органы республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также органы местного самоуправления – районные, городское, районные в городах, поселковые и сельские. Правотворческую деятельность вправе также осуществлять президенты, правительства, министерства, государственные комитеты и ведомства субъектов РФ, главы администраций соответствующих национально-государственных и административно-территориальных образований.11 Государство своим законодательством наделило представительные органы местного самоуправления и должностных лиц муниципальных образований правом принимать нормативные правовые акты по вопросам местного значения, таким как благоустройство территории, охрана общественного порядка, управление муниципальными учреждениями здравоохранения и образования и т.д.12

Издавая нормативные акты (обычно они имеют разные наименования – решения, постановления, распоряжения и т.д.) органы местного самоуправления обеспечивают самостоятельное решение гражданами всех вопросов местного значения через избираемые ими органами или непосредственно, исходя из интересов населения, на основе закрепленных за органами самоуправления материальных и финансовых ресурсов.

Делегированное правотворчество. Данный вид правотворчества предполагает издание органом исполнительной власти нормативных правовых актов по уполномочию органа законодательной власти. Акты делегированного законодательства фактически обладают силой закона. Делегирование законодательного права допускается только на определенный срок по определенному кругу вопросов, при условии, что это не запрещено конституцией страны. В результате такой правотворческой деятельности принимаются нормативные правовые акты по вопросам, входящим в компетенцию парламента. Такой специфический вид нормотворчества государственных органов применяется для оперативного решения определенных проблем.

Особым видом правотворческих полномочий обладают администрации объединений, предприятий, учреждений. Они вправе издавать локальные нормативные акты, которыми регулируются конкретные производственные и другие управленческие задачи. Локальные акты издаются руководителями организаций и имеют ограниченное действие: они обязательны только для данной организации, ее структурных подразделений и работников. Обычно акты локального характера издаются в форме уставов, положений, правил, приказов, распоряжений.

В советский период активно практиковалось издание совместных нормативных правовых актов государственными органами и общественными объединениями. Ныне на место совместных актов пришло заключение разного рода соглашений, содержащих нормативные предписания. Такого рода соглашения чаще всего заключаются для регулирования трудовых отношений. Наиболее характерный пример – коллективные договоры, которые могут быть заключены между работодателем и работниками для регулирования трудовых, социально-экономических и профессиональных отношений на предприятиях, в учреждениях, организациях. Коллективный договор заключается на предприятиях, в их структурных единицах, наделенных правами юридического лица, независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности и численности работников.13

Референдум как вид правотворчества. Народ осуществляет свою власть не только через органы государственной власти и органы местного самоуправления, но и непосредственно. Высшим непосредственным выражением власти народа, согласно ст.3 Конституции РФ, являются свободные выборы и референдум, в ходе которого устанавливаются правовые нормы.

Согласно законодательству Российской Федерации, принимать участие в референдуме могут лица дееспособные и достигшие 18-летнего возраста.

Референдум не может проводиться в условиях военного или чрезвычайного положения, в последний год полномочий Президента РФ, Государственной Думы, а также в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории РФ.

Для непосредственного правотворчества народа характерны следующие особенности:

    • решения референдума обладают высшей юридической силой;
    • решения не нуждаются в каком-либо утверждении, могут быть отменены только другим референдумом;
    • референдум основывается на принципах свободы и добровольности участия, отсутствия какого-либо контроля за волеизъявлением участников голосования, недопустимости принуждения их к выражению своего мнения и убеждения или отказу от них;
    • организация и проведение референдума осуществляются государством, оно же обеспечивает финансирование и гарантирует реализацию права граждан на участие в референдуме.

Опыт проведения референдумов в нашей стране и за рубежом выявил не только их достоинства, но и недостатки. Главный из них – узкая запрограммированность возможных ответов. Участник референдума может либо согласиться с предложенным на его рассмотрение решением, ответив «да», либо отклонить его, сказав «нет». Гражданин не может в ходе референдума предложить иное представляющееся ему оптимальным решение либо обусловить свой ответ какими-либо оговорками. Между тем именно активности в выражении своих потребностей, интересов и оригинальных точек зрения на проблему ждет законодатель от населения в ходе всенародного обсуждения.

По содержанию издаваемые органами правотворчества нормативные правовые акты подразделяются, прежде всего, на законы и подзаконные акты. Закон – это нормативный правовой акт, принятый в особом порядке органами законодательной власти, регулирующий важнейшие общественные отношения и обладающий высшей юридической силой. Все остальные действующие в стране нормативные правовые акты являются подзаконными. Подзаконный нормативный правовой акт – это акт, изданный в соответствии с законом и ему не противоречащий.

Законы подразделяются на федеральные и законы субъектов РФ. В свою очередь среди федеральных законов особое место занимают федеральные конституционные законы и законы о поправках в Конституцию РФ. И те и другие принимаются в особом порядке. При этом федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам и, следовательно, подчинены последним. Конституцией РФ провозглашено, что федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ.

Все другие нормативные правовые акты должны приниматься в соответствии с законами и в рамках полномочий издавшего их органа. Указы Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Подзаконными являются, разумеется, и постановления Правительства РФ. Они должны соответствовать не только федеральным законам, но и указам Президента РФ.

Верховенство законов – одно из необходимых условий существования правового государства, каким Россия объявлена в ст. 1 Конституции 1993г.

Отдельным видом правотворчества хотелось бы выделить чрезвычайное правотворчество. Оно представляет собой принятие законов и других нормативно-правовых актов для регулирования общественных отношений, связанных с экстремальными, кризисными ситуациями в стране или регионе, т.е. в условиях режима чрезвычайного положения. Актам чрезвычайного характера присуще то, что они:

    • имеют назначением предупреждение и устранение социальных катастроф, обеспечение безопасности граждан, защиту их прав и свобод, восстановление законности и правопорядка;
    • закрепляют применение экстраординарных мер в условиях особого правового режима осуществления государственной власти;
    • устанавливают определенные правовые ограничения как для граждан, так и для государственных органов, организаций, учреждений и других субъектов;
    • содержат, как правило, императивные нормы и предписания;
    • имеют ограниченное действие во времени и пространстве.

Говоря о законах и подзаконных нормативно-правовых актах, будет неправильно не сказать о таком виде правотворчества, как систематизация законодательства, т.е. приведение их в упорядоченную совокупность, систему. Необходимость в проведении такого рода работ обусловлена как множественностью актов, издающихся правотворческими органами, так и быстрыми изменениями, которым в современных условиях подвержена система законодательства.

Приемы, которые используются при упорядочении нормативно-правовых актов, называются способами систематизации.

В правовой теории обычно выделяют следующие способы систематизации законодательства:

    • Учет нормативных правовых актов - простейший способ систематизации. Учет может быть журнальным, картотечным и автоматизированным. Организация учета включает в себя систему поиска необходимой правовой информации.
    • Разновидностью учета является систематизация на электронных носителях (создание специализированных компьютерных баз данных «Гарант», «КонсультантПлюс», «Кодекс»). В них законодательные акты группируются по различным критериям, как правило по предметно-хронологическому.
    • Инкорпорация - это объединение действующих нормативно-правовых актов в единые сборники без изменения их содержания и с сохранением самостоятельности. При таком способе систематизации законодательные акты объединяются по определенному основанию (хронологическому, тематическому, по органу, издавшему акты) без изменения содержания соответствующих актов. В этом случае может идти речь только о внешней обработке законодательного акта. Так, из него могут быть исключены статьи, потерявшие юридическую силу. Различают инкорпорацию официальную и неофициальную. В первом случае издается и утверждается соответствующим компетентным органом инкорпорационный сборник. Он является официальным источником законодательства. Сборники неофициальной инкорпорации такого значения не имеют. Иногда дополнительно выделяют и так называемую официозную инкорпорацию, под которой понимают издание сборников нормативных актов теми органами, которым это официально поручено.
    • Консолидация - способ систематизации, который состоит в объединении разных, но тематически единых законодательных актов в один акт. Это происходит в тех случаях, когда нормативный материал по своему содержанию отвечает современным задачам, но отличается раздробленностью. При создании нового акта все прежние акты утрачивают юридическую силу. Пример консолидации: Указ Президиума Верховного Совета СССР в 1980 г. «О праздничных и памятных днях» заменил 48 актов.
    • Кодификация - способ систематизации, при котором имеет место как внутренняя, так и внешняя переработка действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта. К кодификационным актам относятся своды законов, кодексы, основы законодательства и др.

Информация о работе Правотворчество: понятие, виды и признаки