Правотворчество в Рф

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 18:32, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что сегодня довольно часто принимаются не очень точные нормативно-правовые акты (страдает юридическая техника и порождает их двоякое толкование), возникают коллизии юридических норм и т.д. Чтобы не было этих негативных явлений в массиве отечественного права, следует не упускать высокую роль нормотворческой деятельности компетентных органов и правильной систематизации правовых актов.
Процесс правотворчества это не простое «сочинительство», направленное на упорядочение общественных отношений, а сложнейший процесс, охватывающий не одну стадию прохождения и играющий отнюдь не второстепенную роль в правовой жизни общества.

Содержание работы

Введение ..................................................................................................................2
1. Правотворчество: понятие, принципы, стадии, виды, функции ....................4
2. Нормативно-правовые акты и их виды. Законы, подзаконные нормативные акты ........................................................................................................................12
3. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Их кодификация и систематизация ..................................................22
Заключение ............................................................................................................29
Список использованной литературы ..................................................................30

Файлы: 1 файл

Правотворчество в РФ МОЕ!!!.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

 


 


 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение ..................................................................................................................2

1. Правотворчество: понятие, принципы, стадии, виды, функции ....................4

2. Нормативно-правовые акты и  их виды. Законы, подзаконные нормативные акты ........................................................................................................................12

3. Действие нормативно-правовых  актов во времени, в пространстве  и по кругу лиц. Их кодификация и систематизация ..................................................22

Заключение ............................................................................................................29

Список использованной литературы ..................................................................30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

       Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что сегодня довольно часто принимаются не очень точные нормативно-правовые акты (страдает юридическая техника и порождает их двоякое толкование), возникают коллизии юридических норм и т.д. Чтобы не было этих негативных явлений в массиве отечественного права, следует не упускать высокую роль нормотворческой деятельности компетентных органов и правильной систематизации правовых актов.

       Процесс правотворчества это не простое «сочинительство», направленное на упорядочение общественных отношений, а сложнейший процесс, охватывающий не одну стадию прохождения и играющий отнюдь не второстепенную роль в правовой жизни общества.

        Еще со времен становления государства, дабы установить минимальный порядок, сильнейшие мира сего творили право, стараясь достичь оптимального результата своей деятельности для удовлетворения амбиций и требований населения. Что уж говорить о нынешних временах, когда в динамике текущих дней каждый аспект жизни и деятельности требует правового закрепления и подтверждения! Именно сейчас правотворчество занимает ведущее место. Это объясняется тем, что именно правотворчество дает жизнь праву, порождает, формирует, оформляет его и открывает «дверь» в общество. Правотворчество служит начальным этапом жизни права и вбирает в себя импульсы, влияющие на движение права, как собственно правовое, так и политическое, экономическое, специальное. Поэтому вполне объясним громадный общественный интерес к правотворчеству, позволяющему создавать правовые акты как выражение политического курса партий, государства и общества.

        Цель работы — уяснить смысл правотворческой деятельности и систематизации нормативно-правовых актов в нашей стране и проанализировать практическую реализацию этих категорий.

Задачи работы:

— изучить понятие, принципы, стадии, виды, функции правотворческой деятельности;

— рассмотреть понятие и сущность нормативно-правовых актов, определить их виды;

— определить действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц;

— изучить вопросы кодификации и систематизации нормативно-правовых актов.

Работа состоит из введения, заключения, трех глав и списка используемой литературы.

В качестве источников материала для данной работы были использованы фундаментальные и специализированные труды С. С. Алексеева, В. В. Лазарева, В. Н. Хропанюка и других видных отечественных теоретиков права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ПРАВОТВОРЧЕСТВО: ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ, СТАДИИ, ВИДЫ, ФУНКЦИИ

         Большая Советская Энциклопедия трактует правотворчество как деятельность государства по руководству обществом, осуществляемая в форме издания нормативных актов, выражающих государственную волю правящего класса в виде общеобязательных правил — правовых норм . Соглашаясь с данным мнением, мы остановимся и на взглядах профессиональных юристов, более широко рассмотрим сущность и виды правотворческой деятельности.

Согласно традиционной точке зрения, правотворчество — это деятельность государства, направленная на создание юридических норм. Р. Лукич определяет правотворчество как комплексную деятельность, состоящую из операций, которые являются разновидностью умственной деятельности, и каждая из которых, выполняется различными способами и методами . В этом случае правотворчество толкуется как юридически неформализованная деятельность человеческого разума, т.к. она так или иначе, направлена на создание юридических законов.

По мнению А. И. Королева, правотворчество — это процесс создания и закрепления социальных и правовых основ, правил поведения в обществе и государстве, с последующим их санкционированием в законодательных актах государства и принятием некоторых из этих основ в качестве, официально незакрепленных, но действующих, имеющих важное место во внутригосударственной общественной жизни.

По мнению одних авторов, правотворчество выступает как периодически оформленная процедура деятельности по формированию и закреплению воли класса (народа) в правовых актах по изменению и обмену этих актов. Другая позиция заключается в широкой трактовке правотворчества, направленной на достижение целей общества, организационно оформленной деятельности государства по выявлению потребности в нормативном правовом регулировании общественных отношений о создании в соответствии с выявленными потребностями новых правовых норм, замене и отмене действующих. Эти взгляды сохраняются в тех или иных вариантах и в настоящее время. В новейших научных трудах законотворчество как разновидность правотворчества охватывает весь процесс создания правовой нормы — начиная с зарождения идеи о ней в связи с выявлением потребности в правовом регулировании, принятием ее и заканчивая введением в действие. Суммируя устойчивые научные разработки и устоявшиеся в практике законотворчества подходы, предложим следующее определение правотворчества. Правотворчество есть процесс познания и оценки правовых потребностей общества и государства, формирования и принятия правовых актов уполномоченными субъектами в рамках соответствующих процедур. В таком определении выделяются несколько элементов. Во-первых, познание, изучение и анализ явлений и процессов, допускающих или требующих правовой регламентации, во-вторых, определение органа или иного субъекта, управомоченного принять тот или иной правовой акт, в-третьих, выбор формы предполагаемого акта, в-четвертых, подготовка, принятие или изменение его в рамках соответствующих процедур. Все названные элементы находятся между собой в органическом единстве. Выпадение каких-либо элементов или их отсутствие, ослабление их внутренних связей и зависимостей делает дефектным правотворчество в целом. Оно плохо или с опозданием отражает общественные ситуации и тенденции развития экономики, политической и социальной сферы. Создаются необоснованные, неэффективные правовые акты, которые плохо или отрицательным образом влияют на общественные процессы и поведение людей.

Правотворчество отличается своим созидательно-процессуальным характером, когда в нем как в котле с высокой общественной температурой переплавляются такие элементы бытия как общественные интересы, потребности, волевые установки, варианты решений, формирующиеся и формализуемые нормы. Причем в нем не должно быть механистичности или даже автоматизма, поскольку именно творческий созидательный характер деятельности отвечает задаче отыскания среди множества инвариантных норм поведения те, которые практикуются социально-полезными и будут затем отмечены в юридически-строгую, общезначимую форму. В современном цивилизованном государстве правотворческая деятельность должна исходить из определенных принципов, основных идей, организационных начал, обусловливающих сущность, наиболее характерные черты и свойства этой деятельности.

Законность. Этот принцип проявляется в отношении как процедуры принятия нормативно-правового акта, так и его содержания. Полновластие представительных, исполнительных органов, издающих правовые акты и осуществляющих контроль за правотворчеством других органов, должно реализоваться строго в рамках их компетенции, на основе закона и в полном соответствии с ним.

Гласность. Этот принцип состоит в открытости правотворческого процесса, свободном и деловом обсуждении проектов нормативных актов. Правда, политика всенародных обсуждений как средства реального выявления и учета мнения миллионов людей себя не оправдала, в первую очередь в силу отсутствия механизма подведения их итогов и дальнейшего учета в законодательстве.

Демократизм. Одним из направлений развития политической системы общества на современном этапе является все более активное участие граждан в управлении государственными и общественными делами, что в процессе правотворчества отражается в принятии нормативно-правовых актов путем референдума — самой непосредственной формы демократии. В частности, в 1993 году впервые путем референдума была принята Конституция России.

Профессионализм. В последнее время становится все более ясно, что недостаточный учет этого требования в правотворческом процессе имеет негативные последствия, сказывается на качестве подготовленных и принятых нормативно-правовых актов. В первую очередь это касается высших государственных органов, в частности депутатов Федерального Собрания. Учитывая то, что они начинают работать на профессиональной основе, важно научить их законодательному процессу. Велика роль науки в реализации этого принципа, так как именно она помогает найти наиболее приемлемые правовые формы, представляет альтернативные проекты нормативных актов, учитывающие различные интересы в обществе, имеет возможность провести научный эксперимент.

Строгая дифференциация правотворческих полномочий. Реализация этого принципа имеет огромное значение в условиях государственно-организованного общества на идеях разделения властей, наличия системы сдержек и противовесов. Любое «перетягивание одеяла» грозит нестабильностью, ростом правового нигилизма в обществе, возможными социальными и экономическими потрясениями.

Планирование. В современных условиях переустройства России с целью достижения заранее определенных целей планирование правотворческого процесса имеет важное значение в силу необходимости концентрации усилий на приоритетных законодательных работах. Планирование дает возможность избежать непродуманного правотворчества, устранить дублирование и рассредоточить усилия с учетом согласования планов работы государственных органов разного типа и разного уровня, ликвидировать поспешность в правотворческой деятельности, создать условия для подготовки документов высокого качества, провести подготовительные мероприятия.

Нормотворческая деятельность так или иначе связана с проявлением государственной воли.

Основную нормотворческую деятельность в Российской Федерации осуществляет парламент — Федеральное Собрание. В соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации государственную власть в России наравне с другими осуществляет Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), причем статья 94 Конституции, дополняя это положение, определяет, что «Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации».

Содержание нормотворчества складывается из последовательно осуществляемых организационных действий, образующих в своей совокупности то, что называют правотворческим процессом. Это технология создания нормативных актов и доведения их предписаний до адресатов. Законодательный процесс — это порядок внесения законопроектов, их рассмотрения, принятия, подписания и опубликования законов.

Правотворческий процесс складывается из стадий:

1. Стадия законодательной инициативы. Круг субъектов, обладающих правом  законодательной инициативы, строго очерчен в Конституции РФ. Начало законодательного процесса восходит к праву законодательной инициативы и кругу ее субъектов. Согласно ч. 1 ст. 104 Конституции, право законодательной инициативы принадлежит Президенту, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации, а также Конституционному Суду, Верховному Суду, Высшему Арбитражному Суду по вопросам их ведения. Право законодательной инициативы — это юридически предусмотренная возможность соответствующих государственных органов и депутатов вносить в Государственную Думу проекты законов.

 

2. Решение компетентного органа  о необходимости издания акта, выработки его проекта, включение в план законопроектных работ и т.д.

3. Разработка проекта нормативного  акта и его предварительное  обсуждение. Следует отметить, что  по наиболее важным нормативным  актам, в демократическом государстве  его проект выносится на всенародное  обсуждение или на референдум (например, проект Конституции РФ был вынесен на всенародный референдум, а принятие нового Уголовно-процессуального кодекса уже много лет обсуждается консультативными группами ученых и специалистов).

4. Рассмотрение проекта нормативного  акта в том органе, который уполномочен его принять.

5. Принятие нормативного акта. Нормативно-правовой  акт — официальный государственный  документ, в котором содержатся  нормы права. Создается в результате  нормотворческой (законодательной) деятельности  органов государства. Является основным источником права, юридически обязателен для неопределенного персонально круга лиц. Нормативным документам свойственно указание на меры ответственности. По юридической силе нормативно-правовые акты подразделяются на: законы — принимаются по основным вопросам общественной жизни, в особом законодательном порядке высшим представительным органом государства или путем референдума; не подлежат контролю со стороны какого-либо органа государственной власти: конституционные, обыкновенные, чрезвычайные; подзаконные акты — указы президента, постановления правительства, нормативные акты министерств и ведомств, постановления местных органов управления

6. Доведение содержания принятого  акта до адресатов. Принятый закон  идет на подписание Президенту Российской Федерации, после этого он подлежит обнародованию. Следует отметить, что все нормативно-правовые акты подлежат обнародованию, т.е. они должны быть доведены для всеобщего сведения, путем опубликования в «Российской газете», «Сборнике законодательства Российской Федерации» и др. официальных изданиях. Местные нормативно-правовые акты подлежат опубликованию в местных официальных печатных изданиях.

Можно выделить следующие виды правотворчества:

1) принятие нормативных правовых  актов уполномоченными органами государства;

2) непосредственное правотворчество  народа путем всенародного волеизъявления  на референдуме;

3) санкционирование государственными  органами обычаев;

4) создание судебного прецедента.

Референдум — это всенародное голосование по вопросам, имеющим наиболее важное государственное значение. Принятые на референдуме решения обладают высшей юридической силой и не нуждаются в последующем утверждении каким бы то ни было государственным органом. Так, на референдуме в 1993 году была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации.

Информация о работе Правотворчество в Рф