Правотворчество в Рф

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 18:32, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что сегодня довольно часто принимаются не очень точные нормативно-правовые акты (страдает юридическая техника и порождает их двоякое толкование), возникают коллизии юридических норм и т.д. Чтобы не было этих негативных явлений в массиве отечественного права, следует не упускать высокую роль нормотворческой деятельности компетентных органов и правильной систематизации правовых актов.
Процесс правотворчества это не простое «сочинительство», направленное на упорядочение общественных отношений, а сложнейший процесс, охватывающий не одну стадию прохождения и играющий отнюдь не второстепенную роль в правовой жизни общества.

Содержание работы

Введение ..................................................................................................................2
1. Правотворчество: понятие, принципы, стадии, виды, функции ....................4
2. Нормативно-правовые акты и их виды. Законы, подзаконные нормативные акты ........................................................................................................................12
3. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Их кодификация и систематизация ..................................................22
Заключение ............................................................................................................29
Список использованной литературы ..................................................................30

Файлы: 1 файл

Правотворчество в РФ МОЕ!!!.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

Важное значение для государственно-правовой теории и практики имеет определение действия нормативно-правовых актов по кругу лиц, выяснение вопроса о том, кому адресуются содержащиеся в этих актах предписания.

По общему правилу, нормативно-правовые акты издаются с целью распространения их предписаний на граждан данного государства. Наделяя своих граждан конституционными правами и свободами, равно как и возлагая на них определенные конституционные обязанности, государство должно не только принимать меры к тому, чтобы гарантировать соблюдение данных конституционных требований и положений в отношении граждан внутри страны, но и оказывать им защиту и покровительство за пределами государства.

Когда гражданин Российской Федерации является одновременно гражданином другого государства, т.е. имеет двойное гражданство, он пользуется не только покровительством России, но и покровительством «своего’ нового государства. Двойное гражданство, а следовательно, двойное покровительство допускается, согласно Конституции Российской Федерации (ч. 1 ст. 62), лишь в одном из двух случаев, а именно: если такая возможность предусматривается федеральным законом или же если это предусмотрено соответствующим международным договором России. Конституция Российской Федерации особо акцентирует внимание на том, что наличие у гражданина России иностранного гражданства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено в федеральном законе или международном договоре (ч. 2 ст. 62)

Законодательство России, впрочем, как и законодательство других стран, приравнивает иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении прав и обязанностей к российским гражданам. Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности «наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации».

Систематизация нормативно-правовых актов — это деятельность по упорядоченному объединению нормативных актов, приведению их в определенную систему.

В юридической литературе традиционно различают два вида систематизации — кодификацию и инкорпорацию.

Под кодификацией понимается такое упорядочение правовых норм, которое сопровождается переработкой их содержания, с отменой одних и принятием других норм права, т.е. это — систематизация в процессе правотворчества. Кодификация не укладывается в рамки систематизации, а представляет собой самостоятельную, причем основную форму совершенствования законодательства.

Главное назначение кодификации заключается в ее правотворческой функции; функцию систематизации правовых норм она выполняет в ходе правотворчества лишь попутно.

Кодификация состоит либо в разработке нового, ранее в системе законодательства не существовавшего акта, либо в такой переработке ранее действовавшего акта, которая приводит к появлению принципиально иного законодательного предписания. В процессе кодификации отменяются устаревшие юридические нормы, разрабатываются новые, устраняются пробелы в законодательстве и противоречия между нормативно-правовыми актами.

Кодификация осуществляется только в официальном порядке и строго определенными государственными правительственными органами. Наиболее интенсивная кодификация связана с определенными этапами развития общества, с существенными изменениями общественных отношений, требующих иной, принципиально новой юридической оценки.

В результате кодификационной работы появляются многочисленные нормативно-правовые акты, которые постепенно устаревают, наслаиваются один на другой, вступают во взаимное противоречие. Существует поэтому необходимость в постоянной работе по упорядочению нормативно-правового материала, по расчистке, согласованию новых юридических норм с уже действующими. Эта деятельность и есть систематизация.

Систематизация нормативно-правовых актов — это обработка, приведение их в единую, согласованную систему.

Систематизация существует в формах инкорпорации и консолидации.

Инкорпорация есть упорядочение нормативных актов без переработки содержания норм права, т.е. систематизация вне пределов правотворческого процесса.

Главное назначение инкорпорации — упорядочение нормативных актов. Правда, инкорпорация может оказывать воздействие и на правотворчество, особенно когда в процессе инкорпорации выявляются потребности проведения содержательной переработки правовых норм или издания новых норм права. Тем не менее ее главное назначение состоит в упорядочении, в приведении в систему действующих нормативных актов.

Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную.

Официальная инкорпорация — упорядоченное объединение нормативных актов путем издания компетентными органами сборников (собраний) действующих нормативных актов. Она является способом (формой) официального опубликования и переопубликования вступающих в юридическую силу или уже действующих нормативных актов, а сборники служат официальными источниками достоверной правовой информации.

В рамках официальной инкорпорации могут быть выделены ее разновидности по другим основаниям. Широко распространена хронологическая инкорпорация, означающая упорядочение нормативных актов по времени их издания. Это — Ведомости Верх. совета и Собрание постановлений Правительства. К хронологической инкорпорации относятся и хронологические собрания, действующего законодательства в субъектах Федерации.

Консолидация — форма систематизации, в процессе которой ранее изданные нормативно-правовые акты по тому или иному вопросу сводятся (объединяются) в единый акт.

Ранее действовавшие нормативно-правовые акты прекращают в этой связи свое существование. Удачным примером консолидации времен бывшего Союза являлся Указ Президиума союзного Верховного Совета от 1 октября 1980 г. «О праздничных и памятных днях», объединивший (а тем самым и заменивший) сорок восемь ранее действовавших актов по этому вопросу. Широко распространена консолидация ведомственных нормативно-правовых актов. Значительную роль она будет играть и при систематизации общероссийских нормативно-правовых актов. Уже сейчас очевидно, что разрозненное законодательство о налогах, о занятости населения, безработице и безработных и другое должно быть консолидировано.

Таким образом, систематизация нормативно-правовых актов является логическим завершением правотворчества и позволяет создать стройную, работающую систему законодательства.

Сегодня в систематизации законодательства активно используется электронно-вычислительная техника. Это убыстряет и облегчает работу с громадным массивом правовой информации. Очень популярны справочные правовые системы «Гарант», «Консультант Плюс», «Кодекс» и др. Правовая информация в них рассортирована по правовым отраслям и подотраслям. Информацию можно находить по реквизитам, по издающему органу, по действующей (недействующей редакции), по ключевым словам. Эти справочные правовые системы ежедневно пополняются новыми нормативно-правовыми актами.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Правотворчество имеет потому огромное значение, что результаты такой деятельности (законодательство) непосредственно регулируют общественные отношения, что влечет за собой необходимость усовершенствования базы нормативно-правовых актов государства.

Правотворческая деятельность — сложнейший процесс, результатом которого является формирование законодательной базы государства, поэтому изучение правотворчества важно и актуально на любом этапе развития государства и права.

Принципы действия современного государства требуют демократического принятия, а в последствии приемлемой и логичной систематизации принятых документов.

Нормативно правовой акт — властное предписание государственных органов, которое устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Он является основным источником права в РФ и европейских государствах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М., 1994.

2. Указ Президента РФ от 23 мая 1996 года № 763 (в ред. от 13 августа 1998 г.) «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. 1996. 28 мая.

3. Федеральный закон от 14 июня 1994 года № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу Федеральных конституционных законов, Федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» // Российская газета. 1994. 17 июня.

4. Алексеев С. С. Общая теория  права. М., 1983,. Т.2.

5. Большая Советская Энциклопедия. М., 1995.

6. Венгеров А. Б. Нормотворческая  деятельность органов государственной  власти. М., 1998.

7. Венгеров А. Б. Теория государства  и права. Ч.1. М., 1997 г.

8. Гулиев В. Е. Российское государство: состояние и тенденции. М., 1993.

9. Кутафин О. Е. Основы государства и права . М., 1994.

10. Краснянский В. А. Теория государства  и права. Л., 1987.

11. Королев А. И. Теория государства  и права. / Учеб. для юрид. спец. вузов. -2-е издание Л., 1987.

12. Лукич Р. Методология права  — М.,1981.

13. Общая теория права и государства: Учебник/ Под ред. В. В. Лазарева. — М., 1996.

14. Спасов Б. П. Закон и его  толкование. М., 1986.

15. Спиридонов Л. И. Теория государства  и права. — М., 1996 .

16. Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред. М. Н. Марченко. — М., 1997.

17. Теория государства и права: учебник./ Под ред. В. В. Лазарева. М., 1997.

18. Хропанюк В. Н. Теория государства  и права (2-е изд, доп. и перераб.) М., 1997.

16. Якубов А. Р. Систематизация права: учебное пособие. Екатеринбург, 1997.

 

 

 

 


Информация о работе Правотворчество в Рф