Правотворчество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 04:38, контрольная работа

Описание работы

Правотворчество как особый вид государственной деятельности рассматривается юридической наукой в рамках более широкого понятия – формирования права (правообразования). Формирование права представляет собой сложный, длящийся, многофакторный процесс. В разных условиях и разных странах он может протекать по – . разному, но в целом в нём есть много общего .

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….

1.Понятие и виды правотворчества……………………………………….

2.Принципы правотворчества……………………………………………..

3.Стадии правотворческого процесса. Особенности принятия законов..

4.Понятие и основные требования юридической техники………………

Заключение………………………………………………………………….

Список использованных источников……………………………………...

Файлы: 1 файл

слободчиков.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

Учреждение  образования Федерации профсоюзов Беларуси

«Международный  институт трудовых и социальных отношений»

 

Кафедра истории  и теории права

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

по дисциплине «Общая теория права»

 

на тему: «Правотворчество»

 

 

 

 

 

Автор:

студент 1-го курса

гр.932

специальность «Правоведение»                                     А.С. Мерещенко 

 

 

 

Руководитель:

профессор кафедры  истории и теории права,

кандидат юридических  наук                                           Н.А. Слободчиков  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2010

                                            

 

 

 

План

 

 

 

Введение…………………………………………………………………….

 

1.Понятие и виды  правотворчества……………………………………….

 

2.Принципы правотворчества……………………………………………..

 

3.Стадии правотворческого  процесса. Особенности принятия законов..

 

4.Понятие и основные  требования юридической техники………………

 

Заключение………………………………………………………………….

 

Список использованных источников……………………………………...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

\

Введение

Правотворчество как особый вид государственной деятельности рассматривается юридической наукой в рамках более широкого понятия – формирования права (правообразования). Формирование права представляет собой сложный, длящийся, многофакторный процесс. В разных условиях и разных странах он может протекать по – . разному, но в целом в нём есть много общего .  


В последние годы особый интерес  не только ученых, но и практиков  вызывают вопросы, касающиеся правотворческой  деятельности различных органов  государственной власти и, прежде всего  результата этой деятельности - принимаемых ими нормативных правовых актов. Огромное значение для совершенствования текущего законодательства, практики его применения, в целом   совершенствование   правовой   системы   имеет   принятие государственными органами нормативных правовых актов в пределах их полномочий, определение соподчиненности (иерархии) этих актов, порядка опубликования и вступления в силу и т.д. Поэтому исследования, посвященные данной проблематике и в том числе проблемам правотворчества, имеют не    только важное теоретическое, но и практическое значение.

Правотворчество - это  одно из важных направлений работы государства. Это специфическая, требующая  особых знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с созданием  или изменением существующих в государстве  правовых норм. По результатам правотворческой работы - законам и иным нормативным актам - судят о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности. Человеческое общество всегда нуждалось в точных и совершенных правовых решениях, в такой деятельности государства, в результате которой создаются нормы права, правила поведения граждан и организаций, которая позволяет назвать данное государство правовым без каких-либо преувеличений.

Повышение качества правовых решений, снижение до минимума числа неэффективных нормативных актов - постоянная задача законодателя, если он стремится к формированию правового государства. Именно этим объясняется теоретическое и практическое значение изучения проблем, связанных с процессом создания норм права. «Потребителями» законов являются люди, общество, поэтому нельзя допускать принятия поспешных, непродуманных правовых решений, так как любая ошибка законодателя влечет неоправданные материальные затраты, нарушение интересов граждан.

Кроме того, осмысление теоретических проблем правотворчества под углом зрения юридической науки и практики, а также видение глубинных процессов правообразования вообще, объективной обусловленности права потребностями социально-экономического развития позволяет глубже оценить роль права, увидеть всю значимость и многогранность правотворческой деятельности органов государства, а, следовательно, и значимость деятельности юриста в подготовке нормативных правовых актов и в проведении их в жизнь.

По своей сущности Республика Беларусь - правовое государство. Это установлено в статье 1 Конституции Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями, внесенными на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. ¹ Однако правовое государство - это высокий уровень авторитета  государственности,  реальный  режим   господства  права, обеспечивающий  все права человека и гражданина в  экономической, политической и духовной сферах. Поэтому для создания правового государства недостаточно его провозглашения, оно должно фактически сложиться как система гарантий от беспредельного вмешательства властных

структур.


¹ Конституция Республики Беларусь 1994г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме от 24 ноября 1996г).Статья 99(стр.76)

 

 

 

 

 

 

1.Понятие и  виды правотворчества

      Правотворчество – это специальная деятельность компетентных государственных органов, непосредственно народа (при референдуме) по установлению норм права, их переработке и отмене.

Однако в последнее  время вместо понятия «правотворчество»  белорусское законодательство  использует  такие понятия,  как «нормотворческая деятельность», «нормотворческий орган», «нормотворческий процесс» и др. В совокупности эти понятия аналогичны понятию «правотворчество» или, по крайней мере, заменяют его, наполняя в то же время новым смыслом.

 

Принятие нормативных  актов является наиболее распространенным видом правотворчества. Круг государственных органов, имеющих право на такой вид деятельности, исчерпывающим образом закреплен в законодательстве. В частности, это глава государства, представительные (законодательные) органы государственной власти всех уровней, некоторые исполнительные органы государственной власти (правительство, министерства и т.д.).

Можно выделить следующие  виды правотворчества:

1) принятие нормативных правовых актов уполномоченными органами государства;

2) непосредственное правотворчество  народа путем всенародного волеизъявления на референдуме;

3) санкционирование государственными  органами обычаев;

4) создание судебного  прецедента.

Референдум - это всенародное голосование по вопросам, имеющим наиболее важное государственное значение. Принятые на референдуме решения обладают высшей юридической силой и не нуждаются в последующем утверждении каким бы то ни было государственным органом. Так, на референдуме в 1993 году была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации.

Одним из способов правотворчества  является санкционирование государством обычаев. Это могут быть нормы, признанные населением данной местности (местные обычаи) или сложившиеся в практике деятельности некоторых организаций (например, обычаи морского порта).

Понятно, что в каждой стране правотворческая деятельность осуществляется в различных видах и формах. В Великобритании, например, правотворческая деятельность осуществляется в таких ее видах, как законодательная деятельность парламента, принимающего законы (статуты); правотворческая деятельность судебных органов, создающих прецеденты (судебная практика); правотворческая деятельность центральных органов управления и местных органов государственной власти (самоуправление), издающих свои собственные нормативно-правовые акты и имеющие дело с правовыми обычаями.

В идеальном государстве, вполне справедливо рассуждают английские авторы, законодательная власть «предположительно должна была ба оставаться исключительной привилегией парламента – законодателей, непосредственно подотчетным избирателям». Теоретически эта посылка справедлива и для государственного механизма современной Англии, но в реальной жизни парламенту «приходится передавать часть своих законодательных полномочий подчиненным ему правоустанавливающим органам». Министры короны, органы местного управления, независимые корпорации, англиканская церковь, частные компании, комиссии и Совет Европейских сообществ – «все они наделены парламентом полномочиями по изданию правовых актов». И все же, заключают авторы, суверенитет парламента в правовой сфере сохраняется, так как ни один из нижестоящих органов не может законодательствовать иначе, как на основе законов, исходящих от парламента, а также по поручению и с разрешения парламента.1

       

 

 

 

 

 

 

 

2.Принципы  правотворчества.

Правотворческая деятельность осуществляется на базе основополагающих принципов, выражающих руководящие  идеи и организационные начала, которые определяют существо и общие направления этой деятельности.В теории права выделяются следующие наиболее важные принципы правотворчества в современных цивилизованных государствах.

Демократиизм.

      Суть  этого принципа заключается в  установлении и обеспечении свободного демократического порядка разработки, обсуждения и принятия 

нормативно-правовых актов  любого уровня и в особенности  законов. Речь идет, прежде всего, о  создании таких законодательных  процедур, которые на деле обеспечивали бы выражение в законах истинных, а не мнимых (искаженных) воли интересов народа. Законы должны приниматься легитимным высшим представительным органом, представляющим всё население страны, а не только его часть.  

         Юридические процедуры должны  максимально обеспечивать независимость  парламента от каких бы ни было незаконных давлений, влияний, а с другой стороны, предотвращать, исключать произвол законодателей. Принцип демократизма исключает принятие законов единолично любым должностным лицом государства и возможность наделения его правом абсолютного вето на законопроекты полностью или частично. Исключается также возможность наделения законодательными функциями исполнительной власти. Этот принцип предполагает широкое участие народа в обсуждении проектов наиболее важных актов с введением порядка государственного учета (регистрации), заслуживающих внимание предложений населения по вынесенным на обсуждение законопроектам. В случае наличия альтернативных предложений должна быть обеспечена равная возможность всестороннего и полного изучения и сопоставления этих материалов. Важным аспектом принципа демократизма в правотворчестве является также недопустимость придания закону обратной силы, если он ужесточает ответственность. Законодатель обязан весьма внимательно относиться к этой процедуре и в тех случаях, когда придание нормативному решению обратной силы может ухудшить правовое положение субъектов.

    Гласность.

     Процедуры  обсуждения и принятия законов  должны быть

гласными, а тексты принятых актов в полной мере доступны для  понимания населения. В первую очередь это относится к актам, затрагивающим права, свободы и обязанности граждан.Важнейшие законопроекты должны выноситься на публичное обсуждение.

         Законность.

 В соответствии  с этим принципом нормативно-правовые акты должны приниматься строго в рамках правомочий, предоставленных правотворческому органу. Принцип законности, прежде всего, предполагает обеспечение верховенства Конституции в процессе правотворчества. Естественно, если сама Конституция как основной закон государства принята на основе и при соблюдении надлежащих демократических процедур, если Конституция воплощает в себе понятие высшей справедливости, то она представляет собой, с точки зрения естественного правопонимания, основной позитивный правовой закон Верховенство Конституции в таком случае воспринимается как верховенство права. Конституция обладает высшей юридической силой и все законы и иные нормативные акты не должны ей противоречить. В правовых демократических государствах существует специальный механизм проверки соответствия Конституции, иных актов независимыми Конституционными судами. В свою очередь текущие законы обладают высшей юридической силой по сравнению с подзаконными нормативно-правовыми актами. В частности, правительством не должны приниматься акты, конкурирующие по юридической силе с актами законодательных органов. Здесь действует положение, при котором акт нижестоящего органа правотворчества не может противоречить акту вышестоящего правотворческого органа. Важно, кроме того, чтобы каждый вновь принятый акт не вступал в противоречие с действующим, если он не вносит в него прямые изменения.

    

 Научная обоснованность.

      Принцип  научной обоснованности предполагает  глубокую научную проработку  соответствия принимаемого акта  назревшим потребностям развития общества, т.е. необходимость и целесообразность урегулированности правом определенных общественных связей. В этих целях следует проводить научные исследования с привлечением квалифицированных, опытных ученых и специалистов-практиков, работающих в соответствующей сфере, социологические опросы, социально-правовые эксперименты, а при необходимости изучать имеющийся отечественный и зарубежный опыт, правоприменительную практику и т.д. Без глубокой научной экспертизы, широкого обсуждения не должен приниматься ни один правовой акт. Более того, целесообразно определить порядок комплексной научной экспертизы законопроектов, охватывающей политические, экономические, финансовые, правоприменительные, организационные, правоохранительные, терминологические, исторические и другие аспекты. Наиболее важные нормативные акты (прежде всего законы) не должны приниматься в спешке, без выработки механизма их осуществления. Этот механизм должен включать информационное материально – финансовое обеспечение введения в действие новых актов, выработку форм выявления их эффективности, порядка толкования и т.д. Важное значение имеет профессионализм законодателей, знание ими основ законодательной техники и сложившейся системы права. В условиях Беларуси важно учитывать тенденцию дифференциации права на частное и публичное

Информация о работе Правотворчество