Правотворчество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 06:15, реферат

Описание работы

Процесс, в рамках которого появляются законы и иные нормативные правовые акты, закрепляющие определенные нормы права, в литературе обычно называют правотворчеством. Этот термин отражает творческий, субъективный характер данного вида деятельности, и может создаться впечатление, что законодатель имеет возможность принять любые законы, любые нормы права.

Файлы: 1 файл

Правоведение.docx

— 25.72 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального  образования

“Алтайский государственный  технический

университет им. И.И. Ползунова” (АлтГТУ)

Энергетический факультет

Кафедра Электроснабжение промышленных предприятий

 

 

Работа защищена с оценкой________________

“____”___________ 2013 г.   

 

 

 

Реферат

по теме: "Правотворчество"

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент гр. Э-23                                                                                И. М. Казымов

 

Проверил:

преподаватель                   О. В. Селиванова

 

 

Барнаул 2013

1. Понятие правоустановления и его механизм.

Процесс, в рамках которого появляются законы и иные нормативные  правовые акты, закрепляющие определенные нормы права, в литературе обычно называют правотворчеством. Этот термин отражает творческий, субъективный характер данного вида деятельности, и может  создаться впечатление, что законодатель имеет возможность принять любые  законы, любые нормы права. Но это  не так. На самом деле в большинстве  случаев соответствующие правила  поведения складываются в реальных общественных отношениях и законодатель или иной субъект правотворчества, таким образом, берет их из жизни.

Правообразование - процесс первоначального зарождения норм права в общественных отношениях до их закрепления в законе. В ходе развития общества возникают новые, не урегулированные правом отношения людей. Первоначально они принимают различную форму, но постепенно в поведении субъектов этих отношений закрепляются наиболее удобные и выгодные им формы. Эти варианты поведения становятся привычными, и постепенно формируются правила, которые получают общее признание. Именно эти правила и становятся такими нормами, которые признаются государством и в дальнейшем закрепляются им в нормативно-правовых актах как общеобязательные.

Можно отметить, что правообразование носит объективный характер и обусловливается закономерностями общественного развития. Возникающие таким образом правила поведения присущи данному обществу и мало зависят от государственной воли. Напротив, правотворчество, что и отражается самим термином, имеет творческий характер, и в нем заметное влияние оказывается субъективным фактором - волей законодателя.

Последовательную смену  этих двух процессов, имеющих общий  результат - появление уже официальных, юридических, охраняемых государством правил поведения (правовых норм) - можно  назвать правоустановлением.

Таким образом, правоустановление - это единство правообразования и правотворчества, единый процесс возникновения норм права от их зарождения в реальных общественных отношениях до закрепления в соответствующих нормативно-правовых актах.

Вся жизнь людей, любые  их действия, все акты поведения  происходят под воздействием всего  общества, всех его компонентов в  их единстве. Структуру общества образует ряд комплексов (экономический, социальный, политический, духовный, правовой, управленческий и др.). Эти комплексы, образуют систему, и сами являются ее подсистемами. При этом вся система и все ее части имеют три основных уровня действия:

- общесоциальный (общество в целом);

- региональные (республики, края, области, города, районы и  проч.);

- групповые (семья, трудовой  коллектив, общественные объединения  и т.п.).

Выделение уровней системы  необходимо, поскольку на каждого  субъекта действуют не только общесоциальные факторы, но и условия того конкретного региона, где он проживает или работает. Немалую роль играет и та социальная среда, в которой человек вращается, поскольку она во многом определяет и его развитие, и его конкретные действия в той или иной жизненной ситуации. 

Связи и взаимодействия уровней  системы осуществляются как взаимозависимости  общего и частного. Естественно, что  при этом решающее значение имеют  общесоциальные факторы: они в значительной мере определяют состояние экономики, политические и другие условия каждого региона.

На этапе правообразования в соответствующих общественных отношениях участвует (или может участвовать) в той или иной мере все население, поскольку новые общественные отношения охватывают все общество, а на этапе правотворчества решающее значение приобретает сознание (и деятельность) субъектов, осуществляющих правотворчество - депутатов, сотрудников аппарата президента и правительства, других работников государственного аппарата и т.п.

Но само сознание людей формируется под влиянием конкретных условий, в которых каждый человек живет, воспитывается, учится, работает и т.п. И это происходит под воздействием иных компонентов системы: экономических, социально-политических, правовых, культурных и др. Они же образуют и те конкретные ситуации, в которых зарождаются, формируются, закрепляются новые общественные отношения, а также и те условия, в которых они осознаются как правовые, требующие нормативного регулирования.

Таким образом, механизм правоустановления - это взятая в единстве совокупность факторов (экономических, социальных, политических, духовных и др.), под воздействием которых происходит зарождение в общественных отношениях новых норм права и их последующее закрепление в нормативных правовых актах.

2.Понятие и  виды правотворчества

Признание государством в  качестве правовых вновь возникающих  правил поведения в большинстве  случаев является своего рода «прелюдией»  к дальнейшему законодательному закреплению этих норм, т.е. происходит переход ко второй стадии правоустановления - правотворчеству.

Переход к этому этапу  заключается в осознании правящей элитой (а нередко и обществом  в целом) необходимости закрепления  сложившихся норм в законодательстве. Происходят соответствующие изменения  в политическом, нравственном и правовом сознании, в общественном мнении, выражение  данной потребности в интересах  определенных классов и социальных групп, имеющих возможность влиять на осуществление власти. Правотворчество - это основанная на законе деятельность компетентных органов и организаций  по созданию нормативных правовых актов. Следует отметить, что в некоторых  случаях правоустановления сразу начинается с правотворчества, минуя стадию правообразования. Это происходит, в частности, в следующих случаях:

- новые правоотношения  не могут возникнуть до закона, закон это запрещает (например, в уголовном праве);

- государство в силу  каких-то условий не может ждать  спонтанного возникновения этих  отношений и инициативно их  создает (изменяет).

Виды правотворчества  чаще всего выделяются в зависимости  от субъектов, осуществляющих эту деятельность. В этой связи выделяются следующие  виды правотворчества.

- Правотворчество государственных  органов. Основная масса нормативных  актов принимается в рамках  именно этого вида правотворческой  деятельности (законы, указы Президента, постановления Правительства и  т.д. вплоть до внутренних актов,  принимаемых администрацией государственных  предприятий и учреждений).

- Референдум (всенародное  голосование). В рамках Российской  Федерации таким образом была принята 12 декабря 1993 г. ныне действующая Конституция. Этот вид правотворчества встречается относительно редко и, прежде всего в связи со сложностью организации референдума, требующего значительных материальных и иных затрат.

- Правотворчество негосударственных  органов (организаций). Существует  два вида негосударственного  правотворчества.

Виды правотворчества  различаются и в зависимости  от характера нормативного правового  акта. В этом плане можно выделить кодифицированное и текущее правотворчество. В первом случае разрабатываются  посредством кодификации сложные  нормативные акты (основы, кодексы, положения), охватывающие регулирование  определенного комплекса общественных отношений и в большинстве  случаев соответствующие определенной отрасли права. При текущем правотворчестве  регламентируется какие-то частные  вопросы. Нормы таких актов впоследствии могут быть включены в соответствующий  кодекс или иной кодификационный  акт.

 

3. Стадии правотворческого  процесса.

Правотворчество - процесс, протяженный во времени, поэтому  в нем можно выделить определенные стадии (этапы) его развития. Возможно выделить пять стадий правотворческого процесса:

- определение потребности  в правовом регулировании;

- разработка проекта нормативного  акта;

- его обсуждение, согласование, доработка;

- принятие нормативного  акта;

- опубликование нормативного  правового акта.

Рассмотрим эти стадии.

Определение потребности  в правовом регулировании. В обиходе  существует мнение, что государство  может принять любой закон (нормативный  акт). На самом же деле существуют две  границы, определяющие возможности  государства на принятие того или  иного нормативного акта.

Верхняя граница - это граница  возможного. Все, что находится за ней, объективно препятствует государственному регулированию общественных отношений, делает его невозможным. Эту границу образуют следующие компоненты. Во-первых, это - законы природы. Юридические законы не могут каким-либо образом изменить объективные законы природы. Тем не менее, попытки принятия таких законов имели место, хотя ничего хорошего они, естественно не приносили.. Можно вспомнить, например, попытки поворота Северных рек, имевшие место в Советский период. Затраты на это в течение ряда лет включались в законы о бюджете и привели к значительным материальным потерям.

Во-вторых, возможности государственного регулирования ограничиваются законами общественного развития. в том числе экономическими законами. Игнорирование этих законов, издание противоречащих им нормативных актов также не давало положительных социальных результатов. Так, немало стран, освободившихся от колониальной зависимости и находящихся на крайне низкой ступени экономического развития, тем не менее ставили задачу строительства социализма и принимали соответствующие законы. Естественно, что это не давало заявленных результатов.

В-третьих, это - духовная культура населения, его менталитет. Попытки  игнорировать эти условия также  успеха не имели. Достаточно вспомнить  неудачные попытки борьбы с пьянством  и алкоголизмом в нашей стране.

И, наконец, необходимо учитывать  существование естественных, неотъемлемых прав и свобод человека и гражданина. Принятие законов, ущемляющих эти права  и свободы, в современных условиях влечет осуждение международного сообщества, а иногда и применение международно-правовых санкций.

Нижняя граница определяется целесообразностью принятия нормативных  правовых актов. То есть их принятие, в  принципе возможно, но не имеет смысла. Составляющими этой границы являются два обстоятельства в их сочетании. С одной стороны, это социальная значимость соответствующих общественных отношений. Существует немало общественных отношений, не требующих правового  регулирования в силу их малозначительности. Как говорится. «из пушки не стреляют по воробьям». С другой стороны, это возможность саморегуляции. Общество во многих случаях само, без государственного вмешательства способно урегулировать вновь возникающие общественные отношения посредством создания новых социальных норм (норм морали, обычаев и др.). Своеобразным индикатором целесообразности принятия нормативного акта может служить наличие в рамках этих отношений существенных нарушений прав и свобод граждан, интересов общества и государства.

Проекты наиболее важных нормативных  актов (например, Конституции) выносятся  на всенародное обсуждение. Используются различные способы выявления  общественного мнения (опросы, анкетирование  и др.).Собранная информация используется для доработки проекта.

4. Принципы правотворчества.

Правотворчество - сложное  и многогранное социальное явление. Для лучшего его познания можно  выделить его принципы как наиболее важные теоретические положения, которыми следует руководствоваться при  организации и осуществлении  правотворческого процесса.

Принципы правотворчества - это основополагающие идеи, отражающие сущность и цели создания нормативных  правовых актов.

Чаще всего выделяют те принципы, которые характеризуют  главным образом организацию  самого процесса создания нормативно-правовых актов. Но принципы правотворчества  должны отражать не только это, но и  основные требования, относящиеся к  содержанию и форме таких актов, поскольку законодатель в ходе правотворчества  обязан стремиться к отражению этих положений в каждом нормативном  акте. При этом, как будет показано ниже, многие из этих требований относятся, как к качеству (содержанию и форме) нормативных актов, так и к  организации правотворческого процесса. Требования, рассмотренные выше, входят в содержание принципов, но принципы более масштабны, каждый из них объединяет, синтезирует определенную группу близких  по содержанию требований. Рассмотрим эти принципы.

 

1. Адекватность закона  условиям жизни общества. Нормативный  акт должен соответствовать направлениям  развития общества, реальным общественным  отношениям, закрепленным в Конституции  принципам. При этом он должен  быть, с одной стороны, стабильным, закреплять и охранять существующие  общественные отношения, а с  другой, - быть динамичным, своевременно  реагировать на их изменение  и развитие.

2. Гуманизм и нравственность. Требованиям гуманизма, соответствия  интересам человека, идеям добра,  справедливости также должен  отвечать каждый нормативный  акт. Именно обеспечение блага  человека, идеалов равенства граждан  и социальной справедливости  должно стать главной целью  правового регулирования. Без  этого невозможно не только  сформировать правовое и социальное  государство, но и обеспечить  стабильность общества, его прогрессивное  развитие.

3. Законность. Принцип законности  также имеет многостороннюю направленность. Требованиям законности должны  отвечать:

- во-первых, содержание принимаемых  нормативных актов, оно, безусловно, не может противоречить вышестоящим  нормативным актам и, прежде  всего Конституции;

Информация о работе Правотворчество