Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 20:57, курсовая работа
Тема данной курсовой работы как никогда актуальна именно сегодня, когда перед государством стоит задача укрепления его правовой основы. Некомпетентность, спешка законодателя, несоблюдение научных основ законопроектной работы могут негативно сказаться на всей правовой системе. Некомпетентность и легкомыслие, с которыми иные должностные лица берутся за сложное, тонкое и ответственное дело - законотворчество, оборачиваются в итоге не только несовершенством законодательства, но, нередко, и трагическими последствиями для общества, его формирований и отдельных членов.
Правотворческая деятельность основывается на определенных принципах.
Одни авторы относят к принципам правотворчества следующие:
-научность;
-законность;
-демократизм;
-преемственность;
-плановость;
-профессионализм;
-обоснованность;
-целесообразность;
-объективность;
-оперативность;
-системность.
В.Д. Перевалов же к числу наиболее важных относит:
-демократизм;
-законность;
-преемственность;
-научность;
-профессионализм;
Принцип демократизма характеризует соответствие законодательства существующему в стране демократическому государственно – политическому режиму. Он выражается в широком круге субъектов права законодательной инициативы, в процедурах и стадиях принятия законов, гласности обсуждения законопроектов и т.д.
Принцип законности означает, что нормативные правовые акты должны приниматься только соответствующими государственными органами в пределах их компетенции и не должны противоречить конституции страны и действующему законодательству. Принятие их осуществляется в соответствии с установленным регламентом с соблюдением необходимых правовых процедур.
Принцип преемственности заключается в том, что всякий вновь разрабатываемый нормативный правовой акт должен опираться на уже известный положительный правовой опыт государства и цивилизации в целом.
Принцип научности имеет несколько значений:
а) выявить общественные потребности в необходимости принятия того или иного нормативного правового акта;
б) разработать концепция законопроекта; определить технико – юридический инструментарий;
в) разработать методику мониторинга эффективности действия этого акта.
Принцип профессионализма требует от всех участников правотворческого процесса (депутатов, чиновников, политических и общественных деятелей) оптимальных правовых знаний и навыков в этой специфической юридической деятельности.
Следовательно, принципы правотворчества — основные интеллектуально – идеологические начала организации и осуществления правотворческой деятельности.
Таким образом, правотворчество (или иными словами — правотворческий процесс, правотворческая деятельность) — это деятельность компетентных органов по принятию, изменению и отмене правовых актов, содержащих юридические нормы.9
1.2. Виды правотворчества.
Критериями выделения видов правотворчества служат:
1) субъекты правотворчества, т.е. орган
или лицо, которые вправе принять
тот или иной акт. Их правомочность
обусловлена нормативными
2) процедуры принятия
3) формы нормативных правовых
актов (законы, подзаконные акты).
Выделяют следующие виды правотворчества:
-законотворчество;
-правотворчество органов исполнительной власти;
-правотворчество органов местного самоуправления;
-непосредственное правотворчество граждан;
-договорное правотворчество;
-локальное правотворчество.
Законотворчество – это процесс создания законов. Существует несколько видов законотворчества, которые выделяются в зависимости от видов законов, которые принимаются в результате этой деятельности:
а) принятие закона Российской Федерации;
б) принятие федерального конституционного закона;
в) принятие федерального закона;
г) принятие закона субъекта Российской Федерации.
Особенность законотворчества состоит в процедуре, которая разделяется на ряд стадий.
Подзаконное правотворчество осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством РФ, органами исполнительной власти. На уровне субъектов Федерации также осуществляется подзаконное правотворчество. Подзаконное правотворчество не имеет стадий, однако может иметь процедуры согласования. Каждый орган сам определяет порядок подготовки, согласования, рассмотрения проектов актов, их принятия и подписания. Президент России на основе Конституции и законов издает указы, причем они могут быть как нормативного, так и ненормативного (индивидуального, оперативного) характера. Правительство правомочно решать вопросы государственного управления, отнесенные к ведению Федерации. Правительство по вопросам своей компетенции издает постановления.
Министерства, государственные комитеты, ведомства, будучи центральными органами государственного управления, руководят порученными им сферами управления. Их полномочия в области издания нормативных актов определены законами, актами Президента РФ и Правительства РФ. Министерства как органы единоличного руководства издают приказы и инструкции, а государственные комитеты как коллегиальные органы — постановления. Нормативный характер носят, как правило, инструкции и постановления. В пределах своих полномочий издают нормативные акты органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации.
Основы правотворчества органов местного
самоуправления заложены Федеральным
законом «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации». Более детальное регулирование
этого вида правотворчества осуществляется
законами субъектов о местном самоуправлении,
уставами органов местного самоуправления.
Издавая нормативные акты, органы местного
самоуправления обеспечивают самостоятельное
решение гражданами всех вопросов местного
значения через избираемые ими органы
или непосредственно, исходя из интересов
населения, на основе закрепленных за
органами самоуправления материальных
и финансовых ресурсов.
Непосредственное правотворчество граждан
осуществляется посредством референдума.
Этот процесс регулируется Федеральным
конституционным законом «О референдуме
Российской Федерации», законами субъектов
Федерации о референдуме. На уровне местного
самоуправления непосредственным народным
правотворчеством является принятие решений
сходов или собраний граждан, местные
референдумы.
Прямое правотворчество граждан характеризуется
рядом признаков:
а) оно проводится по инициативе групп граждан, населения;
б) в референдуме участвуют избиратели, чья воля является правообразующим источником решений;
в) итоги референдума не подлежат какому-либо утверждению и обладают высшей юридической силой;
г) подготовка и проведение референдума
возлагаются на государственные органы,
избирательные комиссии или комиссии
референдума, чьи права и обязанности
подчинены достижению главной цели —
обеспечению полного и свободного народного
волеизъявления.
На всенародное голосование может быть
поставлен текст законопроекта, по которому
гражданам предлагается высказать свое
мнение.
Договорное правотворчество – это деятельность
государственных органов по заключению
публично-правовых договоров. Особенность
этого вида — согласование интересов
сторон, добровольность.
Примером нормативного договора является
также Федеративный договор, явившийся
правовой базой для создания Российской
Федерации на новой основе. Он содержит
нормы о распределении компенсации между
государственными образованиями Российской
Федерации, о предметах исключительного
ведения Федерации и ее субъектов, а также
их совместного ведения. Практикуется
заключение соглашений и по экономическим,
политическим и иным вопросам между Федерацией
и отдельными ее членами, между субъектами
Федерации.
Федеральный закон «О принципах и порядке
разграничения предметов ведения и полномочий
между органами государственной власти
Российской Федерации и органами государственной
власти субъектов Российской Федерации»
дает определение соответствующего вида
договора, его принципам, определяет его
предмет и порядок заключения.
Примером нормативного договора является
коллективный договор. В соответствии
с Законом Российской Федерации от 11 марта
1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях»,
коллективный договор — это правовой
акт, регулирующий трудовые, социально-экономические,
профессиональные отношения между работодателем
и работниками. Коллективный договор заключается
на предприятиях, в их структурных подразделениях,
наделенных правами юридического лица,
независимо от формы собственности, вневедомственной
принадлежности и численности работников.
Локальное правотворчество – это создание актов различных коллективов, организаций, регулирующих их деятельность, внутреннюю организацию, права и обязанности членов этих сообществ. Примерами могут быть положение о премировании, правила внутреннего трудового распорядка и т.п. акты.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что правотворчество является довольно сложным процессом. Оно имеет конкретные цели, основывается на весьма четко определенных принципах и подразделяется на виды.
2. Законотворчество в РФ.
2.1. Законотворчество: понятие, особенности.
Важнейшим условием осуществления правовой реформы и совершенствования всей системы законодательства являются высокое качество принимаемых нормативных правовых актов и их эффективность в механизме правового регулирования общественных отношений. Качество и эффективность законодательных актов, в первую очередь, достигаются в ходе нормотворческой деятельности государства.
Законотворчество – это деятельность компетентных органов государственной власти, которая представляет собой особую правовую форму осуществления функций государства, состоящую в принятии, изменении или отмене правовых норм. Законотворческая деятельность отличается от других форм деятельности органов государственной власти тем, что здесь устанавливаются общеобязательные правила поведения (правовые нормы), адресованные всем субъектам правоотношений. В результате законотворчества нормы права получают свое закрепление в официальных документах – нормативно-правовых актах.
Важнейшей задачей государства в области законодательной деятельности является приведение всей системы законодательства в соответствие конституционным и международно-правовым стандартам обеспечения основных прав и свобод человека и гражданина, установление правопорядка и законности. Содержательный аспект законотворческой деятельности государства состоит в установлении и возведении в ранг законодательных актов принципов и норм права.
Законодательная деятельность занимает важнейшее место в механизме правового регулирования и управления обществом. Культура и уровень законотворческого процесса, а соответственно и качество принимаемых нормативно-правовых актов – это показатель цивилизованности общества и демократичности государства.
Законотворчество можно рассматривать как своего рода социальное планирование. Создание и принятие законов и подзаконных актов, содержащих общеобязательные предписания к поведению людей, представляют собой моделирование такого варианта этого поведения, который в наибольшей степени (по мнению законодателей) соответствовал бы объективно существующим социальным интересам (и соответственно истинным наиболее важным интересам каждого индивида), обеспечивал бы оптимальный режим жизни и развития общества. Законотворческое познание и его роль в процессе законотворчества.10 Законотворчество является конструированием и перестройкой юридической практики, системы действующих в обществе нормативно-правовых регуляторов с целью изменить характер общественных отношений, направление общественной жизни и развития. Создавая нормативные правовые акты, участники законотворческого процесса прогнозируют дальнейшие тенденции социального прогресса и дают установки участникам общественных отношений о необходимых для его достижения действиях, а также устанавливают возможность применения принуждения в случае несовершения этих действий.
В процессе формирования системы законодательства органически сочетаются объективное и субъективное начала. Законотворчество, будучи объективно детерминировано объективной действительностью, вместе с тем по природе своей субъективно, поскольку осуществляется людьми, преследующими сознательно поставленные цели,11 и не может не зависеть от их личностных качеств. С одной стороны, законотворческий процесс по своей природе естествен, носит объективный характер, так как в его основе лежит право, являющееся проявлением и выражением естественных интересов и потребностей общества. Но, с другой стороны, законотворчество обусловлено и субъективными факторами, так как является результатом сознательной и целенаправленной деятельности конкретных людей и не может не зависеть от их внутреннего, субъективного мира. Именно такая диалектическая сущность законотворческого процесса обуславливает необходимость тщательной профессиональной подготовки его участников, ибо полнота и точность выражения в законодательстве требований права в ходе законотворчества зависят от владения ими приемами законодательной техники.
Профессионализм участников законодательной деятельности необходим для того, чтобы в нормативно-правовых актах адекватно отражались происходящие в обществе процессы, чтобы законодатели имели возможность своевременно обнаруживать, изучать и умело использовать объективные закономерности, направляющие эти процессы.
Именно поэтому предпосылкой создания закона (или подзаконного акта) является познание тех сложных условий, факторов и обстоятельств, тех постоянно и динамично развивающихся общественных отношений, необходимость правового регулирования которых диктуется нуждами жизни общества и социального прогресса.12 Далее, за познанием необходимости принятия того или иного акта, следует сама деятельность, т.е. непосредственно процесс принятия закона, сам по себе распадающийся на целый ряд стадий. Здесь в дело вступают юристы, работающие в области конституционного права. Их профессионализм позволяет адекватно, полно и точно отразить осознанную объективную социальную необходимость, воплотив ее, с точным соблюдением обязательных технических правил и формальных и процедур, в жизнь в форме конкретного проекта нормативно-правового акта. Далее в дело вступают депутаты парламента (если речь идет о принятии законов) или служащие специальных отделов органов исполнительной власти (если речь идет о подзаконных актах). Их профессионализм проявляется в соблюдении процедур нормотворчества и в способности правильно определить правовой характер акта, над принятием которого они работают. Каждая из этих процедур имеет свое функциональное назначение, их точное соблюдение позволяет не только не создавать формальных проблем при принятии и вступлении нормативно-правовых актов в силу, но и в точности отразить в ходе их разработки интересы различных социальных групп (или всего общества в целом). После принятия законодательного акта, его вступления в законную силу следует оценить результаты его воздействия на общественные отношения, сделать вывод о соответствии результатов законотворческой деятельности ее целям. Это дает возможность установить несовершенство системы законодательства, определить необходимость его усовершенствования.