Правотворчество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 20:57, курсовая работа

Описание работы

Тема данной курсовой работы как никогда актуальна именно сегодня, когда перед государством стоит задача укрепления его правовой основы. Некомпетентность, спешка законодателя, несоблюдение научных основ законопроектной работы могут негативно сказаться на всей правовой системе. Некомпетентность и легкомыслие, с которыми иные должностные лица берутся за сложное, тонкое и ответственное дело - законотворчество, оборачиваются в итоге не только несовершенством законодательства, но, нередко, и трагическими последствиями для общества, его формирований и отдельных членов.

Файлы: 1 файл

курсовая по тгп.docx

— 48.14 Кб (Скачать файл)

 

2.2. Стадии законотворческого процесса в Российской Федерации.

Процедура принятия нормативно-правовых актов отличается рядом особенностей. Наиболее детально регламентируется порядок обсуждения и принятия законов.

Законотворческий процесс проходит следующие стадии.

Первая стадия: законодательная инициатива – это право компетентных органов и должностных лиц вносить обоснованные предложения и законопроекты в представительный орган власти по вопросу издания, изменения или отмены закона либо иного нормативно-правового акта. Поступление такого законопроекта или предложения влечет за собой обязательное рассмотрение его парламентом.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации правом законодательной инициативы обладают: Президент Российской Федерации, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, законодательные органы субъектов Российской Федерации, а также Конституционный Суд, Верховный Суд по вопросам их ведения.

Вторая стадия: рассмотрение законопроекта – это деятельность уполномоченных на то государственных органов по рассмотрению, дополнению, изменению или исключению отдельных положений из предложенного законопроекта. Обсуждение законопроекта происходит на заседании Государственной Думы.

Проект, как правило, рассматривается трижды. В первом чтении обычно анализируются общие положения, это обсуждение касается только основных принципиальных его положений, во втором тщательно рассматриваются детали и вносятся поправки, законопроект рассматривается постатейно, в третьем чтении поправки уже не вносятся: законопроект просто одобряется или не одобряется в целом.

Третья стадия: принятие закона – окончательное голосование по закону и его утверждение. На данной стадии происходит голосование по предложенному законопроекту.

Федеральные законы (текущие) принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией Российской Федерации. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

Четвертая стадия: обнародование закона – означает опубликование закона в специализированных печатных средствах массовой информации. В России такими изданиями являются, например: «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации». В Конституции сказано, что законы подлежат официальному опубликованию, и что неопубликованные законы не применяются. Порядок опубликования и вступления в силу федеральных конституционных и федеральных законов регулируется специальным законом - «О порядке опубликования и вступления и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».

Последняя стадия законодательного процесса, опубликование закона, имеет также своею целью установить момент, с которого закон вступает в силу, а также сделать его известным всем лицам, которых он касается.

 

 

 

 

Заключение.

Обобщение материала данной курсовой работы, позволяет сделать следующие выводы. Правотворчество – одно из важнейших направлений работы любого государства. Это объясняется тем, что именно правотворчество дает жизнь праву, порождает, формирует, оформляет его и открывает «дверь» в общество.

Правотворчество служит начальным этапом жизни права и вбирает в себя импульсы, влияющие на движение права, как собственно правовое, политическое, экономическое, социальное. Вполне объясним поэтому громадный общественный интерес к правотворчеству, позволяющему создавать правовые акты как выражение политического курса партий, государства и общества.

Соблюдение принципов правотворчества помогает законодателю избегать правотворческих ошибок, снижает вероятность создания неэффективных правовых норм, способствует росту правовой культуры населения и юридических лиц. Правотворческая деятельность в демократическом государстве строится на следующих принципах: преемственность, демократизм, научность, законность, профессионализм.

Правотворчество как универсальный процесс формирования и развития правовых актов может быть разделено на несколько видов: законотворчество, делегированное правотворчество, подзаконное правотворчество. Их согласованность должна исключать противоречия и взаимное «пересечение» нарушающие общие принципы. Правотворчество опирается на систему средств обеспечения способствующих его организации и функционированию. Запрашиваемая и представляемая информация должна быть объективной и достоверной, своевременной и полной, быть непрерывной, ее объем и характер должен соответствовать стадиям законодательного процесса, быть доступной и удобной для пользования.

Главная составная часть правотворческого процесса, его сердцевина – это законотворческий процесс. Именно принятие законов, прежде всего, характеризует данный процесс в целом.

Кроме законов, продукцией правотворчества выступают подзаконные нормативные акты, правовые обычаи, нормативные договоры, юридические прецеденты. Законотворчество это сложный неоднородный процесс, включающий в себя следующие стадии: законодательная инициатива, рассмотрение законопроекта, принятие закона, обнародование закона, опубликование закона. Принятие закона делится еще на три стадии, это: принятие закона Государственной Думой, одобрение закона Советом Федерации, подписание закона Президентом РФ.

Верховенство закона во всех сферах жизни общества означает невозможность произвольного усмотрения в управлении делами общества и государства. Само по себе это положение гуманистично: человек и общество лишаются возможной опасности волюнтаризма, грубых вторжений в сферу личного со стороны власти. Такое вторжение невозможно без оснований, указанных в законе.

Содержание закона образуют первичные нормы, которые в отдельных случаях получают дальнейшую конкретизацию и развитие в подзаконных актах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Практическое задание.

Дайте определение, найдите в нормативных актах, приведите пример и выпишите:

а) норму процессуального права;

б) норму с отсылочной и бланкетной диспозицией.

 

а) нормой процессуального права является ст. 133 ГПК РФ:

Статья 133. Принятие искового заявления.

«Судья в течение пяти дней со дня поступления искового заявления в суд обязан рассмотреть вопрос о его принятии к производству суда. О принятии заявления к производству суда судья выносит определение, на основании которого возбуждается гражданское дело в суде первой инстанции».

б) Отсылочные диспозиции вместо описания признаков правомерного или неправомерного поведения, содержат отсылку на другую норму того же нормативного акта, в котором дается описание определенного правила поведения. Пример отсылочной диспозиции является ст. 125 ГПК РФ.

Бланкетные диспозиции не описывают признаков деяния, а отсылка дается не к конкретной статье, а к действующему законодательству в целом или же к иному источнику права. Пример бланкетной диспозиции является ст. 89 ГПК РФ.

Основные отрасли российского права.

Конституционное право – ведущая отрасль российской правовой системы, представляющая собою совокупность норм, регулирующих основы общественного и государственного строя, правовое положение человека и гражданина, определяющих форму государства, компетенцию высших органов государственной власти и должностных лиц, конституционно-правовые основы местного самоуправления.

Административное право – совокупность норм, регулирующих отношения в сфере государственного управления. Нормы административного права устанавливают систему, порядок и компетенцию государственных органов и должностных лиц исполнительной власти, закрепляют права и обязанности граждан в отношениях с этими органами и должностными лицами, определяются понятие и виды административных правонарушений, устанавливаются меры административной ответственности.

Финансовое право – отрасль права, состоящая из норм, с помощью которых регулируются отношения в процессе создания, распределения и использования денежных фондов государства.

Уголовное право – совокупность норм, закрепляющих основание и принципы уголовной ответственности, определяющих понятие и виды преступлений, виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера.

Экологическое (природоохранное) право – молодая отрасль права, нормы которой регулируют отношения людей, юридических лиц и государства в сфере рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Гражданское право – ведущая отрасль права. Предмет регулирования: имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, свободе волеизъявления и имущественной самостоятельности сторон.

Семейное право – отрасль права, нормы которой регулируют личные неимущественные отношения, связанные с браком и семьей, родством, опекой и усыновлением и связанные с ними имущественные отношения.

Трудовое право – отрасль, регулирующая отношения по применению труда на предприятиях различных форм собственности, в учреждениях и организациях. Предмет регулирования: отношения работника и работодателя по поводу труда первого.

Земельное право – отрасль, регулирующая отношения по поводу владения, пользования и эксплуатации земли. Предмет регулирования: отношения между лицами, а также государством и его органами по реализации права собственности на землю, по ее обработке, эксплуатации, повышению плодородия, охране и т.д.

Исправительно-трудовое право – отрасль, нормы которой определяют порядок и условия отбывания наказания и применения мер исправительно-трудового воздействия к лицам, осужденным к лишению свободы, ссылке, высылке, исправительным работам, а также порядок функционирования учреждений и органов, исполняющих приговоры и т.д.

Уголовное процессуальное право – отрасль права, определяющая порядок производства по уголовным делам в период дознания, предварительного следствия и рассмотрения дела судом.

Гражданское процессуальное право – отрасль публичного права, регламентирующая гражданское судопроизводство – рассмотрение судебных дел, вытекающих из споров по гражданским, семейным, трудовым, земельным, экологическим и некоторым видам административных правоотношений.

Арбитражное процессуальное право – сравнительно молодая отрасль права, которая определяет порядок рассмотрения судебных дел, вытекающих из хозяйственных споров между субъектами предпринимательской деятельности или между ними и государственными органами, а также вытекающих из некоторых видов административных правоотношений.

 

Список использованной литературы.

1. Теория государства и права: учебник для вузов/под ред. А.В. Венгерова. М.: юриспруденция, 2004 г.

2. Юридическая энциклопедия/ под  ред. М.Ю. Тихомирова. Москва, 2002 г.

3. Теория государства и права: учебник для вузов/ под ред. В.М. Корельского. М.: Издательство «Норма», 2004 г.

4. Ожегов С.И. Словарь русского языка 8-е, М.: 1970 г.

5. Теория государства и права/ под ред. А.С. Пиголкина, М.: 2006 г.

6. Теория государства и права: учебник для вузов/ под ред. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова, 2-е изд. и доп. М.: 2005 г.

7. Марченко М.Н. Проблемы теории  государства и права: учебник. М.: ТК Велби; Проспект, 2006 г.

Информация о работе Правотворчество