Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 15:08, контрольная работа
Информация в истории развития цивилизации всегда играла определяющую роль и служила основой для принятия решений на всех уровнях и этапах развития общества и государства. В истории общественного развития можно выделить несколько информационных революций, связанных с кардинальными изменениями в сфере производства, обработки и обращения информации, приведших к радикальным преобразованиям общественных отношений.
Роль информации в жизни личности, общества, государства.
Информационное общество. Стадии становления………………………………………………………………………..4
«Вредная» информация как научное понятие………………………………………………………………………..6
Ненадлежащая реклама……………………………………………7
Информация, посягающая на честь, достоинство и деловую репутацию……………………………………………………………………8
Непристойная информация или порнография……………………9
Информация, возбуждающая дискриминацию прав и законных интересов личности…………………………………………………………10
Информация, оказывающая неосознаваемое негативное воздействие на здоровье людей………………………………………...….11
Информация, оказывающая неосознаваемое негативное воздействие на здоровье людей……………………………………………12
Характеристика основных способов защиты от воздействия вредной информации в условиях информационного общества»……..…14
Способы защиты от вредной информации………………16
Список использованных источников……………………………….17
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ – ФИЛИАЛ РАНХиГС
Теории и истории государства и права
Кафедра ______________________________
Информационное право
______________________________
(дисциплина)
Письменное контрольное задание
для студентов дистанционного обучения
Правовая охрана и защита прав и законных интересов человека, общества и государства от воздействия информации, содержащей посягательства на честь, достоинства и деловую репутацию других лиц.
Студент Новикова А.В. | |
Группа 09402 | |
Дата 24.12. 2012 | |
Преподаватель А.В. Годованный | |
Новосибирск 2012 |
|
Протокол проверки:
Дата проверки |
|
Оценка |
|
Комментарии преподавателя |
|
Содержание
Список использованных источников……………………………….17
Информационное общество. Стадии становления
Информация в истории развития
цивилизации всегда играла определяющую
роль и служила основой для
принятия решений на всех уровнях
и этапах развития общества и государства.
В истории общественного
Первая информационная революция
связана с изобретением письменности,
что привело к гигантскому
качественному и
Вторая информационная революция (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания (первопечатники Гуттенберг и Иван Федоров). Появилась возможность тиражирования и активного распространения информации, возросла доступность людей к источникам знаний. Эта революция радикально изменила общество, создала дополнительные возможности приобщения к культурным ценностям сразу больших слоев населения.
Третья информационная революция (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в значительных объемах. Следствие этой революции — повышение степени распространяемости информации, повышение информационного «охвата» населения средствами вещания. Повысилась роль средств массовой информации как механизмов распространения сообщений и знаний на больших территориях и обеспечения ими проживающих на них граждан, повысилась доступность членов общества к сообщениям и знаниям. Существенно возросла роль информации как средства воздействия на развитие общества и государства, появилась возможность оперативного общения людей между собой.
Четвертая информационная революция (середина XX в.) связана с изобретением вычислительной техники и появлением персонального компьютера, созданием сетей связи и телекоммуникаций. Стало возможным накапливать, хранить, обрабатывать и передавать информацию в электронной форме. Возросли оперативность и скорость создания и обработки информации, в памяти компьютера стали накапливаться практически неограниченные объемы информации, увеличилась скорость передачи, поиска и получения информации.
Сегодня мы переживаем пятую информационную революцию,
связанную с формированием и развитием
трансграничных глобальных информационно-
По мере накопления в обществе различных видов информации возрастает интенсивность ее потребления во всех сферах жизнедеятельности общества, что приводит к дифференциации информации в обществе. Она может иметь одно или несколько следующих свойств и выступать как: 1) источник получения знаний при образовании и воспитании (при познании); 2) источник для принятия решений (при управлении); 3) источник информирования о происходящих событиях и явлениях; 4) источник вредного воздействия на человека и общество и т.д.
Исходя из сказанного, возникает вопрос, что подразумевается под вредной информацией и что составляет ее сущность.
Новые информационные технологии,
средства массовой коммуникации многократно
усилили возможности
Многочисленность публикаций
в отечественной и зарубежной
научной и периодической
Вопрос о соотношении понятий информационной безопасности и защиты от вредной информации достаточно подробно освещен в научной литературе. Наиболее четко данный вопрос решен профессором А.И. Алексенцевым, который рассматривает защиту от вредной информации как одну из трех составляющих информационной безопасности: «Информационная безопасность, по его мнению, -состояние информационной среды, обеспечивающее удовлетворение информационных потребностей субъектов информационных отношений, безопасность информации и защиту субъектов от негативного информационного воздействия».
Анализ показал, что в юридической литературе по-разному определяется дефиниция термина «вредная информация».
Так, профессор Бачило И.Л. определяет ее через возможный вред и считает, что вредная информация - информация, не являющаяся конфиденциальной, но обуславливающая необходимость охраны и защиты прав и законных интересов личности, общества и государства в силу возможного вреда, который нанесет этим субъектам ее распространение (применение).
Представляется возможным определить следующие виды вредной информации:
Особенностью вредной информации является то, что для защиты права надо понимать, что оно нарушено, тогда как психологическое влияние, осуществляемое посредством информационных потоков, часто не осознается тем, на кого оно оказывается. Это связано, в частности, с тем, что воздействие на поведение человека оказывается главным образом через эмоции и подсознание, а не на рациональном уровне. Однако даже когда информация воспринимается разумом, существует очень много возможностей для влияния на поведение человека. Число информационных потоков, проникающих в сознание и подсознание человека настолько велико, что крайне трудно их анализировать и выделять те, которые нарушают права и свободы человека.
Правовое определение рекламной информации дается в статье 2 Закона РФ «О рекламе», согласно которой рекламой признается «распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом и юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний».
Характер требований к рекламе различен. В целом требования к рекламе призваны предотвратить распространение опасной и нечестной рекламы и дать инструменты обществу для пресечения ненадлежащей рекламы.
Указанный закон «О рекламе» к ненадлежащей рекламе относит:
недобросовестную рекламу - как ярко выраженную разновидность недобросовестной конкуренции, согласно Закону РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и один из вариантов ненадлежащей информации о товаре и хозяйствующих субъектах, согласно Закону РФ «О защите прав потребителей»;
недостоверную рекламу, представляющую из себя не соответствующие действительности сведения;
неэтичную рекламу, нарушающую общепризнанные нормы этики, морали, нравственности и гуманности;
заведомо ложную рекламу,
посредством которой
скрытую рекламу, с помощью которой на потребителя, помимо его воли, оказывается неосознаваемое воздействие.
Следует заметить, что
большое распространение
Вместе с тем, помимо традиционных видов ненадлежащей рекламы, распространяемых в сфере Интернет, необходимо обозначить еще один ее вид - навязанную рекламу (т.н. «спам») - непрошеное сетевое сообщение, как правило рекламное, носящее массовый характер, которое приводит к затруднениям в работе пользователей персональными компьютерами, а также к их излишним денежным затратам.
Конституция Российской
Федерации относит право на честь,
достоинство, доброе имя и деловую
репутацию к разряду
Современная концепция в отношении чести, достоинства и деловой репутации достаточно полно регулирует всевозможные нарушения в этой области, хотя при изучении практики возникают некоторые вопросы. В частности, нет отлаженного механизма опровержения распространяемых о лице сведений, которые, не соответствуют действительности, не будучи в то же время порочащими - т.е. ложной информации о качествах некоторого лица, не затрагивающей непосредственно его чести. Между тем, использование подобных сведений может нанести как имущественный ущерб, так и значительные моральные неудобства, как тем, кого они непосредственно касаются, так и лицам, пожелавшим воспользоваться полученной информацией.
Реализация права на судебную защиту чести, достоинства и деловой репутации напрямую связана с соблюдением права на свободу мысли, слова и информации, особенно в случае распространения оспариваемых сведений в СМИ. При этом, возникает определенная конкуренция этих правовых институтов, что создает дополнительные сложности в разрешении конкретных дел. Судьи нередко стоят перед дилеммой - защитить свободу слова или честь, достоинство, деловую репутацию лиц, потерпевших вследствие злоупотребления свободой слова. В основе правильного ее решения должно лежать разделение фактов и мнений в сведениях, распространяемых средствами массовой информации.