Правовая охрана и защита прав и законных интересов человека, общества и государства от воздействия информации, содержащей посягательств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 15:08, контрольная работа

Описание работы

Информация в истории развития цивилизации всегда играла определяющую роль и служила основой для принятия решений на всех уровнях и этапах развития общества и государства. В истории общественного развития можно выделить несколько информационных революций, связанных с кардинальными изменениями в сфере производства, обработки и обращения информации, приведших к радикальным преобразованиям общественных отношений.

Содержание работы

Роль информации в жизни личности, общества, государства.
Информационное общество. Стадии становления………………………………………………………………………..4
«Вредная» информация как научное понятие………………………………………………………………………..6
Ненадлежащая реклама……………………………………………7
Информация, посягающая на честь, достоинство и деловую репутацию……………………………………………………………………8
Непристойная информация или порнография……………………9
Информация, возбуждающая дискриминацию прав и законных интересов личности…………………………………………………………10
Информация, оказывающая неосознаваемое негативное воздействие на здоровье людей………………………………………...….11
Информация, оказывающая неосознаваемое негативное воздействие на здоровье людей……………………………………………12
Характеристика основных способов защиты от воздействия вредной информации в условиях информационного общества»……..…14
Способы защиты от вредной информации………………16
Список использованных источников……………………………….17

Файлы: 1 файл

ИнфП.doc

— 108.00 Кб (Скачать файл)

Для решения вопроса о наличии или отсутствии морального вреда принципиальное значение имеет фактор противоправности действий (или бездействия), в результате которых были причинены страдания потерпевшему. Если распространенные сведения соответствуют действительности и не являются порочащими честь, достоинство и деловую репутацию гражданина, то причиненный ими моральный вред возмещению не подлежит.

    1. Непристойная информация или порнография.

 В Уголовном Кодексе  Российской Федерации дефиниция  термина «порнография» не определена.

В учебниках по уголовному праву порнография определяется по следующим основаниям: - «Общим признаком материалов и предметов, относимых к порнографии, является то, что они вызывают интерес к сексу»; - «Порнографическими материалами и предметами признаются ... произведения, основным содержанием которых является грубое натуралистическое, детальное изображение анатомических и (или) физиологических подробностей сексуальных отношений»; - «Порнография - циничное, крайне непристойное изображение чего-либо, связанного с половыми отношениями».

Если принять во внимание все выше перечисленное, то остается главная проблема - трудно юридически внятно сформулировать, каково на данный момент времени содержание общественной нормы, то есть правил, разделяемых и реализуемых значительным большинством членов общества.

Международное законодательство по этому вопросу базируется на заключенной  в 1923 году международным сообществом  Женевской конвенции «О борьбе с  распространением и торговлей порнографическими изделиями», к которой СССР присоединился в 1935 году.

Порнография единодушно отвергается почти всеми государствами.

Наряду с традиционными  способами распространения порнографии, необходимо отметить, что в последние  годы основная ее масса стала передаваться при помощи Интернета, характеризующаяся полной бесконтрольностью такой передачи.

Упование на разрешение данной проблемы исключительно или  преимущественно уголовно-правовыми  методами, путем привлечения к  уголовной ответственности лиц, занимающихся изданием, рекламированием и распространением, особенно среди подростков, материалов откровенно сексуального, непристойного характера, представляется явно преувеличенным. Во-первых, действующее в России уголовное законодательство пока еще не в полной мере отвечает интересам защиты прав несовершеннолетних, не обеспечивает должного противодействия фактам массового, публичного растления детей, в связи с чем, нуждается в серьезном совершенствовании. Во-вторых, значимость проблемы с позиции государственных и общественных интересов, с учетом трудно предсказуемых масштабов и характера вредных последствий потребления такого рода информационной продукции для широкого, индивидуально-неопределенного круга несовершеннолетних, требует принятия мер не столько карательного, сколько профилактического характера.

    1. Информация, возбуждающая дискриминацию прав и законных интересов личности.

 Правовое определение  дискриминации дается в ст.136 УК  РФ, согласно которой дискриминацией  признается нарушение прав, свобод  и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам.

Обобщая приведенное  определение, дискриминация сегодня  может быть определена как любая  форма подчинения или негативного  отношения к отдельным лицам  или группам, основанная на характеристиках, которые не являются приемлемыми  и подходящими основаниями в условиях, в которых они имеют место. Дискриминация означает любое различие, исключение или предпочтение, которое отрицает или умаляет равное осуществление прав.

Акты дискриминации  могут происходить открыто или  тайно, совершаться отдельными лицами или анонимными группами, они могут быть эпизодическими или систематическими, незначительными (например, в шутках) или серьезными, наносящими моральный, материальный или физический вред жертвам.

Дискриминация имеет  две основные формы: дискриминация  де юре (или правовая), закрепленная в законах, и de facto (или неофициальная), укоренившаяся в социальных обычаях. Дискриминация de facto имеет место в ситуациях, когда доминирующая группа пользуется преимуществами по отношению к меньшинству. В отличие от дискриминации де юре, которая может быть уничтожена путем изменения законов, дискриминацию de facto искоренить не просто. Дискриминация de facto обычно существует долгое время, так как она прочно коренится в обычаях или институтах общества. Так, дискриминация этнических групп является основным источником политических конфликтов и сецессии (выхода из состава государства).

В России, неоднородной по национальному, этническому, расовому и религиозному составу населения, острота и сложность этой проблемы вызвана несколькими причинами. С одной стороны, выступления, которые власти рассматривают как призыв к дискриминации, могут рассматриваться многими гражданами как законное выражение политических взглядов (например, призыв выслать из страны иностранных рабочих). Поскольку разработать такой закон, который запрещал бы лишь самые недостойные формы проповеди ненависти, очень трудно, соответствующие законы в разных частях мира использовались для подавления инакомыслия и лишения людей - особенно представителей меньшинств - свободы слова. С другой стороны, те права, которые пытается защитить законодательство, часто столь же важны, как и свобода выражения мнений. Поэтому всякая попытка законодателя уравновесить эти два права сопряжена с риском серьезного ущерба или праву на свободу слова, или другим правам.

    1. Информация, оказывающая неосознаваемое негативное воздействие на здоровье людей.

На сегодняшний день информация, оказывающая неосознаваемое негативное воздействие на здоровье людей неразрывно связана с таким  понятием, как «информационная война».

Как указывают российские военные эксперты информационная война - комплексное воздействие (совокупность информационных операций) на систему  государственного и военного управления противостоящей стороны, на ее военно-политическое руководство, которое уже в мирное время приводило бы к принятию благоприятных для стороны-инициатора информационного воздействия решений, а в ходе конфликта полностью парализовало бы функционирование инфраструктуры управления противника.

Информационная война  ведется посредством информационного оружия, под которым, по мнению российских военных экспертов, понимается совокупность специальных средств, технологий, информации и дезинформации, применяемой для деструктивных воздействий на менталитет населения и информационно-техническую инфраструктуру государства. К видам информационного оружия можно условно (по отношению к основным объектам воздействия) отнести пять соответствующих совокупностей или групп средств, применяемых для деструктивных (дезориентирующих, дезинформирующих, дезорганизующих, дестабилизирующих, разрушающих, подавляющих и др.) информационных воздействий: 1) средства массовой информации; 2) психотронные средства; 3) электронные средства; 4) лингвистические средства; 5) психотропные средства.

Осуществленная научная классификация неосознаваемого негативного воздействия позволяет выделить следующие его разновидности:

по субъектам - индивидуальное, групповое и государственное;

по объектам - деструктивное  информационное воздействие на правосознание  личности, деструктивное информационное воздействие на правосознание социальной группы и деструктивное информационное воздействие на общественное правосознание;

по цели воздействия - деструктивное информационное воздействие, направленное на разрушение или изменение  доминирующих представлений с существующем государственном и общественном устройстве и деструктивное информационное воздействие, осуществляемое государством в целях навязывания и поддержания в правосознании представлений о государстве и праве;

по отношению к государству - внутригосударственное и иностранное;

по используемым информационным каналам - деструктивное информационное воздействие, осуществляемое с использованием официальных (публичных) информационных каналов и неофициальных (скрытых) информационных каналов.

    1. Информация, оказывающей неосознаваемое негативное воздействие на здоровье

Что касается проблемы обеспечения  надлежащей правовой защиты от воздействия  информации, оказывающей неосознаваемое негативное воздействие на здоровье людей, то здесь необходимо исходить из следующего. Попытки обозначить круг проблем, связанных с необходимостью обеспечения защиты от воздействия такой информации, предприняты в Законах РФ «О средствах массовой информации», «О рекламе», «О свободе совести и религиозных объединениях», «О противодействии экстремистской деятельности», а также Концепции национальной безопасности и Доктрине информационной безопасности. В связи с этим, диссертантом исследована и предложена к решению проблема обеспечения надлежащей правовой защиты от воздействия скрытых вставок (т.н. 25-го кадра) и деструктивных религиозных организаций, поскольку только эти негативные информационные проявления нашли отражение в указанных выше нормативно-правовых актах.

Эксперименты, связанные  с изучением феномена скрытых  вставок (т.н. 25-го кадра), свидетельствуют о том, что материал в виде вставок, предъявляемых в течение достаточно короткого времени, на фоне основного информационного сюжета, может восприниматься в качестве некоей подсказки, но вряд ли он способен напрямую воздействовать на волю зрителей, заставляя их выполнять соответствующие установкам действия.

Было также обнаружено, что от психологических установок  извне (подсказок) зависят лица, имеющие  проблемы в области самостоятельного принятия решений (выбора). Если «подсказки» встречаются такому человеку часто, то они становятся факторами принятия решения. Этот вывод подтверждался еще и тем, что после беседы с экспериментатором такие испытуемые легко отказывались от своей первоначальной точки зрения и соглашались с его предложениями.

Что касается деструктивных  религиозных организаций, то здесь  под сектой деструктивного характера  понимается любая авторитарная организация, практикующая обманную вербовку и контроль сознания своих последователей с  целью их подчинения лидеру или группе руководителей.

Эти организации целенаправленно  подрывают физическое и психическое  здоровье своих членов, подменяют  их самосознание, обрывают их связи  с близкими и родными. Человек, попавший в деструктивную секту, постоянно  подвергается насилию: от избиений и изнасилований до изматывающей, истощающей работы от 15 до 18 часов ежедневно, без необходимого питания и достаточного количества сна.

    1. «Характеристика основных способов защиты от воздействия вредной информации в условиях информационного общества»

Административная ответственность  за нарушение законодательства РФ о  рекламе выражается в наложении  на виновных лиц, предусмотренных КоАП РФ (и только им), административных наказаний. Основным наказанием за совершение административных правонарушений, связанных с рекламой, является административный штраф.

Гражданско-правовая ответственность  за нарушение законодательства РФ о  рекламе наступает по основаниям, установленным, прежде всего, в главе 25 ГК РФ (ответственность за нарушение  обязательств). Специфической мерой гражданско-правовой ответственности внедоговорного характера является контрреклама, под которой понимается опровержение ненадлежащей рекламы, распространяемое в целях ликвидации вызванных ею последствий.

Уголовная ответственность  за нарушение законодательства РФ о рекламе, в части использования в рекламе заведомо ложной информации, предусмотрена ст. 182 Уголовного кодекса РФ.

 

 

    1. Способы защиты от вредной информации

На сегодняшний день действующее законодательство предусматривает  три способа защиты от такой информации.

Первый способ - когда  государство вообще не вмешивается  и не участвует в разрешении конфликта - конфликта гражданина и редакции, «обиженного» и «обидчика». Существует две возможности, которые предоставляет  нам законодательство в этом случае: право на ответ (ст.46 «Закона о средствах массовой информации») и право на опровержение (ст.43-45 того же закона).

Второй способ - когда  государство определяет, кто прав в споре, и выступает как бы арбитром и обеспечивает выполнение собственного вердикта. Здесь также есть два пути: защита чести и достоинства (ст. 152 ГК РФ) и как дополнительный вариант - компенсация морального вреда (ст.151 ГК РФ). Можно обозначить этот путь как «государство-арбитр».

Третий способ - когда  государство защищает «обиженного», хотя, конечно, может повернуть ситуацию и тем самым защитить того, кто неправомерно считался «обидчиком», на самом деле таковым не являясь. Можно обозначить этот путь как «государство-защитник». Если предыдущий путь относится к гражданскому процессу, то этот - к уголовному. И здесь тоже есть две возможности для защиты нарушенного права — «клевета» (ст. 129 УК РФ) и «оскорбление» (ст. 130 УК РФ).

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года №51-ФЗ. Часть первая;

2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 года №138-Ф3;

Информация о работе Правовая охрана и защита прав и законных интересов человека, общества и государства от воздействия информации, содержащей посягательств