Начиная с конца 80-х годов, в России
предпринимались попытки реформирования
существовавшей судебной системы. В
то время Верховный Совет СССР
одобрил 4 августа 1989 г. Закон СССР «О
статусе судей в СССР», а 13 ноября 1989 года
– «Основы законодательства о судоустройстве
Союза ССР и союзных республик.» Оба этих
закона, как и Закон СССР от 2 ноября 1989
г. «О порядке обжалования в суд неправомерных
действий органов государственного управления
и должностных лиц, ущемляющих права граждан»,
а также Закон РСФСР «О судоустройстве
в РСФСР» от 8 июля 1981 года и другие правовые
акты содержали ряд прогрессивных норм,
но не обеспечили в полной мере процесса
реформирования существующей судебной
системы. Однако эти законодательные акты
в определенной степени послужили основой
для разработки задач судебной реформы
в России.
В октябре 1991 года, с принятием Концепции
судебной реформы в СССР, был провозглашен
наряду с политическими и экономическими
преобразованиями процесс правовой
реформы. Государство, переставая быть
инструментом насилия в руках
тоталитарного режима, демократизируется,
чтобы, в конце концов, превратиться из
политического в правовое. Там же отмечалось,
что в правовом государстве обеспечивается
верховенство закона, незыблемость основных
прав и свобод человека, охрана непротивоправных
интересов личности, взаимная ответственность
государства и граждан, защита общества
от произвола властей. Функционирует полноценная
система сдержек и противовесов, где почетную
роль играет правосудие, способное сглаживать
конфликты и примирять законность с целесообразностью
в каждом конкретном случае. Достигается
реальное разделение властей, децентрализация
властных функций создает подлинный плюрализм,
затрудняющий узурпацию суверенных прав
народа. Подчеркивалось и то, что грядущая
судебная реформа в РСФСР должна осуществляться
комплексно, без хаотической поспешности
в законотворчестве, подстегиваемой заинтересованными
ведомствами. Ей должна сопутствовать
последовательная политическая воля и
искреннее желание стоящих у государства
деятелей провести начатые преобразования
во всей их полноте. Главное при этом –
тщательное обдумывание, теоретическое
обоснование каждого шага, последовательность
принимаемых решений. Еще до начала правового
реформирования государственные деятели,
участвующие в разработке Концепции, подчеркивали:
реформа должна быть комплексной, то есть
охватывающей вопросы судоустройства,
организации и деятельности правоохранительных
органов, включая органы дознания и предварительного
следствия, прокуратуру, адвокатуру; касающейся
основных принципов и норм судопроизводства;
определяющей требования к отраслям материального
права, применяемого судами. Предстоит
учесть принципы системной организации
и опыт зарубежных стран. Стремление к
демократизму должно сочетаться с научной
обоснованностью реформы. Необходимо
исходить во всех принимаемых решениях
и проводимых мероприятиях из внутренней
природы правосудия, суда и других составляющих
объект реформы элементов.
Решающие шаги в практическом осуществлении
судебной реформы были предприняты
Верховным Советом РФ незадолго
до принятия Конституции РФ 1993 г. В этот
период в компетенцию судов общей юрисдикции
перешли новые категории дел: налоговые,
земельные, пенсионные, о праве на занятие
предпринимательской деятельностью, на
свободу слова, получение и распространение
информации, разрешение конфликтов в сферах
административного регулирования, споров
о праве заниматься политической и общественной
деятельностью и др. Расширился круг полномочий
в сфере уголовного судопроизводства,
области контроля за соблюдением законодательства
о выборах, трудового законодательства.
Интенсивный процесс законотворчества
сопровождался расширением сферы судебного
регулирования. Переход от административно-командного
управления экономикой к государственному
регулированию новыми методами рыночных
отношений создал объективные условия
для отказа от системы государственного
арбитража и для формирования арбитражных
судов.
Уже в 1993 году с принятием Конституции
Российской Федерации было провозглашено,
что Россия – это правовое демократическое
государство.
В развитие базовых положений Конституции
РФ существенный вклад внесла Государственная
Дума первого созыва. В период ее
работы были приняты:
Федеральный конституционный закон
«О Конституционном Суде Российской Федерации»
от 21.07.94, №1-ФКЗ;
Федеральный закон «О некоторых вопросах
организации и деятельности военных судов
и органов военной юстиции» от 03.12.94, №
55-ФЗ;
Федеральный закон «О государственной
защите судей, должностных лиц правоохранительных
и контролирующих органов» от 20.04.95, №45-ФЗ;
Федеральный конституционный закон
«Об арбитражных судах в Российской Федерации»
от 28.04.95, №1-ФКЗ;
Арбитражный процессуальный кодекс Российской
Федерации от 05.05.95, №70-ФЗ вместе с
федеральным законом о введении
его в действие 05.05.95, №71-ФЗ;
Федеральный закон «О дополнительных
гарантиях социальной защиты судей и работников
аппаратов судов Российской Федерации»
от 10.01.96, №6-ФЗ.
Основной системообразующий документ,
который установил единое правовое
пространство для законодательства
о судоустройстве, приняла Государственная
Дума второго созыва. Этим документом
стал Федеральный конституционный закон
«О судебной системе Российской Федерации»
от 31.12.96, № 1-ФКЗ.
За ним последовали другие законы,
обеспечивающие дальнейший ход судебной
реформы:
Федеральный закон «О судебных приставах»
от 21.07.97, №118-ФЗ;
Федеральный закон «Об исполнительном
производстве» от 21.07.97, №119-ФЗ;
Федеральный закон «О Судебном департаменте
при Верховном Суде Российской Федерации»
от 08.01.98, № 7-ФЗ;
Федеральный закон «О мировых судьях
в Российской Федерации» от 17.12.98, № 188-ФЗ;
Федеральный закон «О финансировании
судов Российской Федерации» от 10.02.99,
№ 30-ФЗ;
Федеральный конституционный закон
«О военных судах Российской Федерации»
от 23.06.99, № 1-ФКЗ;
Федеральный закон «Об общем числе
мировых судей и количестве судебных участков
в субъектах Российской Федерации» от
29.12.99, №218-ФЗ;
Федеральный закон «О народных заседателях
федеральных судов общей юрисдикции
в Российской Федерации» от 02.01.2000, №
37-ФЗ.
Конституция Российской Федерации, закрепившая
систему органов правосудия, отводит
арбитражным судам функции судебного
органа по разрешению экономических
споров. Традиционно в течение многих
десятилетий разрешение хозяйственных
(экономических) споров между юридическими
лицами было обособлено от разрешения
споров с участием граждан. Характер дел,
рассматриваемых арбитражными судами,
особенности споров, возникающих в предпринимательской
деятельности, значимость быстрого и правосудного
разрешения сложных конфликтов в сфере
экономики обусловили существование арбитражного
суда наряду с судами общей юрисдикции,
а также особенности процессуальной формы
его деятельности. В 1991-1992 годах были приняты
утратившие ныне силу закон об арбитражном
суде и Арбитражный процессуальный кодекс
Российской Федерации.
Расширение судебной компетенции
за счет сужения компетенции административных
органов и их должностных лиц
не только реально обеспечило защиту
прав и законных интересов граждан
и юридических лиц, но и значительно
увеличило объем полномочий и
работы по осуществлению судебной власти
в Российской Федерации судами общей
юрисдикции. Законодательное обеспечение
деятельности судов общей юрисдикции
могло бы решить важнейшие проблемы
судебной реформы. Однако различие в
подходах к организации судов
общей юрисдикции отодвинуло принятие
закона о судебной системе на длительное
время.
В течение всего хода реформы, создавались,
и в настоящее время в России
формируются и функционируют
различные группы и комитеты по совершенствованию
законодательства. Так, в 2000 году Распоряжением
Президента Российской Федерации от
28 ноября 2000 года №534-рп была образована
рабочая группа по вопросам совершенствования
законодательства Российской Федерации
о судебной системе.
Серьезный виток судебно-правовая
реформа получила в середине-конце
2001 года.
Во-первых, наконец-то была принята
Концепция «Развития судебной системы
России на 2002-2006 годы» – программа,
направленная на реализацию современной
судебно-правовой реформы, повышение эффективности
деятельности судебной власти в Российской
Федерации, создание оптимального организационно-правового
и материально-технического обеспечения
судебно-правовой системы в Российской
Федерации.
Во-вторых, к началу 2002 года Государственной
думой были приняты:
Уголовно-процессуальный кодекс РФ;
Кодекс об административных правонарушениях;
Трудовой кодекс РФ.
Сегодня в России идет также процесс
становления частного права. Государство
встает на защиту тех договоренностей,
которые заключили между собой
частные лица. Этот процесс можно
сравнить с разгосударствлением
социалистической собственности, приватизацией.
Как в сфере экономики появляется
субъект, наделенный частной собственностью,
так и в правовой сфере возникает
субъект, наделенный существенной автономией,
независимостью, возможностью самостоятельно,
свободно и в своем интересе решать
свои частные дела, не причиняя при
этом ущерба правам и законным интересам
других лиц, т.е. субъект, частное право
которого гарантируется государством.
Это приводит к росту значения
диспозитивного метода правового регулирования.
2. Проблемы правового
реформирования страны
Основными элементами современной
правовой реформы РФ являются:
- законодательное обеспечение системы прав человека в обществе, прежде всего реальных гарантий прав и законных интересов личности;
- упрочение основ и защита конституционного строя;
- реформирование государственного управления, в том числе совершенствование системы государственной регистрации общественных объединений и других юридических лиц и контроля за их деятельностью;
- создание целостной правовой базы организации и деятельности судебной системы и органов юстиции;
- обеспечение координации нормотворческой деятельности федеральных органов государственной власти, а также федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
- формирование правовой базы и институциональная реформа правоохранительной системы для усиления борьбы с преступностью;
- конкретизация основ федерализма в Российской Федерации;
- выработка принципиальных направлений и форм осуществления реформы местного самоуправления; дальнейшее системное правовое обеспечение развития экономики;
- развитие системы правового воспитания, в том числе укрепление системы юридического образования и юридической науки и др.
Современное состояние правовой базы,
обеспечивающей проведение судебной реформы,
позволяет говорить, что достигнуты
серьезные результаты по концептуальным
направлениям, отвечающие требованиям
правового государства:
- судебная власть утвердилась как самостоятельная и независимая в своей деятельности от законодательной и исполнительной властей, конституционно определена ее компетенция;
- решены основные вопросы независимости судей;
- создана единая система судебной власти Российской Федерации, закреплена структура федеральных судов и судов субъектов Российской Федерации;
- создан Конституционный Суд, органы конституционного правосудия субъектов Российской Федерации и система арбитражных судов;
- учреждены институты мировых судей, присяжных заседателей, судебных приставов, усилены гарантии независимости судей военных судов от командования и органов исполнительной власти;
- обеспечена система гарантий самостоятельности судов, сформированы органы судейского сообщества – съезды и Советы судей, квалификационные коллегии судей;
- учрежден Судебный департамент при Верховном Суде РФ, урегулирован вопрос материального обеспечения деятельности судов всех уровней;
- реализован принцип финансирования судов из федерального бюджета;
- обеспечена государственная защита судей при исполнении ими полномочий и создана система материальных и социальных гарантий судей.
В настоящее время можно констатировать,
что результаты судебной реформы
налицо. Об этом свидетельствует значительное
увеличение обращений граждан в
суды за защитой своих прав. При
этом число споров, связанных с
нарушением трудовых прав граждан, увеличилось
почти в 4 раза, жилищных – почти
вдвое. Были созданы возможности
для обжалования решений и
действий государственных органов,
общественных организаций и должностных
лиц, нарушающих конституционные права
граждан, вследствие чего, например, число
обращений граждан в суды за защитой
своих прав от неправомерных действий
должностных лиц, коллегиальных
органов и органов местного самоуправления.
Однако темпы процесса обновления
законодательства в этой сфере не
вызывают удовлетворения ни у законодателей,
ни у правоприменителей. Это отмечалось
и в Послании Президента РФ Федеральному
Собранию от 30 марта 1999 г., где подчеркивалось,
что достаточная законодательная база,
обеспечивающая осуществление быстрого,
полного, справедливого, гуманного и неотвратимого
правосудия, еще не создана.