Правовая реформа в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 13:14, курсовая работа

Описание работы

Идея утверждения права (или закона) в общественной жизни своими корнями восходит к глубокой древности – к тому периоду в истории человечества, когда возникли первые государства. Ведь для того, чтобы упорядочить социальные отношения с помощью права, государство должно было конституировать себя законодательным путем, то есть определить правовые основы государственной власти.
Ряд идей правовой государственности появился уже в античном мире, а теоретически развитые концепции и доктрины правового государства были сформулированы в условиях перехода от феодализма к капитализму и возникновения нового социально-политического строя.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
1. Правое государство и основные направления правовой реформы в современной России…………………………………………………5
2. Проблемы правового реформирования страны..........................................15
Заключение........................................................................................................23
Список использованной литературы……………………………………………24

Файлы: 1 файл

Правовая реформа в современной России курсовая.docx

— 55.54 Кб (Скачать файл)

Реформа должна быть комплексной, то есть охватывающей вопросы судоустройства, организации и деятельности правоохранительных органов, включая органы дознания и  предварительного следствия, прокуратуру, адвокатуру; касающейся основных принципов  и норм судопроизводства; определяющей требования к отраслям материального  права, применяемого судами. Предстоит  учесть принципы системной организации  и опыт зарубежных стран. Стремление к демократизму должно сочетаться с  научной обоснованностью реформы. Необходимо исходить во всех принимаемых  решениях и проводимых мероприятиях из внутренней природы правосудия, суда и других составляющих объект реформы элементов.

В. Зорькин – Председатель Конституционного Суда РФ выделяет три основные задачи и одновременно три направления правовой реформы:

  • правовая трансформация общества;
  • трансформация и стабилизация системы права;
  • реализация жесткой и устойчивой системы правоприменения и обеспечения доступа граждан к правосудию.2

Для их реализации необходимо решить три основные проблемы.

Первая – качество, современность и последовательность законодательства. Законы, принимаемые различными ветвями власти, часто противоречат, как Основному закону страны, так и общепринятым принципам и нормам международного права.

Немало  законов принимается под давлением  лоббистских «групп интересов», противоречащих базовым приоритетам общества и  государства.

Объективный факт, от которого невозможно отмахнуться, – недостаточная квалификация и  недостаточный опыт значительной части  российских законодателей.

Во многих странах вопрос уже давно решается путем тщательного обсуждения законопроектов в профессиональном сообществе и (причем публично) в обществе в целом, затем в дискуссиях (вместе с независимыми юристами) во фракциях и профильных комиссиях парламентов и лишь после этого на общепарламентских дискуссиях.

Только  так можно свести к минимуму возможность  появления «плохих» законов и  риск возникновения правовых коллизий, которые в своих корыстных  целях используют всякие недобросовестные лоббисты, коррупционеры и политические авантюристы.

Вторая проблема российского права – нестабильность законодательства. Например, не так давно принятые кодексы – Уголовный, Уголовно-процессуальный, Налоговый (равно как и многие другие законодательные акты) – уже оказались измененными чуть ли не наполовину. При этом одни дефекты исчезли, но появились другие. К тому же все кодексы плохо увязаны между собой, что создает взаимные правовые коллизии.

Стабильность  Конституции и всей основанной на ней правовой системы – залог  социальной, политической, экономической  и, в конечном счете, государственной  устойчивости.

Третья  проблема – юридически грамотные кадры, отсталые правосознание и юридическое образование. Юридические кадры в нынешней России крайне недостаточны и по количеству, и по качеству. А высококвалифицированные юристы – вообще в острейшем дефиците. Юридическая наука как таковая не обеспечена специалистами той квалификации, которая позволила бы решать грандиозную задачу создания новой правовой системы.

Проблемы  юридического образования в полной мере касаются не только судей и  работников правоохранительных органов. Они касаются и чиновников, и предпринимателей, и военных, и всех без исключения граждан РФ.

Судебная реформа состоится, если концептуально будут решены следующие  основные задачи:

  • получит правовую защиту суверенитет Российской Федерации в части осуществления правосудия в соответствии с собственными материальными и процессуальными законами;
  • назначение суда будет определено и задачи перед ним поставлены в соответствии с возможностями и истинной природой правосудия, юстиция из карательной превратится в правоохранительную;
  • законодатель гарантирует в сфере юстиции защиту основных прав и свобод человека;
  • судебная власть утвердится в государственном механизме как влиятельная сила, независимая от законодательной и исполнительной властей;
  • удастся обеспечить верховенство суда в правоохранительной деятельности, примат юстиции над администрацией;
  • будет ликвидирована идеологизация правоохранительной деятельности и ее ориентация на предпочтительную защиту публичного интереса;
  • в уголовном и гражданском судопроизводстве будут последовательно проведены демократические принципы;
  • станет доступной и достоверной информация о деятельности правоохранительных органов и судебно-правовая статистика;
  • возникнут предпосылки для превращения чиновника юстиции из функционера в личность с независимым правовым и социальным статусом, а также для образования судейской корпорации;
  • повысится престижность работы в правоохранительных органах;
  • будет налажено ресурсное обеспечение правоохранительных органов.

Сергей Пашин – заслуженный  юрист Российской Федерации, один из авторов Концепции реформы 1991 года считает, что первоочередными задачами нового этапа судебной реформы также являются:

  • преодоление обвинительной деятельности правоохранительной системы и судов;
  • обеспечение каждому доступности квалифицированной юридической помощи;
  • ликвидация «черной адвокатуры», содействующей органам уголовного преследования вопреки интересам доверителей;
  • искоренение фальсификаций в ходе досудебного и судебного производства, особенно фальсификации протоколов судебных заседаний;
  • предоставление каждому права на судебное разбирательство без неоправданной задержки.3

Одной из главных задач правовой реформы является снижение коррупционности  законодательства.

Коррупция нарушает основные конституционные права и свободы человека и гражданина: такие, как равенство всех перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ), свобода и личная неприкосновенность граждан (ст. 22), неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, защита своей чести и доброго имени (ст. 23), свобода передвижения, выбора места пребывания и жительства (ст. 27), право частной собственности (ст. 35 и 36), право на жилище, охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 40 и 41), право на образование (ст. 43).

Мировое сообщество выработало юридически четкие определения криминальных проявлений коррупции. Они содержатся в таких  документах, как Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности  за коррупцию (1999), Конвенция ООН  против транснациональной организованной преступности (2000) и Конвенция ООН  против коррупции (2003).

Наша страна все эти документы  подписала, но пока что их не ратифицировала. Другими словами, отечественное законодательство до сих пор не приведено в соответствие с международными нормами, что необходимо сделать в кратчайшие сроки, поскольку в Конституции РФ закреплен приоритет норм международного права. Причем менять придется не только Уголовный кодекс. Ратификация конвенций ООН заставит нас усовершенствовать уголовное, уголовно-процессуальное, административное, оперативно-розыскное, гражданское, банковское и иные виды законодательства.

В настоящее  время на федеральном уровне разработан законопроект «Основы законодательства об антикоррупционной политике», положенный также в основу модельного закона с аналогичным названием, принятого  Межпарламентской Ассамблеей СНГ 15 ноября 2003 года.

Еще один перспективный законопроект, рассматривающий  вопросы парламентского контроля (парламентских  расследований), подготовлен по инициативе общественной организации – Национального  антикоррупционного комитета.

В. Зорькин  считает, что для борьбы с коррупцией необходимо предпринять следующие  действия:

1. Выполнение  нашей страной международно-правовых  обязательств по борьбе с коррупцией, включая ратификацию соответствующих  конвенций.

2. Создание  концепции антикоррупционной политики.

3. Разработка  концепции государственной службы.

4. Доработка  и скорейшее принятие закона  «Основы законодательства об  антикоррупционной политике».

5. Определение  места антикоррупционных мер  в административной реформе и  реформе правоохранительных органов  и спецслужб.4

 

 

Заключение

 

На основании  проведенной работы можно сделать  следующие выводы:

Правовое  государство можно определить, как  правовую форму организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права, носителями прав и свобод человека и гражданина.

Правовые  реформы, проведенные в России до настоящего момента, включают в себя принятие новой Конституции РФ, изменение  судебной системы (введение институтов присяжных заседателей, судебных приставов, мировых судей, создание Конституционного суда РФ), принятие новых УК и УПК, Трудового Кодекса.

Основными проблемами, которые необходимо решить в ходе проведения правовой реформы  являются:

  • проблема качества законодательства;
  • нестабильность законодательства;
  • проблема правосознания граждан;
  • снижение коррупционности законодательства.

 

 

Список использованной литературы

 

  1.      Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М.: Норма-Инфра, 2007.
  2. ЧервонюкВ.И.Теория государства и права : учебник / Червонюк В.И., -М.: ИНФРА-М, 2010. - 704 с.
  3. Зорькин В. Об угрозах конституционному строю в XXI веке и необходимости проведения правовой реформы в России. // Бюллетень института социально-политических исследований РАН. №3–2004.
  4. Ильичев Г. Интервью. // Известия 25.10.04
  5. Ларин А.Ю. Теория государства и права [Электронный ресурс]: Учебник. – М.: Книжный мир, 2011
  6. Лебедев В. Условия для успешного завершения реформы созданы. // Российская юстиция, №11–2007.
  7. Лифшиц Р.З. Судебная практика как источник права. // Журнал российского права. №6–2006.
  8. Лукьянова Е.А. Закон о законах // Законодательство. №11–2005.
  9. Маевский В. Страсти по судебной реформе // Российская юстиция, № 11–2005.
  10. Малахов В.П., Иванов А.А., Горшенёва И.А. Теория государства и права [Электронный ресурс]: учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2010. – 159 с.
  11. Радченко В.В. Судебную власть – в центр правовой реформы // Законодательство. №7–2004.
  12. Теория государства и права. Учебник для вузов / Под ред. Корельского В.М. – М.: 2000, Юристъ.

1Теория государства и права. Учебник для вузов / Под ред. Корельского В.М. – М.: 2000, Юристъ. 

2 Зорькин В. Об угрозах конституционному строю в XXI веке и необходимости проведения правовой реформы в России. // Бюллетень института социально-политических исследований РАН. №3–2004.

3 Ильичев Г. Интервью. // Известия 25.10.04.

4 Зорькин В. Об угрозах конституционному строю в XXI веке и необходимости проведения правовой реформы в России. // Бюллетень института социально-политических исследований РАН. №3–2004.




Информация о работе Правовая реформа в современной России