Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 12:03, курсовая работа
Цель работы – проанализировать понятие и элементы правовой системы России, показать ее генезис, отразить тенденции функционирования и развития на современном этапе.
Задачи:
1.Проанализировать понятие и элементы правовой системы России.
2. Показать генезис правовой системы России.
3. Тенденции развития правовой системы России.
Введение ……………………………………………………………………. 3
Глава I. Понятие и элементы правовой системы России
1.1 Понятие правовой системы России ………………………………… 5
1.2 Элементы правовой системы. Система права и их структура ……. 8
Глава II. Правовая система России
1.3 Общая характеристика правовой системы РФ …………………….... 18
1.4 Гражданское и смежные с ним отрасли права ……………………….23
1.5 Уголовное право и уголовный процесс …………………………….. .24
1.6 Судебная система. Прокуратура. Адвокатура. …………………….....25
1.7 Новые институты современной России ……………………………....33
Заключение …………………………………………………………………..35
Список использованной литературы ……………………………………….37
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Юридический факультет
______________________________
Кафедра частного права
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: Теория государства и права
На тему:
«Правовая система России»
Карпова Наталья Ивановна (Ф.И.О. полностью)
Гр. № 12/БЮЗ-3-1 Старший преподаватель |
Москва – 2013 г.
Содержание
Введение ……………………………………………………………………. 3
Глава I. Понятие и элементы правовой системы России
Глава II. Правовая система России
Заключение …………………………………………………………………..35
Список использованной литературы ……………………………………….37
Введение
Актуальность тем исследования. Произошедшие в начале предыдущего десятилетии изменения социально-политического устройства Российской Федерации потребовали создания новых правовых средств социального регулирования системы общественных отношений, содержащихся в правовой системе. В связи с этим, теоретическая разработка концепции современной российской правовой системы и реальное ее воплощение в практической деятельности, составляет одну из первоочередных задач, от решения которой зависят многие другие правовые проблемы, в частности, вопросы, связанные с совершенствованием права в целом, определением его места и роли среди других юридических явлений и социальных регуляторов. Это становится актуальным в условиях построения демократического правового государства, где право приобретает ведущее значение, а правовая наука нуждается в обобщающей категории, позволяющей оперировать ею при научном анализе всей правовой действительности. Такой универсальной категорией и является понятие «правовая система».
Правовая система, являясь основной регулирующей общественные отношения силой, осуществляет правовое регулирование в соответствии с существующими социальными, экономическими, политическими, духовными и складывающимися на их основе правовыми принципами, существующими в обществе на конкретной стадии его развития. Следовательно, одним из факторов, определяющих формирование правовой системы, является государственная идеология. С этих позиций необходимо отметить, что эффективность правовой системы напрямую зависит от качества выражения в правовых нормах принципов правового регулирования, соответствующих общественному правосознанию, служащего критерием легитимности того или иного нормативно-правового акта.
Когда мы смотрим вперед и вдаль и видим грядущую Россию, то мы видим ее как национальное государство, ограждающее и обслуживающее русскую национальную культуру. После длительного революционного перерыва, после мучительного коммунистического провала - Россия вернется к свободному самоутверждению и самосостоянию, найдет свой здравый инстинкт самосохранения, примирит его со своим духовным самочувствием и начнет новый период своего исторического рассвета. И.А. Ильин. О грядущей России. 1
Современная правовая система России
- сложное, многогранное правовое явление,
характерной особенностью которого
является активное развитие, преобразование
составляющих его компонентов. 2
В условиях становления правового государства
важное значение приобретают вопросы
формирования, развития и закрепления
нового юридического мышления, общей и
правовой культуры, высокого профессионализма,
чувства законности и справедливости.
В связи с этим в теории государства и
права все актуальнее становиться анализ
правовой системы вообще, российской правовой
системы в особенности. Во многом это связано
с тем, что ответ на данный вопрос дает
нам представление о цивилизованности
той или иной правовой системы, увязан
«с идеей прав человека, свободы личности,
усилением социально-правовой защищенности
граждан, упрочением законности, порядка
и стабильности в стране».
Появление понятия «правовая система»
наряду с понятиями «система права», «правовая
надстройка», «правовая реальность» не
случайно и имеет объективные предпосылки
как теоретического, так и практического
порядка.
Расширение системных исследований в
юридических науках связано с объективными
потребностями практики в комплексном
совершенствовании социальных процессов
и механизмов.
С теоретико-методологической точки зрения
системные разработки в области права
отражают одновременно два взаимосвязанных
и разнонаправленных объективных процесса
дифференциации и интеграции юридических
знаний. Системный анализ наиболее сложных
комплексных образований и синтез разноплановых
явлений в единый комплекс на основании
объединяющего их свойства. Современная
наука переходит от системного исследования
отдельных феноменов правовой материи
к постижению механизмов их взаимодействия,
к анализу развития сложных общественных
процессов с учетом их структуры, функционирования
и генезиса. Изучению должны быть подвергнуты
не только явления как системы, но и системы
связей между ними, так как именно общая
картина государственно-правового развития
с учетом детерминирующих и детерминируемых
факторов поможет найти подходы к решению
сложных практических задач на данном
этапе развития общества. Вот почему появление
в правовой науке понятия, отражающего
более высокий уровень обобщения действительности,
чем система права, закономерно и оправданно. При
каждом переходе Россию будоражило, либо
она испытывала какой-либо системный кризис.
Важно, чтобы этот период не прошел даром,
обществом и государственными институтами,
государственными деятелями были усвоены
принципы реформирования правовой системы
такой непростой страны как Россия, ведь
знание некоторых принципов, заменяет
знание многих фактов. В этот период под
вопросом были целостность и единство
Российской Федерации. И.А. Ильин писал:
«Союз государств заключается на верность
и на века: но не признает ни «свободного
выхода», ни измены; он скрепляется клятвой;
он нерушим; он не может состоять из интригующих
предателей, он невозможен между мелкими
народами, болеющими политическим тщеславием,
манией величия и ненавистью. Такой союз
будет эфемерным: он или будет заменен
унитарной формой или же погубит всех
своих участников и погибнет сам». 3Если бы кризис власти в РФ затянулся,
то возможно бы произошло то, о чем писал
И.А. Ильин.
Современную правовую систему России
следует рассматривать с особой
тщательностью и учетом всех общественных
традиций, обязательно необходимо учесть
то, что она относится к романо-
Цель
моей работы – проанализировать понятие
и элементы правовой системы России, показать
ее генезис, отразить тенденции функционирования
и развития на современном этапе.
Задачи:
1.Проанализировать понятие и элементы
правовой системы России.
2. Показать генезис правовой системы России.
3. Тенденции развития правовой системы
России.
Методологическую
и теоретическую основу исследования
составили общенаучный и частнонаучные
методы изучения правовой системы как
общественного явления. Общенаучным методом
исследования является диалектический
метод, который предполагает изучение
правовых явлений с точки зрения законов
диалектики. Диалектический метод позволяет
проникнуть в сущность государства и права,
выяснить их природу, особенности, механизм
деятельности государства, правотворчества
и право применения. К числу использованных
частнонаучных методов следует отнести
исторический, сравнительный, социологический,
формально-юридический, нормативный, логический,
системный, структурно-функциональный,
посредством которых проводится анализ
существующего законодательства и практики
его применения.
Объектом исследования
является правовая система Российской
Федерации как совокупность взаимосвязанных
и взаимозависимых элементов в рамках
единой системы общественных отношений.
Предметом доследования
является объективированная в российском
законодательстве и законодательстве
субъектов федерации российская правовая
система, как единое политико-правовое
явление.
Научная новизна
настоящего исследования заключается
в исследовании конститутивных правовых
компонентов правовой системы, сложившейся
на настоящий момент в Российской Федерации,
которые еще недостаточно раскрыты в современной
правовой науке.
1. Понятие и элементы
правовой системы России
1.1. Понятие правовой
системы России.
В отечественной юриспруденции вопросы правовой системы общества стали интенсивно разрабатываться в конце 1970-х – начале 1980-х годов. Правоведы отметили, что к этому времени в юридической науке сложилась ситуация, когда аналитические разработки в праве перешагнули через наличные теории и накопленный теоретический материал в них уже не укладывается. Другими словами, возникла насущная потребность в синтезе правовой мысли, в объединении накопленных знаний и создании целостной, системной картины правового регулирования.
Научное решение отмеченной проблемы возможно лишь на основе общей теории систем, которая в методологическом плане имеет название системного подхода. Понятие «правовая система» должно быть результатом системного подхода ко всей правовой действительности как к единому объекту, результатом проекции на правовую действительность системных категорий, прежде всего понятия «система». В итоге такого подхода должны быть отсечены ненужные, лишние компоненты и отношения правовой реальности и сформированы необходимые новые, отвечающие системной природе нового образования. Критерием отбора элементов в правовую систему является ее непосредственная цель – правовое регулирование поведения. Понятие «правовая система» относится к разряду юридических предельно широких понятий (категорий), таких же, как «правовая надстройка», «правовая действительность (реальность)» и др. И в этом плане правовую систему следует отличать от системы права. Понятие «система права» предназначено для того, чтобы раскрыть внутреннюю сторону объективного права, охарактеризовать его состав (элементы) и структуру (целесообразные связи между элементами). Когда же мы говорим о правовой системе, то объективное право само входит в нее в качестве элемента, хотя и особого.
Особая роль объективного права в правовой системе состоит в том, что все остальные элементы правовой системы «вытекают» из объективного права в процессе правового регулирования и так или иначе связаны с ним.
В частности, современная российская правовая система организована на федеральной основе. В каждой республике, иных субъектах Федерации – своя правовая система, имеющая местные особенности и включающая в себя региональные нормы и институты. Свои правовые системы созданы в бывших союзных республиках – ныне суверенных государствах. В наше время наблюдается интенсивное сближение и взаимопроникновение различных правовых систем на основе обязательного для всех международного права и национальных особенностей каждой страны.
В Конституции РФ записано: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы»4. Это и понятно – любое национальное право тысячами нитей связано с межнациональным, как сгустком длительного коллективного опыта. Такое взаимодействие отражает современные мировые интеграционные процессы.
По мнению Ю.А.
Тихомирова, понятие правовой системы
станет более однородным, если будет
включать четыре группы элементов:
а) право понимание - правовые взгляды,
правосознание, правовую культуру, правовые
теории, концепции, правовой нигилизм;
б) правотворчество - как познавательный
и процессуально-оформленный способ подготовки
и принятия законов и иных правовых актов;
в) правовой массив - структурно оформленная
совокупность официально установленных
и взаимосвязанных правовых актов;
г) право применение - механизм реализации
правовых актов и обеспечения законности.
Однако, указанные подходы не характеризуют правовую систему именно как системное явление, под которым понимается объективное объединение по содержательным признакам отдельных правовых частей в структурно упорядоченное целостное единство, обладающее относительной самостоятельностью, устойчивостью и автономностью функционирования. 5
Понятие «правовая система», используемое в широком значении, тесно связано со сравнительным правоведением. Терминология здесь весьма разнообразна. Например, Р. Давид использует термин «семья правовых систем», К.-О. Эберт и М. Рейнстайн - «правовые круги», И. Сабо - «форма правовых систем», С.С. Алексеев - «структурная общность». Наиболее распространен термин «правовая семья».
По меткому выражению французского правоведа Ж. Карбонье правовая система - это «вместилище, сосредоточение разнообразных юридических явлений». В.В. Бойцова под категорией правовая система понимает следующее: «категория «правовая система» служит для объединения национального права государств, имеющих сходные юридические признаки, позволяющие говорить об их относительном единстве». На наш взгляд, данное определение не отражает всего смысла, заложенного в этом понятии.
В целом можно сказать, что правовая система - это часть целого, часть права, и если под правом понимается система общеобязательных, формально определенных юридических норм, установленных и обеспечиваемых государством, то под правовой системой - явление, отражающее собой всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность, систему юридических средств, с помощью которых официальная власть оказывает правовое воздействие на поведение людей. Правовая система общества - это конкретно-историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства.
Каждая страна имеет свою, особенную отвечающую ее интересам правовую систему. В условиях разных по своей форме цивилизаций, разных культурных традиций, формируются разные правовые системы. Хотя у всех этих обществ есть один общий элемент: обязательные для выполнения правила поведения и организация общественных отношений.
Различия между правом разных стран значительно уменьшается, если исходить не из содержания конкретных норм, а из более постоянных элементов правовой системы. Например, использование различных словарей у двух данных правовых систем или различия в юридической технике. Нормы права могут быть бесконечно разнообразны, но способы их выработки, систематизации, толкования показывают наличие некоторых типов, которых не так уж много. Поэтому возникла группировка правовых систем в «семьи».6
Л. Бержель писал: «Многочисленность и разнообразие юридических систем - это очевидность, обусловленная разнообразием человеческих обществ, в рамках которых функционирует и жизнь которых упорядочивает право».
Так Л. Бержель по этому же вопросу пишет: «В зависимости от того, принимаются или нет во внимание все известные правовые системы, и в зависимости от роли, которая принимается тем или иным критерием, классификация правовых систем может проводится по разному. Некоторые авторы ограничиваются различением трех больших групп среди всех правовых систем: западные системы права; правовые системы советского типа; религиозные правовые системы. Другие авторы, принимая во внимание большое количество критериев насчитывают до 7-8 правовых систем: романистические, нордические, социалистические системы права, группа, объединяющая правовые системы немецкого типа, группа правовых систем, основанных на «обычном праве», системы, базирующиеся на исламской традиции, на индусской традиции и, наконец, правовые системы дальнего востока. Во Франции М. Рене Давид различал пять правовых систем, опираясь в большей мере на их идеологию, чем на арсенал используемых технических средств; позднее, в процессе совершенствования такой классификации он, объединив идеологический и технический критерии изменил конфигурацию своей системы и оставил только четыре больших семейства правовых систем: 1) Романо-германские правовые системы; 2) социалистические системы права; 3) правовые системы, основанные на «обычном праве», а так же 4) религиозные и традиционные правовые системы».7