Правовое государство и гражданское общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 22:16, курсовая работа

Описание работы

Понятие гражданского общества, будучи давно известным, оказалось, тем не менее, для нашей науки относительно новым и неразработанным. Сама эта идея весьма слабо распространена в широких массах, в общественном сознании. Гораздо больше утвердилась идея правового государства. Раскрытие и выяснение гражданского общества и правового государства – вот цель исследования курсовой работы, которая предполагает постановку следующих задач:
Дать анализ истории становления правового государства.
Охарактеризовать правовое государство.
Раскрыть понятие и структуру гражданского общества.
Рассмотреть становление правового государства и гражданского общества в современной России.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Правовое государство и гражданское общество2.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

Введение.

Одной из главных целей  большинства современных стран  мира является построение гражданского общества и правового государства, так как последнее является идеальным  вариантом существования государства  как такового, а гражданское общество – наиболее высокой ступенью социального развития, которая, в свою очередь, является неотъемлемым условием формирования правового государства. Но мало кто из нас может толком объяснить, что это такое. Выдвинутая идея звучит привлекательно, но малопонятно для большинства. Этим обусловлена актуальность выбранной темы исследования.

Понятие гражданского общества, будучи давно известным, оказалось, тем не менее, для нашей науки  относительно новым и неразработанным. Сама эта идея весьма слабо распространена в широких массах, в общественном сознании. Гораздо больше утвердилась идея правового государства. Раскрытие и выяснение гражданского общества и правового государства – вот цель исследования курсовой работы, которая предполагает постановку следующих задач:

  1. Дать анализ истории становления правового государства.
  2. Охарактеризовать правовое государство.
  3. Раскрыть понятие и структуру гражданского общества.
  4. Рассмотреть становление правового государства и гражданского общества в современной России.

Теоретической основой исследования в работе являются труды авторов М.Н. Марченко, А.В. Малько, А.Л. Питерской, В.И. Матузова, и др., рассматриваются взгляды Аристотеля, И. Канта, Г.В. Гегеля и других ученых.

Цели и задачи работы предопределили ее структуру и содержание: работа состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.

В работе подробно делается исторический экскурс в становлении правового государства, рассматривается структура гражданского общества и Становление правового государства и гражданского общества в современной России. Так как понятия правовое государство и гражданское общество взаимосвязаны, переплетены и не могут существовать в отрыве друг от друга.

 

 

1.  Правовое государство.

1.1 Возникновение и развитие идеи правового государства.

Идея правового  государства своими корнями уходит в античное общество. Государство как организация публично-властной силы, основанной на законе, явилось как бы прототипом правового государства. Мыслители античности (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон, Демокрит, Полибий) пытались выявить связи между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества. Они считали, что наиболее разумна и справедлива та форма общежития людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для государства.

Государственная власть, признающая право и одновременно ограниченная им, по мнению античных мыслителей, считается справедливой государственностью. Например, Аристотель считал, что «там, где отсутствует власть закона, нет места и (какой-либо) форме государственного строя». Он также отмечал, что во всяком государственном строе имеется три элемента:

1.законосовещательный  орган о делах государства 

2.магистратуры

3.судебные органы.

С идеями древнегреческих  мыслителей о праве, свободе, человеческом достоинстве перекликаются гуманистические взгляды и воззрения древнеримских политических и общественных деятелей. Они трактуют государство как публично-правовую общность людей. «Государство, – утверждает Цицерон, – есть достояние народа, а народ не любое единение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов».

Символическим выражением разумной и справедливой организации публичной власти стал образ богини правосудия Фемиды (с повязкой на глазах, с мечом и весами правосудия), олицетворяющей единение силы и права, в равной мере обязательный для всех. Идеи о взаимосвязи права и государства, закона и политики античных мыслителей оказали заметное влияние на становление и развитие учений о правах и свободах личности, разделении властей, конституционализме в эпоху Нового времени. Новое юридическое мировоззрение требовало новых представлений о свободе и достоинстве личности путем их утверждения посредством права. Обеспечение политической свободы личности возможно только на основе правовой организации и деятельности системы законодательной, исполнительной и судебной властей.

В основе современных  концепций правового государства  лежат идеи Дж. Лильберна, Г. Гроция, Б. Спинозы, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.- Ж. Руссо, И. Канта, Г. Гегеля и других европейских просветителей, которые полагали, что на смену бюрократическому государству эпохи абсолютизма должно прийти государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами и свободами. Впервые законодательное закрепление права и свободы человека получили в Конституции США (1789), а также были объявлены в Декларации прав человека и гражданина во Франции (1789). С точки зрения концепции естественного права, люди по договору образуют государство для охраны своих прав и свобод.

Идея правового  государства вместе с этим тесно  связана с концепцией разделения властей. Либеральное правовое государство заинтересовано в известном ослаблении государственной власти путем осуществления принципа ее разделения. Смысл этой идеи заключается в том, что государство не должно возлагать все свои полномочия на какого-либо одного правителя (или орган). Сосредоточение всей власти в одних руках порождает произвол, уничтожает свободу. Свобода может быть там, где власть ограничена правом. Речь идет о том, что надо различать законодательную, исполнительную и судебную власти. Они должны быть самостоятельны.

Философское обоснование учения о правовом государстве в его системном виде связывают с именами Канта и Гегеля. Кант определял «государство как объединение множества людей, подчиненных правовым законам. Его категоричный императив разума требовал поступать так, чтобы свободное проявление собственного произвола было совместимо со свободой каждого и сообразовывалось со всеобщим законом». Для Гегеля «государство то же самое, что и право, но только наиболее развитое, включающее в себя все абстрактные права личности и общества. Поэтому система права, т.е. государство в его диалектическом понимании, есть царство реализованной свободы».

Термин «правовое государство» впервые был применен в немецкой юридической литературе в первой половине XIX века в трудах ученых К. Т. Велькера, Р. фон Моля, а затем и в других странах, в том числе в России. Свою теорию правового государства Р. фон Моль изложил в книге «Наука полиции в соответствии с принципами правового государства». В англосаксонской правовой системе применяется термин «правление права».

Концепция правового государства, сложившаяся в политико-правовой доктрине XVIII–XX вв., включает: установление реальных гарантий прав и свобод личности; разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; верховенство правового закона; взаимную ответственность личности и государства; осуществление высшего конституционного контроля. Таким образом, мы видим, что идея правового государства, зародившаяся в античную эпоху, усилиями передовых мыслителей многих столетий превратилась в стройную теорию, а затем нашла свое практическое применение в развитых странах мира, в том числе и в Российской Федерации на современном этапе ее развития.

В современной  западной политико-юридической мысли  утвердилась концепция либерального правового государства. По существу теория правового государства основана на признании незыблемости прав и свобод человека и принципа разделения властей. Взаимоотношения личности и государственной власти в условиях правового государства принципиально иные, нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового государства характерно ограничение государственной власти, связанность ее правом и законом. Для того, чтобы понять суть правового государства, недостаточно ограничиться набором внешних характеристик и определенной системой принципов, институтов и норм. Суть правового государства заключается именно в характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение прав и свобод личности. Еще Гегель подчеркивал, что хорошие законы ведут к процветанию государства, а свободная собственность есть основное условие его блеска.

 

 

1.2. Принципы правового государства

Одна из важнейших  черт правового государства –  характер взаимодействия между государственной  властью и правом, при котором  государство оказывается связанным правом и служит его охране. Правовое государство начинается там, где законодатель считает принципы ограничения своей воли реальными объективными правовыми началами. Право и государство – это относительно самостоятельные явления общественной жизни.

Можно выделить следующие основные черты и свойства правового государства, характеризующие его сущность и социальное назначение:

- приоритет  права во всех сферах общественной  жизни;

- гарантированный круг  основных прав и свобод человека  и гражданина как показатель  уровня цивилизованности общества, качества деятельности государственных органов;

- взаимная ответственность  государства и личности;

- осуществление государственной  власти по принципу разделения  властей;

- осуществление конституционного  надзора только судом.

Господство  права во всех сферах общественной жизни предполагает сочетание двух аспектов: во-первых, в форме правовой организации системы государственной  власти и, во-вторых, в виде верховенства правового закона. При этом необходимо иметь в виду тот факт, что правовая законность и правовая организация государственной власти должны быть таковыми не только по названию, но и по содержанию. Речь идет именно о приоритете правового закона, в основу которого положены принципы свободы, равенства и справедливости. В противном случае закон и законность могут служить поддержанию и оправданию антиправовых порядков. Дело в том, что в обыденном сознании право и закон отождествляются. Между тем закон – волевой акт государства, обладающий политической направленностью, в то время как право коренится в общественных отношениях и не порождается властью. В силу тех или иных обстоятельств закон может санкционировать произвол законодателя и в этом случае будет антиправом. В правовом государстве должны действовать только правовые законы, адекватные правовой природе регулируемых общественных отношений. Не закон рождает право, а право требует законодательного признания, не государство господствует над правом, а право господствует над государством, подчиняя его обществу и общественным потребностям.

Право и правопорядок существуют и развиваются только при демократическом  политическом режиме функционирования государственной власти, там, где  обеспечиваются и гарантируются  основные права и свободы личности.

Принцип верховенства правового  закона означает, что закон как выражение воли народа находится во главе иерархии нормативно-правовых актов и имеет высшую юридическую силу. Однако не всякий закон может быть назван правовым. Под правовым законом понимается такой закон, который отвечает определенным правовым принципам и не противоречит естественным и неотчуждаемым правам и свободам человека. «Закон – это не продукт произвольной деятельности государства, – пишет В. Н. Кудрявцев, – он должен отвечать демократическим правовым принципам равенства и справедливости». Правовое государство начинается там, где законодатель понимает принципы ограничения своей воли реальными объективными правовыми отношениями, в основе которых лежат свобода и равенство их участников. Исходя из этих критериев следует говорить о верховенстве права, его господстве в общественной жизни.

Истоком приоритета права  в демократически устроенном обществе служат естественные, неотъемлемые права  и свободы человека и гражданина, обусловленные социальной природой личности. Правовое государство строится на безусловном признании неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина, на их конституционном закреплении и судебной защите. Люди от природы равны и свободны, имеют незыблемые права, из которых вытекают и их обязанности перед другими людьми и обществом. Права и свободы личности не являются особым даром власти, они коренятся в общественном строе, но непременно должны быть признаны и закреплены и гарантированы государством в основном законе. Внутригосударственное законодательство должно соответствовать международным пактам и договорам, провозглашающим основные права и свободы личности. Основные права и свободы российских граждан закреплены в Конституции Российской Федерации, однако они слабо гарантированы, требуют эффективной защиты со стороны государства.

Однако если бы в Конституции не были закреплены основные права и свободы граждан (свобода совести, вероисповедания, слова, неприкосновенность личности и  тд. (глава 2 Конституции Российской Федерации), то различные группы лиц  обязательно бы сталкивались в различных вопросах. Именно наличие соответствующих прав и свобод, закреплённых в законодательстве, будет являться регулятором этих столкновений. Нарушение же установленных законом прав, как и любое нарушение, должно быть наказуемо.

Становление правовой государственности предполагает и новый тип отношений между личностью и государством. Это принцип взаимной ответственности личности перед государством и государства перед личностью. Характер взаимоотношений государства и личности является важнейшим показателем состояния общества в целом, перспектив его развития. Все отношения между гражданином и государством строятся только на основании закона, т. е. гражданин несет ответственность перед государством только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено в законодательных актах. Государство, определяя меру свободы личности, также ограничивает и себя в собственных действиях и решениях. В случае если орган государственной власти или должностное лицо своими действиями или бездействием причинили вред гражданину, то государство должно возместить ущерб в полном объеме, независимо от вины конкретного причинителя вреда. Все споры по поводу права между гражданином и государством подлежат рассмотрению в суде. Государство на конституционном уровне устанавливает эффективные формы контроля и надзора за осуществлением законов.

Информация о работе Правовое государство и гражданское общество