Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 22:16, курсовая работа
Понятие гражданского общества, будучи давно известным, оказалось, тем не менее, для нашей науки относительно новым и неразработанным. Сама эта идея весьма слабо распространена в широких массах, в общественном сознании. Гораздо больше утвердилась идея правового государства. Раскрытие и выяснение гражданского общества и правового государства – вот цель исследования курсовой работы, которая предполагает постановку следующих задач:
Дать анализ истории становления правового государства.
Охарактеризовать правовое государство.
Раскрыть понятие и структуру гражданского общества.
Рассмотреть становление правового государства и гражданского общества в современной России.
Введение.
Одной из главных целей
большинства современных стран
мира является построение гражданского
общества и правового государства,
так как последнее является идеальным
вариантом существования
Понятие гражданского общества, будучи давно известным, оказалось, тем не менее, для нашей науки относительно новым и неразработанным. Сама эта идея весьма слабо распространена в широких массах, в общественном сознании. Гораздо больше утвердилась идея правового государства. Раскрытие и выяснение гражданского общества и правового государства – вот цель исследования курсовой работы, которая предполагает постановку следующих задач:
Теоретической основой исследования в работе являются труды авторов М.Н. Марченко, А.В. Малько, А.Л. Питерской, В.И. Матузова, и др., рассматриваются взгляды Аристотеля, И. Канта, Г.В. Гегеля и других ученых.
Цели и задачи работы предопределили ее структуру и содержание: работа состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
В работе подробно делается исторический экскурс в становлении правового государства, рассматривается структура гражданского общества и Становление правового государства и гражданского общества в современной России. Так как понятия правовое государство и гражданское общество взаимосвязаны, переплетены и не могут существовать в отрыве друг от друга.
1. Правовое государство.
1.1 Возникновение и развитие идеи правового государства.
Идея правового государства своими корнями уходит в античное общество. Государство как организация публично-властной силы, основанной на законе, явилось как бы прототипом правового государства. Мыслители античности (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон, Демокрит, Полибий) пытались выявить связи между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества. Они считали, что наиболее разумна и справедлива та форма общежития людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для государства.
Государственная власть, признающая право и одновременно ограниченная им, по мнению античных мыслителей, считается справедливой государственностью. Например, Аристотель считал, что «там, где отсутствует власть закона, нет места и (какой-либо) форме государственного строя». Он также отмечал, что во всяком государственном строе имеется три элемента:
1.законосовещательный орган о делах государства
2.магистратуры
3.судебные органы.
С идеями древнегреческих мыслителей о праве, свободе, человеческом достоинстве перекликаются гуманистические взгляды и воззрения древнеримских политических и общественных деятелей. Они трактуют государство как публично-правовую общность людей. «Государство, – утверждает Цицерон, – есть достояние народа, а народ не любое единение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов».
Символическим выражением разумной и справедливой организации публичной власти стал образ богини правосудия Фемиды (с повязкой на глазах, с мечом и весами правосудия), олицетворяющей единение силы и права, в равной мере обязательный для всех. Идеи о взаимосвязи права и государства, закона и политики античных мыслителей оказали заметное влияние на становление и развитие учений о правах и свободах личности, разделении властей, конституционализме в эпоху Нового времени. Новое юридическое мировоззрение требовало новых представлений о свободе и достоинстве личности путем их утверждения посредством права. Обеспечение политической свободы личности возможно только на основе правовой организации и деятельности системы законодательной, исполнительной и судебной властей.
В основе современных
концепций правового
Идея правового государства вместе с этим тесно связана с концепцией разделения властей. Либеральное правовое государство заинтересовано в известном ослаблении государственной власти путем осуществления принципа ее разделения. Смысл этой идеи заключается в том, что государство не должно возлагать все свои полномочия на какого-либо одного правителя (или орган). Сосредоточение всей власти в одних руках порождает произвол, уничтожает свободу. Свобода может быть там, где власть ограничена правом. Речь идет о том, что надо различать законодательную, исполнительную и судебную власти. Они должны быть самостоятельны.
Философское обоснование учения о правовом государстве в его системном виде связывают с именами Канта и Гегеля. Кант определял «государство как объединение множества людей, подчиненных правовым законам. Его категоричный императив разума требовал поступать так, чтобы свободное проявление собственного произвола было совместимо со свободой каждого и сообразовывалось со всеобщим законом». Для Гегеля «государство то же самое, что и право, но только наиболее развитое, включающее в себя все абстрактные права личности и общества. Поэтому система права, т.е. государство в его диалектическом понимании, есть царство реализованной свободы».
Термин «правовое государство» впервые был применен в немецкой юридической литературе в первой половине XIX века в трудах ученых К. Т. Велькера, Р. фон Моля, а затем и в других странах, в том числе в России. Свою теорию правового государства Р. фон Моль изложил в книге «Наука полиции в соответствии с принципами правового государства». В англосаксонской правовой системе применяется термин «правление права».
Концепция правового государства, сложившаяся в политико-правовой доктрине XVIII–XX вв., включает: установление реальных гарантий прав и свобод личности; разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; верховенство правового закона; взаимную ответственность личности и государства; осуществление высшего конституционного контроля. Таким образом, мы видим, что идея правового государства, зародившаяся в античную эпоху, усилиями передовых мыслителей многих столетий превратилась в стройную теорию, а затем нашла свое практическое применение в развитых странах мира, в том числе и в Российской Федерации на современном этапе ее развития.
В современной западной политико-юридической мысли утвердилась концепция либерального правового государства. По существу теория правового государства основана на признании незыблемости прав и свобод человека и принципа разделения властей. Взаимоотношения личности и государственной власти в условиях правового государства принципиально иные, нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового государства характерно ограничение государственной власти, связанность ее правом и законом. Для того, чтобы понять суть правового государства, недостаточно ограничиться набором внешних характеристик и определенной системой принципов, институтов и норм. Суть правового государства заключается именно в характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение прав и свобод личности. Еще Гегель подчеркивал, что хорошие законы ведут к процветанию государства, а свободная собственность есть основное условие его блеска.
1.2. Принципы правового государства
Одна из важнейших
черт правового государства –
характер взаимодействия между государственной
властью и правом, при котором
государство оказывается
Можно выделить следующие основные черты и свойства правового государства, характеризующие его сущность и социальное назначение:
- приоритет
права во всех сферах
- гарантированный круг
основных прав и свобод
- взаимная ответственность государства и личности;
- осуществление государственной власти по принципу разделения властей;
- осуществление
Господство
права во всех сферах общественной
жизни предполагает сочетание двух
аспектов: во-первых, в форме правовой
организации системы
Право и правопорядок существуют и развиваются только при демократическом политическом режиме функционирования государственной власти, там, где обеспечиваются и гарантируются основные права и свободы личности.
Принцип верховенства правового закона означает, что закон как выражение воли народа находится во главе иерархии нормативно-правовых актов и имеет высшую юридическую силу. Однако не всякий закон может быть назван правовым. Под правовым законом понимается такой закон, который отвечает определенным правовым принципам и не противоречит естественным и неотчуждаемым правам и свободам человека. «Закон – это не продукт произвольной деятельности государства, – пишет В. Н. Кудрявцев, – он должен отвечать демократическим правовым принципам равенства и справедливости». Правовое государство начинается там, где законодатель понимает принципы ограничения своей воли реальными объективными правовыми отношениями, в основе которых лежат свобода и равенство их участников. Исходя из этих критериев следует говорить о верховенстве права, его господстве в общественной жизни.
Истоком приоритета права в демократически устроенном обществе служат естественные, неотъемлемые права и свободы человека и гражданина, обусловленные социальной природой личности. Правовое государство строится на безусловном признании неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина, на их конституционном закреплении и судебной защите. Люди от природы равны и свободны, имеют незыблемые права, из которых вытекают и их обязанности перед другими людьми и обществом. Права и свободы личности не являются особым даром власти, они коренятся в общественном строе, но непременно должны быть признаны и закреплены и гарантированы государством в основном законе. Внутригосударственное законодательство должно соответствовать международным пактам и договорам, провозглашающим основные права и свободы личности. Основные права и свободы российских граждан закреплены в Конституции Российской Федерации, однако они слабо гарантированы, требуют эффективной защиты со стороны государства.
Однако если бы в Конституции не были закреплены основные права и свободы граждан (свобода совести, вероисповедания, слова, неприкосновенность личности и тд. (глава 2 Конституции Российской Федерации), то различные группы лиц обязательно бы сталкивались в различных вопросах. Именно наличие соответствующих прав и свобод, закреплённых в законодательстве, будет являться регулятором этих столкновений. Нарушение же установленных законом прав, как и любое нарушение, должно быть наказуемо.
Становление правовой государственности предполагает и новый тип отношений между личностью и государством. Это принцип взаимной ответственности личности перед государством и государства перед личностью. Характер взаимоотношений государства и личности является важнейшим показателем состояния общества в целом, перспектив его развития. Все отношения между гражданином и государством строятся только на основании закона, т. е. гражданин несет ответственность перед государством только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено в законодательных актах. Государство, определяя меру свободы личности, также ограничивает и себя в собственных действиях и решениях. В случае если орган государственной власти или должностное лицо своими действиями или бездействием причинили вред гражданину, то государство должно возместить ущерб в полном объеме, независимо от вины конкретного причинителя вреда. Все споры по поводу права между гражданином и государством подлежат рассмотрению в суде. Государство на конституционном уровне устанавливает эффективные формы контроля и надзора за осуществлением законов.
Информация о работе Правовое государство и гражданское общество