Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 22:16, курсовая работа
Понятие гражданского общества, будучи давно известным, оказалось, тем не менее, для нашей науки относительно новым и неразработанным. Сама эта идея весьма слабо распространена в широких массах, в общественном сознании. Гораздо больше утвердилась идея правового государства. Раскрытие и выяснение гражданского общества и правового государства – вот цель исследования курсовой работы, которая предполагает постановку следующих задач:
Дать анализ истории становления правового государства.
Охарактеризовать правовое государство.
Раскрыть понятие и структуру гражданского общества.
Рассмотреть становление правового государства и гражданского общества в современной России.
Важнейшим принципом организации и деятельности правового государства является принцип разделения государственной власти на относительно самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную, которые должны составлять так называемую систему «сдержек и противовесов». Главным смыслом принципа разделения властей является не простое обособление их друг от друга, а взаимное сдерживание властей ради обеспечения свободы личности. Принцип разделения властей направлен на обеспечение конституционных прав и свобод личности, которые могут быть гарантированы только при самостоятельном функционировании этих ветвей власти. Суть концепции разделении властей заключается в разграничении (разделении) функций органов государственной власти: законодательная деятельность, исполнение законов, отправление правосудия должны осуществляться самостоятельно. Согласно теории разделения властей соединение властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках одного лица чревато опасностью установления деспотического режима, где невозможна свобода личности. Поэтому для того, чтобы предотвратить возникновение авторитарной абсолютной власти, не связанной правом, эти ветви власти должны быть разделены (разграничены). С помощью разделения властей государственные органы действуют в рамках своей компетенции самостоятельно, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, предусматриваются формы воздействия во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власти. Однако речь не идет о полном отделении друг от друга законодательных, исполнительных и судебных органов, об уравнении этих органов. В правовом государстве существует механизм взаимного контроля законодательной, исполнительной и судебной властей, при сохранении каждой значительной степени независимости от другой власти.
Так, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, важнейшими средствами воздействия Парламента на исполнительную власть является утверждение и контроль за исполнением бюджета страны.
Существенным свойством правового государства является авторитетное и независимое, основанное на общедемократических принципах и на правовом законе, справедливое правосудие. Основная задача суда – охрана прав и свобод человека и гражданина от произвола административной власти и от любых иных правонарушений. Правосудие – высшая гарантия прав и свобод граждан, средство обеспечения правовой законности в деятельности государственного управления, должностных лиц и граждан, правовой способ упрочения в стране общественного порядка и общественной безопасности, функционирования правовой государственности в целом. Судопроизводство должно быть основано на гласности и состязательности сторон, на презумпции невиновности. Судебная власть не должна подменять собой законодательную или исполнительную власть. Но ни законодательные, ни исполнительные органы не должны присваивать себе функции суда. Основной закон государства закрепляет принцип независимости, несменяемости судей и подчинения судов только закону.
Таковы основные черты и принципы правового государства. Таким образом, заканчивая рассмотрение вопроса о правовом государстве, следует подвести итог, на основе всего выше сказанного, о том, что право и государство должны взаимно функционировать и только тогда в нашем обществе возможно наличие такого явления как правовое государство.
2. Гражданское общество.
2.1. Понятие гражданского общества.
Термин «гражданское общество» возник довольно давно: еще в период античности Аристотель указывал, что «государство – есть совокупность граждан». Огромное влияние на формирование идей гражданского общества и правового государства оказала теория общественного договора. Представителями этого направления были Т. Гоббс, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и др. Продолжили развивать идею о гражданском обществе немецкие философы. Гегель, в частности, гражданское общество оценивал как «опосредованную трудом систему потребности в формальном равенстве людей». В понимании Гегеля гражданское общество – это, прежде всего, частная собственность, религия, семья, законы, мораль, а также вытекающие из них отношения между членами общества.
В современной юридической литературе понятие «гражданское общество» употребляется в следующих значениях:
1. Гражданское общество
(в широком смысле) – это автономная
и непосредственно не
2. Гражданское общество (в узком смысле) – это цивилизованное (культурное) состояние общества, характерной чертой которого является равноправие личности, общества и государства.
Сущность гражданского общества состоит в том, что оно объединяет и выражает, прежде всего интересы граждан, их чаяния, свободу, запросы, потребности, а не волю правящих элит, власти, государства. Последнее призвано выступать лишь слугой общества, его доверенным представителем. Государство для общества, а не общество для государства. В то же время антагонизма между ними не должно быть.
Можно указать ряд наиболее общих идей и принципов, лежащих в основе любого гражданского общества, независимо от специфики той или иной страны. Некоторые авторы выделяют всего три основных принципа, способствующих формированию и характеризующих гражданское общество:
1. Экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночная экономика. Историческое развитие государств показывает, что его нормальное функционирование достигается непосредственно путем сочетания саморегулирования и государственного регулирования в экономической сфере. Монополизм экономический порождает монополизм идеологический, что приводит к доминированию государства во всех сферах жизни общества, его примате над правом. Поэтому современное гражданское общество – это общество с развитой системой рыночных отношений, отсутствием монополизма, здоровой конкуренцией.
2. Социальная направленность
политики государства.
3. Демократический режим.
При таком режиме
Другие авторы дополняют и конкретизируют эти принципы и идеи, расширяя их перечень:
1) экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;
2) безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина;
3) легитимность и
4) равенство всех перед
законом и правосудием,
5) правовое государство,
основанное на принципе
6) политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;
7) свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой информации;
8) невмешательство государства
в частную жизнь граждан, их
взаимные обязанности и
9) классовый мир, партнерство и национальное согласие;
10) эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.
Но от количества называемых принципов, суть гражданского общества не меняется. Гражданское общество - не государственно-политическая, а главным образом экономическая и личная, частная сфера жизнедеятельности людей, реально складывающиеся отношения между ними. Это свободное демократическое правовое цивилизованное общество, где нет места режиму личной власти, волюнтаристским методам правления, классовой ненависти, тоталитаризму, насилию над людьми, где уважаются закон и мораль, принципы гуманизма и справедливости. Это рыночное многоукладное конкурентное общество со смешанной экономикой, общество инициативного предпринимательства, разумного баланса интересов различных социальных слоев.
Роль государства заключается в первую очередь в том, чтобы охранять правопорядок, бороться с преступностью, создавать необходимые условия для беспрепятственной деятельности индивидуальных и коллективных собственников, реализации ими своих прав и свобод, активности и предприимчивости. Гражданское общество начинается с гражданина и его свободы.
Особенно возвысила титул гражданина Великая французская революция, идеи которой воплотились в знаменитой Декларации прав человека и гражданина 1789 г.
Гражданское общество - открытое, демократическое, антитоталитарное, саморазвивающееся общество, в котором центральное место занимает человек, гражданин, личность. Оно несовместимо с директивно-распределительной экономикой, навязыванием сверху принудительных образцов жизни и деятельности. Свободные индивиды-собственники объединяются для совместного удовлетворения своих интересов и служения общему благу.
2.2 Структура гражданского общества.
Система гражданского общества отличается развитой структурой, в которую входят следующие элементы:
Семья, собственность, личность, свобода, право, духовность, порядок, государственность - таковы краеугольные камни, и вместе с тем, фундаментальные ценности гражданского общества.
Государство гражданскому обществу необходимо, вопрос только в том - какое, с какими функциями. Оно нужно, прежде всего, для создания организационно-правовых основ жизни.
Суммируя все изложенное, можно кратко определить гражданское общество как совокупность внегосударственных и внеполитических отношений (экономических, социальных, культурных, нравственных, духовных, корпоративных, семейных, религиозных), образующих особую сферу специфических интересов свободных индивидов-собственников и их объединений.
"Внегосударственные" и "внеполитические" в данном случае следует понимать не в смысле их некой абсолютной "стерильности", "рафинированности", исключающей всякие посторонние "примеси", а как относительную самостоятельность, автономность, "застрахованность" от произвольного вмешательства государства, волюнтаристского диктата, конъюнктурных лозунгов политики. Это такие отношения, которые могут существовать и развиваться в известной независимости от властных структур.
В то же время гражданское общество и правовое государство - не отсеченные и не изолированные друг от друга части, а взаимообусловленные, хотя и не отождествляемые системы. Связи между ними жестко детерминированы. Ведь государство - форма организации общества, и уже поэтому они неразрывны.
Становление гражданского общества в России - магистральная и долговременная задача, решение которой зависит от множества факторов и условий. Для этого необходимо, чтобы сформировались те предпосылки, о которых говорилось выше. Несмотря на кризисную ситуацию, сложившуюся в стране, весь ход осуществляемых ныне реформ ведет, в конечном счете, к достижению указанной цели.
3. Становление правового государства
и гражданского общества в современной России.
Гражданское общество имеет сложную структуру. Оно охватывает экономические сферы и институты (частная собственность, свободный труд, предпринимательство), организацию и деятельность общественных союзов, политических партий, профсоюзов, творческих ассоциаций, религиозных общин и т.п., сферу образования, воспитания, науки и культуры, семью - первичную естественную основу человеческого общежития, систему средств массовой информации.
Структуры гражданского общества создаются с целью удовлетворения многообразных потребностей людей по преимуществу спонтанно снизу, а не конструируются сверху по приказу государства. Субъекты, составляющие гражданское общество (индивиды, коллективы), юридически независимы друг от друга и взаимодействуют как свободные и равные партнеры.
Собственность в гражданском обществе выступает главной предпосылкой свободы человека и всего общества. Рынок в гражданском обществе действует как саморегулирующаяся система, но государство участвует в сглаживании и совершенствовании этой системы. Оно должно создавать баланс между конкурирующими субъектами. Государство - мощный фактор формирования и поддержания рыночной сферы, хозяйственной деятельности. В соответствии с ч. 1 ст. 34 Конституции РФ "каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности". Предпринимательская деятельность была легализована в нашей стране Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" от 25 декабря 1990 г. В настоящее время предпринимательская деятельность регулируется Гражданским кодексом РФ.
В экономике конкуренция, наряду с частной собственностью и свободой предпринимательской деятельности, является одним из главных двигателей хозяйственного развития и научно-технического прогресса. Согласно ст. 8 Конституции РФ в нашей стране гарантируется поддержка конкуренции, но государство обязано не только провозгласить эти права, а и обеспечить условия для практической реализации свободы экономической деятельности. Однако, учитывая, что свобода не может быть абсолютной, рамки ее осуществления должны быть четко обозначены. Правовые предпосылки для их установления также предусмотрены Конституцией РФ, исходящей из того, что определенные действия хозяйствующих субъектов на законном основании могут ограничиваться в целях защиты интересов других предпринимателей и всего общества (ч. 3 ст. 55). Поскольку в отношении предпринимательской деятельности действует общедозволительный правовой режим регулирования (дозволено все, кроме прямо запрещенного законом), то и пределы устанавливаются в виде ограничений, обязанностей и запретов.
Информация о работе Правовое государство и гражданское общество