Правовое начало
государственности реализуется
только при наличии самостоятельности,
которые экономически обеспечивают
господство права, равенство
участников производственных
отношений, постоянный
рост благосостояния общества и его саморазвитие.
Социальную основу
правового государства
составляет саморегулирующееся гражданское
общество, которое объединяет
свободных граждан - носителей общественного
прогресса. В центре внимания
такого государства находится человек
и его интересы. Через систему
социальных институтов, общественных
связей создаются необходимые
условия для реализации каждым
гражданином своих творческих,
трудовых возможностей, обеспечивается
плюрализм мнений, личные права и свободы.
Стабильность правовых устоев предопределяется
прочной социальной основой государства.
Политическая природа государства
проявляется в его суверенитете. Суверенитет
является «собирателем» потребностей
и интересов различных частей политической
системы общества. Благодаря суверенитету
происходит координация интересов государственных
и негосударственных организаций, обеспечивается
их свободное развитие.
Нравственную основу образуют
принципы гуманизма, справедливости, свободы,
равенства, достоинства и чести личности.
Правовое государство обеспечивает определяющую
роль этих принципов, выступает их защитником.
Произвол и насилие над личностью исключаются.
Принуждение осуществляется лишь на основе
права. Права отдельного человека ограничиваются
лишь в том случае, если его поведение
угрожает свободе и безопасности других
людей17.
2.3 Основные признаки
правового государства
--Верховенство закона во всех
сферах жизни:
Закон является наивысшей формой
выражения, организации и защиты свободы
людей. Законы регулируют наиболее важные
общественные отношения, определяют величину
свободы, охраняют основы государства.
Все правовые акты должны соответствовать
законам. Закон не допускает своеволия
государственной власти, потому что сам
учреждает, обосновывает, регламентирует
и закрепляет основные принципы её устройства
и функционирования.
Конституция – основной закон
правового государства. Она закрепляет
правовые принципы государственной и
общественной жизни. Конституция представляет
собой общую правовую модель общества,
которой должно соответствовать всё законодательство.
Принцип «ничто не может противоречить
конституции» - неотемлемая черта правового
государства18.
Теоретически господство закона
выражается в том, что он является не просто
продуктом государственной воли, а представляет
собой реализацию правовой идеи, сформированной
правосознанием индивидов, с которыми
государство состоит в публично-правовых
отношениях. Условно генезис права в странах
континентальной Европы происходит по
следующей схеме: сначала в обществе появляются
какие-то правовые идеи, которые затем
получают свое закрепление в юридических
нормах, а потом реализуются в конкретных
правоотношениях субъектов права19.
Верховенство закона во всех
сферах жизни создает прочную основу законности,
стабильности, порядка и справедливости
в обществе.
--Принцип разделения властей:
Согласно теории разделения
властей смешение, соединение
властей (законодательной, исполнительной,
судебной) в одном органе, в руках
одного лица чревато опасностью
установления деспотического режима,
невозможна свобода личности. Поэтому
для того, чтобы предотвратить
возникновение авторитарной абсолютной
власти, не связанной правом эти ветви
власти должны быть разграничены, разделены,
обособлены.
С помощью разделения властей
правовое государство организуется
и функционирует правовым способом: государственные
органы действуют в рамках своей
компетенции, не подменяя друг
друга; устанавливается взаимный
контроль, сбалансированность, равновесие
во взаимоотношениях государственных
органов, осуществляющих законодательную,
исполнительную и судебную власть.
Принцип разделения властей
на законодательную, исполнительную
и судебную означает, что каждая из
властей действует самостоятельно
и не вмешивается в полномочия другой.
При его последовательном проведении
в жизнь исключается всякая
возможность присвоения той
или иной властью полномочий другой.
Принцип разделения властей
становится жизнеспособным, если он
еще и обставляется системой
"сдержек и противовесов"
властей. Подобная система "сдержек
и противовесов" устраняет
всякую почву для узурпации
полномочий одной власти другой
и обеспечивает нормальное
функционирование органов государства.
Сбалансированность властей основывается
на суверенитете народа, что нашло конституционное
закрепление в ряде современных государств.
По идее законодательная власть должна
принимать законы, исполнительная - организовывать
их выполнение, а судебная - решать спор
о праве на основании закона, принятого
законодательным органом.
В последнее время наряду с
тремя традиционными ветвями государственной
власти (законодательной, исполнительной,
судебной) выделяют и функционирование
учредительной власти; власти общественного
мнения (прессы); контрольной власти; материальной
власти, ассоциируемой с такими институтами
государства, как армия, полиция, тюрьма
и т.п20.
Федерализм тоже может внести
свой вклад в дело ограничения государственной
власти. Как своеобразное государственное
устройство «федерация дополняет горизонтальное
разделение власти еще и разделением ее
по вертикали и тем самым становится средством
ограничения государственной власти,
системой сдержек и противовесов». Это
создаст своего рода «двойную безопасность»
для прав человека и гражданина. При реально
действующих федеративных отношениях
различные государственные структуры
и ветви власти будут контролировать друг
друга, уменьшать вероятность злоупотреблений
и произвола в отношении личности21.
--Гарантированность прав и свобод
человека и гражданина:
В правовом государстве существует
ряд гарантий, которые обеспечивают соблюдение
закона и соблюдение основных свобод граждан:
- Политические гарантии законности
- это прежде всего демократизм общественного
и государственного строя, политический
и идеологический плюрализм, активное
участие граждан в управлении
делами государства.
- Социально-экономические
гарантии законности - многообразие
форм собственности, создание
необходимых условий для
их развития, обеспечение им
равной защиты, свободное
предпринимательство, право граждан
распоряжаться своими способностями
к производительному
и творческому труду, справедливые
условия найма, увольнения,
оплаты и охраны труда и т.д.
- К юридическим гарантиям относятся
следующие: нормативная урегулированность
законами или подзаконными актами
всех общественных отношений, нуждающихся
в правовом закреплении, эффективная
деятельность специальных органов, контролирующих
соблюдение законов, а также
правоохранительных органов,
привлечение к
юридической ответственности должностных
лиц, посягающих на права и свободы
граждан.
--Взаимная ответственность личности
и государства:
В условиях правового государства
личность и властвующий субъект (как представитель
государства) должны выступать в качестве
равноправных партнеров, заключивших
своеобразное соглашение о взаимном сотрудничестве
и взаимной ответственности.
Этот способ ограничения политической
власти выражает нравственно-юридические
начала в отношениях между государством
как носителем власти и гражданином как
участником ее осуществления. Устанавливая
в законодательной форме свободу общества
и личности, само государство не свободно
от ограничений в собственных решениях
и действиях. Посредством закона оно должно
брать на себя обязательства, обеспечивающие
справедливость и равенство в своих отношениях
с гражданином, общественными организациями,
другими государствами.
Подчиняясь праву, государственные
органы не могут нарушать его предписаний
и несут ответственность за нарушения
или невыполнение этих обязанностей. Обязательность
закона для государственной власти обеспечивается
системой гарантий, которые исключают
административный произвол. К ним относятся:
а) ответственность правительства перед
представительными органами; б) дисциплинарная,
гражданско-правовая или уголовная ответственность
должностных лиц государства любого уровня
за нарушение прав и свобод конкретных
лиц, за превышение власти, злоупотребление
служебным положением и пр.; в) импичмент
и др.
Формами контроля со стороны
общественности за выполнением обязательств
государственных структур являются референдумы,
отчеты депутатов перед избирателями,
прозрачность деятельности органов власти
и т. д. На тех же правовых началах строится
и ответственность личности перед государством.
Применение государственного принуждения
должно носить правовой характер, не нарушать
меры свободы личности, соответствовать
тяжести совершенного правонарушения.22
Таким образом, отношения между
государством и личностью должны осуществляться
на основе взаимной ответственности. «Соблюдение
правовых требований – юридическая обязанность
всех, и прежде всего государства. Этим
подчеркивается неотчуждаемость естественных
прав человека в правовом государстве».23
--Высокий уровень правосознания
и правовой культуры в обществе:
Для формирования правового государства
требуется высокий уровень общей культуры
вообще и правовой в частности. Культура как наработанная
человечеством сумма духовных и материальных
ценностей напрямую влияет на характер
политических институтов. В истории можно
увидеть немало примеров, когда всплески
культуры, искусства совпадали с периодом
либерализации государства. Общество
высокой культуры несовместимо с тоталитарной
властью, поскольку она, как правило, персонифицируется
в харизматическом вожде, которому полностью
подвластно неразвитое сознание масс.
Истинную свободу, свободу от догм и стереотипов,
дают только знание, культура. Последняя
основывается на принципах справедливости,
свободной личности, автономии ее от власти.
Тоталитаризм держится на идолопоклонстве,
на монополизации культуры и идеологии,
и только поэтому многие правители всячески
противились распространению просвещения
и культуры. Если не будет прогрессировать
массовая и индивидуальная культура, не
только правовая реформа, но и всякая другая
обречена на провал или уж, во всяком случае,
на однобокость. Всякое государство, решившее
серьезно двигаться по пути свободы, не
должно экономить на культуре, образовании,
в противном случае оно получит плохо
образованных, малоактивных, равнодушных
к происходящему в стране даже не граждан,
а скорее обывателей24.
Либеральное сознание продуцирует
плюрализм - в политике, экономике, искусстве
и т.п. Ему свойствен высокий уровень правосознания,
поскольку право мыслится как один из
главных социальных феноменов, опосредующих
социальные связи членов общества. Право
является не только критерием дозволенного,
предписанного и запрещенного, но и мерилом
свободы индивидов и социальных общностей25.
3 Гражданское общество и правовое
государство
Гражданское
общество в широком смысле и сам термин
«гражданское общество» появились, когда
сложились представления о гражданстве
и гражданине, и возникло понятие общества
как совокупности граждан. Это произошло
еще в Древней Греции и Риме. Однако тогда
различия между гражданским обществом
и государством не проводилось. Так, Аристотель
полагал, что «государство есть не что
иное, как совокупность граждан, гражданское
общество», то есть он употреблял термины
«гражданское общество» и «государство»
как синонимы. И такой подход, в котором
государство и общество рассматривались
как единое целое, сохранялся вплоть до
XVIII в., то есть до того периода, когда в
своих основных чертах стало складываться
гражданское общество в его строгом
современном понимании.
Гражданское
общество в его современном понимании
и значении - это общество, способное противостоять
государству, контролировать его деятельность,
способное указать государству его место,
держать его «в узде». Говоря другими словами,
гражданское общество - это общество, способное
сделать свое государство правовым. Между
тем это не означает, что гражданское общество
только тем и занимается, что борется с
государством. В рамках принципа социального
государства, гражданское общество позволяет
государству активно вмешиваться в социально-экономические
процессы. Другое дело, что оно не позволяет
государству подмять себя, сделать социальную
систему тоталитарной.
Такая способность
общества к политической самоорганизации
возможна лишь при наличии определенных
экономических условий, а именно - экономической
свободы, многообразия форм собственности,
рыночных отношений. В основе же гражданского
общества лежит частная собственность.
Именно она позволяет членам гражданского
общества сохранять экономическое достоинство.
Итак, гражданское
общество и его взаимоотношения с государством
характеризуются, в основном, следующими
моментами26:
- становление
и развитие гражданского общества
связывается с формированием буржуазных
общественных отношений, утверждением
принципа формального равенства;