Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2014 в 12:34, курсовая работа
Актуальность темы исследования. В современном мире меняются роль государства, его цели и деятельность. Особое внимание привлекает та грань государства, которая отражает его прямое соприкосновение с правом. Понятие "правовое государство" по-прежнему трактуется по-разному, но бесспорно главное: это официальный публично-структурный регулятор поведения людей1.
Идея правового государства зародилась давно, но свое более отчетливое выражение получила в трудах Ж.Ж. Руссо, теории общественного договора, позициях французских политических деятелей и их новой концепции прав человека и гражданина и особенно в работах немецких ученых.
Гражданское общество - это не зависящая от государства сфера экономических, духовных, культурных, нравственных, правовых, религиозных и других отношений людей, свободно и добровольно объединившихся в различные организации и союзы для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Оно предполагает наличие многочисленных независимых институтов, организаций и союзов, действующих в рамках права, которые служат барьером для монополизации государственной власти. Важнейшими признаками гражданского общества являются: определенный уровень гражданской культуры; высокий образовательный уровень населения; правовая защищенность граждан, наиболее полное обеспечение прав и свобод человека; самоуправление, свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм; сильная социальная политика государства20.
Как вполне обоснованно замечает М.Н. Марченко, процесс формирования гражданского общества, а на его основе - правового государства, так же как и изначальный процесс формирования традиционного общества и государства, - это весьма противоречивый, сложный и к тому же весьма длительный процесс, требующий взаимных усилий, как со стороны общества, так и со стороны государства21. Иными словами, ключ к формированию гражданского общества, а вместе с ним и правового государства, лежит в недрах традиционного общества, а не в сейфах правящей "элиты" или же анналах "классического" государства.
7. Правовое
государство как оптимальный
баланс взаимной
8. Правовое
государство и ограничение
В идее правового государства ученые выделяют два главных аспекта: свободу человека, наиболее полное обеспечение его прав; ограничение правом государственной власти. В философском смысле свобода может быть определена как способность человека действовать в соответствии со своими интересами, опираясь на познание объективной необходимости. В правовом государстве в отношении человека создаются условия для его юридической свободы, реализуется механизм правового стимулирования, в основе которого лежит принцип "Не запрещенное законом дозволено". Человек как автономный субъект свободен распоряжаться своими способностями, собственностью, имуществом. Право же, являясь формой и мерой свободы, должно максимально раздвинуть границы ограничений личности, прежде всего в экономике, сфере внедрения научно-технического прогресса в производство и т.п. Наиболее крупные и значимые блоки "права-стимула" в отношении личности (свобода, собственность, равенство и т.д.) воплощаются в формуле "права человека", которые являются фундаментальными в том плане, что призваны обеспечивать первичные предпосылки достойного существования, и лежат в основе конкретных многообразных субъективных прав личности.
Итак, при анализируемом научном подходе правовое государство - это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.
9. Правовое государство - государство с приоритетом интересов индивида. С одной стороны, правовое государство призвано защищать и охранять интересы всего общества, отдавая должное интересам отдельной личности25. По мнению С.С. Алексеева, "само существование и предназначение права вызвано необходимостью нормативного упорядочения общественных отношений... главным пунктом, сердцевиной этого упорядочения является утверждение свободы автономной личности, простора юридически дозволенного поведения"26.
10. Правовое
государство как примат права
в конкретных сферах
А. "Построение основ правового государства в Российской Федерации, - считает К.П. Ермакова, - обусловливает осуществление преобразований во всех сферах жизни общества. Одним из важнейших выступает совершенствование судебной системы"27.
Б. Одним из необходимых условий развития современного правового государства, по мнению Я.Е. Наконечного, является формирование единого информационно-правового пространства, обеспечивающего полную правовую информированность граждан, юридических лиц, всех государственных и общественных структур, доступность правовых актов для всех заинтересованных лиц28.
В. В Российской Федерации в последние годы, как считает А.А. Харлашин, происходит стремительное и масштабное развитие законодательства, направленное на реализацию принципов правового государства и осуществление коренных преобразований в различных сферах общественной жизни29.
Г. По мнению других исследователей, правовое государство предполагает в качестве объективной предпосылки развитую правовую систему, соответствующую экономическим, социальным, общественно-политическим, культурным и другим потребностям развития общества30.
Что же такое правовое государство? Форма? Функция? Нет. Конституционные характеристики государства как демократического, правового и социального означают установление целевых режимов деятельности как устойчивой нормативной ориентации. Каким же образом можно охарактеризовать правовое государство как модель организации общества? Во-первых, правовому государству присуще признание верховенства закона в двояком смысле. С одной стороны, конституция31 и закон служат регулятором основ государственной и общественной жизни, статуса гражданина и человека. С другой - именно закон выступает первичной основой организации и функционирования всех государственных институтов. Таков императив.
Во-вторых, правовое государство признает приоритет прав и законных интересов человека и гражданина и считает их непосредственно действующими.
В-третьих, с правовым государством связано такое его устройство, при котором институты власти гарантируют обоснованные и справедливые решения в разных сферах и одновременно права граждан.
В-четвертых, правовое государство характеризуется правильным сочетанием норм национального и международного права. Оно обеспечивает свой суверенитет и признает в определенных пределах приоритет международно-правовых принципов и норм. Договорные, модельные и иные нормы дают возможность регулировать правовое пространство в сферах, представляющих интерес для других стран.
В-пятых, глубокое проникновение идей правового государства в жизнь человека и общества означает признание и использование высоких принципов права и демократии. Речь идет о согласовании публичных и частных интересов, правовых границах деятельности, об ответственности за принятые решения и действия, о доступности права, повышении уровня правосознания граждан. Формирование правомерного поведения требует стимулирования и поощрения за активные правомерные действия.
Разумеется, названные признаки правового государства отражают концепцию и нормативную модель. В реальной жизни России и других стран наблюдается сложное их восприятие. На практике часто допускаются нарушения конституционных и иных правовых норм, коррупционные проявления, что сопровождается "теневым" правом и заметными отклонениями от нормативно-ценностных ориентиров.
Важно подчеркнуть: идея и концепция правового государства не только имели доктринальный характер, но и получали официальное признание32.
Правовое государство возникает только при наличии гражданского общества, состоящего из "автономных, суверенных, свободных личностей, равных друг другу и обладающих частной собственностью на условия своей жизнедеятельности"33. В этом контексте можно сказать, что правовое государство является необходимым атрибутом гражданского общества, опосредующим его политическую сферу. Правовое государство обеспечивает решение "общих дел" членов гражданского общества. При этом государство понимается как институт, выполняющий в значительной мере "служебные" функции, обслуживающий потребности общества. Следует подчеркнуть, что такое понимание правового государства свойственно не только теории, но и закреплено в ряде законодательных актов. Соответствующие положения включены в большинство конституций современных демократических государств34. Из этого вытекает существеннейшее положение, согласно которому источником власти, носителем суверенитета является народ, делегирующий часть своих полномочий государству. Следовательно, государственная власть, помимо всего прочего, должна быть легитимной, признаваться обществом справедливой, в силу определенных причин "имеющей право" властвовать, а законы должны соответствовать праву, а деятельность государства должна осуществляться в соответствии с законом. Государство вправе издавать и изменять законы, но пока законы действуют, они обязательны для самого государства.
Одной из основных целей реформирования, с реализацией которых связывается дальнейшее развитие отечественной государственно-правовой системы, выступает построение в России правового государства. Общепризнано, что воплощение базовых принципов правового государства, предполагающих приоритет интересов личности, свободу и неприкосновенность граждан, ограничение политической власти правом, способствует преодолению негативных последствий тоталитарного прошлого, демократизации общественной жизни и установлению справедливого правового порядка35.
Необходимо иметь в виду, что правовое государство - это определенный политико-правовой режим функционирования государственной власти, где создаются все условия для всестороннего и гармоничного развития личности, для развития общества в целом.
Можно выделить следующие основные черты и свойства правового государства, характеризующие его сущность и социальное назначение36: приоритет права во всех сферах общественной жизни; гарантированный круг основных прав и свобод человека и гражданина как показатель уровня цивилизованности общества, качества деятельности государственных органов; взаимная ответственность государства и личности; осуществление государственной власти по принципу разделения властей; осуществление конституционного надзора только судом.
Одна из важнейших черт правового государства - характер взаимодействия между государственной властью и правом, при котором государство оказывается связанным правом и служит его охране. Правовое государство начинается там, где законодатель считает принципы ограничения своей воли реальными объективными правовыми началами.
При установлении правовой основы общества право имеет приоритет над государством в том смысле, что государственная власть, политика подчиняются праву. Примат права над государством означает, что каждый человек обладает естественными и неотчуждаемыми правами и свободами, только народ имеет суверенное и неотъемлемое право определять форму и содержание деятельности государства, а также демократичность институтов государственной власти.
Господство права во всех сферах общественной жизни предполагает сочетание двух аспектов: во-первых, в форме правовой организации системы государственной власти и, во-вторых, в виде верховенства правового закона. При этом необходимо иметь в виду тот факт, что правовая законность и правовая организация государственной власти должны быть таковыми не только по названию, но и по содержанию. Речь идет именно о приоритете правового закона, в основу которого положены принципы свободы, равенства и справедливости. В противном случае закон и законность могут служить поддержанию и оправданию антиправовых порядков.
В правовом государстве должны действовать только правовые законы, адекватные правовой природе регулируемых общественных отношений. Не закон рождает право, а право требует законодательного признания, не государство господствует над правом, а право господствует над государством, подчиняя его обществу и общественным потребностям.
Принцип верховенства правового закона означает, что закон как выражение воли народа находится во главе иерархии нормативно-правовых актов и имеет высшую юридическую силу. Однако не всякий закон может быть назван правовым. Под правовым законом понимается такой закон, который отвечает определенным правовым принципам и не противоречит естественным и неотчуждаемым правам и свободам человека. "Закон - это не продукт произвольной деятельности государства, - пишет В.Н. Кудрявцев, - он должен отвечать демократическим правовым принципам равенства и справедливости"37. Правовое государство начинается там, где законодатель понимает принципы ограничения своей воли реальными объективными правовыми отношениями, в основе которых лежат свобода и равенство их участников. Исходя из этих критериев и следует говорить о верховенстве права, его господстве в общественной жизни.
Высшую юридическую силу имеет основной закон государства, который устанавливает основы конституционного строя страны, правовое положение личности, порядок организации и деятельности высших органов государственной власти страны. Конституция страны имеет значение непосредственно действующего права. В конституции страны необходимо закрепить и конкретизировать принципы верховенства права и механизмы его осуществления, для того чтобы избежать произвола и сохранить стабильный правопорядок.
Информация о работе Правовое государство: концепция и реальность