Правовое государство: концепция и реальность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2014 в 12:34, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. В современном мире меняются роль государства, его цели и деятельность. Особое внимание привлекает та грань государства, которая отражает его прямое соприкосновение с правом. Понятие "правовое государство" по-прежнему трактуется по-разному, но бесспорно главное: это официальный публично-структурный регулятор поведения людей1.
Идея правового государства зародилась давно, но свое более отчетливое выражение получила в трудах Ж.Ж. Руссо, теории общественного договора, позициях французских политических деятелей и их новой концепции прав человека и гражданина и особенно в работах немецких ученых.

Файлы: 1 файл

_Янышев_Ю-051_Правовое государство.docx

— 216.67 Кб (Скачать файл)

При рассмотрении роли административной реформы отмечено, что современная трансформация российского государства не означает унификацию форм и методов государственного регулирования. Модернизация системы государственного управления в России является одним из важных условий ускорения социально-экономического развития страны. Это подтверждает процесс конвергенции содержательной стороны государственно-правового устройства в различных странах в направлении расширения демократических прав и свобод граждан, усиления контроля обществом над деятельностью государственных органов, уменьшения вмешательства административных структур в экономическую деятельность фирм и граждан, усиления стратегически-инновационной и социально-экономической функций государства. Ключевая проблема реализации любого сценария административной реформы состоит в том, что государственный аппарат, в первую очередь, должен заниматься самореформированием.

Анализ судебной реформы показал, что именно судебная система призвана гарантировать правовой характер всех реформ. Активное участие Конституционного суда РФ в судебной реформе обусловливается самой природой конституционного контроля в системе разделения ветвей государственной власти. Деятельность Конституционного суда РФ с самого ее начала способствовала становлению судебной власти. Согласно параграфу, в условиях общественной трансформации основными принципами, которые должны стать основой формирования дееспособной и автономной системы конституционного правосудия являются: системность конституционного контроля; непрерывность ее действия; самоограничение функционирования системы; эффективность институциональной системы и функциональная полноценность конституционных судов; органическое сочетание функционального, институционального, организационного и процессуального начал в осуществлении конституционного правосудия40.

Таким образом, методология судебной реформы не могла не сказаться на ее полноте, динамике и качестве. Необходимость утверждения федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013-2020 гг41.» была вызвана тем, что как переходный период, так и сам переходный процесс затянулись.

2.3 Проблемы и перспективы  развития правового государства  в России

Своеобразным логическим решением споров о сути и назначении государства, определяемого и направляемого правом, стала конституционная констатация России как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления.

Правовая система, созданная в государстве, является единой вне зависимости от формы государственного устройства. Субъекты федерации, как уже отмечалось, не обладают верховенством на своей территории, в частности – верховенством права. Сфера действия федерального права, как отмечает Д.А. Ковачев, распространяется на всю федерацию, и ни в одной из них провинции, земли, кантоны не вправе препятствовать его применению42.

В то же время в федеративном государстве субъекты федерации наряду с государством располагают такими элементами государственности, как основной закон, конституция. При этом основные законы субъектов федерации не нуждаются в утверждении центральной властью. Более того, и федерация, и ее субъекты осуществляют собственное правовое регулирование; следовательно, действуют две системы законодательства.

Г.Н. Андреева справедливо отмечает, что законодательные органы в субъектах федерации, как правило (но не всегда), являются однопалатными, в то время как федеральный парламент – двухпалатным. Единственные или нижние палаты парламентов субъектов федерации избираются непосредственно гражданами, причем возрастной ценз для пассивного избирательного права при этом, как правило, ниже, чем для выборов в федеральный парламент, но нередко существуют ещё и дополнительные цензы, и в первую очередь – ценз оседлости43.

Акты, издаваемые парламентами субъектов федерации, являются законами. Они выражают высшую правотворческую власть, так же как и федеральные законы. Как отмечает К.В. Арановский, «дуализм правовой системы порождает некоторую ее несогласованность, но и дает гражданам известную свободу выбора»44. На уровне субъектов федерации обычно проводятся и референдумы, причем вне зависимости от того, имеется такая практика на федеральном уровне или нет. Таким образом, можно говорить о существовании в субъектах федерации собственной правовой системы с существенной степенью автономии.

Одним из результатов развития процессов правотворчества и правоприменения в условиях федеративного государства является изменение характера судебной системы в федерациях и их субъектах.

В унитарных государствах обычно устанавливается единая судебная система. Однако отдельные политически единые государства допускают изменения из этого правила, равно как и некоторых других. В федеративных же государствах, хотя в основном судебные органы субъектов федерации и являются частью единой системы, а верховные суды субъектов находятся под контролем федерации, иногда учреждается двойная система судов и действует процессуальное право субъектов федерации45.

Таким образом, в целом необходимо констатировать, что субъекты федераций обладают собственными правовыми системами, что, казалось бы, сближает их в этом отношении с государствами. Между тем необходимость адаптации законодательства субъектов федераций к законодательству федерации ставит под сомнение автономность такой правовой системы и подчеркивает ее зависимый характер. И хотя государства также гармонизируют своё законодательство с нормами международного права, такая гармонизация носит добровольный характер, в то время как гармонизация федерального законодательства и законодательства субъектов федерации – обязательный. В результате, наличие правовой системы субъекта федерации не позволяет отождествить его с государством именно в силу отсутствия суверенитета, отражающегося и на статусе соответствующей правовой системы и на её месте в правовой системе федерации.

Необходимо отметить, что Конституция Российской Федерации закрепила в концентрированном виде концепцию и институты правового государства. Во-первых, это один из признаков России как государства. Во-вторых, человек, его права и свободы признаны высшей ценностью и являются непосредственно действующими. В-третьих, закреплено верховенство Конституции и закона. В-четвертых, установлен принцип соответствия национальных норм общепризнанным международным принципам и правилам. В-пятых, учреждены государственные институты для обеспечения законности и охраны прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Признаки правового государства отражают как его концепцию, так и нормативную модель. В реальной жизни России, так же, как и других государств, наблюдается сложное восприятие и реализация принципов и норм. На практике часто допускаются нарушения конституционных и иных правовых норм, коррупционные проявления, что сопровождается «теневым» правом и заметными отклонениями от нормативно-ценностных ориентиров, разрыв между словесным и письменным признанием и реальными делами. Мера отклонений не должна ломать концепции и модели.

Как видно, характеристика России как правового государства имеет не только конституционный, но и содержательно-целевой смысл. Оно призвано оптимизировать виды деятельности в обществе и условия жизни. Но пока не все элементы правового государства развиты в равной мере, «нагромождение» актов не сопровождается другими процессами46.

Практика отстает от правовых моделей, и пока институты, чиновники и все граждане не освоят их в полной мере, государство не сможет быть признано правовым и фактически адекватным его принципом47.

Необходимо подчеркнуть, что необходимым и неотъемлемым признаком правового государства является свободное и автономное функционирование гражданского общества.

Таким образом, построение правового государства предполагает прежде всего становление полноценного гражданского общества. В развитии российского правового государства наблюдаются диспропорции, когда развитость одних элементов сдерживается слабостью других. Громадному нормативному массиву не соответствует степень его реализации. Права и свободы человека часто нарушаются и выступают скорее не в качестве цели и обязанности, а лишь как один из аспектов деятельности государственных институтов.

В России 1990-х гг. мы наблюдали процесс, когда «центральная власть» была «вынуждена смотреть на дело по - государственному, то есть заботиться об интересах выживания не только себя, но попутно по необходимости и всего управляемого ею общества.

Именно центру волею судеб приходится проводить в стране буржуазные реформы»48, –пишет А.С. Хоцей.

Напротив, сегодня мы наблюдаем процессы, где полное поглощение личности государством просто невозможно. Как справедливо отметил Б.А. Кистяковский, в правовом государстве – правовой организации народа именно отдельный человек, представляющийся с первого взгляда ничтожной величиной по сравнению с государством, оказывается наиболее сильным для него противником, потому как отдельный человек является единственным вполне реальным основанием всякой общественной и государственной жизни49.

Приняв в 1993 г. качественно новую Конституцию, мы не можем игнорировать личность, заменяя ее общественным. Таким образом, решение проблемы отношения государственной власти и личности можно лишь в том случае, если взять за основу постулат: государственная власть – это не что иное, как служение лиц, которым народ доверил власть, на пользу общества и государства.

Заключение

Проанализировав изученный материал, познакомившись с работами авторов относительно путей и методов совершенствования государственного устройства и создания правового государства можно высказать мнение на ряд положений по этой проблеме.

Стабильное государство – это государство не только сильное в экономическом плане, но и прочное своими внутренними политическими и правовыми связями, которые являются цементирующей основой любого общества и создают надежные предпосылки для его гармоничного развития. И чем справедливее правовые взаимосвязи: власть – общество – личность, чем полнее учитываются интересы каждого индивида и общества в целом, тем стабильнее и прочнее само государство.

И в этом смысле идеи организации государственного устройства на принципах правового государства имеют непревзойденное значение.

Говоря о становлении России как правового государства нельзя не привести высказывание отечественных теоретиков – правоведов о том, “ что для России путь к правовому государству не был и никогда не будет простым и быстрым”. В статье 1 Конституции РФ 1993 года закреплено следующее: “РФ Россия есть демократическое, федеративное правовое государство, с республиканской формой правления”. То есть, статус правового государства впервые закреплен в Основном законе страны. К сожалению, одиннадцатилетнего срока действия этого закона недостаточно для формирования важнейших элементов законодательной базы правового государства. О значительных проблемах в правовом поле, его недостатках и необходимости совершенствования неоднократно говорилось и в выступлениях Президента России.

Современная Россия в последние годы делает важнейшие и серьезные шаги по пути к созданию полноценного правового государства. Поэтому я, как и большинство моих соотечественников, надеемся на успех в достижении этой цели.

Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета", N 7, 21.01.2009
  2. Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 N 1406 "О федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы" // Собрание законодательства РФ", 07.01.2013, N 1, ст. 13
  3. The Rule of Law: Perspectives from Around the Globe", Editor: Francis Neate, London, 2009
  4. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. М.: Магистр-Пресс, 2004. 410 с.
  5. Айнутдинов Р.Ф. Проблемы и перспективы развития правового государства в России: политический аспект // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология . 2013. №2. С.209-219.
  6. Алексеев С.С. Теория права. Харьков, 1994. С. 122.
  7. Андреева Г.Н. Конституционное право зарубежных стран в вопросах и ответах. М.: ЭКСМО, 2004.
  8. Анциферова Н.А. Правовые средства формирования правового порядка // Общество и право. 2009. N 2. С. 4.
  9. Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран. М.: ИНФРА-М, 2000.
  10. Байтин М.И., Касаева Т.Г. Основные направления связи реалистической теории права с современными реалиями российского общества // Право и политика. 2007. N 12. С. 22.
  11. Баренбойм П.Д. Правовое государство как партнер гражданского общества: к 150-летию опубликования концепции "Государство как произведение искусства" // Законодательство и экономика. 2010. N 9. С. 7 - 11.
  12. Бондарь Н.С. Местное самоуправление и конституционное правосудие: конституционализация муниципальной демократии в России. М., 2008. С. 11.
  13. Вислогузов Ю.А. От гражданского общества к правовому государства // Гражданское общество и правовое государство. 2013. Т. 1. С. 26-28.
  14. Вышкварцев В.В. Правовое государство, права и свободы человека в концепциях российских ученых XX - начала XXI вв. Автореф. дисс…..к.ю.н. Москва, 2009. С.3
  15. Ганоев О.К. Идея правового государства и проблемы государственно правовой трансформации в современной России. Автореф. дисс…к.ю.н. М., 2012. -30 с.
  16. Диллигенский Г.Г. "Конец истории" или смена цивилизаций? // Вопросы философии. 1991. N 3.
  17. Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 1908.
  18. Ермакова К.П. Понятие и субъективные пределы судебного усмотрения // Журн. рос. права. 2009. N 8. С. 11.
  19. Зорькин В.Д. Россия и Конституция в XXI веке. М., 2008.
  20. Иеринг Р. Цель в праве. СПб., 1881. С. 264, 273.
  21. Калякин О.А. Формы демократизации правотворчества в приднестровской Молдавской Республике в период перехода к правовому государству // Юридическая техника. 2014. № 8. С. 542-543
  22. Кистяковский Б.А. Сущность государственной власти. Ярославль, 1913
  23. Конституционное право зарубежных стран. / под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И.Лейбо, Л.М. Энтина. 2-е изд., перераб. М.: НОРМА, 2005.
  24. Копылова Е.Ю. Проблемы имплементации норм международного частного права во внутреннее право иностранных государств // Международное публичное и частное право. 2008. N 4. С. 21.
  25. Короткова О.И. Правопорядок как базис социального правового государства // Рос. юстиция. 2009. N 6. С. 32.
  26. Кудрявцев В.Н., Лукашева Е.А. Социалистическое правовое государство // Социалистическое правовое государство: проблемы и суждения. М., 1989. С. 12.
  27. Малюшин А.А. Конституционно-судебное правотворчество в правовом государстве. М., 2006. С. 11.
  28. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983.
  29. Мартынчик Е.Г. Гражданское общество и правовое государство: ценности и приоритеты в сфере борьбы с преступностью. Роль адвокатуры в их защите // Безопасность бизнеса. 2009. N 3. С. 11.
  30. Марченко М.Н. Соотношение гражданского общества и государства: вопросы теории // Журн. рос. права. 2008. N 10. С. 22.
  31. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М., 2004. С. 65.
  32. Наконечный Я.Е. Значение и роль мониторинга нормативных актов для систематизации российского законодательства // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. N 9. С. 12.
  33. Новгородцев П.И. Два правовых идеала. Научное слово. Кн. X. М., 1994. С. 120.
  34. Паламарчук В.М. Правоприменение в правовом государстве. Дисс…к.ю.н. Москва, 2011.- 172 с.
  35. Певцова Е.А. Экстремистские проявления в поведении молодежи в период правовых реформ и кризисных явлений в государстве: проблемы профилактики // Рос. юстиция. 2009. N 7. С. 12.
  36. Ралько О.В. Значение институтов гражданского общества для становления правового государства // Нотариус. 2011. N 2. С. 36 - 38.
  37. Ралько О.В. Правовое государство: переход от абстрактных понятий к конкретным характеристикам // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. N 5. С. 3 - 8.
  38. Рогов А.П. Особенности государственного принуждения в правовом государстве: Автореф. дисс…к.ю.н.  Саратов, 2013. С. 34.
  39. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. СПб., 1995. С. 112.
  40. Субочев В.В. Законные интересы / Под ред. А.В. Малько. М., 2008. С. 9.
  41. Тихомиров Б.А. Правовое государство: проблемы формирования и развития //Семинар «Проблемы формирования и реализации государственной политики в современной России». М.: Научный эксперт, 2011.
  42. Тихомиров Ю.А. Правовое государство: модели и реальность // Журнал российского права. 2011. N 12. С. 5 - 20.
  43. Тихомиров Ю.А. Теория компетенции. М.: Юринформцентр, 2005.
  44. Умиев А.И. К вопросу современного понимания правового государства // "История государства и права". – 2007. - N 1
  45. Философия права в начале XXI столетия через призму конституционализма и конституционной экономики / Сост. П. Баренбойм, А. Захаров. М.: Издание Московско-Петербургского философского клуба, 2010. С. 29.
  46. Харлашин А.А. Перспективные пути развития института юридической ответственности // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. N 7. С. 22.
  47. Хоцей А.С. Теория общества. Т. III, кн. 2. Казань, 2002.

Информация о работе Правовое государство: концепция и реальность