Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 12:39, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в исследовании сущности правового государства и гражданского общества, выявлении их особенностей в современных условиях.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
- изучить возникновение и развитие идеи правового государства;
- раскрыть понятие и принципы правового государства;
- определить взаимосвязь гражданского общества и правового государс
ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................................3
1. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ...............................5
1.1. Возникновение и развитие идеи правового государства........................5
1.2. Понятие и принципы правового государства..........................................8
2. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО КАК ФУНДАМЕНТ
ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА...............................................................................15
2.1. Гражданское общество и правовое государство....................................15
2.2. Развитие гражданского общества в России............................................19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............
4
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................
1. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ......................
1.1. Возникновение и развитие идеи правового государства...................
1.2. Понятие и принципы правового государства...................
2. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО КАК ФУНДАМЕНТ
ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА...................
2.1. Гражданское общество и правовое государство...................
2.2. Развитие гражданского общества в России........................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Сильное гражданское общество - это обязательный признак стабильного демократического государства с конкурентоспособной экономикой. Гражданское общество одновременно выступает и как партнер власти в реализации всех ее начинаний, и как ее конструктивный оппонент, отстаивающий свободы и интересы каждого гражданина и различных групп общества. Развитие современных гражданских институтов и поощрение гражданских инициатив послужат катализатором устойчивого развития страны и создадут гарантии экономических и политических прав и свобод российских граждан.
Российское общество успешно прошло сложный этап адаптации и преобразований постсоветского периода и идет по пути модернизации экономики и социальной жизни. Этот процесс в XXI веке означает усложнение системы общественных связей и интересов, рост требований и ожиданий граждан. Такая модернизация порождает необходимость открытого и честного диалога между гражданским обществом и государственными структурами.
Активность гражданского общества будет способствовать модернизации государства, развитию российской модели демократии, обеспечению прав человека и гражданина. Эффективная, ответственная, прозрачная и подотчетная обществу власть, господство права, искоренение коррупции - вот те цели, достичь которые можно только путем сотрудничества государства с заинтересованными структурами гражданского общества.
Создание условий для становления и укрепления разнообразных общественных организаций, которые будут вовлечены в созидательные процессы модернизации российского общества - вот залог доверия между гражданином и государством и, в конечном счете, залог лидерства России в современном мире.
Правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования. Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности гражданского общества, назначение которого - обеспечить свободу и благосостояние граждан.
Степень разработанности темы. В основе современных концепций правового государства лежат идеи Дж. Лильберна, Г. Гроция, Б. Спинозы, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, Г. Гегеля, К.Т. Велькера, Р. фон Моля и других европейских просветителей.
В России данная концепция развивалась в трудах ученых-юристов либеральной школы - Б.Н. Чичерина, П.И. Новгородцева, М.М. Ковалевского, Б.А. Кистяковского. Специальные исследования посвятили этой теме, в частности, В.М. Гессен (Теория правового государства. 1913), С.А. Котляревский (Власть и право. Проблема правового государства. 1915) и др.
Правовое государство и гражданское общество исследовано в трудах многих современных ученых, в частности Абакумова С.А., Абдуллаева М.И., Алексеева С.С., Венгерова А.Б., Головистиковой А.Н., Коровниковой Н.А., Лопушанского И.Н., Марченко М.Н., Румыниной В.В. и др.
Цель курсовой работы состоит в исследовании сущности правового государства и гражданского общества, выявлении их особенностей в современных условиях.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
- изучить возникновение и развитие идеи правового государства;
- раскрыть понятие и принципы правового государства;
- определить взаимосвязь гражданского общества и правового государства;
- обосновать развитие гражданского общества в России.
Методами исследования являются сравнительно-исторический, логический, индукции и дедукции, метод анализа и синтеза, системный метод.
Теоретической основой работы послужили идеи и концепции, сформулированные в трудах отечественных и зарубежных ученых, посвященные правовому государству и гражданскому обществу.
1. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ
1.1. Возникновение и развитие идеи правового государства
Идея правового государства своими корнями уходит в античное общество. Государство как организация публично-властной силы, основанной на законе, явилось как бы прототипом правового государства.
Мыслители античности (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон и др.) пытались выявить связи между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества. Они считали, что наиболее разумна и справедлива та форма общежития людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для государства.
Государственная власть, признающая право и одновременно ограниченная им, по мнению античных мыслителей, считается справедливой государственностью. Например, Аристотель считал, что «там, где отсутствует власть закона, нет места и (какой-либо) форме государственного строя». Он также отмечал, что во всяком государственном строе имеется три элемента: первый - законосовещательный орган о делах государства, второй - магистратуры, третий - судебные органы.
С идеями древнегреческих мыслителей о праве, свободе, человеческом достоинстве перекликаются гуманистические взгляды и воззрения древнеримских политических и общественных деятелей. Они трактуют государство как публично-правовую общность людей. «Государство, - утверждает Цицерон, - есть достояние народа, а народ не любое единение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов»[1].
Идеи о взаимосвязи права и государства, закона и политики античных мыслителей оказали заметное влияние на становление и развитие учений о правах и свободах личности, разделении властей, конституционализме в эпоху Нового времени. Новое юридическое мировоззрение требовало новых представлений о свободе и достоинстве личности путем их утверждения посредством права. Обеспечение политической свободы личности возможно только на основе правовой организации и деятельности системы законодательной, исполнительной и судебной властей.
В основе современных концепций правового государства лежат идеи Дж. Лильберна, Г. Гроция, Б. Спинозы, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, Г. Гегеля и других европейских просветителей, которые полагали, что на смену бюрократическому государству эпохи абсолютизма должно прийти государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами и свободами. Впервые законодательное закрепление права и свободы человека получили в Конституции США (1789), а также были объявлены в Декларации прав человека и гражданина во Франции (1789). С точки зрения концепции естественного права, люди по договору образуют государство для охраны своих прав и свобод[2].
Идея правового государства вместе с этим тесно связана с концепцией разделения властей. Либеральное правовое государство заинтересовано в известном ослаблении государственной власти путем осуществления принципа ее разделения. Смысл этой идеи заключается в том, что государство не должно возлагать все свои полномочия на какого-либо одного правителя (или орган). Сосредоточение всей власти в одних руках порождает произвол, уничтожает свободу. Свобода может быть там, где власть ограничена правом. Речь идет о том, что надо различать законодательную, исполнительную и судебную власти. Они должны быть самостоятельны.
Принцип разделения властей исключает какое-либо сосредоточение власти в одних руках или в одном органе, что служит гарантией от произвола, неограниченного и бесконтрольного самовластия.
Принцип разделения властей предусматривает не просто отделение законодательной, исполнительной и судебной властей друг от друга, но и создание таких условий, при которых они ограничивали бы друг друга на основе системы «сдержек и противовесов». Законодательная власть может контролировать власть исполнительную путем издания обязательных для нее законов. Исполнительная власть имеет право законодательной инициативы.
Судебная власть контролирует обе ветви власти путем проверки конституционности (законности) принимаемых ими юридических актов.
Термин «правовое государство» (Rechtsstaat) впервые был применен в немецкой юридической литературе в первой половине XIX века в трудах ученых К.Т. Велькера, Р. фон Моля, а затем и в других странах, в том числе в России. Свою теорию правового государства Р. фон Моль изложил в книге «Наука полиции в соответствии с принципами правового государства». В англосаксонской правовой системе применяется термин «правление права» (The Rule of Law).
В России данная концепция развивалась в трудах ученых-юристов либеральной школы - Б.Н. Чичерина, П.И. Новгородцева, М.М. Ковалевского, Б.А. Кистяковского. Специальные исследования посвятили этой теме, в частности, В.М. Гессен (Теория правового государства. СПб., 1913), С.А. Котляревский (Власть и право. Проблема правового государства. М., 1915) и др.
Концепция правового государства, сложившаяся в политико-правовой доктрине XVIII–XX вв., включает: установление реальных гарантий прав и свобод личности; разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; верховенство правового закона; взаимную ответственность личности и государства; осуществление высшего конституционного контроля.
Таким образом, идея правового государства, зародившаяся в античную эпоху, усилиями передовых мыслителей многих столетий превратилась в стройную теорию, а затем нашла свое практическое применение в развитых странах мира, в том числе и в Российской Федерации на современном этапе ее развития.
В современной западной политико-юридической мысли утвердилась концепция либерального правового государства. По существу теория правового государства основана на признании незыблемости прав и свобод человека и принципа разделения властей. Взаимоотношения личности и государственной власти в условиях правового государства принципиально иные, нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового государства характерно ограничение государственной власти, связанность ее правом и законом.
Суть правового государства заключается именно в характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение прав и свобод личности. Еще Гегель подчеркивал, что хорошие законы ведут к процветанию государства, а свободная собственность есть основное условие его блеска.
1.2. Понятие и принципы правового государства
Правовое государство - это такое демократическое государство, где обеспечиваются господство права, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации и деятельности государственной власти положен принцип разделения (обособления) законодательной, исполнительной и судебной властей[3].
Правовое государство - это такая форма организации публичной власти, которая действует и развивается в рамках права (правового закона) в целях обеспечения прав и свобод личности. Правовое государство предполагает ограничение государственной власти правом. Современное правовое государство - это демократическое государство, в котором обеспечиваются основные права и свободы человека и гражданина, участие народа в осуществлении государственной власти. Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское общество, возможность осуществления индивидуальных прав. Можно утверждать, что концепция правового государства точно так же, как идеи прав личности, законности и демократии, имеет общечеловеческую ценность, хотя в каждой стране она реализуется своеобразно, в зависимости от ее истории, культурных традиций, национальных особенностей и т.п[4].
Необходимо иметь в виду, что правовое государство - это определенный политико-правовой режим функционирования государственной власти, где создаются все условия для всестороннего и гармоничного развития личности, для развития общества в целом.
Можно выделить следующие основные черты и свойства правового государства, характеризующие его сущность и социальное назначение:
- приоритет права во всех сферах общественной жизни;
- гарантированный круг основных прав и свобод человека и гражданина как показатель уровня цивилизованности общества, качества деятельности государственных органов;
- взаимная ответственность государства и личности;
- осуществление государственной власти по принципу разделения властей;
- осуществление конституционного надзора только судом.
Одна из важнейших черт правового государства - характер взаимодействия между государственной властью и правом, при котором государство оказывается связанным правом и служит его охране. Правовое государство начинается там, где законодатель считает принципы ограничения своей воли реальными объективными правовыми началами.
Информация о работе Правовое государство о гражданское общество