Правовое государство о гражданское общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 12:39, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в исследовании сущности правового государства и гражданского общества, выявлении их особенностей в современных условиях.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
- изучить возникновение и развитие идеи правового государства;
- раскрыть понятие и принципы правового государства;
- определить взаимосвязь гражданского общества и правового государс

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................................3
1. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ...............................5
1.1. Возникновение и развитие идеи правового государства........................5
1.2. Понятие и принципы правового государства..........................................8
2. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО КАК ФУНДАМЕНТ
ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА...............................................................................15
2.1. Гражданское общество и правовое государство....................................15
2.2. Развитие гражданского общества в России............................................19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............

Файлы: 1 файл

Правовое государство и гражданское общество курсовик.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

Гражданское общество - это автономная и непосредственно не зависящая от государства сфера общественных отношений, т.е. система экономических, духовных, культурных, нравственных, правовых, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в различные организации и союзы для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Государство - лишь форма гражданского общества. Гражданское общество предполагает наличие многочисленных независимых институтов, организаций и союзов, действующих в рамках права, которые служат барьером для монополизации государственной власти[11].

Гражданское общество - это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.

Становлению и развитию гражданского общества способствуют три фактора: правовой характер государства, культурное состояние общества и превращение подданных государства в свободных граждан. Основным препятствием к развитию гражданского общества является доминирование государства над обществом. Верховенство государства по отношению к личности ведет к подчинению и разрушению гражданского общества.

Гражданское общество - это сообщество свободных индивидов. В экономическом плане сказанное означает, что каждый индивид является собственником. Он реально обладает теми средствами, которые необходимы человеку для его нормального существования. Он свободен в выборе форм собственности, определении профессии и вида труда, распоряжении результатами своего труда. В социальном плане принадлежность индивида к определенной социальной общности (семья, класс, нация) не является абсолютной. Он может существовать самостоятельно, имеет право на достаточно автономную самоорганизацию для удовлетворения своих потребностей и интересов. Политический аспект свободы индивида как гражданина заключается в его независимости от государства, т.е. в возможности, например, быть членом политической партии или объединения, выступающих с критикой существующей государственной власти, вправе участвовать или не участвовать в выборах органов государственной власти и местного самоуправления. Обеспеченной свобода считается тогда, когда индивид через определенные механизмы (суд и т.д.) может ограничивать своеволие государственных или иных структур в отношении себя[12].

Гражданское общество - это правовое демократическое общество, где связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина. Идеям гражданского общества о разумности и справедливости власти, о свободе и благополучии личности соответствуют идеи приоритета права, единства права и закона, правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Гражданское общество на пути к правовому развивается вместе с государством. Правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования. Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности гражданского общества, назначение которого - обеспечить свободу и благосостояние граждан.

Гражданское общество - это сфера жизнедеятельности людей, свободная от непосредственного влияния со стороны государства и его должностных лиц, но вместе с тем организованная, внутренне упорядоченная и взаимодействующая с государством, сфера, где люди реализуют свои частные интересы, объединяются в группы и организации.

 

 

 

2.2. Развитие гражданского общества в России

 

Гражданское общество - среда, органически необходимая для развития и поддержки индивидуальных и коллективных инициатив. А ставка на интеллектуальный и духовный потенциал и творческую инициативу граждан во всех сферах социально-экономической жизни - мотор модернизации российского общества. Поскольку же без модернизации Россия останется на задворках глобального мира, упрочение в ней гражданского общества оказывается одним из решающих факторов поиска нашей страной достойного места в процессе глобализации[13].

Именно демократия делает возможным существование гражданского общества. Последнее, через представительство в органах государственной власти, политические и социальные организации, средства массовой информации, иные рычаги давления на власть определяет направления развития государства и общества, инициирует конкретные мероприятия. При демократическом режиме, в отличие от тоталитарного и авторитарного, государство является слугой гражданского общества[14].

В течение трех столетий Россия развивалась вместе с другими европейскими народами и культурно, и политически, и общественно-граждански, в чем-то отставая, но в чем-то и опережая страны и народы «классической», то есть Западной, Европы.

Преодолены тенденции социальной конфронтации в обществе, наблюдавшиеся в девяностые годы, достигнута высокая степень консолидации основных социальных слоев и групп по отношению к целям и принципам социально-экономической политики государства. Активно развиваются институты гражданского общества. Снизились политические риски ведения предпринимательской деятельности в России.

              Формируется новая система государственного управления рыночной экономикой, базирующаяся на разделении функций (правоустанавливающих, контрольно-надзорных, предоставления услуг и управления имуществом). Начала функционировать вертикаль власти, имеющая в своей основе нормативно закрепленные разграничения полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В процесс государственного управления внедряются современные методы и механизмы стратегического планирования и управления по результатам, идет их увязка с механизмами принятия бюджетных решений, в первую очередь, в рамках программно-целевого подхода[15].

Демократическая традиция есть не нечто привнесенное в Россию откуда-либо, а естественным путем и в определенный исторический момент возникшая в ней самой ценность, равно значимая в российском общественном сознании еще двум ценностям - свободе (в том числе и независимости, суверенности русской нации и русского государства) и справедливости.

У нас уже есть собственный и очень ценный, пусть и противоречивый, опыт жизни в условиях реальной демократии. Демократии и политической, и экономической. А сформированные за это время демократические институты успели доказать свою состоятельность, несмотря на проблемы в их развитии - считает Д.А. Медведев. Мы и дальше будем продолжать вести твердый курс на свободное развитие предпринимательства, защищать право частной собственности, укреплять общие принципы рыночной экономики.

В дальнейшем вся социальная деятельность и экономическая работа государства должны быть направлены на раскрытие творческого потенциала свободных и ответственных людей. Будем «инвестировать» деньги в таланты и способности людей, в их интеллект и творческую энергию. Именно человек должен стать сегодня не только главным действующим лицом политического развития, но и основным объектом вложений государства[16].

Медведев не случайно больше говорит не о достижениях, а о задачах по модернизации нашего общества это - инновации, инвестиции, институт, инфраструктура.

Содействие неправительственным организациям, некоммерческим организациям в их работе, в выполнении востребованных социальных и общественных задач - несомненный приоритет демократического государства. И, конечно, современное и процветающее государство сегодня может существовать только в свободном информационном потоке, неотъемлемая часть которого - это влиятельные и независимые СМИ, причем и федеральные и региональные, где очень много проблем, и печатные, и электронные, и так называемые новые средства массовой информации. Кстати, эта тема связана в целом с другой, большой и серьезной глобальной проблемой России - Россия, без преувеличения, это страна правового нигилизма. Также Д.А. Медведев назвал коррупцию главной проблемой российского общества[17].

Таким образом, Медведев считает, что одним из ключевых приоритетов должен оставаться сам человек с его реальными заботами и нуждами. Нужно последовательно работать во всех сферах, касающихся его повседневной жизни: от безопасности до материального достатка.

И именно для человека развиваются те социальные сферы, в которые в последнее время вкладываются довольно значительные деньги: это и здравоохранение, и образование, и социальная поддержка, сфера занятости, культура, жилищная, демографическая и семейная политика.

Здравоохранение и демографическая программа должны служить сохранению и приумножению российской нации. Кроме того, каждому человеку должен быть открыт доступ к качественным образовательным услугам. С тем чтобы он в полной мере стал востребован обществом и экономикой, а значит, был успешным, был уверенным в завтрашнем дне.

Все это вместе, по словам Медведева: и создание справедливого государства, и развитие сильного гражданского общества, и благополучие людей – и есть та основа, вокруг которой можно строить рассуждения о национальной идее.

              По словам Медведева в течение ближайших десятилетий Россия должна стать страной, благополучие которой обеспечивается не столько сырьевыми, сколько интеллектуальными ресурсами: «умной» экономикой, создающей уникальные знания, экспортом новейших технологий и продуктов инновационной деятельности.

В наши дни, уже на новом этапе развития, российское общество подтверждает приверженность демократическим ценностям Конституции. Оно в основном освоило навыки, практики и процедуры демократии. И в отличие от недавнего прошлого демократическое устройство уже не ассоциируется у наших граждан с хаосом, с бессилием, с деградацией. Новая Россия доказала свою способность выполнять социальные обязательства и обеспечивать экономический рост, гарантировать права граждан и требовать соблюдения законов, успешно бороться с терроризмом и с внешней агрессией.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате проведенного исследования правового государства и гражданского общества, можно обобщить следующие выводы.

Правовое государство - это такое демократическое государство, где обеспечиваются господство права, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации и деятельности государственной власти положен принцип разделения (обособления) законодательной, исполнительной и судебной властей.

Принцип разделения властей предусматривает не просто отделение законодательной, исполнительной и судебной властей друг от друга, но и создание таких условий, при которых они ограничивали бы друг друга на основе системы «сдержек и противовесов». Законодательная власть может контролировать власть исполнительную путем издания обязательных для нее законов. Исполнительная власть имеет право законодательной инициативы.

Судебная власть контролирует обе ветви власти путем проверки конституционности (законности) принимаемых ими юридических актов.

Одна из важнейших черт правового государства - характер взаимодействия между государственной властью и правом, при котором государство оказывается связанным правом и служит его охране. Правовое государство начинается там, где законодатель считает принципы ограничения своей воли реальными объективными правовыми началами.

Не личность и общество служат государству, а государство должно служить человеку и обществу, не право служит государству, а государство должно служить праву. Становление правовой государственности предполагает и новый тип отношений между личностью и государством. Это принцип взаимной ответственности личности перед государством и государства перед личностью. Характер взаимоотношений государства и личности является важнейшим показателем состояния общества в целом, перспектив его развития. Все отношения между гражданином и государством строятся только на основании закона, т.е. гражданин несет ответственность перед государством только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено в законодательных актах.

Гражданское общество - это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.

Правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования. Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности гражданского общества, назначение которого - обеспечить свободу и благосостояние граждан.

Именно демократия делает возможным существование гражданского общества. Последнее, через представительство в органах государственной власти, политические и социальные организации, средства массовой информации, иные рычаги давления на власть определяет направления развития государства и общества, инициирует конкретные мероприятия.

В наши дни, уже на новом этапе развития, российское общество подтверждает приверженность демократическим ценностям Конституции. Оно в основном освоило навыки, практики и процедуры демократии. И в отличие от недавнего прошлого демократическое устройство уже не ассоциируется у наших граждан с хаосом, с бессилием, с деградацией. Новая Россия доказала свою способность выполнять социальные обязательства и обеспечивать экономический рост, гарантировать права граждан и требовать соблюдения законов, успешно бороться с терроризмом и с внешней агрессией.

Информация о работе Правовое государство о гражданское общество