Правовое государство: понятие, принципы и условия формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 22:22, курсовая работа

Описание работы

Концепция правового государства имеет глубокие исторические корни. Так, идея господства права, верховенство народа высказывалась ещё в Древней Греции. Платон говорил: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью. Там же, где закон владыка над правителями, а они его рабы, я рассматриваю спасение государства и все его блага, какие могут даровать государствам Боги». 1Эти же идеи позднее развили Локк, Монтескье, Руссо и другими либералами, которые феодальному произволу противопоставляли непререкаемость закона.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Правовое государство: понятие и его основы.
Понятие правового государства.
Основы правового государства.
Глава 2. Правовое государство и его принципы.
2.1 Основные принципы правового государства.
2.2 Гражданское общество.
Глава 3.Правовое государство и его формирование.
3.1 Предпосылки.
3.2 Условия.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая работа по теории гос-ва и права.docx

— 59.44 Кб (Скачать файл)

1)наиболее полное обеспечение  прав и свобод человека и  гражданина, создание для личности  режима правового стимулирования(социальная сторона);

2)наиболее последовательное  связывание с помощью права  государственной власти, формирование  для государственных структур  режима правового 

ограничения(формально-юридическая сторона).

Правовое государство  характеризуется тем, что в отношении  человека создаются условия для  его правовой свободы, в основе которого лежит принцип «дозволено все, что не запрешено законом». Человек как автономный субъект свободен распоряжаться своими силами, способностями, имуществом. Право же, являясь формой и мерой свободы, должно максимально раздвинуть границы ограничений личности прежде всего в экономике, в сфере внедрения научно-технического прогресса в производство.

Наиболее крупные и  значимые блоки права-стимула в  отношении личности (свобода, собственность, равенство и т.д.) воплощаются  в формуле «права человека», которые  призваны обеспечивать первичные предпосылки  достойного человеческого существования и лежат в основе конкретных и многообразных субъективных прав личности. Права человека как главное звено правового режима  стимулирования для индивида есть источник постоянного воспроизводства его инициативы, предприимчивости, инструмент саморазвития гражданского общества.

Философская основа теории правового государства была сформулирована И. Кантом, рассматривающим государство  как «объединение множества людей, подчиненных правовым законам» и  считавшим, что законодатель должен руководствоваться требованием: чего народ не может решить относительно самого себя, того и законодатель не может решить относительно народа. В России принцип господства закона в общественных отношениях развивался сначала в трудах А.Н. Радищева, а  затем учены- юристов  либерального направления-Н.М. Коркунова, А.Ф. Кистяковского, С.А. Котляревского,П.И. Новгородцева и др.Так же существуют другие принципы:

Основополагающий принцип  – верховенство права (закона) в  обществе во всех сферах. Он закреплён  в Конституции Приднестровской  Молдавской Республики. Законы правового  государства опираются на Конституцию  и обладают наивысшей обязательной силой по сравнению со всеми иными  нормативными актами, издаваемыми государственными органами. Закон не может быть отменён  ни ведомственными актами, ни решениями партии. 
Второй принцип правового государства – незыблемость свободы личности, её прав и свобод, чести и достоинства, их охрана и гарантированность. При этом следует иметь в виду, что права и свободы человека не дарованы государством. Человек от природы обладает основными правами, а государство обязано гарантировать их соблюдение. В правовом государстве все законодательные акты согласуются с правами человека. Например, американская революция наряду с Декларацией о независимости приняла Билль о правах, Великая французская революция – Декларацию прав человека и гражданина, а Генеральная Ассамблея ООН 10 декабря 1948 г. приняла Всеобщую Декларацию прав человека. В то же время простое декларирование прав и свобод граждан ещё не означает, что они соблюдаются в реальной жизни. В условиях демократизации во многих странах СНГ права молодёжи на труд пока только декларация, т.к. многие выпускники школ и вузов не могут найти работу. 
Третий принцип правового государства – наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан, реализацией законов, других нормативных актов. В частности, для контроля за соблюдением международных документов о правах человека существуют Международный суд в Гааге, Европейский суд в Страсбурге, создан пост Уполномоченного по правам человека во многих странах. 
Четвёртый принцип правового государства – это принцип разделения властей. Принцип разделения властей предполагает единство и взаимодействие властей, а также определённое верховенство законодательной власти, конституционные решения которой обязательны для всех.

 Пятый принцип правового  государства – взаимная ответственность  личности и государства. Это  значит, что человек становится  центром, вокруг которого и  в интересах которого функционирует  государство. Государство, издавая  законы, принимает на себя конкретные  обязанности по защите прав  граждан. Однако есть и другая сторона этой проблемы. Предоставление прав предполагает выполнение гражданином определённых обязанностей. Например, платить вовремя налоги, соблюдать законы, уважать права и свободы других лиц и т.д. Чем ответственнее люди к этому подходят, тем более широким диапазоном прав они обладают.

2.2 Гражданское общество.

Словосочетание условно «гражданское общество» ,так как  негражданского, а тем более антигражданского общества не существует .Любое общество состоит из граждан и без них немыслимо . Только догосударственное, нецивилизованное  (родовое) общество нельзя было назвать гражданским Во-первых , в силу его незрелости ,примитивности ;во-вторых ,потому ,что там вообще не было таких понятий ,как гражданин ,гражданство.

Не могло быть ,строго говоря, гражданским и рабовладельческое общество, так как оно не признавало значительную часть своих членов в качестве свободных и равноправных .Рабы были не субъектами ,а объектами притязаний со стороны себе подобных .Тоже самое можно сказать о феодальном обществе с его крепостничеством.

Сам институт гражданства  возник и получил политико-правовое признание                                               лишь в буржуазную эпоху под влияние естественных прав человека и необходимости их юридической защиты. Но это внешнее, формальная сторона вопроса.

По существу же термин гражданское  общество преобрёл в литературе своё особое содержание и в современной трактовке выражает определённый тип (состояние, характер)общества ,его социально-экономическую,  политическую и правовую природу ,степень развитости, завершенности .Иначе говоря под этим понятием разумеется общество ,отвечающие ряду выработанных историческим обществом критериев. Это более высокая ступень в развитие социальной общности, мерой его зрелости, разумности, справедливости.

Представления о гражданском  обществе прошли длительную эволюцию, поэтому, думается ,будет полезный краткий ретроспективный взгляд на проблему ,её зарождение и развитие ,так как подобный исторический экскурс может помочь лучшему уяснению темы .

Генезис это идеи уходят в далёкое прошлое-к  Политике Аристотеля ,  Государству Платона ,другим древнегреческим учениям .Она получила продолжение в эпоху Возрождении ,в трудах Г .Гобсса ,Дж .Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, но сам термин гражданское общество стал устойчиво употребляться лишь в 18 столетии. До этого научная мысль им практически не пользовалась, так как государство и общество рассматривалось как единое целое.2

Однако и в более  позднее время принципиального  различия между обществом и государством  не проводилось. Разделить их было не просто, ведь государство-форма организации общества. Из этого, конечно ,не следует, что общественные и государственно-властные структуры, механизмы полностью и во всех случаях полностью отождествлялись .Но                        

уже  Гумбольт ,Кант, Гегель, Маркс ,Энгельс, Вебер и другие философы новой формации разграничивали эти явления, хотя четкой теории на этот счет ещё не было.

Под гражданским обществом  стали понимать особую сферу отношений, главным образом имущественных ,рыночных ,семейных ,нравственных, которые должны были находиться в известной независимости государства. В этом смысле гражданское общество истолковывалось и как цивильное, частное, приватное, т.е. такое ,в котором помимо официальных институтов существует неподконтрольный им уклад жизни-область реализации интересов отдельных индивидов и их объединений ,взаимоотношения товаропроизводителей и потребителей.

Гражданское общество мыслилось  как своего рода синоним сугубо рыночных отношений и других форм деятельности , не отождествляемых с официальной властью.

Гражданское общество оправдывает своё название не тем, что состоит из граждан ,а тем, что создает надлежащие условия для граждан.

Можно указать ряд наиболее общих идей и принципов ,лежащих в основе любого гражданского общества ,независимо от специфики той или иной страны.

 К ним относятся:

  1. Экономическая свобода ,многообразие форм собственности ,рыночные отношения;
  2. Безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина;
  3. Легитимность и демократический характер власти;
  4. Равенство всех перед законом и правосудием ,надежная юридическая защищенность личности;                                                                                       
  5. Правовое государство ,основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;
  6. Политический и идеологический плюрализм ,наличие легальной оппозиции;
  7. Свобода слова и печати ,независимость средств массовой информации;
  8. Невмешательство государства в частную жизнь граждан ,их взаимные обязанности и ответственность;
  9. Классовый мир ,партнерство и национальное согласие;
  10. эффективная социальная политика ,обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

Гражданское общество не государственно-политическая ,а главным образом социально-экономическая и личная ,частная сфера жизнедеятельности людей, реально складывающиеся отношения между людьми. Это свободное демократическое правовое цивилизованное общество ,где нет места режиму личной власти ,волюнтаристским методам правления ,классовой ненависти, тоталитаризму , насилию над людьми ,где уважаются закон и мораль,

принципы гуманизма и  справедливости.

Гражданское общество-открытое ,демократическое, антитоталитарное, саморазвивающееся общество, в котором центральное место занимает человек, гражданин, личность.

Суммируя изложенное и  учитывая высказанные в литературе мнения ,можно кратко определить гражданское общество как совокупность вне государственных и вне политических отношений (экономических, социальных, культурных ,нравственных, духовных, корпоративных, семейных, религиозных), образующих особую сферу специфических интересов свободных индивидов-собственников и их объединений.

Глава 3.Правовое государство  и его формирование.

3.1 Предпосылки правового  государства. 

Идея правового государства  всегда покоилась на дуализме Государства  и Права. Но одновременно она опиралась  на общефилософское представление о Праве как высшей ценности, обладающей своим собственным содержанием.    

 Правовая государственность  объективно предполагает автономность  и политическую свободу индивида, отдавая приоритет в общественных  и государственных делах социальным  целям личности.    

 Теории верховенства  закона, «господства права» отражали стремление двигаться к правовому государству. Однако даже в лучшие времена на практике еще никому не удавалось построить общество, в котором право и закон действительно бы господствовали. Это обусловлено тем, что право не может быть выше экономического строя, культурного развития, которые оно отражает, а также противоречиями в обществе, субъективными качествами людей.    

 Только связанность  правом характеризует государство  как правовое, но достигнуть этого  в абсолютной степени невозможно, так как государство обладает относительной самостоятельностью, так же как и право.     

 Для формирования правового  государства должны быть необходимые предпосылки:

  1. Обеспечение удовлетворительного, а в идеале хорошего, материального положения граждан. В ст. 25 «Всеобщей декларации прав человека» говорится: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.

 

   2. Проведение деэтатизации (разгосударствления) социальной жизни,  свертывание командно-административных методов руководства и управления.  

3. Совершенствование законодательства  и создание единой системы контроля и надзора за его проведением  в жизнь. Усиление роли Конституционного суда.   

4. Укрепление судебной  системы, введение суда присяжных.   

5. Выработка у граждан  навыков сознательного участия  в управлении государством и  общественными делами.  

6. Наличие в обществе  прочного правопорядка, законности и конституционности.  

7. Утверждение принципа  плюрализма мнений и суждений, многопартийность.  

8. Развитие системы самоуправления  народа в центре и на местах.   

9. Последовательное расширение  и укрепление демократии во всех сферах жизни общества.

3.2 Условия формирования  правового государства.    

Формирующееся на пике современной  цивилизации и культуры качественно  новое общество характеризуется  рядом черт, которые прогнозировались для будущей формации еще марксизмом: огромный рост производительных сил  на основе достижений НТП, постепенное  обобществление производства, стирание граней между городом и деревней, умственным и физическим трудом, классовых  противоречий, социальная защищенность трудящихся, свобода и справедливость, развитие личности,

распределение по труду, личному вкладу в материальное и духовное                                                                                                          

производство.

В разных регионах планеты  такое общество, безусловно, будет  иметь свои отличия не только в  области культуры, мировоззрения, духовных начал, темпах исторического роста  цивилизации, но и по преобладанию в  рамках экономического плюрализма тех  или иных форм собственности на средства производства и его продукты. Тем  не менее нельзя не учитывать тенденции, особенно в развитых странах, к национализации производства, науки, техники и технологии, к сближению и взаимообогащению культур, к установлению непосредственных связей между людьми и народами разных регионов, стран, континентов, к совместному решению коренных глобальных проблем на нашей планете, к торжеству нового мышления, проистекающего из упрочения мирового сообщества, наличия его общих задач сохранения и развития земной цивилизации и характеризуемого приоритетом общечеловеческих ценностей перед классовыми и национальными интересами. По всей видимости, постиндустриальное общество вне специфики тех или иных стран имеет общие черты, которые предопределяют следующие основные социальные предпосылки формирования правового государства.

Высокий уровень материального обеспечения населения. Он может быть достигнут при условии оптимального развития производительных сил на основе современных достижений НТП, стимулируемых производственными отношениями. Прежде всего отношениями собственности на средства и продукты производства, особенно на прибыль. Своеобразие перехода к новой формации в мировом масштабе заключается в том, что процесс фактического обобществления проявляется не только в концентрации производства, но и в его деконцентрации, диктуемой степенью развития производительных сил,

Информация о работе Правовое государство: понятие, принципы и условия формирования