Правовое государство: понятие, принципы и условия формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 22:22, курсовая работа

Описание работы

Концепция правового государства имеет глубокие исторические корни. Так, идея господства права, верховенство народа высказывалась ещё в Древней Греции. Платон говорил: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью. Там же, где закон владыка над правителями, а они его рабы, я рассматриваю спасение государства и все его блага, какие могут даровать государствам Боги». 1Эти же идеи позднее развили Локк, Монтескье, Руссо и другими либералами, которые феодальному произволу противопоставляли непререкаемость закона.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Правовое государство: понятие и его основы.
Понятие правового государства.
Основы правового государства.
Глава 2. Правовое государство и его принципы.
2.1 Основные принципы правового государства.
2.2 Гражданское общество.
Глава 3.Правовое государство и его формирование.
3.1 Предпосылки.
3.2 Условия.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая работа по теории гос-ва и права.docx

— 59.44 Кб (Скачать файл)

разделения (и соединения) труда, расширяющейся инфраструктурой  и т.п.                  

Высокий уровень культуры.

В данном случае речь идет как  о духовной культуре населения, так  и о политической, правовой культуре, как элементах культуры демократии. Вне и помимо общей и профессиональной культуры невозможно воспринять функционирование институтов демократии, нормальную деятельность партий, цивилизованное законодательство, исполнение законов и авторитетное правосудие.

Главное заключается в  том, что без культуры свобода  превращается во вседозволенность, митинги  и демонстрации - в погромы и  массовые беспорядки, нравственность и религиозные убеждения - в фанатизм и предрассудки, трудовая деятельность - в крепостной труд из-под палки, в отбывание повинности или безделье.

Проблема стадий роста  культуры сложна и противоречива. Она  связана с историческими корнями  духовной жизни народов, природными и социальными условиями их существования, этническими особенностями и  хозяйственными укладами, нравами и  обычаями, психологическими чертами  характера, даже с образом мышления. Сравнивать уровни культуры народов  очень трудно, поскольку каждый из них имеет свои достижения и, вероятно, пробелы. Однако именно в разнообразии духовной культуры разных народов и  регионов, наций и национальностей, во взаимообогащении культур заключается  животворный плюрализм духовного  развития человечества.

В каждую эпоху мировой  цивилизации были и есть общечеловеческие эталоны духовной культуры, культуры общения между людьми, воспитанности, образованности, интеллигентности - в  смысле, прежде всего, взаимного уважения и терпимости. Современное цивилизованное общество,

отличаясь определенным уровнем  духовности и нравственности, должно

приобретать новое, не теряя  при этом то лучшее, что было свойственно  прошлому.

Гуманизм и незыблемость общечеловеческих прав личности все  более пронизывают духовную культуру общества на ступени его современной  цивилизации, нравственные и правовые идеалы. Демократия возможна только в  тех странах, где наряду с материальным обеспечением населения имеет место  соответствующий уровень духовной культуры человека, общества и деятельности его социальных институтов, политических структур. Однако рост культуры требует  не меньше, а скорее больше времени  и усилий, нежели рост экономики. К  тому же нельзя забывать, что производительные силы - это не только машины, автоматика, роботы, аналитические ресурсы. Прежде всего, - это сам человек, уровень  его развития, умение использовать орудия труда, технику, организация и условия труда, характер разделения и соединения труда. Свободный творческий труд в свободном обществе, социальная защищенность каждого работника и удовлетворение своей работой, нравственная и материальная заинтересованность высококультурного работника в конечных результатах труда - все это органически связано между собой и определяет образ жизни людей, качество их социального бытия. И если в экономике в принципе невозможно "перескочить" через этапы ее необходимого развития, то тем более невозможно игнорировать стадии роста культуры народов и регионов. Но все же государство может создавать предпосылки для ускорения этого роста, путем восприятия достижений мировой цивилизации, или, напротив, воздвигать "железный занавес" на пути такого восприятия. Замыкать культуру в границах государства, которое ведет к его стагнации, превращает саму самобытность культуры в оковы ее нормального совершенствования и

роста.

В любом, даже достаточно развитом, демократическом обществе будут добро и зло, правда и неправда, прогрессивные и репрессивные силы, господство права и факты беззакония, социальные противоречия и разнородные интересы. Однако преобладание его позитивных черт над негативными в области общественного сознания и духовного состояния столь же важны для правовой государственности, как и ее материальные предпосылки. 

Демократия и политический плюрализм.

Так называемое "государство  законности" - это власть, требующая  от населения соблюдения законов, подчинения нижестоящих органов вышестоящим, иерархии (соподчинения) видов, уровней  нормативных правовых актов.

Тоталитарные и близкие  к ним государства также тяготеют к требованию соблюдения их предписаний, к безусловности исполнения приказа. Однако сами законы при этом нередко оказываются санкционированными государством произвола. Реальная сила сосредотачивается в административно-управленческом аппарате, который по своему усмотрению регулирует важнейшие отношения, творит "правовую" основу собственной деятельности.

При монополии одной партии режим характеризуется не демократией, а партократией, даже формально не подчиненной праву. Состояние законности при тоталитарном режиме поддерживается страхом, жесткими и несправедливыми репрессиями, ограничением прав и свобод граждан, "дарованных" государством, отбирающим их по собственному волеизъявлению, ссылаясь при этом на интересы народа или нации, государственной безопасности. Важнейшей предпосылкой подлинно правовой государственности является существование демократической

политической системы. Без  разновидности демократии правовое государство не существует и не функционирует. Демократия в свою очередь непременно предполагает и идейный, и политический плюрализм, отсутствие монополии одной  партии.

Дословно термин "демократия" в переводе означает власть народа. Однако социально-политический феномен  демократии вовсе не исчерпывается  таким пониманием, тем более что  остается и само определение народа. Скажем, господство толпы никто не может считать проявлением демократии. Нельзя сводить демократию и к  господству большинства над меньшинством. В подлинной демократии меньшинству  должно быть предоставлено гарантированное  право занимать и отстаивать свою позицию, иметь свое мнение и бороться за него в рамках закона, гласно и  свободно.

Демократия - это общечеловеческая социальная и политическая ценность, исключающая произвол и одного лица, и большинства, и толпы, и всех по отношению к отдельному индивиду.

Демократический строй предполагает механизм выявления интересов различных  слоев общества и решение, строящееся на оптимально возможном консенсусе интересов, позиций, платформ, мнений.

Демократическое государство  образуется свободными гражданами страны, подчиняется волеизъявлению большинства  и обеспечивает общественную безопасность в рамках закона всем гражданам. Такое  государство предполагает для выявления  и согласования общественного мнения различных социальных слоев населения  всеобщие выборы представительных органов  и плюралистическую политическую систему. Партии - основа демократической системы, в свою очередь, организуются и действуют  на принципе добровольного и свободного союза единомышленников. Демократическое  государство запрещает существование  экстремистских и

расистских организаций, партий и заговорщических групп, в том числе тех, что стремятся  к насильственному свержению  демократического конституционного строя. Демократическое государство полноценно функционирует при наличии в стране политического плюрализма, партий парламентского типа, рассчитанных не на захват власти вооруженным путем, а строящих свою политику на демократической борьбе в процессе выборов в представительные органы и в отстаивании своих позиций в самих этих представительных учреждениях, а через них и в оперативно-управленческой деятельности администрации.

Идеология - общественное сознание, преломленное классовыми (групповыми) интересами. Она порождается политической борьбой. Может способствовать духовному  освоению действительности или искажать ее, деформировать иные формы сознания (науку, мораль, национальное самосознание, религию).

Заключение.

 В свете вышеизложенного можно сделать вывод, что правовое государство – очень сложное, многомерное развивающееся явление. В ходе общественного прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития. Тем не менее, общим началом любого правового государства является его связанность правом.

Правовое государство - это  государство, в котором правовыми  средствами реально обеспечены права  и свободы человека и гражданина и вся публично-политическая деятельность государства осуществляется в строгом  соответствии с правом и законом.  
Его главное предназначение – гарантирование каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. Здесь речь идет о такой

системе социальных действий, при которой права и свободы  человека и гражданина являются первичными, в то время как возможность  осуществления функций государственной  власти выступает вторичной.

Высшей целью общественного  развития в правовом государстве  является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Само объявление человека высшей ценностью  есть не что иное, как установления ответственности государства перед  личностью, поскольку не государство  дарует человеку права и свободы, а человек обладает неотчуждаемыми правами и свободами, принадлежащими ему от рождения и охраняемые государством во всех стадиях их реализации.

Сам процесс формирования правового государства на территории СНГ идет очень медленно и встречает  на своем пути множество трудностей и проблем.

В последнее время очень  много говорится о правовом государстве, о построении правового государства, но создается впечатление, что не каждый понимает, что же включает в  себя это понятие, на чем оно основывается, какова его история. Не каждый знает  также, что для создания правового  государства необходимо возникновение ряда определенных предпосылок, важнейшей из которых является гражданское общество, то есть сфера реализации индивидами своих экономических, социальных, культурных, религиозных, национальных, семейных и других неполитических интересов, которые находятся за пределами государственного регулирования. Наша психология опирается на то, что именно государство должно позаботиться о благосостоянии своего народа. Но даже самое развитое правовое государство не способно предоставить своим гражданам приемлемые блага для полного функционирования общества. Иначе говоря, мы сами должны разобраться, что же необходимо для нашего процветания, позаботиться о своей обеспеченности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1.Аристотель.Политика.М.,1911.С.165.

2.Барнашов А.М.Теория разделения властей:становление,развитие,применение.Томск,1988.С.6

3.Конституция ПМР

4.Козлихин И.Ю. Идея правового государства: История и современность. - С-Пб.: Изд-во С-Пб университета, 1993.

5.Лазарев В.В. Общая теория права и государства - М.: Юрист, 1994.

6. Марченко М.Н. Теория Государства и Права: учебник для студентов вузов-Москва 2008.

7.Н.И.Матузов и А.В.Малько Теория Государства и Права-Юристь Москва 1997.

8.Мельникова М.В. Эволюция идей о гражданском обществе и правовом государстве и проблемы их реализации в России. Монография -Издательство Самарского юрид. института ФСИН России, 2006.

9. Раянов Ф.М, Теория правового государства: проблемы модернизации / Ф.М. Раянов. - Уфа: АН РБ, Гилем, 2010.

10. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших 
учебных заведений/ Под ред. В.Г. Стрекозова.- М: Дабахов, Ткачев, Димов, 
1995.

 

 

 

 

 

 

1 Платон.Соч.Т.3.Ч.2.М.,1972.С.188-189.

2 См.,например:Локк Дж. О политическом или гражданском обществе.Соч.Т.3.М.,1988

 


Информация о работе Правовое государство: понятие, принципы и условия формирования