Правовое государство: понятие, признаки, история

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 14:50, курсовая работа

Описание работы

Советская государственность в период тоталитаризма не воспринимала идею правового государства, считая ее буржуазной, диаметрально противоположной классовой концепции государства.
В разные эпохи, разными учеными-юристами давались различные определения термину “правовое государство”. В наши дни правовое государство характеризуют следующими словами: ”Правовое государство - это всеохватывающая политическая организация общества, основанная на верховенстве закона. Форма осуществления народовластия, функционирующая на основе права, инструмент защиты и обеспечения прав, свобод и обязанностей каждой личности.”

Файлы: 1 файл

Правовое государство.docx

— 48.00 Кб (Скачать файл)

Это идеи и разделения функций  партийных и государственных  органов, и идеи все более активного  участия широких слоев населения  в управлении делами общества и государства, и провозглашение принципа «Все во имя человека. Все для блага человека», и развитие идей общенародного государства, и многое другое.

Более того, в 60—80-е годы в нашей стране проводились дискуссии  о соотношении права и закона, где подвергался сомнению издавна  сложившийся тезис о том, что  право и закон есть идентичные явления и понятия, что закон  как ведущий нормативно-правовой акт, исходящий от государства, всегда имеет правовой характер. В тот  же советский период развивались  идеи «государства законности» и  конституционности, уделялось значительное внимание повышению жизненного уровня трудящихся масс, гарантиям их социально-экономических  прав и свобод.

Однако многие теоретические  разработки, созвучные идеям правового  или «околоправового» государства  в рассматриваемый период, так  и остались не чем иным, как лишь теоретическими разработками. На практике, особенно в 30—40-е годы сталинских репрессий  и беззакония, торжествовали совсем иные идеи и принципы.

Значительный шаг в  развитии идей правового государства  был сделан за период с 1985 г. по настоящее время, за годы так называемой перестройки и постперестройки. Именно в это время были расширены политические права и свободы российских граждан, упразднена политическая цензура, сняты все ограничения с так называемых запретных, не всегда приятных для властей предержащих тем. Во вновь принятой Конституции Российской Федерации 1993 года были зафиксированы такие ассоциирующиеся с теорией правового государства принципы и положения, как принцип плюрализма в политической жизни и идеологии, верховенства закона, разделения и относительной самостоятельности законодательной, исполнительной и судебной властей и др. Наконец, нельзя не упомянуть о том, что в Конституции 1993 года впервые в российской истории было закреплено положение, согласно которому Российское государство представляется не иначе как социальное, правовое государство.

Разумеется, такое представление  о российском государственном пространстве, где пышным цветом расцветают криминал и мздоимство, сочетающиеся с обнищанием и социально-экономическим бесправием трудовых масс, выглядит явным преувеличением. Для Конституции России 1993 года «правовое государство», не имеющее под собой реальной основы,— это такой же политико-идеологический штамп, как никогда не существовавшее «государство диктатуры пролетариата» — для Конституции СССР 1936 года или «общенародное государство»—для Конституции РСФСР  1978 года.

К тому же следует учитывать  тот осознанный еще в дореволюционной (1917 г.) России факт, что любое государство, включая Российское, никогда, в силу объективных и субъективных причин, не сможет стать правовым «до конца».

Дело в том, что «правовой  запрос», т. е. необходимость строгого соблюдения действующего законодательства, иногда сталкивается, по мнению автора, с исключительно важными для  выживания государства обстоятельствами, когда первое подвергается сомнению и испытанию со стороны второго. Это, конечно, не значит, поясняет ученый, что в таких обстоятельствах  право становится «чем-то второстепенным для государства, чуть ли не предметом  роскоши для его сочленов». Это  лишь означает, что «в известные  исключительные моменты государственной  жизни потребность дать возможно полное осуществление господству права встречает преграду в еще более сильной потребности, неустранимой, как объективный мир».

Вопрос о том, может  ли государство последовательно  соблюдать издаваемые им же самим  правовые акты и должно ли оно это  делать при любых, даже самых чрезвычайных для его выживания обстоятельствах, иными словами, может ли оно «стать правовым до конца», является весьма спорным  в научной литературе. Вполне справедливо  и обоснованно, как представляется, доминирует точка зрения, согласно которой государство не может  себе позволить в одних случаях  соблюдать действующее законодательство, а в других — не соблюдать. Оно  должно в любых обстоятельствах  строго следовать правовым предписаниям.

Тем не менее, такая проблема существует, споры вокруг нее ведутся, и это нельзя не учитывать при решении вопроса о том, что такое правовое государство и может ли становящееся на путь демократических преобразований «обычное» государство до конца стать правовым.

 

Глава 2. Правовое государство: понятие и признаки.

Правовое государство  – организация публичной политической власти на определенной территории, способствующая наиболее полному осуществлению  прав и свобод человека и гражданина и ограничивающая власть с целью  минимизации злоупотреблений ею.

Принципиально важными предпосылками  создания и упрочнения правового  государства являются его основы, на базе которых оно создается, и  благодаря которым оно функционирует.

Выделяют экономическую, социальную и политическую основы правового государства.

Экономической основой правового государства являются определенные производственные отношения, базирующиеся на развитии разнообразных форм собственности, свободном предпринимательстве, борьбе с экономическим монополизмом и т.д.

Создание в обществе условий, необходимых для реализации каждым человеком своих творческих и трудовых возможностей, обеспечение личных прав и свобод человека составляют прочную социальную основу правового государства.

Политическая основа правового государства наиболее полно проявляется в его суверенитете. Правовое государство является суверенным, иными словами, оно концентрирует в себе суверенитет народа и наций, населяющих определенную страну.

Современное правовое государство - это демократическое государство, в котором обеспечиваются права  и свободы, участие народа в осуществлении  власти (непосредственно или через  представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды  и убеждения, что находит свое выражение, в частности, в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и  т.п.

Основными признаками правового  государства являются:

1) верховенство закона  во всех сферах жизни общества;

2) деятельность органов  правового государства, которая  базируется на принципе разделения  властей на законодательную, исполнительную и судебную;

3) взаимная ответственность  личности и государства;

4) реальность прав и  свобод гражданина, их правовая  и социальная защищенность;

5) политический и идеологический  плюрализм, заключающийся в свободном  функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих  в рамках конституции, наличие  различных идеологических концепций,  течений, взглядов;

6) стабильность законности  и правопорядка в обществе.

Верховенство закона - главенство конституции, законов в деятельности исполнительной государственной власти над ею же издаваемыми подзаконными нормативными актами.

Закон - акт высших органов  государственной власти, непосредственно  выражающий волю народа, интересы гражданского общества. Поэтому законность связывается  с господством, прежде всего законов. Всякое издание норм права, противоречащих закону, есть ее нарушение, как и  точное выполнение требований нормативного акта, противоречащего закону.

Наивысшую юридическую силу имеет конституция - основной закон  государства. А потому в содержании законности как важнейший компонент  выделяется конституционная законность. Только тогда они будут в полной мере выражать волю народа, интересы общества, основные идеи и принципы права, обеспечивать режим подлинной законности, равенство всех перед законом. У всех должна быть равная обязанность соблюдать правовые предписания, в равных условиях все должны обладать равными правами и не иметь преимуществ, все права должны быть одинаково защищенными. Этот принцип проповедовал еще Цицерон, утверждая, что «под действие закона должны подпадать все». Иначе говоря, в жизнь необходимо претворять заключенную в праве идею справедливости, гарантии личности от злоупотреблений со стороны других субъектов, в том числе представителей власти.

Неукоснительное соблюдение (исполнение) правовых актов всеми  субъектами права. Данное требование диктует  необходимость реализации государственно-властных предписаний (обязанностей и запретов), их безусловную обязательность для  всех субъектов права.

Обеспечение неукоснительной  реализации прав и свобод. Это требование обращено не к управомоченному субъекту (который может реализовать или  не реализовать право по своему усмотрению), а к компетентным органам государства. Мало предоставить гражданам права. Важно создать условия, обеспечивающие их осуществление, систему организационных, юридических мер, гарантирующих  их защиту. Конституция РФ предоставила гражданам весьма широкий круг прав и свобод. Однако многие из них до сих пор не обеспечены достаточно эффективным механизмом реализации, другие не подкреплены экономически. Результатом здесь может стать  ущербность конституционной законности.

Надлежащее правильное и  эффективное применение права. Названное  правило адресовано государственным  органам, в чью компетенцию входит обязанность обеспечить реализацию правовых норм. Вспомним, что применение права - деятельность компетентных государственных органов по обеспечению реализации норм права. Дело не только в том, что эти органы должны действовать строго в рамках закона. Законность нуждается в эффективной правоприменительной деятельности, что предполагает недопущение волокиты, бюрократизма, безразличия к интересам людей, своевременную реакцию на любые заявления граждан об ущемлении их прав и свобод, издание эффективных правоприменительных актов, последовательная борьба с правонарушениями. Законность требует, чтобы любые отступления от предписаний закона своевременно вскрывались, последствия правонарушений устранялись, а виновные в их совершении привлекались к ответственности.

Недопустимость произвола  в деятельности должностных лиц. Законность есть антипод произвола - деятельности, основанной не на нормах права, а на субъективистских, произвольных решениях. Должностные лица, принимая властное решение, должны руководствоваться  не сиюминутными личными или групповыми интересами, а конкретными правовыми  предписаниями, и учитывать при  этом интересы общества, государства, правовые принципы и требования морали. Это правило обращено не только к  правоприменительным, но и к правотворческим  органам, которые должны исключить  пробелы и противоречия в праве, создающие условия для произвола, субъективизма, волюнтаризма.

Принцип разделения властей — это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов. Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие. Каждая из ветвей в той или иной степени осуществляет государственный контроль. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий (предметов ведения) между органами государственной власти и управления и муниципальными органами. В федеративном государстве система государственных органов трёхуровневая, разделена на федеральные органы власти, органы власти субъектов федерации и органы власти на местах (местный уровень власти).

Принцип разделения властей  заключается в том, чтобы властные полномочия были распределены и сбалансированы между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов».

Взаимная ответственность  государства и личности — самостоятельный  принцип правового государства. Еще И. Кант сформулировал эту  идею так: каждый гражданин должен обладать той же возможностью принуждения  в отношении властвующего к точному  и безусловному исполнению закона, что и властвующий в его  отношении к гражданину.

Это своеобразный способ ограничения  политической власти, который выражает нравственно-юридические начала в  отношениях между государством как  носителем политической власти и  гражданином как участником ее осуществления. Устанавливая в законодательной  форме свободу общества и личности, само государство не свободно от ограничений  в собственных решениях и действиях. Посредством закона оно должно брать  на себя обязательства, обеспечивающие справедливость и равенство в  своих отношениях с гражданином, общественными организациями, другими  государствами.

“Признание, соблюдение и  защита прав и свобод человека и  гражданина — обязанность государства”, — закреплено в ст. 2 Конституции  Российской Федерации.

Реальность прав и свобод гражданина. Этот принцип состоит в признании, утверждении и надлежащем гарантировании прав и свобод человека и гражданина. Причем предполагается, что права и свободы человека не являются неким «даром» властей, а принадлежат ему от рождения.

Правовое государство  немыслимо без определенных прав и свобод человека. В Конституции  России правам и свободам человека посвящена глава 2, которая так  и называется “Права и свободы  человека и гражданина”. В этой главе  утверждается, что права человека принадлежат ему от рождения и  не могут быть никем нарушены. В Российской Федерации “все равны перед законом и судом” независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Каждый гражданин РФ имеет право на жизнь. “Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления”. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Жилище считается неприкосновенным, каждый имеет право свободного передвижения. Каждому гарантируется свобода совести, свобода мысли и слова. Также гарантируется свобода деятельности общественных объединений. Каждый гражданин имеет право избирать и быть избранным в органы государственной власти. Законом охраняются право частной собственности и право наследования. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. “Материнство и детство, семья находятся под защитой государства”. Каждый имеет право на жилище, охрану здоровья и медицинскую помощь, образование. Каждому гражданину России гарантируется государственная защита его прав и свобод.

Информация о работе Правовое государство: понятие, признаки, история