Правовое государство, правовые нормы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 23:29, доклад

Описание работы

Правовое государство - это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.
Идея правового государства направлена на ограничение власти (силы) государства правом; на установление правления законов, а не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с государством

Файлы: 1 файл

3разд.docx

— 43.69 Кб (Скачать файл)

Правовое государство - это государство, в котором организация  и деятельность государственной  власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве  и ему соответствует.

Идея правового  государства направлена на ограничение  власти (силы) государства правом; на установление правления законов, а  не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях  с государством

Основные признаки правового государства:

1. Осуществление  государственной власти в соответствии  с принципом ее разделения  на законодательную, исполнительную, судебную с целью не допустить  сосредоточения всей полноты  государственной власти в чьих-либо  одних руках, исключить ее монополизацию,  узурпацию одном лицом, органом,  социальным слоем, что закономерно  ведет к "ужасающему деспотизму" (Ш. Монтескье).

2. Наличие Конституционного  Суда - гаранта стабильности конституционного  строя - органа, обеспечивающего  конституционную законность и  верховенство Конституции, соответствие  ей законов и иных актов  законодательной и исполнительной  власти.

3. Верховенство  закона и права, что означает: ни один орган, кроме высшего  представительного (законодательного), не вправе отменять или изменять  принятый закон.Все иные нормативно-правовые акты (подзаконные) не должны противоречить закону. В случае же противоречия приоритет принадлежит закону.Сами законы, которые могут быть использованы в качестве формы легализации произвола (прямой противоположности права), должны соответствовать праву, принципам конституционного строя. Юрисдикцией Конституционного Суда действие неправового закона подлежит приостановлению, и он направляется в Парламент для пересмотра.

4. Связанность  законом в равной мере как  государства в лице его органов,  должностных лиц, так и граждан,  их объединений. Государство,  издавшее закон, не может само  его и нарушить, что противостоит  возможным проявлениям произвола,  своеволия, вседозволенности со  стороны бюрократии всех уровней.

5. Взаимная ответственность  государства и личности:

личность ответственна перед государством, но и государство  не свободно от ответственности перед  личностью за неисполнение взятых на себя обязательств, за нарушение норм, предоставляющих личности права.

6. Реальность  закрепленных в законодательстве  основных прав человека, прав  и свобод личности, что обеспечивается  наличием соответствующего правового  механизма их реализации, возможностью  их защиты наиболее эффективным  способом - в судебном порядке.

7. Реальность, действенность  контроля и надзора за осуществлением  законов, иных нормативно-правовых  актов, следствием чего является  доверие людей государственным  структурам, обращение для разрешения  сугубо юридических споров к  ним, а не, например, в газеты, на  радио и телевидение.

8. Правовая культура  граждан - знание ими своих  обязанностей и прав, умение ими  пользоваться; уважительное отношение  к праву, противостоящее "правовому  нигилизму" (вера в право силы  и неверие в силу права).

 

 

10

Люди в современном  цивилизованном обществе в своей  повседневной жизни и деятельности руководствуются множеством различных  норм и правил. Норма - это правило, точное предписание. Будучи определенным образцом, эталоном, моделью поведения  личности, коллективов людей, она  необходима в человеческом общежитии, особенно в современном обществе, характеризующемся сложностью и  многообразием социальных связей и  отношений. Все нормы, существующие в обществе, обычно подразделяются на технические и социальные.

1. Технические  нормы - это правила взаимодействия  людей с силами и объектами  природы техникой, орудиями и  инструментами труда. Это правила  проведения строительных работ,  агротехнические нормы, технические  стандарты, нормы расходования  материалов, топлива и т. д.  В современную эпоху научно-технической  революции, усложнения производственных  процессов, возрастания значения  экологических проблем их роль  особенно значительна. В широком  смысле к техническим нормам  можно отнести также правила  математики, языка, аутотренинга, физиологические  и иные нормы. Ряд технических  норм закрепляется в нормативных  правовых актах, приобретая тем  самым юридическую силу. Обычно  они называются технико-правовыми.  Это правила противопожарной  безопасности, эксплуатации различных  видов транспорта, энергетики, госстандарты и т.д.

2. Социальные  нормы регулируют отношения между  людьми и их коллективами. Они  объединены тем, что создаются  и развиваются на протяжении  всей истории человечества, выражают  потребность социальных систем  в саморегуляции, входят в структуру общественного сознания и обусловлены уровнем цивилизованности общества, его потребностями и интересами Марченко М.Н. Теория государства и права. - М.: Юристъ, 1996. - С. 319..

Все социальные нормы обычно подразделяются на следующие  виды:

- обычаи;

- традиции;

- деловые обыкновения;

- религиозные;

- политические;

- нормы общественных  объединений (корпоративные);

- моральные;

- правовые.

Обычаи - такие  правила поведения, которые сложились  исторически, на протяжении жизни многих поколений и вошедшие в привычку в результате многократного повторения. Есть обычаи нравственного содержания (нравы), различного рода правила этикета, обрядов, ритуалов.

Традиции - близки к обычаям и во многом идентичны  им. Однако, их создание не обязательно  связано с длительным существованием соответствующей нормы, а возникает  на базе распространения какого-либо примера поведения, воспринятого тем  или иным коллективом либо обществом  в целом (например, застолье как форма  празднования определенных памятных дат). Как и обычаи, традиции опираются  не только на поддержку общественного  мнения, но и на психологические  факторы - стремление людей следовать  модному поведению, боязнь осуждения  со стороны окружающих. Привычка соблюдать  обычаи и традиции для большинства  членов общества превращается во внутреннюю потребность, стереотип поведения.

Деловые обыкновения - складываются в производственной, научной, учебной деятельности людей  и направлены на повышение ее эффективности. В современном обществе существуют как древние, многовековые обычаи и  традиции, которые носят реакционный  характер, и с которыми необходимо бороться (кровная месть, умыкание невесты  и др.), так и новые, отражающие динамику современной жизни и  основанные на идеях коллективизма, добра и человечности.

Религиозные нормы - правила, установленные различными церковными конфессиями и обязательные для верующих. Они содержатся в  религиозных книгах (Библия, Талмуд, Коран, Сунна, Законы Ману и др.), в  актах, принимаемых церковными обществами, собраниями духовенства или высших чинов церкви, в комментариях религиозных  книг. Такие нормы регламентируют отправление обрядов, церковных  служб, соблюдение постов. Религиозные  нормы могут иметь также нравственное содержание (например, заповеди из Ветхого  завета - не убий, не укради, почитай  родителей своих и др.). В древности  и средние века были длительные периоды, когда многим религиозным нормам придавался юридический характер (каноническое право в средневековой Европе). В современных мусульманских  государствах основными источниками  права являются религиозные книги - Коран и Сунна.

Политические  нормы - регулируют отношения классов, сословий, наций, иных социальных партий и других общественных объединений, направленные на завоевание, удержание  и использование государственной  власти. Они могут существовать как  в форме общих лозунгов (принцип  народовластия, строительство коммунизма и др.), так и в виде более  конкретных политических норм (приватизация государственной собственности, внедрение  принципов местного самоуправления и т.д.). В любом случае они выступают  формой осознания и выражения  классового, коллективного, группового интереса, оценки политического бытия. Политические нормы не могут иметь  первенства над правом. Иное порождает  политический произвол и способствует созданию тоталитарных режимов. Только там возможны подлинно демократический  строй и цивилизованное гражданское  общество, где политика, политические нормы опираются на закон, где  право ограничивает политическую власть, где человек, его интересы и права  являются основным объектом деятельности государства.

Нормы общественных объединений (корпоративные нормы) - регулируют права и обязанности  членов партий, профсоюзов, добровольных обществ (молодежных, творческих, научных, культурно-просветительских и других объединений), порядок их создания и  функционирования, а также отношения  таких объединений с государственными органами и иными объединениями. Такие нормы формулируются в  уставах и других документах объединений, выражают волю и интересы их членов и обязательны только для них. К нарушителям корпоративных  норм применяются меры воздействия (выговор, исключение из состава объединения  и др.), предусмотренные уставами соответствующих объединений. К  числу корпоративных относятся  также нормы, предусмотренные уставами кооперативов и других негосударственных  организаций коммерческого характера.

Некоторые наиболее важные стороны организации и  деятельности общественных объединений  регулируются также и юридическими нормами. Законодательство создает  правовую основу организации и деятельности общественных объединений, определяет общий порядок их создания, взаимоотношения  с государственными органами. Конституция  РФ Конституция РФ // Российская Газета. - №237 от 25.12.1993. предусматривает право каждого на объединение, гарантирует свободу деятельности общественных объединений. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Мораль - это взгляды, представления людей о добре  и зле, о постыдном и похвальном, о чести, совести, долге, справедливости. Одновременно это и нормы, принципы поведения, исходящие из такого рода взглядов, а также чувства, эмоции, оценивающие свое и чужое поведение  с токи зрения добра, справедливости и порядочности Венгеров А.Б. Теория государства и права. Часть 2. Теория права. - М.: Юристъ, 1995. - С. 172..

Будучи формой общественного сознания, мораль, как  и право, носит исторический характер. Она находится в движении, постоянно  изменяется, отражая уровень развития общества, его социальную структуру, национальные, бытовые, религиозные  и, в первую очередь, экономические  факторы. Мораль первобытного общества, эпох рабовладения, феодализма и современные  нравственные представления во многом различны, а некоторые из них даже противоположны друг другу.

Мораль предполагает ценностную оценку личности не только к другим людям, но и к себе, чувство  личного достоинства и самооценку своего поведения. Высшими моральными принципами для человека являются его  совесть, порядочность, честность, осознание  собственного долга.

Такие выработанные веками общечеловеческие моральные  принципы и устои, как честность, правдивость, человеколюбие, милосердие, справедливость, принципиальность, трудолюбие, призваны быть руководящими основами поведения людей, их взаимоотношений  друг с другом. Гуманное содержание морали в концентрированном виде сформулировано в известном еще  с древних времен «золотом правиле»: «Поступай в отношении других так, как ты хотел бы, чтобы они  поступали по отношению к тебе». Общее правовое предписание современного гражданского общества о том, что  осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права  и свободы других лиц гармонично дополняет и развивает это  правило.

Огромную роль в регулировании  общественных отношений играют право  и мораль. Их главным назначением  является целенаправленное воздействие  на поведение людей, обеспечивающее интересы отдельных индивидов, социальных групп или общества в целом.

Считают, что право является системой общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих государственную волю, устанавливающихся и обеспечивающихся государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Мораль же (нравственность) есть система исторически определенных норм, взглядов, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках людей, регулирующих их действия с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого, честного и бесчестного, поощряемого и порицаемого, благородства, совести, порядочности и других аналогичных нравственных критериев. С этой точки зрения дается моральная оценка всех общественных отношений, поступков и действий людей.

Универсальные категории  морали – «добро» и «зло», через  которые оцениваются другие моральные  понятия: честь, совесть, порядочность и т. п.

Соотношение между правом и моралью весьма не простое, поэтому  его анализ предполагает анализ следующих  четырех составляющих: 1) единства; 2) взаимодействия; 3) различия; 4) противоречия.

Единство права  и морали заключается в следующем:

  1. право и мораль являются универсальными регуляторами поведения людей, имеют способность проникать в различные области общественной жизни;
  2. право и мораль являются многомерными образованиями, имеющими сложную структуру, которая состоит из одинаковых и взаимодействующих между собой элементов;
  3. право и мораль действуют в едином «поле» социальных отношений;
  4. право и мораль служат общей цели – совершенствованию и упорядочению общественной жизни, регулированию поведения людей, поддержанию порядка, согласования интересов личности и общества, обеспечения и возвышения достоинства человека;
  5. право и мораль являются социальными регуляторами, имея отношение к проблемам свободной воли индивида и его ответственности за свои действия.

Тесное единство и взаимосвязь  права и морали определяют и их социальное и функциональное взаимодействие, проявляющееся в следующем:

  1. право и мораль помогают друг другу в упорядочении общественных отношений, в формировании у людей установленной юридической и нравственной культуры;
  2. правовые и моральные требования во многом совпадают: действия субъектов, осуждаемые и поощряемые правом, осуждаются и поощряются и моралью;
  3. право обязывает соблюдать законы, к тому же стремится и мораль;
  4. взаимодействие права и морали часто выражается в прямой идентичности их требований к человеку, в воспитании у него высоких гражданских качеств;
  5. право и мораль поддерживают друг друга в достижении общих целей, применяя для этого присущие им методы;
  6. правовые нормы являются проводником морали, фиксируют и защищают моральные ценности;
  7. мораль выступает в качестве ценностного критерия права.

Информация о работе Правовое государство, правовые нормы