Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 23:29, доклад
Правовое государство - это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.
Идея правового государства направлена на ограничение власти (силы) государства правом; на установление правления законов, а не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с государством
Несмотря на относительность, разграничение общих, специальных и исключительных норм имеет не только познавательное, но и непосредственно практическое значение: при разрешении каждого конкретного дела наряду с общими установлениями требуется руководствоваться специальными и исключительными нормами.
По методу правового регулирования нормы права подразделяются на поощрительные и рекомендательные.
Поощрительные нормы - это предписания о предоставлении соответствующими государственными органами определенных видов поощрения за одобряемый государством общественно полезный труд (нормативные предписания об орденах, премиях, медалях и других видах поощрения).
В юридической литературе
принято выделять рекомендательные
нормы, под которыми понимаются содержащиеся
в государственно-правовых актах
рекомендации наиболее желательного с
точки зрения государства урегулирования
общественных отношений, обращенные к
тем или иным общественным организациям.
В качестве примера таких норм
можно привести рекомендации колхозам
по организации
В законодательстве, юридической
практике и литературе принято различать
нормы материального и
Материальное право - специфическое
юридическое понятие, содержащее правовые
нормы, предназначенные различными
способами упорядочивать
Нормы материального права
регулируют содержательную сторону
реальных общественных отношений, служат
мерой юридических прав и обязанностей
их участников. Такие нормы регулируют
социальные, политические, имущественные
и иные отношения. Они определяют
права и обязанности субъектов
права, а также содержательную характеристику
правоотношений, возникающих между
государством и гражданами (населением)
в рамках регулятивных и охранительных
правоотношений. При помощи материально-правовых
норм определяются система, структура
и компетенция органов
Процессуальное право - совокупность правовых норм, определяющих процедуру применения материального права (рассмотрение и разрешение уголовных, гражданских, арбитражных дел, а также дел об административных правонарушениях и дел, рассматриваемых в порядке конституционного судопроизводства).
Нормы процессуального права
регулируют процедуру (порядок) деятельности
компетентных органов государства
по осуществлению и защите норм материального
права, прав и законных интересов
участников общественных отношений. Так,
наряду с известными отраслями материального
права существуют гражданское процессуальное
право и уголовно-
Большинство правовых норм, содержащих санкции за совершение правонарушений, применяются с обязательным соблюдением устанавливаемых процедур. Такая форма их реализации призвана обеспечивать выяснение истины по делу, обоснованность и законность принимаемого решения уполномоченными на это властными структурами.
В отличие от материальных норм процессуально-правовые нормы основным своим предназначением имеют определение юридических способов охраны, защиты и восстановления нарушенной правовой основы функционирования общества и государства.
Классификация видов норм права может осуществляться и по их юридической силе. Такой критерий деления способствует установлению возможных противоречий между ними. Чаще всего такое бывает при выходе за рамки имеющихся полномочий органов государственной власти и должностных лиц, которые принимают нормативный правовой акт.
Относительно недавно
с признанием института частной
собственности в Российской Федерации
стали признаваться нормы частного
и публичного права. Такое деление,
известное еще римскому праву, связано
с определением отражения интересов
отдельных лиц (и их объединений),
а также интересов общества (сферы
действия государственной власти, органов
правосудия). Специалистами отмечается,
что официальное признание
Рассмотренные классификации не исчерпывают всех возможных разграничений правовых норм, которые могут быть подразделены и по другим основаниям. Например, по времени действия они бывают общие - устанавливаются на неопределенный срок действия; временные - устанавливаются на определенный срок
Источник права - та официальная
форма, в которой излагаются нормы права.
Правовой обычай -сложившийся в обществе
обычай, санкционированный государством,
т. е. если правило поведения в определенной
ситуации, принятое в обществе, соответствует
интересам государства, государство придает
ему характер правовой нормы и соответственно
обеспечивает его соблюдение (в том числе
и путем принуждения). Исторически это
первый известный источник права, в
настоящее время в большинстве развитых
стран почти не используется.
Судебный прецедент - решение суда по какому-либо
конкретному делу, которое становится
обязательным при рассмотрении судами
всех последующих аналогичных дел. Обычно
полномочиями по созданию общеобязательных
норм путем судебного прецедента наделены
только вышестоящие суды. Такой источник права традиционно
широко используется в странах с англосаксонской
системой права (
Нормативный правовой акт - содержащий
нормы права документ,
принимаемый уполномоченным органом в
установленном порядке. В настоящее время
это самый распространенный источник права.
Нормативные правовые акты различаются
по юридической силе. Высшей юридической
силой обладают законы - нормативные правовые
акты, принимаемые в особом порядке органами
законодательной власти или непосредственно
народом. В Российской Федерации существуют
различные виды законов: Конституция РФ
(ос- зле. На них в значительной мере влияют
религиозные нормы. Моральные нормы, складывающиеся
в различных людских сообществах, могут
диаметрально расходиться друг с другом.
Формального закрепления эти нормы не
имеют, однако они находят отражение, в
частности, в художественной литературе.
Соблюдение норм морали обеспечивается
внутренним убеждением человека, его совестью.
Помимо этого, несоблюдение нравственных
норм влечет осуждение со стороны общества.
5. Нормы права - общеобязательные
правила поведения, устанавливаемые и
охраняемые от нарушения государством.
Закрепляются правовые нормы в официальных
юридических актах. Помимо государства
никто не может создавать нормы права. Их реализация
обеспечивается государством как путем
предоставления гарантий, так и возможностью
применения санкций (наказания).
Несмотря на то что у норм права и норм морали
различный источник и различные
последствия нарушения, эти два вида социальных
норм теснейшим образом взаимосвязаны.
При установлении правовых норм государству
приходится считаться со сложившимися
в обществе нормами морали. Исполнение
аморальных, с точки зрения людей, правовых
норм можно обеспечить только путем принуждения.
В то время как правовые нормы, со-ответствующие
представлениям людей о нравственности,
чаще соблюдаются добровольно.
ствляются посредством права. Согласно
этой концепции право есть защищенный
государством интерес.
Психологическая теория видит причины
появления права в психике
человека, в том, что человеку свойственно
испытывать некие правовые переживания,
эмоции. В данном случае основой позитивного права,устанавливае
Марксистская (материалистическая) теория
связывает возникновение права с экономическими
изменениями, затронувшими первобытное
общество, с расслоением общества на классы.
Под правом понимается воля господствующего
класса, выраженная в установлении государством
общеобязательных норм. Право - инструмент,
с помощью которого государство обеспечивает
подавление одного класса другим. Реализацияправа невозможна
без специального аппарата принуждения.
новной закон); федеральные
конституционные законы (принимаются
по вопросам, предусмотренным Конституцией);
федеральные законы (все остальные законы,
принимаемые на государственном уровне);
конституции и уставы субъектов Федерации
(основные законы субъектов); законы субъектов
Федерации (законы, действующие только
на территории конкретного субъекта).
Остальные нормативные правовые акты
называются подзаконными, они не могут
противоречить законам. Подзаконные акты
Российской Федерации: постановления
палат Федерального Собрания; нормативныеука
- зы Президента РФ; постановления Правительства
РФ; нормативные акты министерств и ведомств.
В субъектах Федерации принятие подзаконных
нормативных актов регламентируется законодательством
самих субъектов.
Особняком стоят нормативные договоры
(внутригосударственные и международные).
Они не имеют статуса закона, так как не
принимаются органом законодательной
власти или народом, а являются результатом
соглашения сторон. Однако и подзаконными
эти акты (в первую очередь, международные
договоры) назвать нельзя, так как при
противоречии между законом и договором
РФ, применяются нормы международного
договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).
ее элементы. Во-первых, потому что часто
различные элементы нормы закреплены
в разных статьях нормативного правового
акта либо в одной статье закреплено несколько
норм. Во-вторых, возможна такая формулировка,
при которой один из элементов словесно
не определен, а только подразумевается.
В-третьих, не все нормы права содержат
все три элемента (напр., нормы Конституции
РФ редко включают в себя гипотезу и не
предусматривают санкций).
14