Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 15:19, курсовая работа
Объект исследования - правовое государство как определенная философско-правовая теория и соответствующая практика организации государственной власти и обеспечения прав и свобод человека, является одним из существенных достижений мировой цивилизации. Обзор различных характеристик правового государства приводит к заключению: привычно на переднем плане в них присутствуют и прежде всего подчеркиваются специфика организации и деятельности различных институтов публичной власти такого государства, в тесной взаимосвязи со свойственным ему политическим режимом. Подобная позиция является традиционной и истоки ее следует искать в глубокой древности.
ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие и признаки правового государства……………..…………………4
2. Сущность правового государства…………………………………………..15
3. Принципы правового государства………………………………………….19
4. Условия и проблемы построения правового государства в РФ ……….....32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………….42
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИНСТИТУТ
ЗАКОНОВЕДЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ
ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИЦЕЙСКОЙ АССОЦИАЦИИ
Кафедра государственно – правовых дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Теория государства и права»
на тему: «Правовое государство»
Выполнил:
студент 2319 учебной группы
1 курса, специальность 030900 «Юриспруденция»
Романов Андрей Николаевич
Научный руководитель:
______________________________
(ученая степень, ученое звание,Ф.И.О.)
Дата защиты: _______________________
Оценка: ____________________________
______________________________
(подпись научного руководителя)
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие и признаки правового государства……………..…………………4
2. Сущность правового
государства…………………………………………..
3. Принципы правового государства………………………………………….19
4. Условия и проблемы
построения правового
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
Введение
В современной российской правовой науке нет, наверное, более популярного, но в то же время малоизученного термина, чем "правовое государство", особенно когда речь идет о построении правового государства в России. По отношению к данному феномену можно сказать то же самое, что в свое время Аврелий Августин сказал о времени: "Пока я не задумываюсь об этом, мне кажется, что нет ничего понятнее". Актуальность темы обусловлена постоянным обращением к ней со стороны ученых-правоведов. Упоминание о правовом государстве можно найти практически во всех учебниках по общей теории государства и права и конституционному праву России, выпущенных за последние десять лет, в главах книг, посвященных данному вопросу, в статьях правоведов самых различных взглядов и методологических ориентаций. Сегодня признается тот факт, что правовым может быть названо такое государство, чье функционирование основано на праве и основным направлением деятельности которого является соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека.
Названные обстоятельства определяют актуальность данной темы курсовой работы.
Цель данной работы: рассмотреть основные аспекты правового государства. В связи с этим в работе будут решены следующие задачи:
1) изучены понятие
и признаки правового
2) рассмотрены сущность
и признаки правового
3) проанализированы проблемы и условия построения правового государства в России.
Объект исследования - правовое государство как определенная философско-правовая теория и соответствующая практика организации государственной власти и обеспечения прав и свобод человека, является одним из существенных достижений мировой цивилизации. Обзор различных характеристик правового государства приводит к заключению: привычно на переднем плане в них присутствуют и прежде всего подчеркиваются специфика организации и деятельности различных институтов публичной власти такого государства, в тесной взаимосвязи со свойственным ему политическим режимом. Подобная позиция является традиционной и истоки ее следует искать в глубокой древности.
Структура курсовой работы определена в соответствии с целью и задачами исследования.
Коротко выразить сущность правового государства можно так: правовое государство - это государство, деятельность которого осуществляется на основе и в рамках законов и которое признает, уважает и охраняет права и свободы граждан.
Развитие идеи правового государства, эволюция взглядов различных мыслителей, отмеченные в первой главе работы, привели к формированию отдельных качественных характеристик правовой государственности, которые выступают в виде системы признаков. Признаки - это основополагающие требования, определяющие в своей совокупности идеальную модель государства, которое могло бы называться правовым. Их формирование обусловлено многими факторами: спецификой исторической эпохи, уровнем развития науки, образования, культуры, обычаями и традициями общества, его нравственно-духовным потенциалом, уровнем правового сознания и правовой культуры, господствующими религиозными и идеологическими взглядами и т.д.
Итак, основные характеристики правового государства касаются его признаков, на которых строятся отношения в треугольнике, состоящем из таких субъектов, как личность, общество и государство.
Основной ценностью в правовом государстве признается личность с ее правами и свободами. Права и свободы личности могут быть обеспечены при условии подчинения государства обществу и связанности государства правом. Этому способствует устройство государства на принципах народного суверенитета, демократизма, верховенства закона, разделения властей, взаимной ответственности государства и личности, политического и идеологического плюрализма, гласности в деятельности государственного аппарата и информированности граждан, наличие демократического правосудия и судебных форм защиты прав и свобод граждан, режима законности.
Конституции правовых государств и законодательство должны учитывать и реализовывать международные правовые стандарты о правах и свободах человека, зафиксированные в международно-правовых документах. В их числе прежде всего следует назвать Всеобщую декларацию прав человека, принятую ООН 10 декабря 1948 г. (эта дата отмечается как День прав человека), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах (оба пакта приняты ООН 16 декабря 1966 г., ратифицированы СССР 18 сентября 1973 г.), ряд конвенций, принятых ООН (о предупреждении геноцида, апартеида, о политических правах женщин и др.), конвенций МОТ (Международной организации по труду).
В современной правовой науке существуют разнообразные точки зрения, отличающиеся прежде всего полнотой изложения, личными позициями авторов, но по сути отражающие одни и те же подходы[1].
Например, ни у кого не вызывают возражения основные критерии правового государства: верховенство права, равенство всех перед законом, законный характер деятельности исполнительно-распорядительных органов.
Почти все авторы отстаивают
такие черты правового
Многие исследователи считают необходимым условием правового государства утверждение человека как самоценности, понимание свободы и справедливости в качестве главного критерия общественного прогресса.
Вряд ли кто-либо будет оспаривать значимость повышения роли и авторитета судебной власти, обеспечения независимого правосудия и формирование эффективных институтов конституционного контроля за законностью.
Анализ современной литературы по рассматриваемому вопросу дает основание предложить следующую формулировку понятия правового государства: функционирование государства в гражданском демократическом обществе, суверенная власть которого основана на признании общечеловеческих ценностей, приоритете права, реальном обеспечении высочайшего статуса своих граждан.
В данной формулировке отражены главные отличительные черты, по которым о государстве можно судить как о правовом. Здесь подразумевается высокий уровень развития общественных отношений, воплощенных в реальный результат - гражданское демократическое общество. В целом подобное понимание отражает и некоторые черты общества будущего - это демократизм, суверенность публичной власти, основанной на суверенитете народа, реальность и гарантированность прав и свобод граждан.
Право в данной трактовке понимается как неотъемлемое социальное свойство индивида, качество человека, масштаб социальной свободы. Именно приоритет свободы личности, обеспечивающий ее самоопределение, связь с обществом, как раз и предполагает приоритет права.
______________________________
[1] Теория государства права / Под ред. М.М.Рассолова и др. – М., 2007. – С.261.
Итак, большинство авторов
относит к основным признакам
правового государства
Рассмотрим подробнее некоторые признаки организации и деятельности правового государства.
______________________________
[2] Темнов Е.И. Теория государства и права. – М., 2003. – С.278.
Так, наиболее важным признаком, определяющим все остальные характеристики и взаимосвязи и, собственно, название данного типа государств, является признак приоритетности (господства) права. Его можно назвать базовым, потому что он характеризует ту атмосферу, в которой должна функционировать рассматриваемая нами модель социального организма. Только при наличии правовой среды можно говорить о возможности и реальном осуществлении прав и свобод личности, о разделении властей, о правовой государственности вообще. В литературе при характеристике правового государства очень часто употребляется термин "господство права", происхождение которого, очевидное связано с английским "rull of low" - "правление права" или "господство права". По мнению юристов, русский перевод данного термина не адекватен вкладываемому в него содержанию и точнее было бы говорить о приоритетности права. Это поможет избежать, с одной стороны, трактовки права как средства подавления и насилия, а с другой - фетишизации права как самодовлеющего и самоуправляющегося явления.
В советской правовой
науке за десятилетия утвердилось положе
Законодательные установления, которые ущемляют свободы личности, делают ее неравноправным с государством субъектом общественных отношений, тем самым противоречат идее правового государства.
Признак реальности прав и свобод человека предполагает функционирование механизма гарантий. Человек должен быть уверен, что его права, которых он не лишен по закону, обеспечены в любой сфере общественных отношений. Реальность закрепленных в Конституции РФ основных прав и свобод обеспечивается как индивидуальными возможностями самого гражданина, который вправе защищать свои права и свободы всеми, не запрещенными законом способами, так и государства в целом. При этом реализуются прежде всего связь граждан со всем государством, а не только с его отдельными органами или должностными лицами. При подлинной демократии, в условиях законности, права и свободы не только признаются и юридически закрепляются государством, но и реально обеспечиваются путем создания фактических и правовых условий для их действительного осуществления. Демократическое государство отличается именно тем, что его законодательство предусматривает наиболее оптимальный исходный уровень благополучия своих граждан, т.е. гарантирует им право на достойную жизнь и свободное развитие. Таким образом, под гарантиями нужно понимать совокупность созданных государством средств обеспечения гражданам фактических и юридических возможностей пользоваться всеми демократическими правами и свободами. Можно выделить материальные, политические и юридические гарантии.