Правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 15:19, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования - правовое государство как определенная философско-правовая теория и соответствующая практика организации государственной власти и обеспечения прав и свобод человека, является одним из существенных достижений мировой цивилизации. Обзор различных характеристик правового государства приводит к заключению: привычно на переднем плане в них присутствуют и прежде всего подчеркиваются специфика организации и деятельности различных институтов публичной власти такого государства, в тесной взаимосвязи со свойственным ему политическим режимом. Подобная позиция является традиционной и истоки ее следует искать в глубокой древности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие и признаки правового государства……………..…………………4
2. Сущность правового государства…………………………………………..15
3. Принципы правового государства………………………………………….19
4. Условия и проблемы построения правового государства в РФ ……….....32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………….42

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО.doc

— 301.00 Кб (Скачать файл)


НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

ИНСТИТУТ  ЗАКОНОВЕДЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ 
ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИЦЕЙСКОЙ АССОЦИАЦИИ

 

 

Кафедра государственно – правовых дисциплин 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине

 

«Теория государства и права»

 

 

на тему: «Правовое  государство»

 

 

 

 

Выполнил: 

 студент  2319 учебной группы

 

1 курса, специальность   030900 «Юриспруденция»

 

Романов Андрей Николаевич

 

 

 

 

Научный руководитель:

_____________________________________

(ученая  степень, ученое звание,Ф.И.О.)

 

Дата защиты: _______________________

 

Оценка: ____________________________

 

___________________________________

(подпись  научного руководителя)

 

 

 

 

 

                                                            Тула 2013

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ

1. Понятие и признаки правового государства……………..…………………4

2. Сущность правового  государства…………………………………………..15

3. Принципы правового государства………………………………………….19

4. Условия и проблемы  построения правового государства  в РФ ……….....32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………….42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современной российской правовой науке нет, наверное, более  популярного, но в то же время малоизученного термина, чем "правовое государство", особенно когда речь идет о построении правового государства в России. По отношению к данному феномену можно сказать то же самое, что в свое время Аврелий Августин сказал о времени: "Пока я не задумываюсь об этом, мне кажется, что нет ничего понятнее". Актуальность темы обусловлена постоянным обращением к ней со стороны ученых-правоведов. Упоминание о правовом государстве можно найти практически во всех учебниках по общей теории государства и права и конституционному праву России, выпущенных за последние десять лет, в главах книг, посвященных данному вопросу, в статьях правоведов самых различных взглядов и методологических ориентаций. Сегодня признается тот факт, что правовым может быть названо такое государство, чье функционирование основано на праве и основным направлением деятельности которого является соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека.

Названные обстоятельства определяют актуальность данной темы курсовой работы.

Цель данной работы: рассмотреть  основные аспекты правового государства. В связи с этим в работе будут решены следующие задачи:

1) изучены понятие  и признаки правового государства;

2) рассмотрены сущность  и признаки правового государства;

3) проанализированы проблемы и условия построения правового государства в России.

Объект исследования - правовое государство как определенная философско-правовая теория и соответствующая практика организации государственной власти и обеспечения прав и свобод человека, является одним из существенных достижений мировой цивилизации. Обзор различных характеристик правового государства приводит к заключению: привычно на переднем плане в них присутствуют и прежде всего подчеркиваются специфика организации и деятельности различных институтов публичной власти такого государства, в тесной взаимосвязи со свойственным ему политическим режимом. Подобная позиция является традиционной и истоки ее следует искать в глубокой древности.

Структура курсовой работы определена в соответствии с целью  и задачами исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие и признаки правового государства

 

Коротко выразить сущность правового государства можно так: правовое государство - это государство, деятельность которого осуществляется на основе и в рамках законов и которое признает, уважает и охраняет права и свободы граждан.

Развитие идеи правового  государства, эволюция взглядов различных мыслителей, отмеченные в первой главе работы, привели к формированию отдельных качественных характеристик правовой государственности, которые выступают в виде системы признаков. Признаки - это основополагающие требования, определяющие в своей совокупности идеальную модель государства, которое могло бы называться правовым. Их формирование обусловлено многими факторами: спецификой исторической эпохи, уровнем развития науки, образования, культуры, обычаями и традициями общества, его нравственно-духовным потенциалом, уровнем правового сознания и правовой культуры, господствующими религиозными и идеологическими взглядами и т.д.

Итак, основные характеристики правового государства касаются его признаков, на которых строятся отношения в треугольнике, состоящем из таких субъектов, как личность, общество и государство.

Основной ценностью  в правовом государстве признается личность с ее правами и свободами. Права и свободы личности могут  быть обеспечены при условии подчинения государства обществу и связанности государства правом. Этому способствует устройство государства на принципах народного суверенитета, демократизма, верховенства закона, разделения властей, взаимной ответственности государства и личности, политического и идеологического плюрализма, гласности в деятельности государственного аппарата и информированности граждан, наличие демократического правосудия и судебных форм защиты прав и свобод граждан, режима законности.

Конституции правовых государств и законодательство должны учитывать  и реализовывать международные правовые стандарты о правах и свободах человека, зафиксированные в международно-правовых документах. В их числе прежде всего следует назвать Всеобщую декларацию прав человека, принятую ООН 10 декабря 1948 г. (эта дата отмечается как День прав человека), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах (оба пакта приняты ООН 16 декабря 1966 г., ратифицированы СССР 18 сентября 1973 г.), ряд конвенций, принятых ООН (о предупреждении геноцида, апартеида, о политических правах женщин и др.), конвенций МОТ (Международной организации по труду).

 

 

 

В современной правовой науке существуют разнообразные  точки зрения, отличающиеся прежде всего полнотой изложения, личными  позициями авторов, но по сути отражающие одни и те же подходы[1].

Например, ни у кого не вызывают возражения основные критерии правового государства: верховенство права, равенство всех перед законом, законный характер деятельности исполнительно-распорядительных органов.

Почти все авторы отстаивают такие черты правового государства, как: разделение властей, взаимное сдерживание  друг друга, что исключало узурпацию  власти одним из ведомств; взаимная ответственность государства и личности; реальность прав и свобод граждан; наличие эффективного механизма контроля за деятельностью государственного аппарата; примат права в организации и деятельности всех государственных органов и др.

Многие исследователи считают необходимым условием правового государства утверждение человека как самоценности, понимание свободы и справедливости в качестве главного критерия общественного прогресса.

Вряд ли кто-либо будет  оспаривать значимость повышения роли и авторитета судебной власти, обеспечения независимого правосудия и формирование эффективных институтов конституционного контроля за законностью.

Анализ современной  литературы по рассматриваемому вопросу  дает основание предложить следующую  формулировку понятия правового государства: функционирование государства в гражданском демократическом обществе, суверенная власть которого основана на признании общечеловеческих ценностей, приоритете права, реальном обеспечении высочайшего статуса своих граждан.

В данной формулировке отражены главные отличительные черты, по которым о государстве можно судить как о правовом. Здесь подразумевается высокий уровень развития общественных отношений, воплощенных в реальный результат - гражданское демократическое общество. В целом подобное понимание отражает и некоторые черты общества будущего - это демократизм, суверенность публичной власти, основанной на суверенитете народа, реальность и гарантированность прав и свобод граждан.

Право в данной трактовке  понимается как неотъемлемое социальное свойство индивида, качество человека, масштаб социальной свободы. Именно приоритет свободы личности, обеспечивающий ее самоопределение, связь с обществом, как раз и предполагает приоритет права.

 

 

 

 

 

______________________________

[1] Теория государства  права / Под ред. М.М.Рассолова и др. – М., 2007. – С.261.

 

 

 

Итак, большинство авторов  относит к основным признакам  правового государства следующие  признаки[2]:

  • правовая защищенность человека, признание его высшей ценностью, целью государства, а не средством решения каких-либо государственных задач;
  • приоритет права, признание, соблюдение, гарантирование и защита прав, свобод и законных интересов гражданина;
  • единство права и закона, законность во всех видах общественных отношений, во всех линиях деятельности государства, его органов, должностных лиц;
  • верховенство и прямое действие конституции, эффективное осуществление конституционной законности;
  • внешний и внутренний суверенитет государства, общественно-политическая стабильность, территориальная целостность;
  • соответствие национального законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права, примат, прямое действие международного права;
  • осуществление всех государственно-властных полномочий государственными органами только на основе конституции, правовых законов;
  • правовое разграничение деятельности различных ветвей государственной власти;
  • высокий авторитет правосудия, основанного на демократических принципах; судебная власть как гарант восстановления нарушенных прав и справедливого наказания виновных;
  • регулярные, свободные, демократические выборы как легальная и легитимная основа формирования народом органов государственной власти всех уровней;
  • многопартийность, плюрализм, отсутствие монополизма в политике, контроль общества над властью;
  • наличие антимонопольных механизмов в экономике, равенство всех форм собственности, высокий жизненный уровень всего населения, экономическая независимость гражданина от государства;
  • реальность осуществления законных интересов личности, единство его прав и обязанностей, взаимная ответственность гражданина и государства;
  • высокий уровень просвещения и правовой культуры граждан, наличие развитого гражданского общества.

Рассмотрим подробнее некоторые признаки организации и деятельности правового государства.

_________________________________

[2] Темнов Е.И. Теория государства и права. – М., 2003. – С.278.

 

 

 

Так, наиболее важным признаком, определяющим все остальные характеристики и взаимосвязи и, собственно, название данного типа государств, является признак приоритетности (господства) права. Его можно назвать базовым, потому что он характеризует ту атмосферу, в которой должна функционировать рассматриваемая нами модель социального организма. Только при наличии правовой среды можно говорить о возможности и реальном осуществлении прав и свобод личности, о разделении властей, о правовой государственности вообще. В литературе при характеристике правового государства очень часто употребляется термин "господство права", происхождение которого, очевидное связано с английским "rull of low" - "правление права" или "господство права". По мнению юристов, русский перевод данного термина не адекватен вкладываемому в него содержанию и точнее было бы говорить о приоритетности права. Это поможет избежать, с одной стороны, трактовки права как средства подавления и насилия, а с другой - фетишизации права как самодовлеющего и самоуправляющегося явления.

В советской правовой науке за десятилетия утвердилось положение о безусловном примате государства над правом, которое лишь инструмент государственной власти. Государство выступало творцом права, а иногда эта роль отводилась даже и не государству, а личности "вождя", которого, например, называли "творцом Конституции СССР". Отсюда и расхожая формулировка о том, что "государство предоставляет права гражданам", что эти права - своего рода "дар" государства народу. В течение многих десятилетий в массовое сознание внедрялась мысль о том, что всеми своими правами и благами советский человек обязан лишь государству, а то и отдельной личности. Всеобщая декларация прав человека, международные пакты основаны как раз на противоположной философии, утверждающей абсолютную ценность человеческой личности, ее приоритет над государством, прирожденный, естественный характер человеческих прав и свобод. Исходя из этого, представляется возможным подойти с новыми критериями к пониманию закона как внешней формы закрепления права.

Законодательные установления, которые ущемляют свободы личности, делают ее неравноправным с государством субъектом общественных отношений, тем самым противоречат идее правового государства.

Признак реальности прав и свобод человека предполагает функционирование механизма гарантий. Человек должен быть уверен, что его права, которых он не лишен по закону, обеспечены в любой сфере общественных отношений. Реальность закрепленных в Конституции РФ основных прав и свобод обеспечивается как индивидуальными возможностями самого гражданина, который вправе защищать свои права и свободы всеми, не запрещенными законом способами, так и государства в целом. При этом реализуются прежде всего связь граждан со всем государством, а не только с его отдельными органами или должностными лицами. При подлинной демократии, в условиях законности, права и свободы не только признаются и юридически закрепляются государством, но и реально обеспечиваются путем создания фактических и правовых условий для их действительного осуществления. Демократическое государство отличается именно тем, что его законодательство предусматривает наиболее оптимальный исходный уровень благополучия своих граждан, т.е. гарантирует им право на достойную жизнь и свободное развитие. Таким образом, под гарантиями нужно понимать совокупность созданных государством средств обеспечения гражданам фактических и юридических возможностей пользоваться всеми демократическими правами и свободами. Можно выделить материальные, политические и юридические гарантии.

Информация о работе Правовое государство