Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 15:19, курсовая работа
Объект исследования - правовое государство как определенная философско-правовая теория и соответствующая практика организации государственной власти и обеспечения прав и свобод человека, является одним из существенных достижений мировой цивилизации. Обзор различных характеристик правового государства приводит к заключению: привычно на переднем плане в них присутствуют и прежде всего подчеркиваются специфика организации и деятельности различных институтов публичной власти такого государства, в тесной взаимосвязи со свойственным ему политическим режимом. Подобная позиция является традиционной и истоки ее следует искать в глубокой древности.
ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие и признаки правового государства……………..…………………4
2. Сущность правового государства…………………………………………..15
3. Принципы правового государства………………………………………….19
4. Условия и проблемы построения правового государства в РФ ……….....32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………….42
Признавая приоритет прав и свобод по отношению к государственной власти, следует понимать, что без государства, без юридических механизмов и процедур эти права и свободы не могут быть реализованы. Само гражданское общество не располагает возможностями обеспечения прав человека, хотя и создаёт для этого социальные и психологические предпосылки. Государство и гражданское общество – не антиподы, а «союзники» в отношении к правам человека. Ценность государства заключается в его опоре на право. Умаляя значение государства, мы неизбежно умаляем и роль права»[25].
______________________________
[25] Правовое государство в России: Замысел и реальность: Круглый стол юристов. – М.,1995.– С. 38-39
4.Условия и проблемы построения правового государства в РФ
В современном мире Россия занимает особое место. В истории страны можно отметить неоднократные попытки утверждения ценностей либерализма, открытого общества, которые сменялись прямо противоположным процессом, стремлением восстановить авторитарное государство и традиционализм. В настоящее время Россия чаще всего рассматривается в качестве "застрявшей" между авторитарно-тоталитарным прошлым и пока еще несбывшимся либеральным будущим страны. Многие исследователи подчеркивают переходный характер современной отечественной государственности. Данный период характеризуется высоким уровнем дезорганизации, слабостью государства, слабостью массового признания его ценности, отсутствием сформированного по новым принципам правового поля, крайне недостаточным продвижением к рынку и развитием частной инициативы, коррупцией, преступностью и т.д.
Тем не менее, нынешнее состояние России оценивается по-разному. Так, академик Н.Н. Моисеев пишет: "Воспринимаю все происшедшее в моей стране не как кризис, а как катастрофу. И не только личную, не только национальную." Писатель А.И. Солженицын отмечал: "Россия измучена преступлениями, грабежами национального достояния в миллиарды и миллиарды долларов - не последовало ни одного весомого уничтожения и не одного гласного суда". Небезынтересна и точка зрения американского политолога, профессора Стивена Коэна, который считает, что в России в 90-е гг. XX века "происходила кошмарная национальная трагедия"[26].
Проблема осмысления специфики правовой государственности в современной России является одним из центральных вопросов в отечественном государствоведении. Современные исследования идут в нескольких направлениях. Во-первых, рассматриваются историко-правовые и общекультурные предпосылки формирования правового государства в России. Во-вторых, большое значение уделяется вопросу о "приживаемости" идеалов правового государства и открытого общества в условиях российской действительности. В-третьих, анализируется содержание действующих и принимаемых нормативно-правовых актов (законов, подзаконных актов) с точки зрения их соответствия принципам, основным характеристикам и функциям правового государства.
Обращаясь к истории государственно-правовой мысли, ряд авторов подчеркивает наличие соответствующих идей в работах И.Т. Посошкова ("Книга о скудости и богатстве", 1724), С.Е. Десницкого ("Представление об учреждении законодательной, судительской и наказательной власти в Российской империи", 1768), П.И. Новгородцева ("Общественный идеал в свете современных исканий" (1910) и "Демократия на распутье").
____________________________
[26] Любашиц В.Я. и др. Теория государства и права. – Р-н/Д., 2002. – С.199.
Кроме этого можно выделить ряд академических трудов Н.М. Коркунова, Б.А. Кистяковского, И.И. Палиенко, С.А. Котляревского и др., в которых будущее России связывается с идеями конституционализма и прав человека, с господством права во всех сферах государственной жизни. Огромный вклад внесла деятельность различных государственных чиновников "конституционалистов" и реформаторов (М.М. Сперанского, М.Т. Лорис-Меликова, Н.П. Игнатьева, С.Ю. Витте и др.). Однако в условиях устоявшейся, исторически обусловленной патерналистски-патриархальной действительности, выраженного конфликта традиционных и "реформаторских" ценностей в сознании самих прогрессивных государственных деятелей их усилия в этом направлении оказались бесплодными. Большое значение в разработке идей, связанных с ограничением власти в пользу общества, имеют также "диссидентские" взгляды А.Н. Радищева, П. Пестеля, И. Муравьева, А.И. Герцена и др[27]. Таким образом, до 1917 г., несмотря на сложную социально-политическую обстановку, отсутствие должным образом структурированного гражданского общества, господство традиционно-патриархальных, консервативных взглядов, в отечественной политико-правовой мысли идеи правовой государственности возникали и развивались.
События революции 1917 г.
и последующая советская
После смерти Сталина в 1953 г. делаются робкие попытки реанимировать некоторые идеи правового государства, но при условии сохранения прежнего политического режима, начинается так называемый "период оттепели". Однако эти попытки с самого начала были обречены на провал. С распадом СССР и постепенным отказом от социалистической идеологии в стране правовое государство начинает восприниматься именно как общемировая идея.
____________________________
[27] Общая теория государства и права. Т.1 / Под ред. М.Н.Марченко. – М., 2006. – С.368.
Приходит понимание того, что понятия "правовое государство" и "тоталитарное государство" являются антиподами.
Правовое государство, несмотря на то, что, на самом деле, нет и никогда не было одной-единственной идеи правового государства, должно быть действительно понято в его единственном смысле как государство, связанное с правом, без прилагательных типа "социалистическое" или "буржуазное". Было также признано, что советское государство по сути своей всегда являлось тоталитарным.
Советское правоведение принципиально не признавало понятия "правовое государство". В фундаментальном четырехтомном труде "Марксистско-ленинская общая теория государства и права" говорилось: "Вопрос о соотношении политической власти, государства, с одной стороны, и буржуазного права - с другой, пользуется неизменным вниманием буржуазной науки. Основная концепция данной проблемы сводится к так называемому "правовому государству", или "господству права" над государством (кроме нее имеют хождение и некоторые "этатистские" теории примата государства над правом). Такой подход для советской юридической науки к категории правового государства был естествен. Ведь марксистская доктрина определяет не только государство как "машину для подавления одного класса другим", но и право как "волю господствующего класса, возведенную в закон"[28].
Начатая М. Горбачевым либерализация коммунистического режима, известная как "перестройка", не могла не сказаться и на юридической мысли. То, что у многих ученых-юристов находилось под спудом, те сомнения, которые они не могли высказывать, не рискуя потерять работу и даже свободу, при ослаблении идеологических пут стало вырываться наружу. В разных юридических образовательных и научных институтах многие ученые открыто заговорили о неравнозначности понятий "закон" и "право", о том, что только в правовом государстве могут быть реально защищены права человека.
С одной стороны, это был зондаж состояния умов научной интеллигенции, а с другой - показатель того, что руководство партии (оно же руководство страны) испытывает интеллектуальный голод. Конечно, и в идеологическом аппарате ЦК КПСС были люди, мыслившие гораздо прогрессивнее, чем в среднем масса партийных чиновников (например, А. Яковлев, Г. Шахназаров, Ф. Бурлацкий и др.), но и им требовалась интеллектуально-идейная подпитка (что, кстати, нормально для любой политической системы).
Итак, идея правового государства постепенно просочилась в партийный аппарат. Этот процесс можно датировать примерно 1987-1988 годами. Однако в классическом виде данная идея не могла быть принята в то время.
__________________________
[28] Краснов М.А. Перспективы правового государства в России // Общественные науки и современность. – 2003. - №2. – С.56.
Поэтому неудивительно, что XIX Всесоюзная партийная конференция КПСС, сыгравшая большую роль в либерализации режима, провозгласила курс на построение лишь социалистического правового государства: "Конференция, - говорилось в ее резолюции, - считает делом принципиальной важности формирование социалистического правового государства как полностью соответствующей социализму формы организации политической власти". Конечно, можно сказать, что прилагательное "социалистическое" меняет саму суть понятия "правовое государство". Так же как в корне меняет суть понятие демократии, когда соединяется с прилагательным "социалистическая" (согласно доктрине В. Ленина о существовании лишь классовой демократии).
В отличие от категории "демократия", более или менее известной массам, термин "правовое государство" входил тогда лишь в элитарный словарь. Поэтому его введение в более широкий оборот, даже в сочетании со словом "социалистическое", выглядело в глазах людей как значительный поворот, если не в политике, то во всяком случае в настроениях правящей верхушки.
Общая логика процесса либерализации, охватившего постепенно все сферы жизни - от духовной до экономической, - обусловила и общественное отношение к понятию правового государства. Оно быстро стало популярным. К 1989-1992 гг. относится наибольшее число публицистических выступлений видных российских юристов, разъясняющих смысл данного понятия. И эти разъяснения соответствовали уже классическим представлениям о правовом государстве.
Однако Россия, как
и большинство
переход от тоталитарного
режима к демократическому через
разрушение тоталитаризма как
для большинства
Л.А. Морозова отмечает сущностную черту современной российской государственности, в частности, "существование наряду с демократическими элементами авторитарных методов и средств. Опасность подобного симбиоза состоит в том, что может привести к восстановлению тоталитарной государственности, появлению антидемократических политических сил, нарастанию противоречия в обществе и, как следствие, к конфликтной ситуации"[29];
следует отметить длительность
переходного состояния
нельзя забывать о
полиэтническом характере России, культурном
и религиозном "разбросе", открытом
характере национального
Особое внимание необходимо уделить правовым вопросам. Для российского общественного сознания, пожалуй, наиболее трудным является освоение соответствующих природе правового государства отношений между личностью и обществом, государством и гражданином. Хотя понятие "гражданского общества" еще со времен перестройки усилиями демократической элиты и средств массовой информации стало весьма широко распространяться в России, однако в настоящее время можно говорить только о самом раннем начальном этапе становления такого общества. Структура его аморфна, а нестабильность общественных отношений порождает у населения безразличие к решению важнейших проблем. Средний россиянин чаще всего убежден, что все проблемы страны должны решаться властью, и не склонен объединяться с другими людьми, чтобы участвовать в какой-либо социальной, коллективной деятельности по решению этих проблем. В этом отношении весьма характерно, что большинство, считающие необходимым развитие демократии, не предает значения ни формированию независимых от государства общественных организаций и объединений, ни становлению самоуправления на муниципальном уровне.
На этом фоне, конечно, нельзя не отметить и элементов новизны, возникших в процессе перехода от социалистического государства к общедемократическому. Это и принятие Конституции РФ 1993 г., и обновление отраслевого законодательства (в области уголовного,
____________________________
[29] Морозова Л.А. Проблемы современной российской государственности. – М., 2008. – С.21.
гражданского, семейного
права, трудового, уголовно-процессуального
и др.), возникновение новых