Правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 16:14, доклад

Описание работы

Этатические государства характеризуются тем, что во всей их деятельности преобладают формы и методы жесткого распорядительства и императивных предписаний, рассчитанных на обязательное и беспрекословное подчинение и исполнение всеми гражданами и иными субъектами общественных отношений. Кроме того, свободы и самостоятельность названных субъектов, автономность по отношению к государству сведены к минимуму. С этим связана и другая особенность - чрезмерная, порой гипертрофированная роль государства в его стремлении взять в свое непосредственное ведение и подчинение сферы экономики, социальных отношений, личной жизни граждан, вмешиваться в решение второстепенных и мелких вопросов

Файлы: 1 файл

ОП срсп №1.docx

— 30.46 Кб (Скачать файл)

Казахский Гуманитарно-Юридический  Инновационный Университет

 

 

 

 

 

СРСП № 1

Тема: Правовое государство.

 

 

 

Выполнила: Агзамова Аида Э-230а

Проверил: Хакимов Б.Е.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Семей 2013 г.

1.Классификация  государств по их отношению  к праву.

 

Чтобы разобраться в огромном множестве государств, которые существовали в прошлом и существуют в настоящее  время, их классифицируют по разным основаниям. Особый интерес представляет классификация  на этатические и правовые государства. В ее основу положены отношение государства к праву, а также место права в системе используемых форм и методов государственного управления обществом.

Этатические государства характеризуются тем, что во всей их деятельности преобладают формы и методы жесткого распорядительства и императивных предписаний, рассчитанных на обязательное и беспрекословное подчинение и исполнение всеми гражданами и иными субъектами общественных отношений. Кроме того, свободы и самостоятельность названных субъектов, автономность по отношению к государству сведены к минимуму. С этим связана и другая особенность - чрезмерная, порой гипертрофированная роль государства в его стремлении взять в свое непосредственное ведение и подчинение сферы экономики, социальных отношений, личной жизни граждан, вмешиваться в решение второстепенных и мелких вопросов. Положение личности и других субъектов общественных отношений зависит не столько от четких и стабильных предписаний закона, сколько от субъективного усмотрения государственных органов и должностных лиц, с которыми они сталкиваются повседневно.

Правовые государства  исходят из идеи приоритетности права  в государственном управлении и  потому отдают предпочтение правовым формам и методам, учитывающим не только намерение официальных органов  и должностных лиц, но и необходимость  обеспечения и гарантирования прав, свобод и интересов граждан и  других субъектов общественных отношений. Правовым государством чуждо вмешательство  во все экономические, социальные и  духовные процессы, а также в область  межличностных взаимоотношений. Они  представляют значительную автономию  и свободу действий участникам общественных отношений, особо заботясь о закреплении  их правового статуса и следя  за его соблюдением.

Между двумя названными группами государств находятся различные  государства промежуточного типа, в  которых неразрывно сочетаются черты  первых и вторых. Некоторые из них  по своему характеру, природе и направленности более близки к этатическим государствам, но стараются при этом следовать отдельным правовым принципам и началам.

Другие же приближаются к  правовым государствам, не утратив, однако, признаков этатизма.

К этатистским государствам относятся все разновидности тоталитарных и авторитарных режимов. Правовыми являются цивилизованные и высокоразвитые государства Запада и Востока. Прежнее советское государство, в состав которого на правах союзной республики входил Казахстан, было типичным примером неправового, этатического государства. В нем конституция, законы и иные нормативные правовые акты не занимали подобающего им места, уступая по своей значимости актам партийных органов, преобладали командно-приказные методы управления. Более того, государство постоянно чинило произвол и беззакония по отношению к своим гражданам, а в 30-50 гг. устроило беспрецедентные по масштабам и жестокости массовые политические репрессии против ни в чем неповинных людей. 11 Основы государства и права Республики Казахстан. Уч.пособие. А., 1999.

В связи с возрастающим влиянием идей о приоритетности права  в управлении в современный период непрерывно увеличивается число стран, которые в конституциях и иных актах декларируют свою принадлежность к правовым государствам. Однако эти декларации следует соотносить с реальным состоянием дел в каждой такой стране. Необходимо объективно определить, созданы ли в ней условия для практического преобразования прежнего неправового государства в правовое и на какой стадии: начальной, промежуточной или завершающей - находится этот процесс, ибо часто представление государства о самом себе расходится с действительной его характеристикой.

Возникновение правовых государств явилось закономерным следствием длительной эволюции государственно-правовых процессов, результатом своеобразной «селекции» и тщательного отбора передовых, прогрессивных и эффективных  институтов управления. Этому предшествовало теоретическое осмысление преимуществ  правовых форм государственного управления над командно- административными и полицейско-приказными.

Можно сказать, что теоретические  истоки правового государства уходят корнями в прошлое. Уже передовые  мыслители древности (Платон, Аристотель и др.) высказывали мнение о том, что конструкция государства  не может быть прочной, устойчивой и  надежной без учета огромной позитивной роли права. Право рассматривалось  как противовес произволу государственных  правителей: закон не должен находится  под чьей-либо властью, ибо призван направлять действия всех органов, должностных лиц и граждан.

На основе этих идей, первоначально  являвшихся разрозненными и выступающих  порой в виде отдельных догадок, впоследствии сформировалась стройная и целостная концепция правового  государства. Ее родоначальниками являются Дж.Локк, И.Кант, В.Гумбольд, Г.Еллинек, К.Шмитт и др. Хотя по частным вопросам у этих мыслителей имеются определенные различия, но в главном они едины - в признании того, что государство само должно неукоснительно следовать правовым предписаниям и требовать того же от всех участников общественных отношений. 11 Теория государства и права. курс лекций/под ред. Марченко М.Н. М., 1996.

Воплощение положений  теоретической концепции правового  государства в практику жизнедеятельности  ряда стран наталкивалось на сопротивление  консервативных сил и, преодолевая  его в борьбе, сопровождалось глубокими  преобразованиями всех сторон государственной  и общественной деятельности: демократизировались принципы построения и функционирования всей государственной системы, наполнялся реальным содержанием статус личности, первостепенное значение приобретали правовые ценности, уменьшался произвол чиновников, чья деятельность постепенно вводилась в русло урегулированности и упорядоченности.

Появление и увеличение «семьи»  правовых государств знаменует новый  этап в политическом развитии человеческого  общества. Это выдающееся достижение государственно-правовой теории и практики, непреходящее завоевание современной  цивилизации. Самим фактом своего существования, повседневности успехами во всех областях жизни правовые государства служат ориентирами другим странам, показывают им пути построения справедливого гуманистического общества.

Можно утверждать, что отныне число правовых государств в мире будет расти за счет уменьшения числа  этатических государств. Но это общая тенденция развития, которую нельзя трактовать упрощенно. Ведь в зависимости от реального соотношения социально-политических сил в разных странах возможны трудно прогнозируемые повороты, не укладывающиеся в указанную выше общую тенденцию развития, когда например, отдельные страны, достигнув рубежей правового государства, затем могут повернуть в сторону последующего установления в них тоталитарного или авторитарного режимов. В целом же прогресс необратим.

 

2. Построение правового  государства в Казахстане.

 

На рубеже ХХI века Казахстан вступил в эпоху коренных преобразований. В своей деятельности республика ориентируется на формирование правового государства, осознавая при этом себя миролюбивым гражданским обществом, объявляет высшей ценностью права и свободы человека и гражданина. Конституция Республики Казахстан 1995 г. устанавливает верховенство права как общечеловеческой ценности. Вместе с тем такие категории, как социальное, демократическое, светское, правовое государство, гражданское общество и другие еще не достаточно разработаны в государственно-правовой науке Казахстана. Появилась необходимость теоретической разработки указанных понятий, что будет способствовать более глубокому пониманию основных начал и закономерностей развития правового государства, выработке научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию деятельности конституционно-правовых институтов в целях формирования закрепленной в Конституции модели государства.  
В первой же статье Конституции суверенного Казахстана закреплено, что республика утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством. Отметим, что идея построения правового государства не является каким-то аморфным понятием. Дело в том, что она исходит из примата общечеловеческих ценностей над классовыми и национальными интересами.  
Как бы ни определяли правовое государство, что бы ни вкладывали в его содержание, всегда имеется в виду государство, в котором царит не произвол, а право и справедливость. Это общий смысл идеи, позволяющий рассматривать правовое государство как нечто противоположное полицейскому или тоталитарному государству. Если кто-то думает, что имеется некая сверхпрогрессивная концепция правового государства, которую мы долго по недоразумению не признавали, а теперь, когда признали, то получили счастливую возможность с ее помощью выйти на высокий уровень цивилизации, то он глубоко ошибается. За идеей правового государства, очень общей и ценностной по своему характеру, стоит огромное множество воззрений, концепций, теорий, различных по идеологической окраске и философско-мировоззренческой направленности, отвечающих курсу разнообразных политических движений и партий. Это теории консервативные и либеральные, демократические и авторитарные, светские и клерикальные, естественно-правовые и юридико-догматические. 

Поскольку понятие правового  государства всегда находится в  тесной связи и зависимости от того, как общество понимает и развивает  свое право, постольку можно говорить о двух главных моделях рассматриваемой  идеи. В Европе на базе правовых систем романо-германского типа развилась  модель собственно правового государства. Основные отличительные черты этой системы - господствующее положение  закона среди источников права и  наличие обстоятельно разработанных  кодексов, законов. В англосаксонском мире на базе систем общего права возникла другая модель - "господства права", менее определенная, чем "правовое государство", и означающая, что все власти в государстве (законодательная, исполнительная и судебная) подчиняются не столько закону, роль которого по традиции довольно скромна, сколько принципам, характеризующим общее право, то есть фундаментальным принципам справедливости, морали, честности, обязательности. Особенностями этой модели являются высокое положение судебной власти, судейское правотворчество, прецеденты, право справедливости и т.д..

Естественно, что нам ближе  первая модель, хотя и та и другая на протяжении ХХ века претерпели заметную эволюцию и сблизились друг с другом. Современные представления о  правовом государстве базируются на романо-германских и англосаксонских  традициях, а источником этих представлений  считаются ученые - английский философ  Д. Локк и немецкий философ И. Кант. Основные элементы понятия правового  государства складывались издавна  и постепенно, многие из них были высказаны в античные времена (Платон, Аристотель, Полибий, римские юристы), в эпоху средневековья и позже. Термин "правовое государство" впервые  появился в начале ХIХ столетия в германской литературе, а развернутые концепции появились где-то в середине ХIХ века.   

В ХХ веке правовое государство  все чаще получает дополнительное определение, выступает в качестве "социального  правового государства". За этим стоят очень серьезные процессы, позволяющие сделать вывод о  том, что рассматриваемая идея в принципе совместима с различными экономическими и социальными системами, с различными ориентациями общества в социальной сфере. Таким образом, развитие идеи правового государства свидетельствует, что эта теория носит внеклассовый характер и применима в условиях разных государств.

 Если мы останавливаем  свой выбор на идее правового  государства, это не значит, что  тем самым мы выбрали тип  экономики (скажем, свободный или  регулируемый рынок), форму правления  (скажем, республику), политический  режим (скажем, демократию). В самой  идее правового государства ничего  не заложено такого, что могло  бы вместе с ней осуществиться  автоматически. 

Между замыслами и реальностью - дистанция огромного размера. Несмотря на обилие претензий, мы еще не видели в мире ни одного безукоризненно действующего правового государства. Но любой  шаг в этом направлении является важным и ценным. Успех возможен тогда, когда правовые механизмы  конструируются на уровне высокого профессионального  творчества, когда есть глубокие идеи, а идеи умело переводятся на язык политических и юридических норм, выражаются в социальных институтах. От политической культуры и общественного  сознания, от уровня научных разработок зависит, каким будет правовое государство  в нашей стране, как пойдут процессы его формирования. 

Правовое государство - качество, к которому стремится Республика Казахстан и начало которого положено Конституцией 1995 года, созидающей такую  легитимную суверенную организацию  по упорядочению многообразия и устойчивому  развитию казахстанского общества, которая  во всей деятельности своих органов  и должностных лиц связана  правовыми нормами, подчинена им и постоянно корректируется в  соответствии с ними. Определенные успехи в этом достигнуты. Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев, выступая на торжественном заседании, посвященном Дню независимости республики, отметил, что за годы независимости "мы заложили прочный фундамент нашей независимости, в корне преобразовали свою политическую и экономическую систему". 

Правовое и демократическое  государство есть не цель, а ценность, некий идеал, достигнуть которого невозможно. В данном случае можно говорить о  процессе и направлении движения, о степени демократизма или влияния  права на государство. Целью может  быть достижение конкретной модели демократии, которая может быть скомпилирована, заимствована или самобытна, однако здесь возникают уже другие проблемы - восприятие народом конкретной модели развития, его готовности к тем  или иным преобразованиям. Таким  образом, следуя по пути радикального политического и социального  реформирования государства и общества, законодатель, выражающий волю народа, должен четко представлять себе, что  любое качественное изменение общества - процесс длительный и болезненный. Декларация о правовом государстве - только первый шаг, следующий - жесткое  и каждодневное следование требованиям  правовой государственности. Попытаемся установить основные признаки, характеризующие правовое государство, так как формирование правового государства требует последовательного проведения в жизнь его основных принципов. 

Первым из них я назвал бы господство права во всех сферах общественной жизни и верховенство закона, выражающего правовые принципы общества. 

Информация о работе Правовое государство