Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 16:14, доклад
Этатические государства характеризуются тем, что во всей их деятельности преобладают формы и методы жесткого распорядительства и императивных предписаний, рассчитанных на обязательное и беспрекословное подчинение и исполнение всеми гражданами и иными субъектами общественных отношений. Кроме того, свободы и самостоятельность названных субъектов, автономность по отношению к государству сведены к минимуму. С этим связана и другая особенность - чрезмерная, порой гипертрофированная роль государства в его стремлении взять в свое непосредственное ведение и подчинение сферы экономики, социальных отношений, личной жизни граждан, вмешиваться в решение второстепенных и мелких вопросов
Закон - это не продукт произвольной деятельности государства; он должен отвечать демократическим правовым принципам равенства и справедливости. Законодательные установления, которые ущемляют свободу личности, делают ее неравноправным с государством субъектом общественных отношений, противоречат идее правового государства. Государство не обладает какой-то самодовлеющей волей в формулировании законов; оно призвано выражать в законах объективно складывающиеся общественные отношения, не допускать "юридического насилия" над ними, выражаемого в различного рода командах и запретах. Командно-запретительные методы, облеченные в форму закона, оборачиваются тяжкими потерями и для общества, и для человека. Поэтому правовое государство начинается там, где законодатель понимает принципы ограничения своей воли реальными объективными правовыми отношениями, в основе которых лежат свобода и равенство его участников. Преодоление веры во всесилие закона, в возможность решить все проблемы общества только законодательными мерами, понимание важности выявления общенародной воли и общественного мнения важный элемент психологической переориентации государственного сознания, формирования правового государства. Только принятие закона, соответствующего объективной природе общественных отношений, правовым принципам, общенародной воле, делает его юридическим актом правового государства, которое выражает подлинное народовластие и демократизм. Исходя из этих критериев, следует говорить о верховенстве закона и его господстве в общественной жизни.
Связанность законом самого государства, всех его органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан - второй важнейший правовой и морально-политический принцип, характеризующий правовое государство. Он состоит в том, что государство, издавшее закон, не может само же его нарушить. Понятно, что этот принцип противостоит любым формам произвола, анархии, своеволия, вседозволенности.
Незыблемость свободы личности, ее прав и интересов, чести и достоинства, их охрана и гарантированность - третий принцип правового государства. Права и свободы человека - освоенная мировым сообществом, признанная и закрепленная в соответствующих международно-правовых актах, социально и юридически обеспеченная мера поведения человека, признаваемая за каждым, неотъемлемая и неотчуждаемая способность к выбору желаемого для него варианта поведения, в отношении которого никто не может наложить какие-либо ограничения и запреты. Человек является источником своих естественных прав и свобод, которые поэтому не могут быть отчуждены. Любой человек должен быть уверен в незыблемости и неизменности своих прав и свобод.
Взаимная ответственность
государства и личности - четвертый
принцип правового государства.
Он выражает нравственные начала в
отношениях между государством как
носителем политической власти, и
гражданином как участником ее осуществления.
Устанавливая в законодательной
форме свободу общества и личности,
само государство несвободно от ограничений
в собственных решениях и действиях.
Посредством закона оно должно брать
на себя обязательства (внутри- и внешнеполитического
характера), обеспечивать справедливость
в своих отношениях с гражданином,
общественными организациями, с
другими государствами и всем
международным сообществом. Государство
определяет правовые меры ответственности
своих официальных
"Правление закона"
означает, что государство, его
органы признают приоритет
Процесс формирования взаимной ответственности государства и личности имеет не только юридические аспекты. В его успешном развитии первостепенное значение приобретают нравственные стороны, восстановление доверия человека к государству, социальной системе в целом.
Наконец, правовое государство должно располагать эффективными формами контроля и надзора за осуществлением законов и других нормативно-правовых актов. Это - пятый принцип.
Сегодня в стране существуют различные формы контроля: судебный контроль, контроль за конституционностью законов со стороны Конституционного Совета, прокурорский надзор, а также контроль правоохранительных органов и органов государственного управления. Следует отметить недостаточную эффективность системы контроля, что приводит к многочисленным нарушениям права.
Главную роль в разрешении
коллизий, возникающих в различных
сферах жизни, должен играть
суд. И это понятно: ведь
суд строит свою деятельность
в соответствии с такими
Критериями качества правовой
государственности Казахстана, успешное
формирование которой зависит от
соответствующих экономических
и политических предпосылок, преодоления
правового нигилизма и
Только реализация принципа
комплексного подхода может продвинуть
процесс формирования правового
государства. Значительным шагом в
этом направлении явились изменения
Список литературы.