Правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 16:14, доклад

Описание работы

Этатические государства характеризуются тем, что во всей их деятельности преобладают формы и методы жесткого распорядительства и императивных предписаний, рассчитанных на обязательное и беспрекословное подчинение и исполнение всеми гражданами и иными субъектами общественных отношений. Кроме того, свободы и самостоятельность названных субъектов, автономность по отношению к государству сведены к минимуму. С этим связана и другая особенность - чрезмерная, порой гипертрофированная роль государства в его стремлении взять в свое непосредственное ведение и подчинение сферы экономики, социальных отношений, личной жизни граждан, вмешиваться в решение второстепенных и мелких вопросов

Файлы: 1 файл

ОП срсп №1.docx

— 30.46 Кб (Скачать файл)

Закон - это не продукт  произвольной деятельности государства; он должен отвечать демократическим  правовым принципам равенства и  справедливости. Законодательные установления, которые ущемляют свободу личности, делают ее неравноправным с государством субъектом общественных отношений, противоречат идее правового государства. Государство не обладает какой-то самодовлеющей  волей в формулировании законов; оно призвано выражать в законах  объективно складывающиеся общественные отношения, не допускать "юридического насилия" над ними, выражаемого  в различного рода командах и запретах. Командно-запретительные методы, облеченные в форму закона, оборачиваются тяжкими потерями и для общества, и для человека. Поэтому правовое государство начинается там, где законодатель понимает принципы ограничения своей воли реальными объективными правовыми отношениями, в основе которых лежат свобода и равенство его участников. Преодоление веры во всесилие закона, в возможность решить все проблемы общества только законодательными мерами, понимание важности выявления общенародной воли и общественного мнения важный элемент психологической переориентации государственного сознания, формирования правового государства. Только принятие закона, соответствующего объективной природе общественных отношений, правовым принципам, общенародной воле, делает его юридическим актом правового государства, которое выражает подлинное народовластие и демократизм. Исходя из этих критериев, следует говорить о верховенстве закона и его господстве в общественной жизни. 

Связанность законом самого государства, всех его органов, общественных организаций, должностных лиц и  граждан - второй важнейший правовой и морально-политический принцип, характеризующий  правовое государство. Он состоит в  том, что государство, издавшее закон, не может само же его нарушить. Понятно, что этот принцип противостоит любым  формам произвола, анархии, своеволия, вседозволенности. 

Незыблемость свободы личности, ее прав и интересов, чести и достоинства, их охрана и гарантированность - третий принцип правового государства. Права и свободы человека - освоенная мировым сообществом, признанная и закрепленная в соответствующих международно-правовых актах, социально и юридически обеспеченная мера поведения человека, признаваемая за каждым, неотъемлемая и неотчуждаемая способность к выбору желаемого для него варианта поведения, в отношении которого никто не может наложить какие-либо ограничения и запреты. Человек является источником своих естественных прав и свобод, которые поэтому не могут быть отчуждены. Любой человек должен быть уверен в незыблемости и неизменности своих прав и свобод. 

Взаимная ответственность  государства и личности - четвертый  принцип правового государства. Он выражает нравственные начала в  отношениях между государством как  носителем политической власти, и  гражданином как участником ее осуществления. Устанавливая в законодательной  форме свободу общества и личности, само государство несвободно от ограничений  в собственных решениях и действиях. Посредством закона оно должно брать  на себя обязательства (внутри- и внешнеполитического  характера), обеспечивать справедливость в своих отношениях с гражданином, общественными организациями, с  другими государствами и всем международным сообществом. Государство  определяет правовые меры ответственности  своих официальных представителей за их действия, совершаемые от имени  государства. 

"Правление закона" означает, что государство, его  органы признают приоритет права,  подчиняются праву, не могут  обходить его предписания ни  при каких условиях и несут  ответственность за нарушение  таких предписаний. Правовое государство  должно выработать не только  систему правовых ограничений  своей деятельности, но и нести  политическую, правовую и моральную  ответственность перед народом  за невыполнение взятых на  себя обязательств. 

Процесс формирования взаимной ответственности государства и  личности имеет не только юридические  аспекты. В его успешном развитии первостепенное значение приобретают  нравственные стороны, восстановление доверия человека к государству, социальной системе в целом. 

Наконец, правовое государство  должно располагать эффективными формами  контроля и надзора за осуществлением законов и других нормативно-правовых актов. Это - пятый принцип. 

Сегодня в стране существуют различные формы контроля: судебный контроль, контроль за конституционностью законов со стороны Конституционного Совета, прокурорский надзор, а также контроль правоохранительных органов и органов государственного управления. Следует отметить недостаточную эффективность системы контроля, что приводит к многочисленным нарушениям права. 

 Главную роль в разрешении  коллизий, возникающих в различных  сферах жизни, должен играть  суд. И это понятно: ведь  суд строит свою деятельность  в соответствии с такими демократическими  принципами, как независимость, коллегиальность,  гласность, презумпция невиновности, состязательность и равенство  сторон, право обжаловать принятые  решения. Надо добиться, чтобы  судьи, прокуроры, следователи  были ограждены от любого давления  и вмешательства в их деятельность. Они должны подчиняться закону  и только закону. Здесь уместно  употребление общепринятого тезиса  о господстве закона над всем  и вся. Однако следует предостеречь от чрезмерного преувеличения формально-юридического подхода к проблеме правового государства. 

Критериями качества правовой государственности Казахстана, успешное формирование которой зависит от соответствующих экономических  и политических предпосылок, преодоления  правового нигилизма и законодательного идеализма в общественном правосознании, от повышения правовой культуры населения  и должностных лиц государства, отлаживания всей юридической системы и возвышения правосудия, служит гарантированность прав и свобод человека и гражданина на уровне международных стандартов; верховенство Конституции и утверждение правозаконности; установление экономической свободы и четкое определение границ экономической деятельности государства; республиканский политический строй и устойчивая эффективная форма правления; единство государственной власти и разделения их на ветви при наличии системы "сдержек и противовесов"; независимость судебной власти; взаимная ответственность государства и гражданина. Перечисленные признаки нашли отражение в нормах Конституции 1995 года и должны быть полностью воплощены в казахстанской реальности. 

Только реализация принципа комплексного подхода может продвинуть процесс формирования правового  государства. Значительным шагом в  этом направлении явились изменения и дополнения, внесенные 7 октября 1998 года по инициативе Президента Республики Казахстан в Конституцию Республики Казахстан. Сегодня есть все предпосылки создания правового государства, известны, в общем-то, условия этого процесса, но практическое решение будет зависеть от согласованности усилий каждого человека, общества в целом и самих государственно-правовых институтов. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

  1. Конституция РК 1995
  2. Основы государства и права Республики Казахстан. Учебное пособие. А., 1999г.
  3. Сборник законодательных актов.
  4. Баймаханов М.Т. Правовое государство.
  5. М.В. Федоров, В.В. Еремян «Основы государства и права».

Информация о работе Правовое государство