Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 08:30, курсовая работа
В современной российской правовой науке нет, наверное, более популярного, но в то же время малоизученного термина, чем " правовое государство ", особенно когда речь идет о построении правового государства в России. По отношению к данному феномену можно сказать то же самое, что в свое время Аврелий Августин сказал о времени: "Пока я не задумываюсь об этом, мне кажется, что нет ничего понятнее". Актуальность темы обусловлена постоянным обращением к ней со стороны ученых-правоведов. Упоминание о правовом государстве можно найти практически во всех учебниках по общей теории государства и права и конституционному праву России, выпущенных за последние десять лет, в главах книг, посвященных данному вопросу, в статьях правоведов самых различных взглядов и методологических ориентаций. Сегодня признается тот факт, что правовым может быть названо такое государство, чье функционирование основано на праве и основным направлением деятельности которого является соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека.
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Взгляды теоретиков на правовое государство …………………..4
Глава 2. Сущность и признаки правового государства…………………….12
Глава 3. Проблемы и перспективы формирования правового государства в
России………………………………………………………………………….28
Заключение……………………………………………………………………39
Список литературы…………………………………………………………...44
Однако при более детальном рассмотрении, приближенном к отечественным реалиям, кроме всего прочего, следует учитывать и то, что формирование правового государства в современной России (см. главу 3) - это сложный и весьма длительный процесс, который будет разворачиваться только по мере проведения в жизнь политической, экономической и правовой реформ, возрождения нравственных устоев, общечеловеческих и собственно национальных ценностей, построения современного демократического гражданского общества. То обстоятельство, что в России нет полноценного демократического, правового государства признавал неоднократно первый Президент РФ. Кроме того, становление правовой государственности предполагает генезис особых правовых отношений между гражданином и государством, между различными органами власти, а также значительно обновленное взаимодействие между правом, обществом и политикой.
В конечном счете приоритет права означает: а) рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона; б) соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех перед законом) с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой; в) необходимость идеологически-правового обоснования любых решений государственных и общественных органов; г) наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур (конституции и законов, системы материальных и процессуальных гарантий и т.д.).
Признак правовой защищенности человека и гражданина. Сразу следует подчеркнуть, что данный признак носит первичный, комплексный, непреходящий и абсолютный характер. Человек как разумное и общественное существо в процессе своей жизни, общения с себе подобными создает различные организационные формы своего существования и устанавливает приемлемые для себя правила игры, нормы поведения. В этом смысле право и государство производны от человека.
Комплексность заключается в том, что названный принцип лежит в основе всех взаимосвязей гражданина как с государством и его органами, так и с другими общественными образованиями, другими гражданами в рамках правовых отношений по поводу самых различных объектов.
Непреходящий характер указанного признака обусловлен естественным происхождением права, возникшего, по существу, из стремления человека сохранить, защитить свои жизнь, свободу, здоровье и т.д. Иными словами, право возникло и существует как разумная сторона бытия, мера свободы человека.
Абсолютность (тотальность) этого признака состоит в том, что все взаимоотношения индивида с государством (его органами, должностными лицами) должны строиться только на правовой основе. Если они выходят за пределы действия права, со стороны государства это может обернуться произволом, внеправовым насилием, игнорированием нужд человека.
Признак правовой защищенности в содержательном плане имеет специфические правовые моменты. Это:
1) равенство сторон и
взаимная ответственность
2) особые тип правового
регулирования и форма
3) стабильный правовой
статус гражданина и система
юридических гарантий его
1) Нормальные правовые
отношения предполагают
2) Поскольку презюмируется,
что правовое государство
и гражданин - равноправные участники
правоотношений, основной формой
их взаимосвязей выступает
Для либеральных социальных систем характерно сочетание двух основных типов правового регулирования. Действия гражданина регламентируются по общедозволительному типу, разрешающему делать все, что прямо не запрещено в законе, поощряющему творчество, социально полезную инициативу. Государство, его органы и должностные лица должны руководствоваться разрешительным типом правового регулирования, который позволяет им действовать только в пределах своей компетенции, делать лишь то, что разрешено законом.
3) Устойчивый, стабильный
правовой статус гражданина (система
его прав и обязанностей) и
четкий, бесперебойно работающий
юридический механизм его
Признак единства права и закона. В правовом государстве любой нормативно-правовой акт должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым. Это означает, что он должен отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах человека и гражданина, быть принятым легитимным органом государственной власти, законно избранным или назначенным. И наконец, при его издании должен быть использован весь комплекс правовых средств и приемов, выработанных мировой практикой. Это логически выверенные и соизмеримые с гуманистическими принципами правовые конструкции и понятия, адекватные норме процессуальные формы, адресные типы и способы правового регулирования, последовательные демократические процедуры принятия законов и др.
Признак правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Власть в государстве может олицетворять один человек (монарх, диктатор, харизматический лидер), она может принадлежать группе лиц (хунте, верхушке партийно-политической бюрократии). В данном случае для властвующих неважно, каким путем она им досталась (революция, гражданская война, переворот, по наследству, и т.п.). Но для правового государства характерным является демократический способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом.
Традиционная концепция разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную применительно к современным государствам должна пониматься не как дележ власти, а как создание системы сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций. Законодательная власть (верховная), избранная всенародно, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть (производная от законодательной), назначаемая представительным органом власти, занимается реализацией законов и оперативно-хозяйственной деятельностью. Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных. В Англии, США и других странах судебная власть явилась источником и стержнем формирования всей правовой системы. В России начало реальному разделению властей положила судебная реформа 1864 г. В историко-теоретическом плане можно говорить о необходимости постоянного возвышения судебной власти, испокон веков олицетворяемой с образцами беспристрастности и справедливости.
В плане содержания указанным признакам соответствуют три составляющих: собственно правовой (нормативный) компонент, индивидуально-правовой (компонент прав и свобод граждан) и организационно-правовой (институциональный) компонент[10].
Правовой компонент теории и практики правового государства содержит такое правопонимание, для которого характерны различение права и закона и создание на основе этого правопонимания правовых законов.
Различение права и закона может быть проведено с естественно-правовых и более широких позиций. Согласно классической точке зрения, отличительным признаком права является принцип формального равенства, то есть применение равного масштаба ко всем субъектам права.
Принцип формального равенства в правовом выражении представляет собой справедливость как правовое начало. Правовое, равное и справедливое - тождественные понятия. Правовые законы закрепляют справедливость, правовые требования и начала равенства, а не произвол властей и привилегии.
Отличительной чертой правового государства по сравнению с так называемым "государством законности" является разработка, принятие и реализация правовых законов, а не господство законов, легализующих произвол, бесправие и несправедливость.
Индивидуально-правовой компонент теории и практики правового государства состоит в утверждении правовой формы и правового характера взаимоотношений между публичной властью и гражданами.
Правовой характер взаимоотношений проявляется в связанности государства и граждан взаимными правами и обязанностями. При этом правосубъектность граждан, их права и свободы рассматриваются не как продукт воли и усмотрения публичной власти (дарованные вольности), а как объективно - складывающиеся в данном сообществе отношения, поддержание которых является обязанностью публичной власти.
Институциональный компонент правового государства включает в себя организационно-правовые факторы, призванные исключить монополизацию власти, то есть ее сосредоточение в руках одного лица, органа или социального слоя. Такими факторами являются: конституционно-правовой регламент государственной власти; разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; а также конституционно-правовой контроль за правомерностью нормативных актов и деятельностью всех властей.
Правовое государство
принято сопоставлять с
Сопоставление правового государства с полицейским Правовое государство Полицейское государство
Граждане живут по принципу:
"разрешено то, что не запрещено"
Граждане живут по принципу:
"разрешено то, что разрешено"
Законы позволяют гражданам делать все, что не нарушает деятельность государственных служб, прав других граждан Законы позволяют администрации, властным структурам делать все, что не нарушает права человека
Государство проводит либеральную политику, выполняя роль "ночного сторожа" Государство занимает активную позицию, не ограничивается обеспечением безопасности
Полицейское вмешательство в деятельность граждан возможно только при нарушении юридических запретов Полицейское вмешательство имеет тенденцию к расширению под различными разумными предлогами
Права и свободы граждан могут быть ограничены только в той мере, в которой это необходимо для защиты других (всех) Права и свободы не отрицаются, но администрация их контролирует (разрешительный порядок, лицензирование и т.п.)
Граждане исходят из презумпции: власть, администрация склонны злоупотреблять полномочиями Государство, власть исходят из презумпции: граждане склонны злоупотреблять свободой
Господствует конституция, правовые законы, на которых основываются все постановления администрации Конституция, законы существуют, но распоряжения и приказы властей стоят на первом месте
Закрепление в конституции, законах естественных прав человека рассматривается как важная юридическая гарантия Закрепление прав, свобод, безопасности граждан является чисто формальным, гарантирует же права высокое должностное положение, крупная собственность
Государство само не нарушает фундаментальные права граждан и обеспечивает их эффективную защиту от злоумышленников Государство защищает свободу, жизнь, собственность граждан от посягательств преступников, но не от государственных структур
Разделение властей преследует цель отделить силовые органы от органов властных, политических Разделение властей (если оно имеет место) преследует цель прозаического делового разделения труда
На первом месте стоят права и свободы, законные интересы человека На первом месте стоят интересы государства, его бюджета, безопасности и т.д.
Реалии сегодняшнего дня предполагают не "народный" характер правового государства, а представление последнего в качестве одного из элементов системы открытого общественного устройства, в рамках которого правовое государство оказывается одним из системных элементов наряду с развитым гражданским обществом и рыночным хозяйством. М.В. Рац справедливо отмечает, что ценность гражданского общества состоит именно в том, что оно "мешает неправовому государству, просто несовместимо с ним. Тут уж одно из двух: либо государство подминает под себя человека и общество, превращая их соответственно в "винтиков" и "население", либо выступает как один из институтов гражданского общества (что вовсе не мешает ему быть сильным), и тогда "винтиками" обязаны быть государственные чиновники". Правовое государство мыслимо лишь в паре с гражданским обществом и без последнего превращается в декорацию, которая лишь неискушенному "зрителю" может показаться реальностью[12].
Таким образом, правовое государство - это государство, деятельность которого осуществляется на основе и в рамках законов и которое признает, уважает и охраняет права и свободы граждан. К основным признакам правового государства, подробно рассмотренным выше, относят: правовую защищенность человека, признание его высшей ценностью; приоритет права, признание, соблюдение, гарантирование и защита прав, свобод и законных интересов гражданина; единство права и закона, законность во всём; верховенство и прямое действие конституции; внешний и внутренний суверенитет государства; соответствие национального законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права; осуществление всех государственно-властных полномочий государственными органами только на основе конституции, правовых законов; правовое разграничение деятельности различных ветвей государственной власти; высокий авторитет правосудия; свободные и демократические выборы; многопартийность, плюрализм, отсутствие монополизма в политике; наличие антимонопольных механизмов в экономике, равенство всех форм собственности, высокий жизненный уровень всего населения; реальность осуществления законных интересов личности, единство его прав и обязанностей, взаимная ответственность гражданина и государства; высокий уровень просвещения и правовой культуры граждан, наличие развитого гражданского общества.